Темняткин, Сергей Николаевич

Материал из «Знание.Вики»
Сергей Николаевич Темняткин
Сергей Темняткин.jpg
Дата рождения 5 февраля 1972(1972-02-05)
Место рождения д. Хороброво, Мышкинский район, Ярославская область,
СССР
Дата смерти 15 октября 2023(2023-10-15) (51 год)
Место смерти д. Мартыново, Мышкинский район, Ярославская область Россия
Гражданство  СССР Флаг России Россия
Жанр Краеведение, этнография
Учёба Угличское педагогическое училище
Награды 2014 - Памятная медаль Росвоенцентра «Патриот России»
Премии

2001 - Областная премия за достижения в области культуры им. И. А. Тихомирова

2004 - Премия «За подвижничество» Фонда им. Дмитрия Лихачева

Темняткин Сергей Николаевич (5 февраля 1972, д. Хороброво, Мышкинский район, Ярославская область, РСФСР, СССР — 15 октября 2023, д. Мартыново, Мышкинский район, Ярославская область, Россия) — краевед, создатель Этнографического музея кацкарей[1].

Биография

Сергей Темняткин родился 5 февраля 1972 года в деревне Хороброво Мышкинского района Ярославской области. В 1991 году окончил Угличское педагогическое училище и начал работать в Мартыновской школе учителем русского языка и литературы. Начал собирать местный фольклор, записывать диалект жителей бывшей Кацкой волости (по реке Кадка). С 1992 года он начал выпускать газету, впоследствии журнал с этнической направленностью «Кацкая летопись»[2] тиражом в 200 экземпляров. Сергей Темняткин полагал, что кацкари являются субэтносом русского народа, и во время переписи населения в графе «национальность» писал «кацкарь».

В рубрике «Великий, могучий кацкий язык» и культивированием кацкого диалекта. Его изучение ввели в работу клуба и местных школ. Он стал символом объединения кацкарей и обрел вторую жизнь. С 1995 года стали ежегодно проводиться Кацкие краеведческие чтения — научно-практическая конференция.

Работа по изданию газеты и журнала, восстановление диалекта послужила основой для создания музея. В 2000 году по инициативе Сергея Темняткина в Мартынове открылся Этнографический музей кацкарей[3], ставший популярным культурно — туристическим объектом. Сначала он находился в одной комнате на втором этаже сельского Дома культуры. Затем удалось приобрести дом при поддержке губернатора Ярославской области А. И. Лисицына. Когда центром поселения стало село Рождествено, освободилось здание сельсовета и здание передали отдали музею. Ещё три здания перешли музею после закрытия восьмилетней школы, осталось только начальное обучение.

Темняткин и его помощники разработали несколько экскурсионных программ, раскрывающих местный быт и диалект. Сергей Николаевич вовлёк в деятельность музея почти всех жители Мартынова[4]. Известность музея вышла далеко за пределы Ярославской области. В страну Кацкого стана приезжают «побахорить по-кацки», попробовать знаменитую картошку из русской печи, увидеть воочию жизнь сильной русской деревни.

В 2003 году Темняткин выпустил книгу «Моя Кацкая Русь: Люди, предания, обычаи, верования западных земель Ярославского края»[5].

Являлся депутатом Собрания Мышкинского муниципального района VII созыва[6].

Исследования

Сергей Темняткин всю свою жизнь посвятил краведению: собирал диалектные слова и местный фольклор, свои исследования публиковал в «Кацкой летописи»[2], преподавал школьникам «кацкий язык», знакомил мнгочисленных туристов с особенностями верований, традиционного быта кацкарей, их необычным диалектом.

Кто такие кацкари?

Кацкари — искусственно формируемая с начала 1990-х годов субэтническая группа русских, к которой причисляется население численностью примерно в 2000 человек, проживающее в бассейне реки Кадки. Территория Кацкого стана включает деревни и сёла Мышкинского, Угличского и Некоузского районов Ярославской области с центром в деревне Мартыново Мышкинского района, где и расположен музей кацкарей. Сергей Темняткин утверждал, что для жителей характерны специфический говор и своеобразные черты традиционной культуры[7].

Названий у страны кацкарей два: волость Кадка впервые упоминается в завещании великого князя московского Василия Тёмного в 1461 году, а с 1575 года, со времён Ивана Грозного, кацкие поречины получают другое название — Кацкий стан. Сто лет назад в 130-ти селениях по берегам Кадки проживало 22906 кацкарей. Стояло 11 каменных церквей и одна деревянная, 9 часовен. Функционировало 27 школ, библиотека, больница, 22 ветряные мельницы и одна водяная, 3 толчеи, 11 маслобойных заводов, 6 сыроваренных и 1 кирпичный. овчинная и сапожная мастерские; 14 кузниц. Сейчас в 80 населённых пунктах проживают 2020 местных жителей. Действует 5 школ, 4 детских сада, 4 библиотеки, 5 Домов культуры и клубов. Больница сохранилась, а к ней добавились 4 фельдшерско-акушерских пункта. Открыта одна церковь[8].

Одно из главных правил кацкого народа — на первом месте работа, а с ней воспитываются «старанье» и «сбереженье». Поэта Фёдора Ивановича Тютчева причисляют к кацкарям — его дедушка и бабушка жили в селе Знаменском на берегу реки Кадки[9].

Кацкий диалект

Кацкари говорят нараспев, при этом они окают (стокан, торелка, боран, робота, зобота); ёкают (морё, подпольё, полё, вареньё, ты знаёшь). Причем, ударение ставится не на букву Ё. Звук «р» у кацкарей мягкий, оттого и в колхозных протоколах — Серьгей. Звук «з» у кацкарей тоже очень долго мягким был, что до сих пор сохранилось в произношении, например, слова «бездонный» с безьдённой. А в документах 1920—1930-х годов — и кузьнец, и близь, и так далее. У них свои синтаксис и орфография, свои глаголы и существительные. Большая часть существительных бытует в уменьшительно-ласкательной форме. «Привёз дровец», земельный участок — ластушинка.

Кацких диалектных слов около двух тысяч — «цельнёё голомёно». И если «бахорить по-кацкие, заволосные-то не больнё и смустят про што розговор». Примеры слов и словосочетаний из кацкого словаря:

Вздра́вствуйтё, ра́жоё бёло́ — здравствуйте; да́рома — хорошо; говено — плохо (от слова «говеть»); бахо́рить — говорить; примаска́лить (образовано оно не от слова «москаль», а от «маск» — «путь» по финно-угорски) — прибыть, приехать, прийти; маскалить — идти; мантурить — работать; мантурица — труженица; бёло — утро; заволо́сной — живущий за пределами волоси Кадки; славильница — красавица; семнадка — девушка; громотуха — погремушка; серёда — среда; сва́рьба — свадьба (от слова «сварить»); гло́бка — путь; писи́га — фотоаппарат (телефон, камера и прочее в этом ряду); прилобу́ниться — стукнуться лбом; долголя́хой — человек высокого роста; ба́ять — говорить красиво, по делу; баранди́ть — говорить недело; це́льнёё голомено — очень много; то́рить голову загня — идти с высоко поднятой головой; гляже́нной — тот, кто смотрит (зритель, турист); гло́бка — тропка; ето — это; бо́льнё ши́бко — очень; неслетьё — холодное и дождливое лето; издоха — смерть; глумяной — древний; зыкать — носить; неслетьё — холодное и дождливое лето; хиз — ветер[9][8].

Если надо сказать, что купили пироги, то в кацком стане это будет звучать так: «Я обызъянился пряжонцами». Образование слова «обызъянился» означает «получил изъян, понес напрасную трату, ущерб». Про человека, который болел, но поправился, можно сказать «опнался» — пережил болезнь, а можно «позубел» — просто выздоровел[9].

Кацкий фольклор

У кацкарей язычество тесно переплелось с православием. Кацкие «укороны» (то есть мифы) — явление уникальное хотя бы потому, что сохранились до наших дней.

Белая Коровушка
По нёбёсной глобушке
Цельнёй день маскалит —
Светлядь, теплядь дарит!

Основной кацкий миф о Белой Корове, которая является «поконницей» (гербом, символом) Кацкого стана[8]. Пожелание кацкарей — «Пусть к вам примаскалит Белая Корова!». Что значит — «Пусть к вам придет большое счастье и удача!» Ведь Белая Корова олицетворяла для кацкарей солнце, а значит, свет, тепло и счастье! Маскалит — ходит, перемещается; светлядь — свет; теплядь — тепло[10].

В кацких мифах выделяются три персонажа. Белая Кобылица — символ смерти. Уж Получато — символ удачи, его прикармливают — ставят на подоконник блюдечко с молоком. Своему хозяину летучий змей таскает всевозможное добро, его можно к себе приручить. Но кацкари уверены, что от неправедно нажитого богатства случаются болезни и ранняя смерть. Демон Чугрей — существо, дух следит только за мужчинами. Кто его запреты нарушит — закрутит в вихре и унесёт неизвестно куда. Но можно себя уберечь: закрестить топором свой первый след, как из дому вышел. Поэтому топор у здешних мужчин всегда с собой[9].

Творчество

  • Журнал «Кацкая летопись»[2].
  • «Моя Кацкая Русь: Люди, предания, обычаи, верования западных земель Ярославского края». Ярославль: Александр Рутман, 2003[5].
  • «Я покону кацкого!: этнографические заметки». Мартыново: Этнографический музей кацкарей, 2020[11][12].

Награды

  • 2001 — краеведческая работа Сергея Темняткина была отмечена Областной премией за достижения в области культуры им. И. А. Тихомирова[13].
  • 2004 — Премия «За подвижничество» Фонда имени Дмитрия Лихачева[14].
  • 2014 — Памятная медаль Росвоенцентра «Патриот России»[15].

Примечания

  1. Ушел из жизни Сергей Николаевич Темняткин. Правительство Ярославской области (16 октября 2023). Дата обращения: 3 февраля 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Кацкая летопись. «Кацкая летопись». Дата обращения: 3 февраля 2024.
  3. katskari.ru. Муниципальное учреждение культуры Мышкинского муниципального района «Этнографический музей кацкарей». Дата обращения: 6 февраля 2024.
  4. Алексей Суслов. Кацкари и в XXI веке в полном «формате». Рыбинские известия (газета) (31 октября 2012). Дата обращения: 3 февраля 2024.
  5. 5,0 5,1 Темняткин, Сергей Николаевич - Моя Кацкая Русь. Российская Государственная библиотека. Дата обращения: 3 февраля 2024.
  6. Мышкинский муниципальный район. Ярославская Областная Дума (2017). Дата обращения: 3 февраля 2024.
  7. Алина Шибаева. В Ярославской области скончался 50-летний краевед и создатель музея кацкарей. Сетевое издание «76.ру» (16 октября 2023). Дата обращения: 4 февраля 2024.
  8. 8,0 8,1 8,2 Кацкари и их предания. Официальный сайт Мышкинкого муниципального района. Дата обращения: 4 февраля 2024.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Nicole_. Побахорим по-кацкие, или в поисках белой коровы. Sports.ru (21 августа 2015). Дата обращения: 4 февраля 2024.
  10. Пусть к вам примаскалит Белая Корова! Пусть к вам примаскалит Белая Корова!. Комсомольская правда (18 июля 2014). Дата обращения: 4 февраля 2024.
  11. Книги, изданные Музеем кацкарей. Муниципальное учреждение культуры Мышкинского муниципального района «Этнографический музей кацкарей». Дата обращения: 6 февраля 2024.
  12. Центральная библиотека имени М. Ю. Лермонтова муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система города Ярославля». Новые книги о Ярославском крае Январь – март 2021 года. Дата обращения: 3 февраля 2024.
  13. Темняткин Сергей Николаевич. Яркипедия. Дата обращения: 4 февраля 2024.
  14. 23 ноября исполняется 40 дней как ушел из жизни Сергей Николаевич Темняткин. Ярославский музей-заповедник (22 ноября 2023). Дата обращения: 3 февраля 2024.
  15. Девять ярославцев награждены медалями «Патриот России». Правительство Ярославской области (10 июня 2014). Дата обращения: 3 февраля 2024.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!