Церковь Илии Пророка (Александро-Афонский монастырь)
Православный храм | |||
Церковь Илии Пророка | |||
---|---|---|---|
Страна | Россия | ||
Посёлок | Нижний Архыз | ||
Конфессия | Православие | ||
Епархия | Пятигорская | ||
Благочиние | Южное Карачаево-Черкесское | ||
Тип здания | крестово-купольный храм | ||
Первое упоминание | Х−XI века | ||
Статус |
|
||
Состояние | действующая | ||
Сайт | arhyz.cerkov.ru | ||
Медиафайлы на Викискладе |
Церковь Илии Пророка (Южный Зеленчукский храм) — православный храм на территории Александро-Афонского монастыря в посёлке Нижний Архыз, Зеленчукский район, Карачаево-Черкесия[1].
История
Открытие Александро-Афонского монастыря (полное название на тот момент — Свято-Александро-Афонская Зеленчукская общежительная пустынь) состоялось 12 ноября 1889 года освящением епископом Ставропольским Владимиром (Петровым) главного («среднего») храма обители во имя св. князя Александра Невского. Также на территории монастыря находятся «северный» и «южный» храмы. Южный храм носит имя Илии Пророка.
Южный Зеленчукский храм — аланский храм последней трети X века — начала XI века находится в центре Нижне-Архызского городища в окружении остатков его жилых кварталов и мог принадлежать к усадьбе представителя знати. Кроме того, в пользу приватной функции этого памятника (домовой церкви) говорят и его скромные размеры[2].
В конце XIX века храм был сильно перестроен (в его северной стене пробит дверной проем, изначальный вход с западной стороны переложен, сделан карниз под куполом, стены покрыты штукатуркой, а барабан обшит деревом) и стал церковью Александро-Афонского монастыря[2]. Вследствие перепланировки храм до сих остается одним из наименее изученных из всех крестово-купольных церквей Алании. Сведения о древней росписи храма отсутствуют, так как он был грубо расписан монахами в ходе реставрации XIX века[3]. Информация о литургическом устройстве храма, кроме указания епископа Владимира на солею («трибун»), также отсутствует[4]. Кроме того, не прояснённым остается вопрос изначального устройства пола, который, согласно отчету князя Нарышкина, до реставрации был устелен плитами, а ныне скрыт под современным деревянным настилом.
Храм представляет собой трёхапсидное и трёхнефное крестово-купольное здание типа вписанного креста простого извода на четырех квадратных столпах (70х70 см). В бывшей Аланской епархии известно всего три церкви типа вписанного креста: Северный и Южный Зеленчукские и Шоанинский храмы[2]. При этом Южный храм является единственным из трех крестово-купольных храмов типа «простого» извода (то есть без вим). Храм построен из тёсанных плит песчаника, а снаружи он был покрыт тонким слоем штукатурной затирки-обмазки. В кладке стен присутствует различие: в нижней части храма использованы блоки самых крупных размеров, наименьшие — в средней части, и крупнее их — в завершении. Вероятно, храм был покрыт плоскими каменными плитами, наличие же черепичной кровли не установлено[2]. Длина здания — 8,5 м, ширина — 7,75 м (в интерьере 7,70 и 6,16 м соответственно). Подкупольный квадрат асимметричен и имеет длину (1,8 х 2,7 м), сам же овальный купол, вытянутый по оси запад-восток, меньше подкупольного пространства. По мнению В. А. Кузнецова, такая конструкция здания говорит о допущенных строителями просчетах в соотношении общих размеров постройки и её частных соразмерностей, что может свидетельствовать о некоторой теоретической неподготовленности и неопытности зодчего, пытавшегося сочетать новые для него византийские архитектурные каноны с местными приёмами. А. Ю. Виноградов и Д. В. Белецкий, объясняя странность купола, допускают возможность изменения в форме храма в процессе строительства[2]:
«Эта странность купола может быть объяснена как невысокой техникой мастеров, которая проявляется в том числе и в неравной ширине боковых нефов, или же гипотетической возможностью изначальной закладки храма в виде базилики с четырьмя опорами, и последующей перестройкой в крестово-купольный храм».
Северный и средний нефы церкви имеют одинаковую ширину, южный же — значительно ýже. Все подпружные арки очень неровные, они ýже столпов, а главное — они просто врубаются в грани столпов, однако не на уровне низко посаженных капителей-импостов, а чуть выше, что свидетельствует об огрублении форм. При этом необычна нигде более не встречающаяся в аланской, а также и в абхазской архитектуре форма некоторых сводов храма, например, ползучих четвертных над боковыми компартиментами.
Угловые компартименты в храме настолько повышены, что рукава креста практически не возвышаются над ними. Так, есть предположение о том, что изначально храм имел уникальное криволинейное покрытие. Апсиды храма полуциркульные и небольшого размера. Средняя из них выступает относительно боковых на 25—30 сантиметров и слегка возвышается над ними. Сами боковые апсиды почти одинаковы по высоте с центральной и переходят в боковые стены храма без всякого разграничения. В окнах апсид Южного храма были использованы ложные арки — конструкции, характерные для горского строительства более позднего времени и не встречающиеся в других аланских храмах. Вероятно, это можно считать признаком участия в строительстве храма артели местных каменщиков. В каждой апсиде имеется по одному окну шириной 65 см. Первоначально в северной и южной стенах храма находились окна, однако они были переделаны монахами в двери шириной в 1 метр. По всей видимости, храм был слабо освещен — преимущественно за счет четырех окон в барабане купола.
Дискуссионным является выступ-утолщение в восточной части северного фасада. Кузнецов считал его контрфорсом, сделанным монахами для укрепления стены, которая была ослаблена устроенной в ней нишей[5]. По предположению Пищулиной, этот выступ является результатом «пристройки апсид к существующему прямоугольному объему святилища»[6]. А. Ю. Виноградов и Д. В. Белецкий оспаривают эту точку зрения[7]:
«Если следовать этой умозрительной и весьма спорной версии, в существующую ныне постройку храма включено более древнее здание, во всех отношениях уникальное, поскольку языческих аланских святилищ такого размера и сохранности, кажется, не известно. однако на всех старых планах выступа на северной стене не имеется. Правда, анализ связующего раствора показал древность этого „контрфорса“. Таким образом, его происхождение, как и многих других форм Южного храма, до более тщательных исследований остается под вопросом».
Южный Зеленчукский храм еще при постройке был посвящён святому пророку — Илии. Поэтому при последнем переосвящении в 1991 году было сохранено его древнее имя — Ильинский[1]. Настоятелем храма в настоящее время является — архимандрит Антоний.
По словам игумена Григория (Бочарова), члена нынешней монашеской общины[8]:
«Вот этот храм в честь пророка Илии, где с 1995 года совершаются церковные службы, предположительно самый древний из всех храмов городища. В долине реки Большой Зеленчук их было около двадцати, но сохранились только три: Северный, Средний и Южный (Георгиевский, Троицкий и Ильинский)».
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Нижний Архыз. Церковь Илии Пророка (Южный храм). Южный храм
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Нижний Архыз и Сенты — древнейшие храмы России. Москва : Индрик, 2011. ISBN 978-5-91674-127-8.
- ↑ Кузнецов В. А. Зодчество феодальной Алании. С. 62.
- ↑ Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Указ. Соч. С. 302.
- ↑ Кузнецов В. А. Зодчество феодальной Алании. С. 63.
- ↑ Пищулина В. В. Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья. С. 209.
- ↑ Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Указ. Соч. С. 304.
- ↑ «Когда свершится воля Божия, жизнь здесь наладится!»