Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Кочнево)

Православный храм
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Храм в 2023 годуХрам в 2023 году
Страна  Россия
Село Кочнево
Конфессия Православие
Епархия Иваново-Вознесенская
Автор проекта неизвестен
Строительство 1823 год
Приделы Покрова Пресвятой Богородицы,
Тихона Амафунтского
Состояние недействующая, руинирована

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская церковь) — православный храм в селе Кочнево Ивановского района Ивановской области.

Памятник градостроительства и архитектуры (Приказы комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия № 41-о, 42-о и 43-о от 26.04.2017)[1][2].

История

Каменная церковь с колокольней в одной связи была построена на средства прихожан в 1823 году на месте двух обветшавших деревянных. В ней было два престола: в холодной части — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в тёплой части — во имя Чудотворца Тихона Амафутского[3].

Храм расположен при въезде в село, в низине. К северу от него, около небольшого пруда, стоит деревянный дом конца XIX века с фигурным фронтоном мезонина в духе эклектики. Рядом с церковью сохранилась часть надгробия майора Куроедова 1820-х годов[3]. В деревне Кочнево находилась вотчина семьи Куроедовых. Майор Н. А. Куроедов[4] был участником Отечественной войны 1812 года. Покровский храм был построен также и на его средства[5].

Храм был закрыт в начале 1930-х годов и передан под зерносклад местного колхоза. До настоящего времени находится в заброшенном состоянии, незначительно руинирован, но его сохранность в целом удовлетворительная.

Архитектура храма

Покровская церковь села Кочнево является примером сравнительно небольшой сельской церкви в стиле зрелого классицизма с элементами барокко. Здание представляет собой двусветный однокупольный храм, состоящий из холодного и тёплого помещений, алтаря и колокольни, объединённых в единый объём. Несущими элементами сооружения являются наружные и внутренние стены, а также четыре крестообразных столба трапезной, поддерживающих перекрытие, которое представляет собой весьма сложную систему, состоящую из девяти крестово-купольных сводов. Четверик храма перекрыт куполом, на котором снаружи покоится восьмигранный барабан с небольшой главкой. Всё сооружение выполнено из кирпича. Изначальная наружная покраска сооружения — жёлтая с белым. Декор и фундаменты — белого цвета, стенные плоскости — жёлтого. По углам храма и трапезной имеется цветовая имитация лопаток. В целом наружный декор крайне лаконичен, основное украшение — плоские выступы стен в виде лопаток или небольших плоскостей, например, под оконными проёмами. Все помещения расположены анфиладно, симметрично относительно продольной оси. Храм с трапезной и с алтарём соединён широкими арочными проёмами. Алтарь перекрыт полусферой[3].

Центральный объём храма — двусветный [[четверик (fh[bntrnehf)|четверик]] — завершён кровлей гуськового профиля с чешуйчатой луковичной главкой на восьмигранном барабанчике (по сторонам света в нём прорезаны арочные окна, диагональные грани сужены). К четверику примыкают низкие (в уровень первого света): алтарь, оканчивающийся полукруглой апсидой, и широкая трапезная. Высокая трёхъярусная колокольня со шпилем интересна тем, что оба верхних яруса прорезаны крупными арочными проёмами. Пластичностью фасадной обработки колокольня контрастирует с плоскостным скупым декором храма. Последний представлен угловыми лопатками, горизонтальными тягами, скромными карнизами с зубчиками; верхние арочные окна не имеют обрамлений. Прямоугольные окна первого яруса храма, алтаря и трапезной заключены в рамочные наличники с небольшими замковыми камнями и кронштейнами под подоконниками. В них, а также в других элементах фасадного убранства явно проступают черты барокко: в центре и по бокам апсиды устроены небольшие раскреповки; углы верхних ярусов колокольни фланкированы трёхчетвертными колоннами и полуколоннами с полным раскрепованным антаблементом, а дутая кровля прорезана люкарнами[3].

Роспись сохранилась, в основном, только на внутренних стенах храма. Все фрески выполнены преимущественно в серо-синих тонах, что позволяет отнести время её выполнения к началу ХХ столетия. На западной стене храма хорошо сохранилась фреска «Суд Пилата», на арке между алтарём и храмом — медальон с изображением ангела, по бокам лики святых. Фресковый орнамент барочного стиля, пышный и нарочитый[3].

Литература

  • Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Ч.2, М., 2000.

Примечания

Ссылки