Шульгин, Пётр Фёдорович

Материал из «Знание.Вики»
(перенаправлено с «Шульгин»)
Пётр Фёдорович Шульгин
Shulgin-pyotr-fyodorovich2.jpg
Дата рождения 19 октября 1916(1916-10-19)
Место рождения село Ермаковка, Кокчетавский уезд, Акмолинская область, Российская империя
Дата смерти 24 февраля 1993(1993-02-24) (76 лет)
Место смерти город Королёв, Россия
Страна  СССРФлаг России Россия
Место работы НИИ-88ОКБ-1НПО «Энергия»
Альма-матер Уфимский авиационный институт (1942)
Учёная степень доктор технических наук (1958)
Награды и премии

Пётр Фёдорович Шульгин (19 октября 191624 февраля 1993) — советский учёный и инженер-конструктор в области создания двигательных установок для ракетно-космической техники, доктор технических наук (1958). Участник осуществления создания и запуска первого в мире искусственного спутника Земли (1957); участник Советской лунной программы. Лауреат Ленинской премии в области науки и техники (1960).

Биография

Родился 19 октября 1916 года в селе Ермаковка Кокчетавского уезда Акмолинской области в крестьянской семье.

В 1937 году поступил в Уфимский государственный авиационный институт, который окончил в 1942 году. в 1942 году призван в ряды Красной армии и в звании младшего техника-лейтенанта направлен в действующую армию на фронт, участник Великой Отечественной войны в составе 14-й воздушной армии ВВС Волховского фронта в должности старшего авиационного техника 57-й стационарной авиационной мастерской; был руководителем группы узлов по разборке, промывке и дефектации моторов (турбореактивных двигателей «ВК-105») на советских самолётах-истребителях и пикирующих бомбардировщиках, кроме того занимался предотвращением разрушения подшипников коленвала для двигателей жидкостного охлаждения «Эллисон V-1710» для полученного от союзников по ленд-лизу истребителя «Bell P-39 Airacobra» (Белл P-39 «Аэрокобра»); под его руководством был обеспечен выпуск авиационных моторов авиационной техники после ремонта; им был разработан способ испытания и монтажа магистралей картеров и проверки работы бензопомпы после ремонта для авиационного мотора «ВК-105», благодаря чему было значительно сокращено время сборки мотора и своевременного устранения течи масла из соединений магистрали при испытании мотора на станке. 12 марта 1943 года при ремонте авиационной техники получил ранение под Старой Руссой. 5 июня 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР № 49/н за отличие в деле ремонта авиационной техники в военных условиях был награждён Орденом Красной Звезды[1][2].

Участие в создании ракетно-космической техники

В 1946 году Шульгин постановлением Государственного комитета обороны СССР в составе группы советских специалистов был направлен в служебную командировку в Германский институт «Нордхаузен» под руководством Л. М. Гайдукова, С. П. Королёва и В. П. Глушко, в составе этой группы он занимался изучением двигателей баллистической ракеты дальнего действия «Фау-2», управляемой зенитной ракеты «Шметтерлинг» и «Вассерфаль»[3][4][2][5]. В 1946 году приглашён на работу в СКБ-88 НИИ-88 в составе Министерства вооружения СССР (в 1950 году переименовано в Специальное конструкторское бюро, в 1956 году в ОКБ-1, в 1966 году в Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦНИИ машиностроения), в 1974 году было переименовано в НПО «Энергия») под общим руководством С. П. Королёва, осуществляющего работы по реактивной и ракетной технике и разработке ракет дальнего действия. В 1964 году Шульгин был назначен руководителем лаборатории двигательных установок Проектного бюро (под руководством К. Д. Бушуева) в Отделе № 3 под руководством В. П. Мишина; лаборатория под руководством Шульгина занималась работами в области проектирования двигательной установки первой баллистической ракеты «Р-1», за основу которой была взята ракета «Фау-2» («V-2 — Vergeltungswaffe-2») немецкого конструктора Вернера фон Брауна. С 1950 по 1964 год являлся заместителем руководителя Отдела № 3; под его руководством и непосредственным участием велись исследования перспектив создания ракет дальнего действия различных типов (с дальностью полёта 5000-10000 километров с массой боевой части 1-10 тонн). В 1958 году на основании представленных материалов Высшая аттестационная комиссия СССР присудила Шульгину без защиты диссертации учёную степень доктор технических наук. В 1964 году был назначен руководителем отдела двигательных установок[3][4][2][5][6].

Шульгин был участником разработки жидкостной одноступенчатой баллистической ракеты средней дальности «Р-5» и «Р-11»; исследования под руководством Шульгина (разработка рулевых двигателей) способствовали успешному запуску первой межконтинентальной баллистической ракеты «Р-7» и выведению 4 октября 1957 года на орбиту первого в Мире искусственного спутника Земли (за участие в котором 27 декабря 1957 года он был награждён Орденом Трудового Красного Знамени[2][4]); осуществления 12 апреля 1961 года первого полёта человека (Юрия Алексеевича Гагарина) в космическое пространство[3][4][2][5][6]; под его руководством были разработаны двигатели работавшие на разгонных блоках, в том числе наземной отработки разгонного блока «Д» для автоматических станций для исследования Луны, Венеры и Марса, в том числе занимался разработкой пневмогидравлических систем питания агрегатов, теплообменников, фильтров, пневмоарматуры и шар-баллонов для ракеты-носителя сверхтяжёлого класса «Н-1» и экспедиционного космического корабля Л3 в комплексе Н1-Л3 для советской лунно-посадочной пилотируемой программы; им были разработаны двигатели работавшие на разгонных блоках «Е», «И» и «Л» для ракеты-носителей «Молния» и «Электрон». 18 апреля 1960 года «закрытым» Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР «За разработку космической ракеты для исследования Луны» П. Ф. Шульгин был удостоен Ленинской премии в области науки и техники[4][2]; был участником проведения специальных лётных испытаний блока «Д» на ракете-носителе тяжёлого класса «Протон», предназначенного для выведения автоматических космических аппаратов на орбиту Земли и далее в космическое пространство[3][4][2][5][6].

Скончался 24 февраля 1993 года в городе Королёве Московской области, похоронен на Болшевском кладбище[2].

Награды

Премии

  • Ленинская премия в области науки и техники (18.04.1960 — «За разработку космической ракеты для исследования Луны»)[3][4][2]

Примечания

  1. Шульгин, Пётр Фёдорович. Подвиг народа. Дата обращения: 12 марта 2021.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Шульгин, Пётр Фёдорович. Космический мемориал. Дата обращения: 15 мая 2023.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Космонавтика и ракетостроение России: биографическая энциклопедия: А-Я / сост.: М. А. Первов. — Москва : Федеральное космическое агентство : Столичная энциклопедия, 2011. — 742 с. — ISBN 978-5-903989-11-9
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королева 1946—1996 / Подгот. А. П. Александров и др. — Королев: Ракет.-косм. корпорация «Энергия», 1996. — 670 с.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Ракеты и люди (в 4-х тт.) / Черток Б. Е. Лунная гонка — М.: Машиностроение, 1999. — 2-е изд. — 538 с
  6. 6,0 6,1 6,2 Центральный научно-исследовательский институт специального машиностроения. Путь длиной в полвека: в 2 ч. / В. Авдеев. — 2-е доп. и перераб. изд. — Хотьково: 2015. — 300 с. — ISBN 978-5-9976-0091-4
  7. Шульгин, Пётр Фёдорович. Подвиг народа. Дата обращения: 15 мая 2023.
  8. Шульгин, Пётр Фёдорович. Подвиг народа. Дата обращения: 15 мая 2023.

Литература

  • Космонавтика и ракетостроение России: биографическая энциклопедия: А-Я / сост.: М. А. Первов. — Москва : Федеральное космическое агентство : Столичная энциклопедия, 2011. — 742 с. — ISBN 978-5-903989-11-9
  • Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королева 1946—1996 / Подгот. А. П. Александров и др. — Королев: Ракет.-косм. корпорация «Энергия», 1996. — 670 с.
  • Ракеты и люди (в 4-х тт.) / Черток Б. Е. Лунная гонка — М.: Машиностроение, 1999. — 2-е изд. — 538 с.
  • Центральный научно-исследовательский институт специального машиностроения. Путь длиной в полвека: в 2 ч. / В. Авдеев. — 2-е доп. и перераб. изд. — Хотьково: 2015. — 300 с. — ISBN 978-5-9976-0091-4
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!