Форум классных руководителей
Всероссийский Форум классных руководителей | |
---|---|
Членство | добровольное |
Адрес | 115054, Россия, Москва, ул. Зацепа, д. 24, строение 2, помещение 1 |
Официальный язык | русский |
Руководители | |
Исполнительный директор | Поблинкова Александра Дмитриевна[1] |
Материнская организация | Государственный университет просвещения |
Сайт | vfkr.ru |
Всеросси́йский фо́рум кла́ссных руководи́телей (ФКР) — первая федеральная площадка для открытого диалога классных руководителей со всех регионов России[2].
Форум объединяет активистов школьного образования и кураторов групп среднего профессионального образования, ориентированных на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации.
Ключевые темы Форума
- организация воспитательной работы при реализации образовательных программ;
- классное руководство — ядро системы воспитания;
- психология воспитания и обучения;
- интернет как инструмент для работы современного педагога;
- образ учителя и его взаимодействие с внешним миром;
- инклюзивное и семейное образование и другие актуальные для современного педагога вопросы[3].
Цели Форума
- Повышение социального и профессионального статуса классного руководителя и престижа педагогических специальностей.
- Создание профессионального сообщества классных руководителей страны, ориентированного на воспитание у подрастающего поколения традиционных ценностей: гуманизма, нравственности и справедливости, исторически присущих российскому народу.
- Создание единой коммуникативной площадки для профессионального общения и обсуждения актуальных вопросов.
Дорогие классные руководители!Успехи и достижения наших детей - результат вашего колоссального труда и самоотдачи. У классных руководителей особая миссия: на личном примере вы показываете детям, что значит быть честными и хорошими людьми, любить свою страну.
Каждый из вас вносит бесценный вклад в воспитание молодёжи, а они - будущее нашей страны. Уверен, что участие во Всероссийском Форуме классных руководителей поможет раскрыть потенциал как ваш личный, так и тысячи других педагогов из всех уголков нашей необъятной Родины.
— Министр просвещения Российский Федерации, Сергей Сергеевич Кравцов в обращении к педагогам в Видеотрансляции 2021 года
Партнерские проекты Форума
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации»;
- Акционерное общество «Издательство «Просвещение»» — основными видами деятельности являются: издание книг, брошюр, рекламных буклетов и аналогичных изданий, включая издание словарей и энциклопедий, в том числе для слепых в печатном виде; прочие виды полиграфической деятельности; оптовая торговля книгами и другое[4];
- Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» — программа воспитания детей младшего школьного возраста, созданная на принципах патриотизма и гражданственности, способствующая приобщению детей к традиционным ценностям российского общества, развитию социальной активности каждого ребёнка и умений командного взаимодействия[5];
- «Навигаторы Детства» — Всероссийский конкурс, направленный на создание резерва специалистов для осуществления воспитательной деятельности в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях и повышение их квалификации[6];
- Всероссийский конкурс «Большая перемена» — масштабный конкурс для детей и подростков, проект президентской платформы «Россия – страна возможностей». Проводится ежегодно с 2020 года, включает в себя несколько категорий участников: учеников от 5 до 10 класса школы и студентов профессиональных образовательных организаций. Проводится в несколько этапов, в дистанционном и очном формате. Очные этапы конкурса проходят на территории Российской Федерации;
- Автономная некоммерческая организация по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций «Диалог Регионы» — Всероссийский центр компетенций в области общественных связей и интернет-коммуникаций;
- Всероссийское общественное движение наставников детей и молодёжи «Наставники России». Цель Движения: совершенствование системы наставничества, как традиционной основы для воспитательной работы с детьми и молодежью в Российской Федерации[7];
- Институт изучения детства, семьи и воспитания российской академии образования — это ведущее научное учреждение, определяющее стратегические приоритеты развития воспитания в России, координатор государственных программ и проектов в области воспитания[8];
- Общероссийская общественно-государственная детско-молодёжная организация «Движение Первых»;
- Российское общество «Знание» — общественная некоммерческая организация, осуществляющая просветительскую работу в регионах, формирование интеллектуального контента, организацию и проведение бесплатных лекций, а также разнообразных мероприятий в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений и людей пожилого возраста. Сегодня это организация, объединяющая десятки тысяч представителей российской интеллигенции[9];
- «Россия — страна возможностей» — автономная некоммерческая организация была создана по инициативе Президента РФ Владимира Путина 22 мая 2018 года, открытая площадка для общения талантливых и неравнодушных людей всех возрастов, обмена опытом между школьниками, студентами, профильными специалистами, предпринимателями, управленцами и волонтёрами[10];
- Российская социальная сеть «ВКонтакте»;
- «Сферум» — Общество с ограниченной ответственностью «Цифровое Образование»;
- «Билет в будущее» — проект для учеников 6-11 классов, в котором рассказывается про все профессии и помогают определиться с будущей карьерой;
- Всероссийский проект «Лига вожатых» реализуется в рамках федерального проекта «Развитие системы поддержки молодёжи» в рамках национального проекта «Образование». Цель проекта: создание открытого сообщества для подготовки вожатых России новой формации[11].
История Форума
I Всероссийский форум классных руководителей
Решение о необходимости проведения форума для классных руководителей было принято во время рабочей встрече Министра просвещения Сергея Кравцова с Уполномоченным при Президенте по правам ребёнка Анной Кузнецовой по обсуждению стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в частности обсуждали приоритетные шаги для формирования более комфортной и интересной среды в учебных заведениях, в которой ребёнку будет интересно развиваться[12][13]:
Не только школа, но и семья, и сфера допобразования, и вопросы культурно-эстетического, спортивного развития – всё это должно складываться, как пазл, в единую гармоничную систему. Не должно быть «заплаточных» проектов. Всё должно быть вплетено в общую канву. Если в одном направлении нет успеха, мы должны быть уверены, что ребёнок найдёт себя в другом направлении. Если в семье проблемы с воспитанием, мы знаем, что школа здесь придёт на помощь. Со школы тоже начнётся спрос, но для этого им условия надо создать.— Детский омбудсмен Анна Кузнецова, на рабочей встрече по Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, 11 марта 2020
Считаю, что современная система воспитания и образования должна основываться на формировании ценностных ориентиров: мир, Отечество, семья, культура, труд, знание и здоровье. Воспитание должно быть интегрировано в ежедневный образовательный процесс, а формирование моделей поведения должно осуществляться на примере позитивных героев.— Министр просвещения Сергей Сергеевич Кравцов, на заседании Президиума Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании, 27 апреля 2021
В 2021 году состоялся I Всероссийский форум классных руководителей, в программе форума прошли мероприятия, посвящённые актуальным темам и вызовам, с которыми сегодня сталкиваются школа и педагоги, среди них:
- организация воспитательной работы при реализации образовательных программ, классное руководство как ядро системы воспитания;
- психология воспитания и обучения;
- интернет как инструмент современного педагога;
- образ учителя и его взаимодействие с внешним миром;
- инклюзивное и семейное образование;
- здоровьесберегающие технологии в школе[2].
II Всероссийский форум классных руководителей
Форум классных руководителей организован Министерством просвещения России и проводится по поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина. 22 — 23 октября 2022 года для участников форума прошли шесть тематических круглых столов и восемь мастер-классов, а также в формате познавательных встреч эксперты разобрали самые актуальные для профессионального сообщества темы. Партнёром второго Всероссийского форума классных руководителей выступила компания VK (ВКонтакте). Компания реализует множество образовательных и просветительских проектов, направленных в том числе на развитие цифровых компетенций у педагогов.
Аудитория участников расширилась: к школьным классным руководителям присоединились кураторы групп среднего профессионального образования. Отбор проходил в три этапа:
- Онлайн-тестирование по основам педагогики;
- Онлайн-решение задач по тематике классного руководства;
- Видеовизитка «Почему я хочу стать участником»[12].
В первом этапе зарегистрировались 64000 классных руководителей и кураторов групп среднего профессионального образования со всей страны. Для решения задач по тематике классного руководства Академией Минпросвещения России был разработан тренажер.
Тренажер представляет собой набор ситуаций и вариантов их решений. Каждое решение визуализируется реакцией ребёнка или подростка и сопровождается анализом выбранного способа действий. Всего участнику предстояло разобрать 9 типичных для классного руководителя или куратора группы среднего профессионального образования ситуаций. Тренажер проверяет уровень компетенций и одновременно обучает умениям распознавать эмоциональные состояния, отделять факты от интерпретаций, управлять взаимоотношениями с учащимися в целях достижения личностных результатов образования, создавать ситуации выбора для принятия самостоятельных решений, формировать навыки рефлексивного анализа последствий принятых решений, понимать мотивы и цели поведения ребёнка и подростка и предоставлять объективную обратную связь[3].
В третьем этапе — видеовизитка, участникам необходимо было записать видео на тему «Почему я хочу стать участником», здесь были требования по хронометражу не более трёх минут, горизонтальный формат видео и учитель обязательно должен быть в кадре.
Определённые сложности у участников вызвал второй этап, по итогам которого к третьему, были допущены уже не все. Третий этап — видеовизитка, также предполагал отбор лучших, и только 1300 участников прошедших успешно все этапы отбора были приглашены для участия в очном этапе — II Всероссийский форум классных руководителей. Все классные руководители и кураторы групп среднего профессионального образования, не прошедшие испытания, были приглашены к участию в онлайн-формате.
Очные и заочные участники форума, активные классные руководители объединились в сообществе форума в социальной сети ВКонтакте. На июль 2023 года оно насчитывает более 169000 участников. Ежедневно учителя обсуждают актуальные вопросы воспитания и педагогики, в сообществе проходят прямые эфиры с приглашением профильных экспертов, конкурсы и мероприятия, полезные для работы классного руководителя и куратора в СПО[13].
- 1300 классных руководителей и кураторов групп среднего профессионального образования со всей страны встретились в Гостином дворе (Москва) для того, чтобы обсудить организацию воспитательной работы при реализации образовательных программ, психологию воспитания и обучения, инклюзивное, семейное образование и другие актуальные для современного педагога вопросы.
Программа форума 2022 года
- Открытие форума I Презентация программы форума в лицах — Государственная политика в сфере воспитания детей и молодёжи: цели, задачи, приоритеты. Презентация программы ФКР: представление основных вопросов, которые будут обсуждаться на форуме[12]:
Перед нами стоить большая и серьезная задача. Для нас крайне важно, чтобы молодое поколение россиян понимало, что кризис – это всегда сложно. Но любой кризис – это всегда время возможностей. Мне кажется, у нас замечательное молодое поколение растет. Спасибо вам за это. Нам надо вместе подумать, чтобы соответствующую награду от общества получал не только герой СВО, но и тот учитель, что сформировал в нем это чувство патриотизма и чувство гордости. И нам всем важно вести воспитательную работу так, чтобы ребята понимали, насколько любая сложность и любые перемены открывает для них пространства возможностей, увидели их и поверили в них. И вы для них - самый главный пример. Идет битва за будущее, а самое главное в этой битве – это вы.Посмотрел последние социсследование, у нас 83% родителей, бабушек, дедушек – взрослого населения, которые поддерживают, что в школах России появилась такая замечательная церемония с подъемом флага, с гимном, с уроком “Разговоры о важном”. Очень радует, что в обществе растет престиж педагога и наставника. Не случайно следующий год указом Президента Владимиром Владимировичем Путиным объявлен Годом педагога и наставника, вашим годом! Радует, что престиж профессии растет, и у нас в 2,5 раза за последние годы вырос конкурс в педагогические вузы. Количество детей, которые говорят, что их мечтой является профессия педагога, тоже растет. Это правильно и очень здорово.
— Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Сергей Владиленович Кириенко, с приветствием к педагогам
- Презентация Российского движения детей и молодёжи — Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодёжи сегодня: мифы и реальность. Основная задача презентации — донести классным руководителям актуальную информацию о Российском движении детей и молодёжи. Участники форума обсудили вопросы, связанные с деятельностью движения, представлена презентация движения. По итогам круглого стола посетители форума владеют актуальной информацией о деятельности Российского движения детей и молодёжи;
- Классный руководитель: доверие, эмпатия, коммуникация — Современный классный руководитель сегодня — это человек, который несет ответственность «за всё и сразу», и должен профессионально уметь выполнять большое количество дел одновременно; это и учитель, и наставник, и психолог, и тьютор, и советчик, и друг. Классный руководитель, знающий и понимающий каждого ребёнка, становится в педагогическом коллективе координатором, умело управляющим как детским коллективом, так и коллективом педагогов, любым взрослым, прямо или косвенно оказывающим влияние на детей;
- Дискуссия «Публичная профессия: траектории возможностей» — Основная задача — рассказать классным руководителям и кураторам групп среднего профессионального образования о возможностях профессионального и личного роста. В рамках дискуссии обсуждались конкурсов для педагогов, проектов общественных организаций для педагогов[3][14]:
Форум объединяет и привлекает новых коллег. Эта программа составлена нами в сотрудничестве. Вы наверняка следили за проектом «Открытая дирекция».В итоге сформировали те направления и треки, которые сформировались в программе нашего форума. Эти два дня – это немного, но важно, что когда мы вернемся в свои школы, то тот навык, социальные связи, которые здесь возникают, дают больше вдохновения и уверенности в те моменты, когда мы входим в класс к своим ученикам.
— Программный директор форума, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России - 2017», директор Горчаковского лицея имени МГИМО МИД России, Илья Сергеевич Демаков
- Круглый стол «Профориентация» — Основные задачи: показать классным руководителям ценность их участия в проекте «Билет в будущее», обозначить ключевую роль в профориентационной работе с детьми и замотивировать педагогов стать активными участниками профориентационной деятельности в школе. В рамках круглого стола участники форума обсуждали место профориентации в школе, профнавигацию как дополнительный навык классного руководителя, роль классного руководителя в школьной профориентации, а также то, почему классные руководители выбирают «Билет в будущее»;
- Практическая сессия «Современная школа: диалог с родителями» — Основная задача — выработать совместно с учителями практические рекомендации по решению наиболее трудных задач. На практической сессии обсуждалось решение кейсов, заранее подготовленных педагогическими вузами. По её итогам будут разработаны практические рекомендации от учителей учителям;
- Панельная дискуссия «Образовательный потенциал искусства» — Основная задача — показать важность создания культурной развивающей среды, способствующей духовному развитию и эстетическому воспитанию подрастающего поколения. В рамках дискуссии будут обсуждаться значение искусства в деле передачи духовного опыта и преемственности поколений, социальные роли, нормы языка, черты национального характера, роль искусства в системе воспитания детей, а также нравственное воспитание человека как назначение искусства;
- Мероприятие партнера: круглый стол по вопросам реализации программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» — Основная идея: Рассказать от первого лица о программе «Орлята России» на примере успешного опыта педагогов-участников программы в 2021—2022 учебном году;
- Спектакль-дискуссия «Один», Елизаветы Кочетковой;
- Панельная дискуссия «Советник дирекции по воспитанию: не вместо, а вместе» — Основные задачи: сформировать устойчивое представление о механизмах и способах сотрудничества, показать важность создания культурной развивающей среды, способствующей духовному развитию педагогического коллектива в целях повышения качества воспитательного процесса, а также важность эстетического воспитания подрастающего поколения. В рамках дискуссии обсудили, как выстроить эффективное взаимодействие и сотрудничество классного руководителя и советника, роль советника директора по воспитанию и работе с детскими объединениями: организация современного воспитательного процесса в школе. Кроме того, участники мероприятия говорили об эффективных практиках Штаба воспитательной работы, о взаимодействии советника с родительской общественностью, а также об опыте реализации программы развития социальной активности младших[3];
- Круглый стол «Разговоры о важном» — Основная задача — получить от классных руководителей и кураторов групп среднего профессионального образования обратную связь по реализации проекта;
Мы видим, что положения меморандума форума прошлого года воплощаются в жизнь. И это очень важно, что ваши идеи, уважаемые коллеги, ваши мысли и ваши предложения реализуются на практике. Это развитие института советников директора по воспитательной работе, это создание нового движения, объединяющего все движения и объединения детей и молодёжи. Это организация занятий по понедельникам – с этого учебного года проводятся «Разговоры о важном», где происходит неформальное общение по интересующим темам наших школьников, которые в том числе связаны с историческими достижениями нашей страны, с победами, со значимыми результатами.Исполнение государственного гимна нашей страны, поднятие государственного флага – это те предложения, которые звучали на первом Форуме классных руководителей. И, конечно, нам важно не остановиться и важно проанализировать сегодняшние. Надеюсь, что в рамках программы сегодня и завтра, вы обсудите те результаты, которые есть, вы предложите нам свои идеи по развитию, совершенствованию организации воспитательной работы, работы классных руководителей, кураторов групп среднего профессионального образования.
— Министр просвещения Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов к участникам форума с приветственным словом
- Круглый стол «Роль классного руководителя и специалистов сопровождения детей, нуждающихся в особой поддержке» — Основные задачи: обозначить понимание трудностей в работе классного руководителя и куратора группы среднего профессионального образования, дать практические рекомендации, как отличить серьёзные проблемы в поведении ребёнка от временных трудностей и что делать, если в классном коллективе есть дети, которые требуют особого внимания. В рамках круглого стола обсуждали, как выявить социальные риски, как строить работу с детьми, которые испытывают трудности в адаптации, в общении с другими, кто поможет, если классный руководитель встречается с нарушением поведения школьников. Кроме того, участники круглого стола обсудили проблемное поведение ребёнка: как найти подход и выстроить работу; травлю: как быть, если она случилась; подходы и технологии профилактики. По итогам мероприятия будут предложены дополнительные меры в части организации воспитательной работы как ресурса профилактической;
- Круглый стол «Классный коллектив: искусство инклюзии» — Основные задачи: дать классным руководителям полезную информацию о том, какие бывают особые образовательные потребности у обучающихся, а также познакомить их с успешным опытом инклюзивных школ. Участники мероприятия обсудили учёт особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при организации образования, функции инклюзивной образовательной организации, дали оценку эффективности организации, обсудили компетенции классного руководителя инклюзивной образовательной организации, а также мероприятия федерального и регионального уровней по выявлению и трансляции позитивного опыта создания инклюзивного образовательного пространства. Как итог представлены предложения по разработке перечня компетенций классного руководителя инклюзивного класса в рамках разработанной модели инклюзивной образовательной организации;
- Обращение Сергея Кравцова, министра просвещения РФ к участникам форума и торжественное закрытие мероприятия[3].
III Всероссийский форум классных руководителей
В 2023 году форум пройдет в две смены, особое внимание на мероприятиях Форума будет уделено профессиональной специфике:
- 3—5 октября форум для классных руководителей 1—6 классов, классных руководителей коррекционных школ;
- 5 октября — общий день панельных дискуссий для обоих смен, концерт ко Дню учителя в Государственном Кремлевском дворце;
- 5—7 октября форум для классных руководителей 7—11 классов и кураторов групп среднего профессионального образования[3].
По итогам конкурсных испытаний будет отобрано 3000 педагогов, из них 1500 классных руководителей 1—6 классов, классных руководителей коррекционных школ и 1500 классных руководителей 7—11 классов и кураторов групп среднего профессионального образования. Расходы по проживанию и проезду участников берет на себя принимающая сторона, то есть организаторы Форума. Образовательная часть форума традиционно пройдёт в центре Москвы Гостинном дворе. Подведение итогов планируется в следующем формате[15]:
Система отбора включает три этапа. Первый проводится до 20 апреля включительно, в него входит тестирование по основам педагогики. Именно на этом этапе можно заполнить анкету для участия в форуме, но впоследствии претендовать можно только на онлайн-участие. Второй этап стартует 21 апреля, он будет состоять из теста по внеурочным занятиям «Разговоры о важном» и тренажера классного руководителя. Тренажер, разработанный Академией Минпросвещения России, включает так называемый симулятор «неприятных детей». Нужно решать педагогические задачи, а виртуальные дети реагируют в режиме реального времени на любое действие педагога. Третий этап – видеовизитка, он называется «Моя воспитательная инициатива». В этом году мы хотим услышать от учителей, какие практики классного руководства и воспитательные инициативы они применяют в своей работе.— исполнительный директор Форума классных руководителей Александра Дмитриевна Поблинкова
В 2023 год у появился новый формат — выездные сессии Форума классных руководителей, проведены в восьми федеральных округах, с приглашением активных педагогов региона. Также проводятся окружные и региональные форумы классных руководителей и кураторов групп среднего профессионального образования, с участием представителей Всероссийского форума классных руководителей.
Примечания
- ↑ Александра Поблинкова
- ↑ 2,0 2,1 Классные руководители со всей страны получат свою федеральную площадку для открытого диалога . Министерство просвещения Российской Федерации. Дата обращения: 23 июля 2023.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 О форуме, Открытие «Тренажер классного руководителя», Программа 2022 . Форум классных руководителей. Дата обращения: 8 июня 2023.
- ↑ Сведения об образовательной организации. Образование — Группа компаний «Просвещение» . Группа компаний «Просвещение». Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ Программа внеурочной деятельности «Орлята России» . Орлята России. Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ Навигаторы детства . Навигаторы детства. Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ Об организации - Наставники России . Наставники России. Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ Об институте . Институт изучения детства, семьи и воспитания. Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ Информация об общественной некоммерческой организации «Российское общество «Знание» . Российское общество «Знание. Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ О нас . Россия — страна возможностей. Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ Лига вожатых . Лига вожатых. Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 Министр просвещения Сергей Кравцов обсудил вопросы образования и воспитания школьников с Уполномоченным при Президенте по правам ребёнка Анной Кузнецовой / Минпросвещения России . Министерство просвещения Российской Федерации (11 марта 2020). Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ 13,0 13,1 Сергей Кравцов. Воспитание должно быть интегрировано в ежедневный образовательный процесс . Минпросвещения России. Дата обращения: 23 июля 2023.
- ↑ Открылся Второй Всероссийский Форум классных руководителей . Форум классных руководителей. Дата обращения: 21 июля 2023.
- ↑ III Всероссийский форум классных руководителей: что, где, когда? | Новости портала "Российское образование" . Федеральный портал "Российское образование": новости, статьи, экспертные комментарии о развитии системы образования и воспитания. Дата обращения: 20 июля 2023.