Чатхан
Ча́тхан — струнно-щипковый музыкальный инструмент. Один из ведущих музыкальных инструментов хакасского народа. Он играл важную роль в сказаниях, передавая их настроение и характер содержания, вводя слушателя в загадочный мир легенд и исторических событий. Без чатхана не обходились состязания тахпахчи и даже в похоронных ритуалах играли на этом удивительном неподражаемом инструменте[1].
Описание объекта
Чатхан – традиционный хакасский музыкальный инструмент, игрой на котором сопровождались исполнение хаем – горловым пением текстов героических сказаний или народные музыкальные наигрыши. Чатхан имеет форму продолговатого ящика, прямого или расширенного к основанию с прикрепленными вдоль металлическими струнами. Корпус чатхана бывает двух разновидностей: с торцевыми закруглениями и без них. Длина инструмента варьируется от 90 до 200 см., ширина от 12 до 26 см, высота от 10 до 12 см, количество струн 7-9 и более. Настройка каждой струны осуществляется при помощи передвижных подставок, имеющихся под каждой струной[2].
В народно-исполнительской практике нет строго закрепленной высоты строя чатхана. Диапазон чатхана: от соль большой октавы до ре третьей октавы. Строй зависит от того, для какой цели инструмент настраивается: для аккомпанемента мужскому или женскому пению, в обычной манере или хаю, для сольного исполнения чатханных наигрышей или для оркестра. На сегодняшний день широко используется в исполнительской практике как сольный, ансамблевый и аккомпанирующий инструмент[2].
Легенда о Чат-хане
Жил пастух Чат-хан, который, чтобы облегчить свою трудную жизнь, создал музыкальный инструмент из кедра. Его музыка собирала стада, и пастухи стали работать легче. Но разбойники узнали о его даре, убили Чат-хана и унесли музыкальный ящик на свою гору. С помощью музыки, они без труда заманивали животных[3].
Тем временем в селении рос внук Чат-хана, ловкий охотник. Однажды, поднявшись на гору, он заметил, как великаны обирают животных, и решил действовать. С помощью хитрости и своего деда, он заманил разбойников в яму. Когда они упали, мальчик открыл пещеру с освобождёнными овцами и коровами, направил стадо домой, а музыку с ящика назвали чатханом в честь деда, а мальчика прозвали хайджи[3].
История выявления и фиксации
Наиболее ранние упоминания о некоторых музыкальных инструментах жителей Южной Сибири, включая чатхан, можно найти в трудах ученых XVIII – XIX веков. В 1722 году Даниэль Готлиб Мессершмидт, описывая чатхан сказителя из района реки Урюп, отметил, что этот инструмент имел шесть медных струн[2].
Пётр Паллас, путешествовавший в 1770 году по местностям «между Юсом и Абаканом, на западном берегу Енисея», делал заметку о чатхане качинцев с шестью проволочными струнами[4]. Согласно Л. П. Потапову, в последней четверти XVIII века чатхан качинцев был «с шестью струнами из конского волоса»[5]. В конце XIX века жители Качинского района использовали чатхан с 5-6 струнами, сделанными из бараньих кишок и тонкой медной проволоки[6], или 5-9 медными струнами[7]. Сагайцы-сказители также использовали чатхан с шестью струнами, как упоминает Н. Ф. Катанов[8][2].
В начале XIX века Григорий Иванович Спасский, рассматривая музыкальную культуру народов, кочующих в верховьях Енисея (таких как койбалы, моторы, арины, камасинцы, качинцы, сагайцы, бирюсы и каргинцы), обозначал чатхан как инструмент с семью металлическими струнами[9]. В 1894 году П. Е. Островских упомянул чатхан качинцев, который имел семь медных струн, из которых шесть были натянуты на веревках из конопли или бычьих жил, а одна была цельной. А. Анохин зафиксировал наличие веревочных надставок у чатханов сагайцев, качинцев и кызылов в 1909 - 1910 годах. Исследователи А. А. Кузнецова и П. Е. Кулаков в своей книге «Минусинские и Ачинские инородцы», опубликованной на основе научной экспедиции, проведенной в 1897 -1898 годах для изучения быта коренных жителей Хакасии, ошибочно описали чатхан, перепутав его с хомысом: «На полке мужской половины располагаются музыкальные инструменты инородцев. Наиболее распространенным из них является чатыган (монгольское слово), который представляет собой нечто среднее между русской балалайкой и мандолиной, с 2-3 струнами из крученного волоса или жил. Другой инструмент (комыс) напоминает мостовую гармонику: это длинный, выдолбленный снизу ящик, на котором натянуто до 9 проволочных струн, некоторые из которых натянуты на различные по длине тонкие жилы или веревочки. Для подставок под струны используются маленькие бараньи бабки…»[10]
Более подробные описания чатхана встречаются в трудах ученых XX века и начала XXI века[11]. Значительная роль в изучении и описании хакасского национального инструмента чатхана принадлежит музыковеду Анатолию Константиновичу Стоянову[2].
Примечания
- ↑ Балгазина Ч. Б. Чатхан в музыкальной культуре Хакасского народа // Форум молодых ученых. — 2020. — С. 41.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Абдина Р. П., Чарков С. Т. Чатхан . culture19.ru. Дата обращения: 29 ноября 2024.
- ↑ 3,0 3,1 Чатхан . ar.culture. Дата обращения: 29 ноября 2024.
- ↑ Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства по повелению Санктпетербургской Императорской Академии Наук / пер. Ф. Томанский. — Санкт-Петербург: Императорская Академия Наук, 1786. — 571 с.
- ↑ Потапов, Леонид Павлович. Краткие очерки истории и этнографии хакасов. (XVII-XIX вв.) / Проф. Потапов Л. П.. — Абакан: Хакоблгосиздат, 1952. — 218 с.
- ↑ Качинские татары Минусинского округа / предисл. Потанина Г. Н.. — Санкт-Петербург: Тип. А. С. Суворина, 1884. — 48 с.
- ↑ Попов Н. А. История Императорского московского общества истории и древностей Российских. — Москва: Изд. Имп. О-ва истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1884. — 27 с.
- ↑ Валеев Р. М., Тугужекова В. Н. Профессор Н. Ф. Катанов и его вклад в изучение этнографии и фольклора тюркских народов Центральной Азии // Новые исследования Тувы. — 2011. — № 1. — С. 9.
- ↑ Спасский, Григорий. Сибирский вестник. — Санкт-Петербург: Тип. Департамента нар. просвещения, 1818-1824.
- ↑ Чатхан . Министерство культуры Республики Хакассия. Дата обращения: 1 декабря 2024.
- ↑ Стоянов А. К. Чатхан у хакасов:историко-этнографическое обозрение // Вестник НГУ. Серия: История, филология. — 2008. — № 3.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |