Телеграмма (рассказ)

Материал из «Знание.Вики»
Телеграмма
Телеграмма
Жанр рассказ
Автор Константин Паустовский
Язык оригинала русский
Дата первой публикации 1946

«Телегра́мма» — рассказ русского писателя Константина Паустовского, опубликованный в 1946 году в журнале «Огонёк» (№ 8). Произведение повествует о последних днях жизни пожилой женщины в деревне и её дочери, живущей в городе. Рассказ считается одним из наиболее известных в творчестве Паустовского. «Телеграмма» входит в программу изучения литературы в советской и российской средней школе. Сюжет раскрывает тему одиночества пожилых людей и отношений между поколениями.

Сюжет

Катерина Петровна, пожилая женщина, живёт в деревенском доме своего отца, известного художника. Она редко выходит из дома, а по хозяйству ей помогает соседская девочка Манюшка. Иногда её навещает сторож Тихон. Дочь Катерины Петровны, Настя, проживает в Ленинграде и не приезжала уже три года, ограничиваясь отправкой денежных переводов.

В конце пасмурного октября, когда здоровье Катерины Петровны ухудшается, она пишет Насте письмо. В нём она сообщает, что не переживёт следующую зиму, и просит дочь навестить её. Настя, работающая секретарём в Союзе художников, получает письмо, но не сразу читает его из-за занятости.

Настя занимается организацией выставки для скульптора Тимофеева. Она посещает его дом, убеждается в плохих жилищных условиях и решает помочь устроить ему выставку. При осмотре работ Тимофеева Настя просит показать скульптуру Гоголя, которая, как ей кажется, укоряюще смотрит на неё, напоминая о непрочитанном письме.

Прочитав письмо матери, Настя откладывает поездку, считая, что сейчас не может уехать. Две недели она занимается организацией выставки Тимофеева. После успешного проведения выставки курьер приносит Насте телеграмму со словами «Катя помирает. Тихон». Настя, не сразу осознав, что речь идёт о её матери, срочно выезжает в деревню.

Катерина Петровна умирает до приезда дочери. Перед смертью Тихон приносит ей телеграмму, якобы от Насти, хотя Катерина Петровна понимает, что это обман. На похоронах присутствует только недавно приехавшая в сельскую школу молодая учительница, у которой тоже осталась пожилая мать в областном городе.

Настя приезжает на второй день после похорон. Она проводит ночь в слезах и утром незаметно уезжает обратно в город[1].

Создание

Константин Паустовский раскрывает историю создания рассказа «Телеграмма» в своей книге «Золотая роза», в главе «Зарубки на сердце»[2]. Писатель поселился осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного гравёра Пожалостина. В этой усадьбе одиноко доживала свой век дочь Пожалостина, Катерина Ивановна, ставшая прототипом главной героини рассказа.

Реальная Катерина Ивановна, как и героиня рассказа, имела дочь Настю, жившую в Ленинграде. По словам Паустовского, Настя «совсем позабыла о матери». Прототипом Манюшки стала соседская девочка Нюрка, которую писатель характеризует как «угрюмую и всем недовольную». Паустовский отмечает, что Нюрка была единственной, кто по-настоящему любил Катерину Ивановну.

Паустовский описывает обстановку деревенского дома и осеннюю атмосферу как полностью соответствующие душевному состоянию Катерины Ивановны и той «тяжёлой душевной драме», которую она переживала в последние дни жизни. Писатель сам стал свидетелем смерти Катерины Ивановны и отправил телеграмму её дочери Насте, которая, как и в рассказе, не успела приехать к похоронам.

В «Золотой розе» Паустовский подчёркивает, что «далеко не всё увиденное и передуманное тогда вошло в «Телеграмму»». Он поясняет, что многие детали и наблюдения остались за рамками рассказа, что является обычным явлением в процессе литературного творчества. Это свидетельствует о тщательном отборе материала и работе над художественной формой произведения.

Рассказ «Телеграмма» был впервые опубликован в 1946 году в журнале «Огонёк» (№ 8). Выбор этого литературного журнала для публикации указывает на стремление автора донести историю до широкой аудитории читателей, что способствовало популярности рассказа среди советской публики.

Отзывы

Рассказ «Телеграмма» получил широкий отклик среди читателей и критиков. Особое внимание привлекла реакция актрисы Марлен Дитрих на это произведение. В своей книге «Размышления» Дитрих пишет, что «Телеграмма» произвела на неё такое впечатление, что она не могла забыть ни рассказ, ни имя автора, о котором никогда раньше не слышала.

Влияние рассказа на Дитрих привело к знаменательной встрече с Паустовским в 1964 году. Во время гастролей в России Дитрих узнала, что писатель присутствует на её выступлении в ЦДЛ. Актриса попросила Паустовского подняться на сцену и, не в состоянии выразить своё восхищение словами по-русски, опустилась перед ним на колени[3].

Литературный критик Дмитрий Быков высоко оценил «Телеграмму». В одном из своих выступлений он назвал рассказ «гениальным», несмотря на некоторые недостатки. Быков характеризует произведение как «довольно характерный рассказ, который советскому человеку напоминает о совершенно отсутствующей у него душе».

По его мнению, «Телеграмма» — это не просто история о корнях или необходимости любить старших родственников. Критик видит в рассказе напоминание советскому читателю о существовании души, что делает произведение особенно значимым в контексте советской литературы.

Быков отмечает, что рассказ мог бы быть сильнее, но, несмотря на это, считает его гениальным. Такая оценка подчёркивает сложность и глубину произведения, выходящего за рамки простой истории о семейных отношениях.

Экранизация

Экранизация рассказа «Телеграмма» была осуществлена в 1957 году. Режиссёром короткометражного фильма выступил Георгием Щербаковым. Главную роль Катерины Петровны исполнила актриса Вера Попова[4]. Фильм стал одной из первых экранизаций произведений Паустовского, что свидетельствует о признании художественной ценности рассказа и его потенциала для визуальной интерпретации. Экранизация способствовала дальнейшему распространению истории и её идей среди широкой аудитории.

Примечания

  1. Паустовский К. Г. Собрание сочинений в 9 томах. — Т. 6. Рассказы. — М.: Художественная литература, 1983. — С. 614..
  2. Паустовский К. Г. Золотая роза. М.: Детская литература, 2019. (Серия: Пятый переплёт) — С. 47—51..
  3. Перед этим писателем опустилась на колени сама Марлен Дитрих [trud.ru].
  4. Телеграмма (1957) [kinopoisk.ru].