Форум классных руководителей

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Всероссийский Форум
классных руководителей
Членство добровольное
Адрес 115054, Россия, Москва, ул. Зацепа, д. 24, строение 2, помещение 1
Официальный язык русский
Руководители
Исполнительный директор Поблинкова Александра Дмитриевна[1]
Материнская организация Государственный университет просвещения
Сайт vfkr.ru

Всеросси́йский фо́рум кла́ссных руководи́телей (ФКР) — первая федеральная площадка для открытого диалога классных руководителей со всех регионов России[2].

Форум объединяет активистов школьного образования и кураторов групп среднего профессионального образования, ориентированных на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации.

Ключевые темы Форума

  • организация воспитательной работы при реализации образовательных программ;
  • классное руководство — ядро системы воспитания;
  • психология воспитания и обучения;
  • интернет как инструмент для работы современного педагога;
  • образ учителя и его взаимодействие с внешним миром;
  • инклюзивное и семейное образование и другие актуальные для современного педагога вопросы[3].

Цели Форума

  1. Повышение социального и профессионального статуса классного руководителя и престижа педагогических специальностей.
  2. Создание профессионального сообщества классных руководителей страны, ориентированного на воспитание у подрастающего поколения традиционных ценностей: гуманизма, нравственности и справедливости, исторически присущих российскому народу.
  3. Создание единой коммуникативной площадки для профессионального общения и обсуждения актуальных вопросов.
Дорогие классные руководители!

Успехи и достижения наших детей - результат вашего колоссального труда и самоотдачи. У классных руководителей особая миссия: на личном примере вы показываете детям, что значит быть честными и хорошими людьми, любить свою страну.

Каждый из вас вносит бесценный вклад в воспитание молодёжи, а они - будущее нашей страны. Уверен, что участие во Всероссийском Форуме классных руководителей поможет раскрыть потенциал как ваш личный, так и тысячи других педагогов из всех уголков нашей необъятной Родины.

— Министр просвещения Российский Федерации, Сергей Сергеевич Кравцов в обращении к педагогам в Видеотрансляции 2021 года

Партнерские проекты Форума

  • Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации»;
  • Акционерное общество «Издательство «Просвещение»» — основными видами деятельности являются: издание книг, брошюр, рекламных буклетов и аналогичных изданий, включая издание словарей и энциклопедий, в том числе для слепых в печатном виде; прочие виды полиграфической деятельности; оптовая торговля книгами и другое[4];
  • Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» — программа воспитания детей младшего школьного возраста, созданная на принципах патриотизма и гражданственности, способствующая приобщению детей к традиционным ценностям российского общества, развитию социальной активности каждого ребёнка и умений командного взаимодействия[5];
  • «Навигаторы Детства» — Всероссийский конкурс, направленный на создание резерва специалистов для осуществления воспитательной деятельности в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях и повышение их квалификации[6];
  • Всероссийский конкурс «Большая перемена» — масштабный конкурс для детей и подростков, проект президентской платформы «Россия – страна возможностей». Проводится ежегодно с 2020 года, включает в себя несколько категорий участников: учеников от 5 до 10 класса школы и студентов профессиональных образовательных организаций. Проводится в несколько этапов, в дистанционном и очном формате. Очные этапы конкурса проходят на территории Российской Федерации;
  • Автономная некоммерческая организация по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций «Диалог Регионы» — Всероссийский центр компетенций в области общественных связей и интернет-коммуникаций;
  • Всероссийское общественное движение наставников детей и молодёжи «Наставники России». Цель Движения: совершенствование системы наставничества, как традиционной основы для воспитательной работы с детьми и молодежью в Российской Федерации[7];
  • Институт изучения детства, семьи и воспитания российской академии образования — это ведущее научное учреждение, определяющее стратегические приоритеты развития воспитания в России, координатор государственных программ и проектов в области воспитания[8];
  • Общероссийская общественно-государственная детско-молодёжная организация «Движение Первых»;
  • Российское общество «Знание» — общественная некоммерческая организация, осуществляющая просветительскую работу в регионах, формирование интеллектуального контента, организацию и проведение бесплатных лекций, а также разнообразных мероприятий в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений и людей пожилого возраста. Сегодня это организация, объединяющая десятки тысяч представителей российской интеллигенции[9];
  • «Россия — страна возможностей» — автономная некоммерческая организация была создана по инициативе Президента РФ Владимира Путина 22 мая 2018 года, открытая площадка для общения талантливых и неравнодушных людей всех возрастов, обмена опытом между школьниками, студентами, профильными специалистами, предпринимателями, управленцами и волонтёрами[10];
  • Российская социальная сеть «ВКонтакте»;
  • «Сферум» — Общество с ограниченной ответственностью «Цифровое Образование»;
  • «Билет в будущее» — проект для учеников 6-11 классов, в котором рассказывается про все профессии и помогают определиться с будущей карьерой;
  • Всероссийский проект «Лига вожатых» реализуется в рамках федерального проекта «Развитие системы поддержки молодёжи» в рамках национального проекта «Образование». Цель проекта: создание открытого сообщества для подготовки вожатых России новой формации[11].

История Форума

I Всероссийский форум классных руководителей

Решение о необходимости проведения форума для классных руководителей было принято во время рабочей встрече Министра просвещения Сергея Кравцова с Уполномоченным при Президенте по правам ребёнка Анной Кузнецовой по обсуждению стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в частности обсуждали приоритетные шаги для формирования более комфортной и интересной среды в учебных заведениях, в которой ребёнку будет интересно развиваться[12][13]:

Не только школа, но и семья, и сфера допобразования, и вопросы культурно-эстетического, спортивного развития – всё это должно складываться, как пазл, в единую гармоничную систему. Не должно быть «заплаточных» проектов. Всё должно быть вплетено в общую канву. Если в одном направлении нет успеха, мы должны быть уверены, что ребёнок найдёт себя в другом направлении. Если в семье проблемы с воспитанием, мы знаем, что школа здесь придёт на помощь. Со школы тоже начнётся спрос, но для этого им условия надо создать.

— Детский омбудсмен Анна Кузнецова, на рабочей встрече по Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, 11 марта 2020

Считаю, что современная система воспитания и образования должна основываться на формировании ценностных ориентиров: мир, Отечество, семья, культура, труд, знание и здоровье. Воспитание должно быть интегрировано в ежедневный образовательный процесс, а формирование моделей поведения должно осуществляться на примере позитивных героев.

— Министр просвещения Сергей Сергеевич Кравцов, на заседании Президиума Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании, 27 апреля 2021

В 2021 году состоялся I Всероссийский форум классных руководителей, в программе форума прошли мероприятия, посвящённые актуальным темам и вызовам, с которыми сегодня сталкиваются школа и педагоги, среди них:

II Всероссийский форум классных руководителей

Форум классных руководителей организован Министерством просвещения России и проводится по поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина. 22 — 23 октября 2022 года для участников форума прошли шесть тематических круглых столов и восемь мастер-классов, а также в формате познавательных встреч эксперты разобрали самые актуальные для профессионального сообщества темы. Партнёром второго Всероссийского форума классных руководителей выступила компания VK (ВКонтакте). Компания реализует множество образовательных и просветительских проектов, направленных в том числе на развитие цифровых компетенций у педагогов.

Аудитория участников расширилась: к школьным классным руководителям присоединились кураторы групп среднего профессионального образования. Отбор проходил в три этапа:

  1. Онлайн-тестирование по основам педагогики;
  2. Онлайн-решение задач по тематике классного руководства;
  3. Видеовизитка «Почему я хочу стать участником»[12].

В первом этапе зарегистрировались 64000 классных руководителей и кураторов групп среднего профессионального образования со всей страны. Для решения задач по тематике классного руководства Академией Минпросвещения России был разработан тренажер.

Тренажер представляет собой набор ситуаций и вариантов их решений. Каждое решение визуализируется реакцией ребёнка или подростка и сопровождается анализом выбранного способа действий. Всего участнику предстояло разобрать 9 типичных для классного руководителя или куратора группы среднего профессионального образования ситуаций. Тренажер проверяет уровень компетенций и одновременно обучает умениям распознавать эмоциональные состояния, отделять факты от интерпретаций, управлять взаимоотношениями с учащимися в целях достижения личностных результатов образования, создавать ситуации выбора для принятия самостоятельных решений, формировать навыки рефлексивного анализа последствий принятых решений, понимать мотивы и цели поведения ребёнка и подростка и предоставлять объективную обратную связь[3].

В третьем этапе — видеовизитка, участникам необходимо было записать видео на тему «Почему я хочу стать участником», здесь были требования по хронометражу не более трёх минут, горизонтальный формат видео и учитель обязательно должен быть в кадре.

Определённые сложности у участников вызвал второй этап, по итогам которого к третьему, были допущены уже не все. Третий этап — видеовизитка, также предполагал отбор лучших, и только 1300 участников прошедших успешно все этапы отбора были приглашены для участия в очном этапе — II Всероссийский форум классных руководителей. Все классные руководители и кураторы групп среднего профессионального образования, не прошедшие испытания, были приглашены к участию в онлайн-формате.

Очные и заочные участники форума, активные классные руководители объединились в сообществе форума в социальной сети ВКонтакте. На июль 2023 года оно насчитывает более 169000 участников. Ежедневно учителя обсуждают актуальные вопросы воспитания и педагогики, в сообществе проходят прямые эфиры с приглашением профильных экспертов, конкурсы и мероприятия, полезные для работы классного руководителя и куратора в СПО[13].

  • 1300 классных руководителей и кураторов групп среднего профессионального образования со всей страны встретились в Гостином дворе (Москва) для того, чтобы обсудить организацию воспитательной работы при реализации образовательных программ, психологию воспитания и обучения, инклюзивное, семейное образование и другие актуальные для современного педагога вопросы.

Программа форума 2022 года

  • Открытие форума I Презентация программы форума в лицах — Государственная политика в сфере воспитания детей и молодёжи: цели, задачи, приоритеты. Презентация программы ФКР: представление основных вопросов, которые будут обсуждаться на форуме[12]:
Перед нами стоить большая и серьезная задача. Для нас крайне важно, чтобы молодое поколение россиян понимало, что кризис – это всегда сложно. Но любой кризис – это всегда время возможностей. Мне кажется, у нас замечательное молодое поколение растет. Спасибо вам за это. Нам надо вместе подумать, чтобы соответствующую награду от общества получал не только герой СВО, но и тот учитель, что сформировал в нем это чувство патриотизма и чувство гордости. И нам всем важно вести воспитательную работу так, чтобы ребята понимали, насколько любая сложность и любые перемены открывает для них пространства возможностей, увидели их и поверили в них. И вы для них - самый главный пример. Идет битва за будущее, а самое главное в этой битве – это вы.

Посмотрел последние социсследование, у нас 83% родителей, бабушек, дедушек – взрослого населения, которые поддерживают, что в школах России появилась такая замечательная церемония с подъемом флага, с гимном, с уроком “Разговоры о важном”. Очень радует, что в обществе растет престиж педагога и наставника. Не случайно следующий год указом Президента Владимиром Владимировичем Путиным объявлен Годом педагога и наставника, вашим годом! Радует, что престиж профессии растет, и у нас в 2,5 раза за последние годы вырос конкурс в педагогические вузы. Количество детей, которые говорят, что их мечтой является профессия педагога, тоже растет. Это правильно и очень здорово.

— Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Сергей Владиленович Кириенко, с приветствием к педагогам

  • Презентация Российского движения детей и молодёжи — Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодёжи сегодня: мифы и реальность. Основная задача презентации — донести классным руководителям актуальную информацию о Российском движении детей и молодёжи. Участники форума обсудили вопросы, связанные с деятельностью движения, представлена презентация движения. По итогам круглого стола посетители форума владеют актуальной информацией о деятельности Российского движения детей и молодёжи;
  • Классный руководитель: доверие, эмпатия, коммуникация — Современный классный руководитель сегодня — это человек, который несет ответственность «за всё и сразу», и должен профессионально уметь выполнять большое количество дел одновременно; это и учитель, и наставник, и психолог, и тьютор, и советчик, и друг. Классный руководитель, знающий и понимающий каждого ребёнка, становится в педагогическом коллективе координатором, умело управляющим как детским коллективом, так и коллективом педагогов, любым взрослым, прямо или косвенно оказывающим влияние на детей;
  • Дискуссия «Публичная профессия: траектории возможностей» — Основная задача — рассказать классным руководителям и кураторам групп среднего профессионального образования о возможностях профессионального и личного роста. В рамках дискуссии обсуждались конкурсов для педагогов, проектов общественных организаций для педагогов[3][14]:
Форум объединяет и привлекает новых коллег. Эта программа составлена нами в сотрудничестве. Вы наверняка следили за проектом «Открытая дирекция».

В итоге сформировали те направления и треки, которые сформировались в программе нашего форума. Эти два дня – это немного, но важно, что когда мы вернемся в свои школы, то тот навык, социальные связи, которые здесь возникают, дают больше вдохновения и уверенности в те моменты, когда мы входим в класс к своим ученикам.

— Программный директор форума, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России - 2017», директор Горчаковского лицея имени МГИМО МИД России, Илья Сергеевич Демаков

  • Круглый стол «Профориентация» — Основные задачи: показать классным руководителям ценность их участия в проекте «Билет в будущее», обозначить ключевую роль в профориентационной работе с детьми и замотивировать педагогов стать активными участниками профориентационной деятельности в школе. В рамках круглого стола участники форума обсуждали место профориентации в школе, профнавигацию как дополнительный навык классного руководителя, роль классного руководителя в школьной профориентации, а также то, почему классные руководители выбирают «Билет в будущее»;
  • Практическая сессия «Современная школа: диалог с родителями» — Основная задача — выработать совместно с учителями практические рекомендации по решению наиболее трудных задач. На практической сессии обсуждалось решение кейсов, заранее подготовленных педагогическими вузами. По её итогам будут разработаны практические рекомендации от учителей учителям;
  • Панельная дискуссия «Образовательный потенциал искусства» — Основная задача — показать важность создания культурной развивающей среды, способствующей духовному развитию и эстетическому воспитанию подрастающего поколения. В рамках дискуссии будут обсуждаться значение искусства в деле передачи духовного опыта и преемственности поколений, социальные роли, нормы языка, черты национального характера, роль искусства в системе воспитания детей, а также нравственное воспитание человека как назначение искусства;
  • Мероприятие партнера: круглый стол по вопросам реализации программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» — Основная идея: Рассказать от первого лица о программе «Орлята России» на примере успешного опыта педагогов-участников программы в 2021—2022 учебном году;
  • Спектакль-дискуссия «Один», Елизаветы Кочетковой;
  • Панельная дискуссия «Советник дирекции по воспитанию: не вместо, а вместе» — Основные задачи: сформировать устойчивое представление о механизмах и способах сотрудничества, показать важность создания культурной развивающей среды, способствующей духовному развитию педагогического коллектива в целях повышения качества воспитательного процесса, а также важность эстетического воспитания подрастающего поколения. В рамках дискуссии обсудили, как выстроить эффективное взаимодействие и сотрудничество классного руководителя и советника, роль советника директора по воспитанию и работе с детскими объединениями: организация современного воспитательного процесса в школе. Кроме того, участники мероприятия говорили об эффективных практиках Штаба воспитательной работы, о взаимодействии советника с родительской общественностью, а также об опыте реализации программы развития социальной активности младших[3];
  • Круглый стол «Разговоры о важном» — Основная задача — получить от классных руководителей и кураторов групп среднего профессионального образования обратную связь по реализации проекта;
Мы видим, что положения меморандума форума прошлого года воплощаются в жизнь. И это очень важно, что ваши идеи, уважаемые коллеги, ваши мысли и ваши предложения реализуются на практике. Это развитие института советников директора по воспитательной работе, это создание нового движения, объединяющего все движения и объединения детей и молодёжи. Это организация занятий по понедельникам – с этого учебного года проводятся «Разговоры о важном», где происходит неформальное общение по интересующим темам наших школьников, которые в том числе связаны с историческими достижениями нашей страны, с победами, со значимыми результатами.

Исполнение государственного гимна нашей страны, поднятие государственного флага – это те предложения, которые звучали на первом Форуме классных руководителей. И, конечно, нам важно не остановиться и важно проанализировать сегодняшние. Надеюсь, что в рамках программы сегодня и завтра, вы обсудите те результаты, которые есть, вы предложите нам свои идеи по развитию, совершенствованию организации воспитательной работы, работы классных руководителей, кураторов групп среднего профессионального образования.

— Министр просвещения Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов к участникам форума с приветственным словом

  • Круглый стол «Роль классного руководителя и специалистов сопровождения детей, нуждающихся в особой поддержке» — Основные задачи: обозначить понимание трудностей в работе классного руководителя и куратора группы среднего профессионального образования, дать практические рекомендации, как отличить серьёзные проблемы в поведении ребёнка от временных трудностей и что делать, если в классном коллективе есть дети, которые требуют особого внимания. В рамках круглого стола обсуждали, как выявить социальные риски, как строить работу с детьми, которые испытывают трудности в адаптации, в общении с другими, кто поможет, если классный руководитель встречается с нарушением поведения школьников. Кроме того, участники круглого стола обсудили проблемное поведение ребёнка: как найти подход и выстроить работу; травлю: как быть, если она случилась; подходы и технологии профилактики. По итогам мероприятия будут предложены дополнительные меры в части организации воспитательной работы как ресурса профилактической;
  • Круглый стол «Классный коллектив: искусство инклюзии» — Основные задачи: дать классным руководителям полезную информацию о том, какие бывают особые образовательные потребности у обучающихся, а также познакомить их с успешным опытом инклюзивных школ. Участники мероприятия обсудили учёт особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при организации образования, функции инклюзивной образовательной организации, дали оценку эффективности организации, обсудили компетенции классного руководителя инклюзивной образовательной организации, а также мероприятия федерального и регионального уровней по выявлению и трансляции позитивного опыта создания инклюзивного образовательного пространства. Как итог представлены предложения по разработке перечня компетенций классного руководителя инклюзивного класса в рамках разработанной модели инклюзивной образовательной организации;
  • Обращение Сергея Кравцова, министра просвещения РФ к участникам форума и торжественное закрытие мероприятия[3].

III Всероссийский форум классных руководителей

В 2023 году форум пройдет в две смены, особое внимание на мероприятиях Форума будет уделено профессиональной специфике:

По итогам конкурсных испытаний будет отобрано 3000 педагогов, из них 1500 классных руководителей 1—6 классов, классных руководителей коррекционных школ и 1500 классных руководителей 7—11 классов и кураторов групп среднего профессионального образования. Расходы по проживанию и проезду участников берет на себя принимающая сторона, то есть организаторы Форума. Образовательная часть форума традиционно пройдёт в центре Москвы Гостинном дворе. Подведение итогов планируется в следующем формате[15]:

Система отбора включает три этапа. Первый проводится до 20 апреля включительно, в него входит тестирование по основам педагогики. Именно на этом этапе можно заполнить анкету для участия в форуме, но впоследствии претендовать можно только на онлайн-участие. Второй этап стартует 21 апреля, он будет состоять из теста по внеурочным занятиям «Разговоры о важном» и тренажера классного руководителя. Тренажер, разработанный Академией Минпросвещения России, включает так называемый симулятор «неприятных детей». Нужно решать педагогические задачи, а виртуальные дети реагируют в режиме реального времени на любое действие педагога. Третий этап – видеовизитка, он называется «Моя воспитательная инициатива». В этом году мы хотим услышать от учителей, какие практики классного руководства и воспитательные инициативы они применяют в своей работе.

— исполнительный директор Форума классных руководителей Александра Дмитриевна Поблинкова

В 2023 год у появился новый формат — выездные сессии Форума классных руководителей, проведены в восьми федеральных округах, с приглашением активных педагогов региона. Также проводятся окружные и региональные форумы классных руководителей и кураторов групп среднего профессионального образования, с участием представителей Всероссийского форума классных руководителей.

Примечания

  1. Александра Поблинкова
  2. 2,0 2,1 Классные руководители со всей страны получат свою федеральную площадку для открытого диалога. Министерство просвещения Российской Федерации. Дата обращения: 23 июля 2023.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 О форуме, Открытие «Тренажер классного руководителя», Программа 2022. Форум классных руководителей. Дата обращения: 8 июня 2023.
  4. Сведения об образовательной организации. Образование — Группа компаний «Просвещение». Группа компаний «Просвещение». Дата обращения: 20 июля 2023.
  5. Программа внеурочной деятельности «Орлята России». Орлята России. Дата обращения: 20 июля 2023.
  6. Навигаторы детства. Навигаторы детства. Дата обращения: 20 июля 2023.
  7. Об организации - Наставники России. Наставники России. Дата обращения: 20 июля 2023.
  8. Об институте. Институт изучения детства, семьи и воспитания. Дата обращения: 20 июля 2023.
  9. Информация об общественной некоммерческой организации «Российское общество «Знание». Российское общество «Знание. Дата обращения: 20 июля 2023.
  10. О нас. Россия — страна возможностей. Дата обращения: 20 июля 2023.
  11. Лига вожатых. Лига вожатых. Дата обращения: 20 июля 2023.
  12. 12,0 12,1 12,2 Министр просвещения Сергей Кравцов обсудил вопросы образования и воспитания школьников с Уполномоченным при Президенте по правам ребёнка Анной Кузнецовой / Минпросвещения России. Министерство просвещения Российской Федерации (11 марта 2020). Дата обращения: 20 июля 2023.
  13. 13,0 13,1 Сергей Кравцов. Воспитание должно быть интегрировано в ежедневный образовательный процесс. Минпросвещения России. Дата обращения: 23 июля 2023.
  14. Открылся Второй Всероссийский Форум классных руководителей. Форум классных руководителей. Дата обращения: 21 июля 2023.
  15. III Всероссийский форум классных руководителей: что, где, когда? | Новости портала "Российское образование". Федеральный портал "Российское образование": новости, статьи, экспертные комментарии о развитии системы образования и воспитания. Дата обращения: 20 июля 2023.

Ссылки