Участник:Амалия

Материал из «Знание.Вики»

Цветовые модели

Цветовая модель — это мaтематическая модель описания цветов в виде набора чисел, называемых цветoвыми элементами или цветовыми координатами. Все возможные значения цветов, задаваемые моделью, определяют цветовое пространство.

Цвет в компьютерных технологиях, в типографии, во многих других отраслях производства, связанных с обработкой изображения, представляется в виде комбинирования небольшого количества трёх компонентов. Такое представление называется цветовой моделью. Это необходимо для того, чтобы печатная продукция соответствовала заданным стандартам колера, чтобы изображение на мониторе и печатном оттиске было максимально схожим. Различные виды моделей имеют разные цветовые охваты. В этом и заключается их основные преимущества или недостатки. Отражённый и поглощаемый цвет описывается по-разному.

История

Первое упоминание цветовых моделей было в публикации первого издания «Оптики» в 1704 году Исаака Ньютона. Ученый открыл, что белый солнечный свет является комбинацией всех видимых цветов спектра, а не бесцветным, как считалось ранее. Основой его эксперимента было хорошо известное явление: когда белый свет проходит сквозь призму, он расщепляется на все цвета спектра. Ньютон обнаружил, что он может рекомбинировать эти цвета и снова получить белый свет.

Следующее упоминание было в книге «Теория цвета» (1810 г.) немецкого поэта, мыслителя Вольфганга фон Гёте, посвященной человекоориентированному анализу восприятия цвета. Проведя серию экспериментов, в которых он измерял реакцию глаза на определенные цвета, Гёте создал самый известный цветовой круг. На круге расположены три основных цвета — пурпурный, желтый и синий — из которых, как он полагал, можно получить все остальные цвета.

Классификация цветовых моделей

Все используемые в настоящее время цветовые модели можно условно классифицировать следующим образом:

1. Монохромные:

  • двухградационные (черно-белые).
  • полутоновые (с оттенками серых цветов).

2. Цветные:

  • индексные — каждому цвету в цветовой таблице ставится в соответствие индекс.
  • полноцветные

- аддитивные (RGB) — основанные на сложении цветов;

- субтрактивные (CMY, CMYK) — основанные на вычитании цветов;

- перцепционные (HSV, HSB, HLS, LAB, и т. д.) — основанные на восприятии цвета.

Виды цветовых моделей

Существует довольно бoльшое количество цветовых моделей. Самые распространенные из них RGB, CMYK, LAB, HSB, Pantone.

  • RGB — это аббревиатура из первых букв английских слов, из которых складываются оттенки в этой модели: red (красный), green (зеленый) и blue (голубой). Цвет создается путем смешивания этих трёх основных цветов и наблюдать весь спектр оттенков этой модели можно только при излучаемом свете (то есть на экране телевизора, компьютера или телефона). Каждый пиксeль экрана горит своим цветом за счёт сложения этих основных цветов в определённых пропорциях.
  • CMYK (аббревиатура английских слов Cyan (голубой), Magenta (пурпурный), Yellow (желтый), Key color (ключевой цвет)). — субтрактивная (subtract, англ. - вычитать) схема формирования цвета, используемая в полиграфии для стандартной триадной печати. Обладает меньшим, в сравнении с RGB, цветовым охватом. Если RGB описывает цвета, которые излучаются, то СМYК описывает отражаемые цвета. Цвета в модели CMYK образуются путем вычитания из черного цвета желтого, пурпурного и голубого цветов. CMYK называют субстрактивной моделью потому, что бумага и прочие печатные материалы являются поверхностями, отражающими свет. Удобнее считать, какое количество света отразилось от той или иной поверхности, нежели сколько поглотилось. Таким образом, если вычесть из белого три первичных цвета - RGB, мы получим тройку дополнительных цветов CMY. «Субтрактивный» означает «вычитаемый» — из белого вычитаются первичные цвета.
  • HSB (аббревиатура английских слов Hue (цветовой тон, оттенок), Saturation (насыщенность), Brightness (яркость)) — модель, которая является аналогом RGB, она основана на её цветах, но отличается системой координат. Любой цвет в этой модели характеризуется тоном (Hue), насыщенностью (Saturation) и яркостью (Brightness).

H — значение, опредeляющее положение цвета в спектре. Например, зеленый цвет расположен между желтым и синим цветами.

S — параметр управления цветом, определяющий чистоту оттенка цвета в диапазоне от серого до чистого цвета.

B — значение яркости цвета по шкале от черного до белого на мониторе пользователя измеряется в процентах: от 0 до 100% (нулевая яркость соответствует чёрному цвету).

Модель HSB принято использовать при создании изображений на компьютере с имитацией приемов работы и инструментария художников. Цветовой охват модели HSB перекрывает все известные значения реальных цветов. HSB-модель больше чем модели RGB и CMYK соответствует традиционному восприятию цвета человеком и наиболее проста в понимании: сначала можно определить цветовой тон, а затем задать ему насыщенности и яркость.

  • LAB — это аппаратно-независимая модель, определяющая цвета без учета особенностей устройств (монитора, принтера, и т. д.). В отличие от других цветовых моделей Lab-модель описывает цвет с использованием трех составляющих цветового зрения человека. Цвет в цветовой модели Lab определяется тремя параметрами, два из которых задают цветовой тон. A — цветность в диапазоне от зеленого до пурпурного; B — цветнoсть в диапазоне от синего до желтого; L (Lightnesss) — светлота (аналог яркости). В отличие от цветовых пространств RGB или CMYK, которые являются набором аппаратных данных для воспроизведения цвета на бумаге или на экране монитора (цвет может зависеть от типа печатной машины, марки красок и т.д), Lab однозначно определяет цвет. Поэтому Lab нашел широкое применение в программном обеспечении для обработки изображений в качестве промежуточного цветового пространства, через которое происходит конвертирование данных между другими цветовыми пространствами (например, из RGB сканера в CMYK печатного процесса). При этом особые свойства Lab сделали редактирование в этом пространстве мощным инструментом цветокоррекции.
  • Pantone — стандартизованная система подбора цвета, разработанная американской фирмой Pantone Inc. Использует цифровое распознавание цветов изображения для полиграфии печати как смесевыми, так и триадными красками. Существует множество каталогов образцов цветов Pantone, каждый из которых рассчитан на определённые условия печати. Например, для печати на мелованной, немелованной бумаге, каталог для металлизированных красок (бронза, серебро) и т. д.

Многослойная печать основана на использовании триадныx (иначе составных или смешанных) цветов и включает в себя, как минимум, четыре процесса. При этом многoцветная иллюстрация воспроизводится путем последовательного наложения и смешивания в разных пропорциях триадных красок (голубой, пурпурной, желтой), применяемых в стандартной четырехкрасочной печати (четвертый цвет черный). В графических программах все цветовые модели работают именно с триадными цветами

Плашечными (или простыми) цветами называются цвета, которые воспроизводятся на бумаге готовыми смесевыми красками. Каждый плашечный цвет репродуцируется с помощью одной печатной Формы (плашками).

При верстке издания надо четко представлять, какой вариант будет выгоднее в конкретном случае: создавать цвет на основе триады красок или использовать плашечную краску (готовый цвет из библиотеки)

Иными словами, если по замыслу оформления в издании используется черный и еще один какой-либо цвет, то следует репродуцировать этот цвет из готовой библиотеки, так как нерационально делать четыре печатные формы и печатать в четыре краски для получения единственного цвета.

Подготовка макетов для полиграфии

При печати цветного изображения, цвета наносятся в виде точек. В зависимости от программного способа растрирования печатной формы, точки могут располагаться упорядочено или хаотично. Точки могут иметь различную площадь или плотность цвета, может передаваться за счет меньшего или большего количества точек на одной и той же площади. Визуально напечатанные точки сливаются в цельное изображение и воспринимаются не как отдельные цветные точки, а как элемент определённого цвета.

Так при цветоделении и растрировании формируются различные цвета и оттенки. Растрирование может быть классическим, гибридным или стохастическом растрировании общее количество точек остаётся неизменным, меняется лишь их размер. При гибридном растрировании неизменным остаётся размер точек, а вот их количество меняется. При стохастическом растрировании точки размещены не регулярно хаотично и передают градации, темные и светлые участки за счет своей концентрации на площади.

При подготовке макета для печати в типографии, важно учитывать все условия: запечатываемый материал, листовая или рулонная печать, способ печати, виды последующей отделки, условия транспортирования, хранения и использования конечным потребителем и т.п.. В цветной цифровой печати стандартно используется цветовая схема CMYK, состоящая из четырёх стандартных цветов: чёрного, голубого, пурпурного и жёлтого.

Принятое CMYK читается как «СМИК» или принятые термины в типографиях «триадные краски» и «полноцвет».