Целовальник

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Целовальник при кабаке

Целова́льник — государственное должностное лицо в Русском государстве, выбиравшееся земщиной (основная часть Русского государства, не включённая в опричнину Иваном IV, с центром в Москве), выполнявшее функции: надсмотрщик, сторож, канцелярист, рассыльщик[1]. Целовальник исполнял финансовые, судебные и полицейские обязанности. При вступлении в должность клялся честно выполнять свои обязанности и целовал крест, так и появилось название самой должности[2].

История

Должность целовальника упоминается в документах Русского государства впервые в XV веке, например, в Судебнике и в архивных документах Новгородской земли. Должность считалась исключительно русской, и даже во время шведского присутствия шведы, выполнявшие административную работу, были людьми, исполняющими должность, на которую назначали только русских. Например, шведского секретаря М. М. Пальма зачастую в документах именовали просто дьяком. Должность целовальника просуществовала до XIX века, когда целовальников стали именовать просто судебными приставами[3].

Особенности должности

Должность целовальника существовала во всех землях Русского государства, она воспринималась как обязанность по выполнению общественно полезного труда. Такая должность могла возлагаться на посадских людей или крестьян. Посадскими людьми считались горожане, в обязанности которых входила повинность платить денежные или натуральные подати. В обязанности целовальника входил сбор денег на текущие государственные расходы, доставка собранных средств в казну и другие хозяйственные функции. Это выборная должность с определёнными налоговыми или юридическими функциями, также представители этой должности считались поставщиками спиртного в государственные кабаки[3].

Целовальников избирали для контроля над учреждениями, где они несли ответственность за финансовую и административную сторону работы. Целовальники могли назначаться при судах, тюрьмах и банях, чаще всего на данную должность могли назначаться по 2-3 целовальника одновременно. Были учреждения, где требовался большой финансовый контроль, и тогда на должности целовальника могли находиться до 15 человек сразу.

К обязанностям целовальника могли относиться такие обязанности как подсчёт средств, сбор или помощь при сборе налогов, покупка инвентаря или организация работы мельниц или бань, обеспечение справедливости на судебном процессе.

Порой обязанность целовальника была связана с опасностями, поскольку работа целовальника была не просто связана с финансами, а порой состояла в сохранении собранных средств с риском для жизни: «Да послал, государь, я холоп твой к тебе с целовальником з Бонданкой Гульковым подъёмных да шубных денег восемь рублёв без десяти деньги. И того, государь, Богданка целовальника литовские люди убили и казну твою государеву взяли»[3].

Архив

Благодаря усилиям шведского слависта Шёберга удалось хорошо изучить работу целовальника при банях. Он документально подтвердил, что баня управлялась четырьмя целовальниками, в обязанности которых входило взимание платы за посещение бани, обеспечение её всем необходимым и найм плотников или каменщиков для поддержания состояния бани. В архивных документах Шёберга сохранилось упоминание о двух целовальниках: Трофиме Скорняке и Григории Поганкине (Поганка), которые работали при банях, вели доходы и расходы, закупали дрова, платили зарплаты и нанимали на ремонтные работы. Оба приступили к своей должности 19 сентября и работали на ней вплоть до лета 1612 года[4].

Примечания

  1. Писарькова Ф.Л. Государственное управление России с конца XVII до конца XVIII века : эволюция бюрократической системы. — Москва: РОССПЭН. — С. 589. — 742 с.
  2. Целовальник // Словарь Брокгауза и Ефрона: [в 86 т.] (82 т. и 4 доп.), Т.37. — Санкт-Петербург: АО «Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон», 1890—1907. — 962 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения: научный журнал / Саратовский гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 2005—2018. — С. 136. — 5, 16, 121 с.
  4. Новгородский оккупационный архив, серия 1. — Российская академия наук. — С. 77. — 115 с.