UzAuto Motors

UzAuto Motors
Uzauto-motors-logo.jpg
Узауто-промышленностьУзауто-промышленность
Тип компания
Листинг на бирже Шаблон:UZSE
Основание 1993 год
Прежние названия UzDaewooAuto
GM Uzbekistan
Основатели UzAutoSanoat и General Motors
Расположение Флаг Узбекистана Узбекистан, Ташкент
Отрасль автомобилестроение
Продукция автомобили, Запасные части
Оборот $3265,4 млн (2022)
Операционная прибыль $280,8 млн (2022)
Чистая прибыль $235,1 млн (2022)
Активы $3296,4 млн (2022)
Число сотрудников более 26 тыс.
Материнская компания UzAutoSanoat
Аудитор Deloitte
Сайт uzautomotors.com
Chevrolet Spark

UzAuto Motors — акционерное общество, представляющее собой ключевого игрока в автомобильной индустрии Узбекистана. Компания специализируется на изготовлении и реализации пассажирских транспортных средств, включая легковые автомобили и компактные микроавтобусы под брендом Chevrolet. Примечательно, что до середины 2019 года предприятие функционировало под наименованием General Motors Uzbekistan.

Производственные мощности UzAuto Motors сосредоточены в двух географических локациях: в городе Асака, расположенном в Андижанской области, и в Питнаке — городе, находящемся в Хорезмской области Узбекистана. Эти заводы играют ключевую роль в обеспечении автомобильного рынка страны и экспортных поставок.

История

UzAuto Motors, ныне ведущий автопроизводитель Узбекистана, ведёт свою историю с 1993 года[1]. Производственная деятельность компании стартовала 19 июля 1996 года на новопостроенном автозаводе. Предприятие быстро завоевало лидирующие позиции на внутреннем рынке, полностью удовлетворив спрос на легковые автомобили в стране. Кроме того, продукция UzAuto Motors получила широкое распространение за рубежом, в частности, в государствах СНГ, Грузии, Афганистане и Пакистане.

Особое внимание компания уделяет профессиональному развитию персонала. Сотрудники завода регулярно проходят комплексные стажировки в ведущих автомобильных концернах, включая Daewoo, General Motors и другие мировые автогиганты.

Производственные показатели UzAuto Motors демонстрируют устойчивый рост: если в 2006 году было выпущено около 160 тысяч автомобилей, то к 2011 году этот показатель увеличился до 175 тысяч, а в 2018 году превысил отметку в 220 тысяч единиц. Однако экспортные поставки в страны СНГ столкнулись с рядом вызовов, включая усиление конкуренции со стороны местных производителей и последствия экономического кризиса 2008 года.

Экономическая турбулентность в Российской Федерации негативно отразилась на продажах автомобилей узбекского производства на российском рынке, что, в свою очередь, повлияло на финансовую стабильность АО «ДжиЭм Узбекистан» (прежнее название UzAuto Motors). Кризис перепроизводства привёл к накоплению значительных запасов экспортных автомобилей на складах в Ферганской долине и даже к временной приостановке работы Асакинского завода в августе 2015 года.

В 2007 году компания расширила своё присутствие, организовав Ташкентский филиал на базе бывшего Ташкентского авиационного производственного объединения имени В. П. Чкалова. Здесь была налажена крупноузловая (SKD) сборка моделей Chevrolet Captiva, Tacuma и Epica, а с 2012 года — и Chevrolet Malibu.

Ключевым этапом в истории предприятия стало его реорганизация в 2008 году. В результате сотрудничества АК «Узавтосаноат» и американского концерна General Motors было создано АО «ДжиЭм Узбекистан», ставшее преемником UzDaewooAuto. С этого момента автомобили Daewoo начали выпускаться под брендом Chevrolet, хотя в странах СНГ сохранилась торговая марка UzDaewoo из-за ранее заключённых соглашений о беспошлинной торговле.

В последующие годы компания продолжала развиваться, представляя новые модели и адаптируясь к меняющимся рыночным условиям. Значимыми вехами стали выпуск миллионного автомобиля, презентация Daewoo Gentra в 2013 году и производство двухмиллионного автомобиля UzDaewoo в 2014 году.

В 2019 году, после завершения процесса национализации, предприятие было переименовано в UzAuto Motors. В 2020 году компания возобновила использование бренда Chevrolet, прекратив при этом выпуск автомобилей под маркой Ravon для рынков России и СНГ.

Новейшая история UzAuto Motors ознаменовалась проведением IPO в феврале 2023 года, в результате которого около 0,3 % акций компании стали обращаться на Ташкентской фондовой бирже. В том же месяце на заводе в Асаке было запущено серийное производство модели Chevrolet Onix, что свидетельствует о продолжающемся развитии и модернизации производственных мощностей компании.

Продукция

На протяжении своей истории UzAuto Motors (ранее известная под другими названиями) производила разнообразную линейку автомобилей. Ассортимент продукции компании эволюционировал, отражая изменения на рынке и в структуре предприятия.

Ранний период (1996–2003):

Производство началось с выпуска компактных моделей. Chevrolet Damas, многофункциональный микроавтобус, остаётся в производстве с 1996 года по настоящее время. Chevrolet Labo, малотоннажный грузовик, выпускался с 1996 по 2004 год, а затем его производство было возобновлено в 2015 году. Daewoo Tico, миниатюрный городской автомобиль, выпускался с 1996 по 2003 год.

Шевроле Авео

Период сотрудничества с Daewoo (1996–2008):

Этот этап ознаменовался производством популярной модели Daewoo Nexia (1996–2008), впоследствии заменённой на Daewoo Nexia II (2008–2016).

Эра Chevrolet и диверсификация (2003–2018):

В этот период были запущены в производство такие модели, как Chevrolet Lacetti (2003–2013), Chevrolet Captiva (2007–2018) и Chevrolet Epica (2007–2012). Chevrolet Malibu производился с 2012 по 2017 год, а затем был заменён на Chevrolet Malibu 2, выпуск которого начался в 2017 году, но был прекращён в 2018[2].

Введение бренда Ravon (2010–настоящее время):

Под маркой Ravon было запущено несколько моделей: Ravon Matiz (ранее известный как Daewoo Matiz, 2001–2018), Ravon R2 (с 2010 года), Ravon R4 и Ravon Gentra (обе с 2013 года), Ravon Nexia (с 2016 года).

Новейшая история (2018–настоящее время):

В последние годы компания расширила свой модельный ряд, включив в него Chevrolet Tracker (с 2018 года), а также запустив в 2020 году производство моделей Chevrolet TrailBlazer, Equinox, Traverse и Tahoe. Самое недавнее дополнение к линейке - Chevrolet Onix, производство которого началось в 2023 году.

Стоит отметить, что некоторые модели, такие как Chevrolet Orlando, имели относительно короткий период производства (2014–2018), что отражает динамичность автомобильного рынка и стратегические решения компании.

Заводы

Chevrolet Captiva II

UzAuto Motors, ранее известная как GM Uzbekistan, осуществляет производство автомобилей на трёх ключевых предприятиях, расположенных в различных регионах Узбекистана. Каждый из этих заводов специализируется на выпуске определённого модельного ряда, что позволяет оптимизировать производственные процессы и логистику[3].

Центральным производственным комплексом компании является Асакинский автомобильный завод, расположенный в Андижанской области. Это предприятие фокусируется на выпуске линейки автомобилей под брендом Ravon, включая компактные городские модели Matiz и R2, седаны Gentra и Nexia, а также R4 – автомобиль гольф-класса.

В столице республики функционирует Ташкентский автомобильный завод, который специализируется на производстве автомобилей более высокого класса. Здесь с конвейера сходят среднеразмерный седан Chevrolet Malibu и кроссовер Chevrolet Captiva, ориентированные на потребителей, предпочитающих комфорт и современные технологии.

Третье производственное подразделение UzAuto Motors — Хорезмский автомобильный завод — находится в городе Питнак Хорезмской области. Этот завод отвечает за выпуск коммерческих и многофункциональных транспортных средств. В его ассортимент входят компактный микроавтобус Chevrolet Damas, малотоннажный грузовик Chevrolet Labo, а также многоцелевой минивэн Chevrolet Orlando, сочетающий в себе черты семейного автомобиля и коммерческого транспорта.

Такое распределение производства по различным регионам страны не только оптимизирует логистические процессы, но и способствует экономическому развитию различных областей Узбекистана, создавая рабочие места и стимулируя рост смежных отраслей промышленности.

Примечания