Успенский собор (Рязань)

Материал из «Знание.Вики»

Успенский собор Рязанского кремля является самобытным произведением архитектуры XVII в., входит в число объектов культурного наследия федерального значения. Построенный в 1693—1699 гг. крупнейшим русским зодчим Яковом Григорьевичем Бухвостовым, своими грандиозными размерами (площадь 1600 кв. м, высота 72 м) превзошел почти все современные ему постройки[1].

Успенский собор — главный православный храм Рязанской области, летний кафедральный собор Рязанской епархии. Его стилизованное изображение вместе с Соборной колокольней Рязанского кремля является одним из символов города Рязани. Расположен собор на естественной возвышенности, так что его пять куполов заметны из большинства точек города и служат своеобразным ориентиром, что раньше активно использовалось при навигации по реке Оке, поскольку видны на открытой местности на расстоянии 10-15 км[1].

История создания

К концу XVII в. древний Успенский собор Переяславля Рязанского (старое название Рязани), стоящий у самой северной границы кремля, пришел в негодность по причине оползней. В 1677 г. рязанский митрополит Иосиф возбуждает ходатайство перед царем Федором III Алексеевичем о постройке нового собора, который предполагалось возвести несколько южнее старого.

В 1684 г. началось строительство храма нанятыми «подмастерьями» Шарыпиным, Калининым и Сусаниным, которых, в 1687 г. сменил неизвестный московский зодчий. В ночь на 18 апреля 1692 года почти готовый собор обрушился, так как его южная стена стояла на осадочных грунтах засыпанного озера Быстрого.

18 мая 1693 г. началось строительство нового Успенского собора, которое возглавил мастер каменных дел Яков Григорьевич Бухвостов. Основные работы были закончены в конце 1693 года, но еще несколько лет продолжалась внутренняя отделка и оформление храма.

15 августа 1702 года митрополит Стефан (Яворский) совершил освящение нового Успенского кафедрального собора[2].

Особенности архитектуры

Успенский собор Рязанского кремля является характерным и наиболее значительным памятником архитектуры нарышкинского стиля. При строительстве Яков Бухвостов принял за образец Успенский собор Москвы, построенный в конце XV в. итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Однако, мастер задумал превзойти итальянца и построить самое величественное сооружение в Русском государстве, что являлось непростой задачей, учитывая слабость грунтов на месте строительства. В итоге собор оказался действительно больше и выше известных на то время русских храмов: собора Василия Блаженного, церкви Вознесения в селе Коломенском, московского Успенского собора. Только по ширине он уступает Софийским соборам в Киеве и в Новгороде. Высота Успенского собора (без подклета) до карниза составляет примерно 28 метров, в ширину — 31 метр, в длину — 45 метров, а с галереями — 41 метр в ширину и 56 метров в длину. Толщина стен достигает 2,4 метра.

Однако не только своими грандиозными размерами примечателен Успенский собор, но и замечательными архитектурными решениями. Яков Бухвостов развил «палатную» композицию московского собора, применив круглые столбы Фиораванти, однако, отказавшись от корреспондирующих им лопаток на внутренних стенах, что позволило создать интерьер единого зала. Собор был дополнен высоким подклетом, с широким гульбищем, то есть здание было вознесено на своеобразный постамент, тем самым выделена его роль как произведения искусства.

Зодчий разместил на фасадах вертикальные ряды окон, суженные вверху колонны, и такие же колонны на барабанах глав. Эти приемы, вместе с заменой шлемовидных глав, луковичными, а также установкой Успенского собора на самой высокой точке Рязанского кремля, акцентируют эффект грандиозной высоты собора.

Одной из отличительных особенностей храма является резьба по белому камню, уникальная как по мастерству исполнения, так и по оригинальности замысла, не имеющая аналогов ни в XVII веке, ни ранее. Художник-резчик творил сразу в камне без использования шаблонов и прописей, повинуясь собственной фантазии, насыщая орнаментом все поле, не оставляя просветов. Резьба базируется, в основном, на растительном орнаменте: цветы, лоза, листья, фрукты. Только фронтон главного портала включает религиозную тематику в виде символических изображений четырёх евангелистов: лев, орел, бык и ангел.

Собор имеет оригинальные железные двери, выкрашенные бирюзовой краской и покрытые слюдой, которая прижата железными накладками из луженого железа красивого и очень сложного рисунка. Двери окаймлены подзором из полосового железа с фигурными шишками и ажурными розетками.

Иконостас

Иконостас Успенского собора века имеет в высоту 28 метров и состоит из четырех ярусов икон и завершающим поясом картушей. В основании каждого из трех верхних ярусов есть дополнительный ряд икон. Первоначально икон было 164, в настоящее время их осталось 155. Они были созданы Николаем Соломоновым, иконописцем Оружейной палаты Московского Кремля, на рубеже XVII – XVIII веков, специально для Успенского собора. Расположение икон достаточно традиционно. В нижнем (местном) ряду - иконы со сценами из Евангелия. Во втором ряду расположен полный деисусный чин (Христос с образами архангелов, апостолов, святителей и мучеников), а в цокольном ряду – праздники. В третьем ряду идет пророческий чин (иконы ветхозаветных пророков), а под ним апостольские проповеди. Четвертый ряд представлен изображениями праотцов и проповедями пророков. Вверху находится «Распятие» и сцены из жизни Христа.

Ажурная резьба иконостаса, выполненная мастером Сергеем Христофоровым, имеет особую художественную ценность и является одним из лучших образцов русского деревянного декора.

Современное состояние

За свою более чем трехсотлетнюю историю Успенский собор неоднократно подвергался реставрациям и ремонтам. В 1800 году храм находился под угрозой сноса, однако на пожертвования жителей Рязанской губернии был проведен капитальный ремонт и 15 августа 1804 года, после освящения, богослужения возобновились. В результате этой и последующих переделок изменились аркады подклета собора, исчез парапет, завершавший стены, посводное покрытие заменили четырехскатной кровлей, исчезли некоторые элементы декора стен.

В 1929 году Успенский кафедральный собор разделил участь других храмов России и был закрыт. Уникальные старинные внутренние росписи на сводах, стенах и колоннах были уничтожены. В храме был открыт планетарий, позже проводились музейные выставки.

14 июня 1992 года Успенский собор был вновь освящен, в нем возобновились церковные службы. В 1995 году, к 900-летию Рязани, была проведена реставрация древнего иконостаса. В летнее время богослужения совершаются ежедневно, сюда, из Христорождественского собора переносятся почти все святыни, включая раку с частицей мощей святителя Василия Рязанского. В холодное время года собор закрыт для посещения.

В 2008 году Успенский собор Рязанского кремля был изъят из оперативного управления музея и передан Рязанской епархии.

Галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 Успенский собор. Музей-заповедник «Рязанский кремль» (2021). Дата обращения: 22 декабря 2022.
  2. Михайловский Е. В., Ильенко И. В. Рязань. Касимов. — М., 1969. — С. 234.

Ссылки

  1. Аграмаков Н. Н. Рязань - путеводитель в исторический центр города. - Рязань: Губернская Рязань, 2006. - 424 с.
  2. Ильин М.А. Рязань: историко-архитектурный очерк. Ч. 1. – М.: Гос. изд-во лит. по строит. и архит., 1954. - 177 с.
  3. Михайловский Е. В., Ильенко И. В. Рязань. Касимов // М.: Искусство», 1969. – 234 с.
  4. Официальный сайт Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника (http://ryazankreml.ru/visitors/8/objects/2/)
  5. Официальный сайт Рязанской митрополии русской православной церкви (http://ryazeparh.ru/index.php/hram/item/12-uspenskij-sobor-goroda-ryazani)
  6. Солодовников Д. Д. Переяславль Рязанский: прошлое Рязани в памятниках старины: посвящ. 900-летию Рязани. - Рязань: Изд-во Ряз. гос. пед. ун-та, 1995. - 177 с.