Церковь Троицы Живоначальной (Колбацкое)
Православный храм | |
Церковь Троицы Живоначальной | |
---|---|
Страна | Россия |
Село | Колбацкое |
Конфессия | Православие |
Епархия | Иваново-Вознесенская |
Благочиние | Благочиние Ивановского района |
Автор проекта | неизвестен |
Строительство | 1822—1833 годы |
Приделы | Николая Чудотворца, Казанской иконы Божией Матери |
Состояние | недействующая, руинирована |
Сайт | kolbatskoe.cerkov.ru |
Медиафайлы на Викискладе |
Церковь Троицы Живоначальной (Троицкая церковь) — православный храм в селе Колбацкое Ивановского района Ивановской области.
Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения (Приказ комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия № 34-о от 05.07.2016)[1].
История
Находящийся в центре села, возле пруда, храм начал сооружаться в 1822 году. Зимние тёплые приделы свт. Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери были освящены 11 ноября 1828 года. Строительство храма велось на средства прихожан, поэтому окончено оно было только в 1833 году[2].
Пережив революцию и годы советского гонения на церковь, Троицкий храм был закрыт Решением облисполкома от 19 марта 1941 года. За последующие годы разрушался и в настоящее время находится в руинированном состоянии. К юго-западу от храма сохранилась скромная кирпичная сторожка 2-й половины XIX века[3].
Архитектура храма
Троицкий храм в Колбасном — типичная для данного региона сельская приходская церковь в стиле позднего классицизма, сохранившая типологию храмов XVII столетия. Центральное место в объемной композиции занимает высокий, в плане близкий к квадрату четверик с четырехскатной кровлей, куда врезаны пять маленьких, луковичной формы главок с перехватами. К нему примыкают прямоугольный алтарь, восточная сторона которого во всю ширину оканчивается круглой апсидой, а также уширенная по отношению к четверику, почти квадратная трапезная со скругленными углами. Стены алтаря и трапезной расчленены рустованными лопатками, прямоугольные окна в рамочных наличниках. Четверик храма в интерьере перекрыт сомкнутым сводом, ячейки двустолпной трапезной — крестовыми, апсида — конхой, нижний ярус колокольни — продольным коробовым сводом[3].
Четырехъярусная колокольня в одной связи с церковью завершена кровлей гуськового профиля и миниатюрной главкой на тонкой шее, по форме аналогичной храмовым. Фасады четверика членятся на два яруса. Более высокий нижний, массивный ярус, украшенный рустованными угловыми лопатками, завершен на боковых фасадах треугольными фронтонами. Традиционная трехъярусная структура этих фасадов дополнена небольшими полуциркульными окнами над основными прямоугольными проемами (средний — дверной). Во втором ярусе арочные окна, прорезанные по осям нижних проемов, обрамлены узкими наличниками и объединены горизонтальной тягой на уровне подоконников. Третий ярус прорезан высокими арками звона, четвертый — своеобразный резонатор — небольшими полуциркульными проемами[3].
Сохранившаяся внутренняя роспись выполнена клеевыми красками в середине XIX века и обновлена маслом в конце этого же века. Тогда же появился трафаретный орнамент в обрамлениях (в нижнем ярусе четверика, в алтаре и трапезной живопись утрачена). В мягкой цветовой гамме преобладают охристые, красные, бледно-фиолетовые и бледно-зеленые тона. Признаки классицизма прослеживаются в гризайльных карнизах в основании свода и более явственно — в карнизе с розетками и модульонами между полуциркульными окнами. В помещенной на своде «Похвале Троице» в изображении одеяний архангелов заметны иконописные приемы. Традиционные для 1-й половины XIX века композиции на слова «Отче наш» расположены в три яруса на западной стене. Своеобразные сцены на боковых стенах, иллюстрирующие «Притчу о царствии небесном», исполнены в духе примитивной провинциальной живописи[3].
Литература
- Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Ч.2, М., 2000.