Церковь Илии Пророка (Александро-Афонский монастырь)

Материал из «Знание.Вики»
Православный храм
Церковь Илии Пророка
Храм в 2019 годуХрам в 2019 году
Страна  Россия
Посёлок Нижний Архыз
Конфессия Православие
Епархия Пятигорская
Благочиние Южное Карачаево-Черкесское 
Тип здания крестово-купольный храм
Первое упоминание ХXI века
Статус
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения
рег. № 091610441360026

Состояние действующая
Сайт arhyz.cerkov.ru
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Церковь Илии Пророка (Южный Зеленчукский храм) — православный храм на территории Александро-Афонского монастыря в посёлке Нижний Архыз, Зеленчукский район, Карачаево-Черкесия[1].

История

Открытие Александро-Афонского монастыря (полное название на тот момент — Свято-Александро-Афонская Зеленчукская общежительная пустынь) состоялось 12 ноября 1889 года освящением епископом Ставропольским Владимиром (Петровым) главного («среднего») храма обители во имя св. князя Александра Невского. Также на территории монастыря находятся «северный» и «южный» храмы. Южный храм носит имя Илии Пророка.

Южный Зеленчукский храм — аланский храм последней трети X века — начала XI века находится в центре Нижне-Архызского городища в окружении остатков его жилых кварталов и мог принадлежать к усадьбе представителя знати. Кроме того, в пользу приватной функции этого памятника (домовой церкви) говорят и его скромные размеры[2].

В конце XIX века храм был сильно перестроен (в его северной стене пробит дверной проем, изначальный вход с западной стороны переложен, сделан карниз под куполом, стены покрыты штукатуркой, а барабан обшит деревом) и стал церковью Александро-Афонского монастыря[2]. Вследствие перепланировки храм до сих остается одним из наименее изученных из всех крестово-купольных церквей Алании. Сведения о древней росписи храма отсутствуют, так как он был грубо расписан монахами в ходе реставрации XIX века[3]. Информация о литургическом устройстве храма, кроме указания епископа Владимира на солею («трибун»), также отсутствует[4]. Кроме того, не прояснённым остается вопрос изначального устройства пола, который, согласно отчету князя Нарышкина, до реставрации был устелен плитами, а ныне скрыт под современным деревянным настилом.

План храма

Храм представляет собой трёхапсидное и трёхнефное крестово-купольное здание типа вписанного креста простого извода на четырех квадратных столпах (70х70 см). В бывшей Аланской епархии известно всего три церкви типа вписанного креста: Северный и Южный Зеленчукские и Шоанинский храмы[2]. При этом Южный храм является единственным из трех крестово-купольных храмов типа «простого» извода (то есть без вим). Храм построен из тёсанных плит песчаника, а снаружи он был покрыт тонким слоем штукатурной затирки-обмазки. В кладке стен присутствует различие: в нижней части храма использованы блоки самых крупных размеров, наименьшие — в средней части, и крупнее их — в завершении. Вероятно, храм был покрыт плоскими каменными плитами, наличие же черепичной кровли не установлено[2]. Длина здания — 8,5 м, ширина — 7,75 м (в интерьере 7,70 и 6,16 м соответственно). Подкупольный квадрат асимметричен и имеет длину (1,8 х 2,7 м), сам же овальный купол, вытянутый по оси запад-восток, меньше подкупольного пространства. По мнению В. А. Кузнецова, такая конструкция здания говорит о допущенных строителями просчетах в соотношении общих размеров постройки и её частных соразмерностей, что может свидетельствовать о некоторой теоретической неподготовленности и неопытности зодчего, пытавшегося сочетать новые для него византийские архитектурные каноны с местными приёмами. А. Ю. Виноградов и Д. В. Белецкий, объясняя странность купола, допускают возможность изменения в форме храма в процессе строительства[2]:

«Эта странность купола может быть объяснена как невысокой техникой мастеров, которая проявляется в том числе и в неравной ширине боковых нефов, или же гипотетической возможностью изначальной закладки храма в виде базилики с четырьмя опорами, и последующей перестройкой в крестово-купольный храм».

Северный и средний нефы церкви имеют одинаковую ширину, южный же — значительно ýже. Все подпружные арки очень неровные, они ýже столпов, а главное — они просто врубаются в грани столпов, однако не на уровне низко посаженных капителей-импостов, а чуть выше, что свидетельствует об огрублении форм. При этом необычна нигде более не встречающаяся в аланской, а также и в абхазской архитектуре форма некоторых сводов храма, например, ползучих четвертных над боковыми компартиментами.

Угловые компартименты в храме настолько повышены, что рукава креста практически не возвышаются над ними. Так, есть предположение о том, что изначально храм имел уникальное криволинейное покрытие. Апсиды храма полуциркульные и небольшого размера. Средняя из них выступает относительно боковых на 25—30 сантиметров и слегка возвышается над ними. Сами боковые апсиды почти одинаковы по высоте с центральной и переходят в боковые стены храма без всякого разграничения. В окнах апсид Южного храма были использованы ложные арки — конструкции, характерные для горского строительства более позднего времени и не встречающиеся в других аланских храмах. Вероятно, это можно считать признаком участия в строительстве храма артели местных каменщиков. В каждой апсиде имеется по одному окну шириной 65 см. Первоначально в северной и южной стенах храма находились окна, однако они были переделаны монахами в двери шириной в 1 метр. По всей видимости, храм был слабо освещен — преимущественно за счет четырех окон в барабане купола.

Дискуссионным является выступ-утолщение в восточной части северного фасада. Кузнецов считал его контрфорсом, сделанным монахами для укрепления стены, которая была ослаблена устроенной в ней нишей[5]. По предположению Пищулиной, этот выступ является результатом «пристройки апсид к существующему прямоугольному объему святилища»[6]. А. Ю. Виноградов и Д. В. Белецкий оспаривают эту точку зрения[7]:

«Если следовать этой умозрительной и весьма спорной версии, в существующую ныне постройку храма включено более древнее здание, во всех отношениях уникальное, поскольку языческих аланских святилищ такого размера и сохранности, кажется, не известно. однако на всех старых планах выступа на северной стене не имеется. Правда, анализ связующего раствора показал древность этого „контрфорса“. Таким образом, его происхождение, как и многих других форм Южного храма, до более тщательных исследований остается под вопросом».

Южный Зеленчукский храм еще при постройке был посвящён святому пророку — Илии. Поэтому при последнем переосвящении в 1991 году было сохранено его древнее имя — Ильинский[1]. Настоятелем храма в настоящее время является — архимандрит Антоний.

По словам игумена Григория (Бочарова), члена нынешней монашеской общины[8]:

«Вот этот храм в честь пророка Илии, где с 1995 года совершаются церковные службы, предположительно самый древний из всех храмов городища. В долине реки Большой Зеленчук их было около двадцати, но сохранились только три: Северный, Средний и Южный (Георгиевский, Троицкий и Ильинский)».

Примечания

  1. 1,0 1,1 Нижний Архыз. Церковь Илии Пророка (Южный храм). Южный храм
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Нижний Архыз и Сенты — древнейшие храмы России. Москва : Индрик, 2011. ISBN 978-5-91674-127-8.
  3. Кузнецов В. А. Зодчество феодальной Алании. С. 62.
  4. Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Указ. Соч. С. 302.
  5. Кузнецов В. А. Зодчество феодальной Алании. С. 63.
  6. Пищулина В. В. Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья. С. 209.
  7. Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Указ. Соч. С. 304.
  8. «Когда свершится воля Божия, жизнь здесь наладится!»

Ссылки