Церковь римско-католическая Нотр-Дам де Франс (Санкт-Петербург)

Материал из «Знание.Вики»
Церковь римско-католическая
Нотр-Дам де Франс
Санкт-Петербург, Ковенский пер., 7.jpg
Страна  Россия
Город Санкт-Петербург
Местоположение Ковенский переулок, дом 7
Ближайшая станция метро Чернышевская
Конфессия католицизм
Епархия Римско-католическая архиепархия Божьей Матери в Москве
Архитектурный стиль Неороманский с элементами модерна
Архитектор Леонтий Николаевич Бенуа,
Мариан Марианович Перетяткович
Строительство 1903—1909 годы
Реликвии и святыни частицы Гроба Господня
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения
Состояние действующий

Церковь римско-католическая Нотр-Дам де Франс (приход римско-католической церкви Святой Марии Лурдской) — знаменитый католический храм в Ковенском переулке Санкт-Петербурга.

Представляет собой архитектурный памятник в неороманском стиле с элементами модерна, созданный в 1903-1909 годах архитекторами Л. Н. Бенуа и М. М. Перетятковичем[1]. Архитектурной особенностью здания является тридцатиметровая двухъярусная четырёхгранная башня-колокольня, накрытая гранёным куполом. Объект культурного наследия народов РФ федерального значения[2].

Лурдская Богоматерь — один из титулов Девы Марии, связан с её чудесным явлением во французском городе Лурд, впервые произошедшем в гроте Масабьель 11 февраля 1858 года и повторявшемся до 16 июля ещё 17 раз[3].

Архитектура

Перед революцией в столице жило 3700 французов-католиков, которые молились, как правило, в соборе святой Екатерины Александрийской на Невском проспекте. Во французском посольстве уже в 1860-е годы возник замысел отдельного храма для соотечественников, и тогда же архитектор Николай Леонтьевич Бенуа создал проект здания в готическом стиле. Однако лишь в октябре 1898 послу графу Монтебелло удалось, благодаря русско-французскому сближению, добиться Высочайшего разрешения на строительство французами собственного костёла. Сперва для него отвели Манежную площадь, но из-за протестов Православной Церкви и общественности летом 1900 был куплен за 67 тыс. руб. участок подальше от центра, в Kовенском переулке. Здесь, в том же году, по проекту архитектора Оскара Иосифовича Тибо-Бриньоля, члена общины, из дерева была выстроена небольшая временная приходская церковь.

По просьбе настоятеля патера Амвросия Кюни академик Леонтий Николаевич Бенуа сочинил в 1902 году проект трёхнефной базилики в романском стиле с отдельной высокой башней-колокольней. По этому проекту, отличавшемуся живописной композицией, здание 23 июня 1903 года и было заложено в присутствии посла графа Монтебелло. Оно возводилось на пожертвования и доходы от лотереи. Прежде всего была выстроена крипта с временным перекрытием, что позволило сразу начать богослужение. Теперь это нижний зал костела.

Французская фирма Батиньоль пожертвовала общине много финского гранита, оставшегося от постройки Троицкого моста, а Черноморский завод — цемент, что, в конечном итоге, привело к изменению первоначального проекта. В 1908 году Л. Н. Бенуа и его ученик М. М. Перетяткович составили новый вариант, предложив вместо нефов зал, перекрытый железобетонным сводом, и фасад, облицованный грубоколотым гранитом, что придало зданию облик в стиле модерн. Изменённый проект потребовал повторного утверждения, при этом возникли юридические трудности, преодолённые благодаря вмешательству французского посольства. Строительством руководил сам Перетяткович, главным подрядчиком был опытный инженер Сергей Николаевич Смирнов, конструкции исполнило товарищество «Железобетон». На 30-метровой колокольне повесили колокол, отлитый на заводе К. Орлова. Чаши для святой воды были сделаны из морских раковин.

Освящение костела во имя Французской Божией Матери (Notre Dame de France) произвел 22 ноября 1909 епископ Ян Цепляк в присутствии членов дипкорпуса и представителей власти.

Облик нового католического храма вышел на редкость аскетичным и строгим. Фасад церкви, выходящий на Ковенский пер., асимметричен. Он облицован большими блоками грубо околотого гранита. Боковую часть фасада венчает высокая четырёхгранная башня с полуциркульными окнами. Над вторым ярусом этой башни возвышается восьмигранный барабан с заостряющимся кверху куполом. На другой стороне фасада — лишь небольшая башенка, резко отличающаяся по своему силуэту. В центре главного фасада расположен портал в идее арки, украшенной колоннами. Имеются еще два входа в здание. Они расположены симметрично по разным сторонам от арки и ведут в нижний этаж храма.

На верхнем этаже — большой просторный зал, стены которого декорированы колоннами в готическом стиле. Внутреннее убранство храма также отличается строгостью и простотой. Запрестольный образ «Жанна д’Арк — защитница Франции» написал в 1916 известный художник-академист Эрнст Карлович Липгарт1957 году образ заменили картиной «Вручение ключей апостолу Петру» художника Захарова)[4].

Приход и прихожане

В храме хранятся частицы Креста Господня и некоторые святыни, переданные после закрытия собора святой Екатерины Александрийской.

Община перед революцией насчитывала 1500 прихожан. В этой церкви отпевали представителей семьи Бенуа и многих петербуржцев французского происхождения.

Престольный праздник сегодня отмечается 11 февраля, ранее отмечался 15 августа, в день Успения.

Настоятелем в 19071935 годах состоял патер-доминиканец Жан Амудрю. До августа 1941 года богослужения вел отец Кловис Флоран, высланный из СССР после разрыва отношений с Францией.

Церковь не действовала в 19221923 году, но затем не закрывалась (ибо по-прежнему была приписана к французскому посольству) и долгое время была единственной действующей католической церковью в Ленинграде. В ней в эти годы молились главным образом поляки.

Во время блокады богослужения прекратились и только осенью 1945 года возобновились. С этого времени храм носит имя Лурдской Божией Матери.

В 1957 году в храме был установлен Духовой орган в неоготическом стиле на 20 регистров, изготовленный в 1910 году немецкой органостроительной фирмой «E. F. Walcker».

В 1966 году во французской церкви в Ленинграде молился и причащался известный политический деятель, президент Франции генерал де Голль[5].

В 1997 году интерьер украсили витражи на библейские сюжеты, изготовленные Изабеллой и Михаилом Байковыми.

В 2007-2009 годах храм и приходской дом получили полностью новую систему отопления. Был произведен масштабный ремонт помещений обширного цокольного этажа храма, где находятся классы Воскресной школы и реализованы подсобные помещения. Отремонтированы фасады и имеются части приходского дома, где оборудованы новые помещения для собраний приходской молодежи. Дарохранительницу на главном алтаре вновь украсили бронзовые скульптуры ангелов, держащих подсвечники.

22 ноября 2009 года община торжественно отметила столетие освящения храма[6].

Примечания

  1. Римско-католическая церковь Лурдской Божией Матери. Citywalls.ru. 2023-08-03.
  2. Церковь римско-католическая Нотр-Дам де Франс. КГИОП. Дата обращения: 3 августа 2023.
  3. Пресвятая Дева Мария Лурдская. portal Vatican News. Дата обращения: 31 июля 2023.
  4. Католическая церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ (ЛУРДСКОЙ). Энциклопедия Спнкт-Петербурга. Дата обращения: 31 июля 2023.
  5. Костел Лурдской Божией Матери. Архивный комитет Санкт-Петербурга. Дата обращения: 31 июля 2023.
  6. Столетие храма Матери Божией Лурдской в ​​Санкт-Петербурге. Римско-католическая архиепархия Божией Матери. Дата обращения: 31 июля 2023.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!