Фабрика-кухня (Самара)

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Здание
Фабрика-кухня
Фабрика кухня в СамареФабрика кухня в Самаре
Страна  Россия
Город Самара
Архитектурный стиль конструктивизм
Архитектор Максимова Екатерина Николаевна
Строительство 1930—1932 годы
Статус Памятник истории и культуры

Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения
рег. № 631510232910005

Фа́брика-ку́хня (Сама́ра) — здание, построенное в городе Самара в 1932 году как комбинат питания для завода имени Масленникова.

Является единственным зданием в мире, которое в плане повторяет символ «серп и молот». По состоянию на 2022 год находится на стадии завершения реконструкции и реставрации. В 2023 году в здании планируется открытие филиала Третьяковской галереи. Входит в число объектов культурного наследия РФ регионального значения.

Находится по адресу: город Самара, ул. Ново-Садовая, 149.

История

Предпосылки создания

Начиная с 1920-х годов Советским правительством берётся курс на индустриализацию. Для новых заводов требуется большое количество работников, в том числе женщин. Чтобы наладить централизованное питание, а также освободить работниц от готовки дома, появляется запрос на организацию комбинатов питания при заводах. После успешного запуска первых подобных объектов в уже существующих зданиях и признания их успешными, разрабатывается архитектурная программа по проектированию отдельных строений и комплексов. В реализации требовалась совершенно отличная от старых стилевых направлений архитектура, которая, по мнению руководства и идеологов революции, отражала бы прорыв во всех сферах жизнедеятельности страны. Фабрики-кухни строились в промышленных районах вблизи производственных зон и жилых кварталов с учётом всех новейших технологий того времени. Функционал таких централизованных предприятий по канонам того времени должен был подразумевать помимо организации процесса принятия пищи, изготовления готовой еды навынос и полуфабрикатов, проведение культурного досуга[1].

В декабре 1929 года Средневолжский крайисполком принимает решение о строительстве фабрики-кухни с пропускной способностью 9000 обедов для завода № 42. Участок для строительства был отведён на пересечении улицы Ново-Садовой и проездом Масленникова. Первоначальный проект здания был выполнен проектной конторой этого же завода, но технический совет признал его неудовлетворительным. К проектированию фабрики-кухни привлекли московское паевое товарищество «Нарпит», у которого уже был опыт строительства фабрик-кухонь в других городах СССР.

Проект первой женщины-архитектора

В процессе исследования архивных чертежей проекта фабрики-кухни студентом СГАСУ Исаковым А. С. в 2011 году было выявлено, что в штампе проектной организации стоит подпись — Е. Максимова[2], то есть первоначально были известны лишь имя и фамилия автора проекта. В книге «Первые женщины инженеры» излагаются более подробные сведения: «Максимова Екатерина Николаевна. Приёма 1909 г. Инженер-архитектор. Работала главным архитектором строительного отдела московского центрального универмага. Стаж работы 11 лет. Трагически погибла в Москве в 1932 г.»[3]

Организация «Нарпит», куда входила Максимова, занималась контролем и составлением заданий на проектирование зданий фабрик-кухонь. Архитекторы-инженеры данной организации формировали планировочные схемы, эскизные проекты в тесном контакте с ведущими проектными организациями, создавали новую типологию и отрабатывали архитектурно-стилистические особенности зданий фабрик-кухонь. Наравне ставились задачи: следовать оптимизации жизни человека, внедрять новые конвейерные технологии и на практике через внешний облик зданий доказывать установившуюся модель устройства государства.

Приводятся такие слова автора проекта:

«В будущем фабрика-кухня должна стать ключевым элементом в теории социального урегулирования, освободить женщину от скучных домашних обязанностей и дать возможность полноценной жизни и самовыражения наравне с мужчинами»[4]

Особенности объемно-планировочного решения

Графическое изображение символа «Серп и молот»

По предложенному Максимовой варианту градостроительного расположения объекта здание представляло собой очертание символа «Серп и молот»: дуга серпа была обращена к углу ул. Ново-Садовой и проспекта Масленникова и входила в рукоятку молота. Это градостроительное расположение было утверждено и реализовано.

Серп

План 1-го этажа на отметке 0.000 м представляет собой трехчастное деление дуги, с вестибюлем и гардеробом в центральной части. В левой части дуги от вестибюля располагался детский обеденный зал с дополнительным входом, в правой части дуги — обеденный зал. На втором этаже на отметке 4.200 м в дуге были расположены последовательно три обеденных зала, начиная с детского и заканчивая залом приема пищи для персонала. Кровля над дугообразным корпусом была односкатной, с уклоном во внутренний двор, за высоким фасадным парапетом. Между двумя центральными лестницами по дуге была устроена летняя терраса для обедов на открытом воздухе. Вертикальные связи осуществлялись по шести лестницам, три из которых были парадными и находились непосредственно в системе обеденных залов дуги здания.

Молот

В прямой части молота, в так называемой рукоятке, располагались почта и помещение магазина. У них был организован отдельный вход с улицы. В дворовой части, в продолжении молота, находились производственные и подсобные помещения кухни. В рукоятке молота находились помещения персонала, технологические помещения, горячий цех и другие. Над прямоугольным объёмом молота кровля была двухскатной, торец молота скрывался за высоким фасадным парапетом.

Технологические связи

Из округлой части молота, где располагался горячий цех кухни, пища доставлялась по трем переходам, которые входили в технологический коридор дуги, примыкающей к обеденным залам (вместимость диетического зала 150 человек), откуда осуществлялась раздача готовых обедов (3000 обедов в сутки в виде полуфабрикатов). Они также очень четко завязаны с пространственными переходами, связывающими корпус — «молот» и корпус — «серп». По проекту Максимовой предполагалось, что посетитель, сдавший одежду в гардероб, воспользуется одной из двух больших парадных лестниц. Горизонтальные технологические связи осуществлялись по переходам второго этажа, связывавшим производственную часть кухни с обеденной зоной. Вертикальные технологические связи между обеденными залами и производственными частями кухни осуществляли 7 подъемников. Организованная система перемещения персонала и посетителей объекта исключала возможность пересечения потоков.

Экстерьер

Основные принципы в решении фасадов были отражением передовых достижений в архитектуре и строительстве 1920—1930-х годах. Был использован рациональный подход к решению конструкций и фасадных плоскостей, отсутствовали декоративные детали. Акцентом на главном фасаде служила входная группа, организованная между лестничными объёмами, которые на всю высоту были остеклены. Над входной группой консольно нависал обеденный зал второго этажа. По всей дуге первого и второго этажа были запроектированы большие горизонтальные проемы с узкими простенками, которые «западали» вместе с витражами и были выкрашены в темно-серый цвет. Эти решения имитировали сплошное ленточное остекление. Выступающие широкие горизонтальные массивы под витражом и над ним объединяли витражное остекление в единую непрерывную ленту. Пространственные переходы из производственной части «молота» в «дугу» обеденных залов также были остеклены витражами с определёнными членениями. Переходы опирались на колонны, выполненные из бетона.

Строительство, перестройки, утраты, реконструкции

  • Закладка здания состоялась 8 марта 1930 года, 1 января 1932 года Фабрика была открыта. Всего на строительство было потрачено 1 миллион 200 тысяч рублей.
  • В 1944 году была произведена реконструкция здания, по проекту самарского архитектора И. Г. Салоникиди[5]. Было предложено классическое оформление фасадов. Задача, которая ставилась перед архитектором, заключалась в уменьшении теплопотерь здания. В результате совместили конструктивистскую основу объекта и классические формы горизонтального классического руста и карнизов на фасаде. В ходе реконструкции были заложены три центральные лестницы, которые были остеклены витражами на всю высоту. В них появились обычные оконные проемы. Все оконные проемы были сильно сужены, цилиндрические экраны лестничных блоков заложены кирпичом. Обширная ниша главного входа под нависающим вторым этажом была застроена и включена в теплый контур здания. Характерные для конструктивизма угловые окна, расположенные на торце «молота», выходящем на улицу Ново-Садовую, оставили, но пластика и динамизм взаимодействия внутреннего и внешнего пространств были утрачены.
  • К 1980 году вокруг здания образовалось множество примыкающих пристроек.
  • В 1990-е годы в здании продолжали работать столовая, ресторан «Север» и спортивная школа, шоурум «Лаборатория дизайна № 1», бар «Сквозняк», работы по сохранению здания не проводились.
  • В 1998 году собственником Фабрики-кухни стала группа компаний «СОК», площади занял торговый центр «Пассаж», здание обшили пластиковой рейкой.
  • В течение 2011 года пластиковый сайдинг обшивки был демонтирован, вместе с ним была утрачена оригинальная надпись на торце «молота» — «ФАБРИКА-КУХНЯ». Здание перестало функционировать и отапливаться.
  • В 2008 году Фабрика-кухня сменила собственника, после чего появились планы по сносу здания в состоянии износа, которое не признавалось памятником архитектуры.
  • После того, как кандидат архитектуры Виталий Стадников начал деятельность градозащитного движения и привлек внимание европейских урбанистов и международных градозащитных организаций, вышли публикации в Guardian и Forbes[6], местные художники провели публичные акции и перформансы. По инициативе депутата Госдумы от Самарской области Александра Хинштейна на снос здания были наложены судебные ограничения.
  • В сентябре 2013 года министр культуры России Владимир Мединский предложил создать на базе Фабрики-кухни региональный филиал Государственного центра современного искусства. С весны 2014 по осень 2015 года на территории Фабрики-кухни прошел целый ряд выставок, перформансов и концертов.
  • Летом 2016 года ГЦСИ переводится в ведомство РОСИЗО, что останавливает процесс начавшейся реставрации здания.

Современность

Крышка канализационного люка перед зданием Фабрики-кухни (2022 год)

В сентябре 2018 года было принято решение о создании в здании Фабрики-кухни филиала Третьяковской галереи. Самару посетила генеральный директор музея Зельфира Трегулова. В августе 2019 года директором филиала был назначен Михаил Савченко[7].

Новый музей замыслен как многофункциональный культурный центр. Вместо постоянной экспозиции здесь будут проходить выставки из коллекции Третьяковской галереи и ведущих российских музеев.

Для обитателей жилых районов здесь будут доступны: библиотека, магазин, центр детского творчества, лекторий и кинозал. Также предусмотрена художественная резиденция площадью свыше двухсот квадратных метров. В неё по конкурсу отбираются художники, кураторы и исследователи.

Вокруг Фабрики-кухни разбит первый в Самаре постиндустриальный парк — «Сад баланса». Автором концепции стал Виталий Стадников, по замыслу которого сад представляет собой «ностальгическое общественное пространство», городской ландшафт, напоминающий о промышленном прошлом этого места.

Литература

  • Самогоров Виталий, Исаков Александр, Пастушенко Валентин, Токменинова Людмила. Фабрика-кухня. 1929-1932. Екатерина Максимова. — TATLIN, 2012. — 32 с. — ISBN 978-5-903433-75-9.
  • В. П. Богомазова, Т. Д. Каценеленбоген, Т. Н. Пузыревская. Первые женщины – инженеры. — Ленинград, 1967.
  • В. Э Стадников, О. А. Федоров. 81 архитектурный шедевр. — Москва, 2006.
  • В. Стадников, С. Клементина, А. Гозак. Самара: наследие под угрозой. — Самара, 2009.

Примечания

Ссылки