Суннитская мечеть (Владикавказ)

Мечеть
Владикавказская Суннитская Мечеть
осет. Мухтаровы мæзджыт, ингуш. Мухтара маьждиг
мечеть Мухтаровамечеть Мухтарова
Страна  Россия
Республика  Северная Осетия
Город Владикавказ
Координаты 43°01′33″ с. ш. 44°40′33″ в. д. / 43.02583° с. ш. 44.67583° в. д. / 43.02583; 44.67583 (G) (O) (Я)
Течение, школа суннитская
ДУМ, мухтасибат ДУМ Северной Осетии
Тип мечети Джума-мечеть
Архитектурный стиль египетский стиль[1]
Архитектор Плошко И. К. Базоркин И. Б.
Благотворитель Муртуза Мухтаров
Строительство 1900—1908 годы
Основные даты
Количество куполов 1
Количество минаретов 2
Материал кирпич
Состояние действующая
Таравих совершается[2]
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения
рег. № 161410016990006

Суннитская мечеть (Мечеть Мухтарова, осет. Мухтаровы мæзджыт) — суннитская мечеть во Владикавказе, на левом берегу реки Терек, один из символов города. Памятник архитектуры культурного наследия России федерального значения[3]. Сооружена в 19001908 гг.

Историческая справка

Впервые вопрос о строительстве суннитской мечети во Владикавказе был поднят в феврале 1863 года, когда мусульмане – военные обратились к командиру Кавказского линейного батальона с просьбой разрешить им построить мечеть и выбрать из своей среды муллу. Они мотивировали это тем, что общество мусульман города, в том числе военные, не имея мечети, отправляют общественную пятничную молитву под открытым небом. В декабре 1866 года было отправлено прошение на имя Его Императорского Высочества, Наместника Кавказского и Великого князя Михаила Николаевича[4] о разрешении на строительство мечети, в котором содержалась и просьба о выделении денег. Тогда же, в декабре 1868 года, из Канцелярии поступил ответ во Владикавказскую городскую полицию, что разрешение дано, но без выделения денег.

Долгое время из-за отсутствия средств этот вопрос не поднимался. И только в апреле 1900 года в Терское Областное правление вторично было подано прошение «уполномоченных от общества магометан-суннитов, жительствующих в городе Владикавказе» о разрешении на строительство мечети на собственные деньги, собранные прихожанами. Разрешение было выдано, городская управа выделила для этого строительства участок земли на левом берегу Терека.

Рассказывает научный сотрудник института истории и археологии Северной Осетии, кандидат исторических наук Феликс Киреев[5]:

Водопровода не было — мечеть должна была стоять около воды, чтобы прихожане имели возможность перед молитвой ходить на омовение к реке. Поэтому строить решили у берега.

Прихожане начали собирать деньги. Осетины, кумыки, татары, азербайджанцы, ингуши и представители других народов внесли свой вклад. Первый камень в основание будущей святыни заложили в начале 1902 года[6].

Строительство

Фундамент сделали в виде усечённой пирамиды. «Это было нужно для сейсмоустойчивости здания, расположенного на берегу реки», — объясняют нынешние сотрудники мечети. Но уже на начальном этапе строительства собранных средств стало не хватать. Пришлось искать спонсора. Недостающие деньги внёс азербайджанский миллионер-нефтепромышленник, видный на Кавказе меценат Муртуза Мухтаров, который посвятил строительство мечети своей будущей жене, Лизе Тугановой, дочери осетинского генерала Хамби Туганова[7]. Проект был заказан архитектору И. К. Плошко, автору многих зданий в столице Азербайджана, Баку. Он спроектировал храм в восточном стиле с элементами модерна и готики. Расписывать здание и создавать интерьер пригласили художника Франца Долежаля. Внутренняя отделка выполнена в технике граффито (итал. sgraffito, graffito — процарапанный), прогрессивной для того времени. Этот художественно-декоративный прием выгодно подчеркнул изысканность внутреннего убранства.

Вот как описывает процесс строительства профессор кафедры архитектуры Северо-Кавказского горно-металлургического института (ГТУ), архитектор, заслуженный деятель культуры России, Сослан Цаллагов[8]:

На заводе барона Штейнгеля изготавливался кирпич особой технологии. Из него были построены самые престижные дома в центральной части Владикавказа. Качество и оригинальность кирпича подтверждались оттиском с фамилией Штейнгеля на каждом кирпиче.

В те годы этот кирпич был, пожалуй, самым лучшим в Терской области. При его производстве соблюдался целый ряд весьма сложных и строгих технологических требований.

Ещё один секрет уникальности и загадочной красоты внутренней отделки мечети в том, что она выполнена в художественной технике граффито. Это многослойная цветная штукатурка, необыкновенная красота и объём которой раскрываются посредством снятия определённых цветов и слоёв для получения необходимой цветовой композиции. Очень сложная и дорогостоящая техника.

Открытие мечети состоялось 14 октября 1908 года.

Активными прихожанами мечети были и осетины, и кумыки, и другие мусульмане города. В состав хозяйственного комитета, избранного в 1909 году на пять лет, входили осетины: генерал-лейтенант Инал Кусов, генерал-лейтенант Темирбулат Дударов, полковник Идрис Шанаев, Амирхан Туганов. Кандидатом в комитет был частный поверенный Сафар Абисалов. Кумыков в хозяйственном комитете представляли доктор Магомет Далгат, инженер Магомет Омаров, Ибрагим-шейх-Али и другие. Комитет управлял всем приходским имуществом, изыскивал средства для прихода, собирал пожертвования, вел административное делопроизводство[6].

Murtuza Muxtarov məscidi2.jpgMurtuza Muxtarov məscidi8.jpg
Памятные доски с надписью «Мечеть Муртузы Мухтарова» на двух языках

Имя Муртузы Мухтарова было увековечено на мраморной доске. «Джума-мечеть имени Мухтарова 1906-1908» — гласит надпись на арабском и русском языках. Слово «джума» в переводе означает «пятница», что указывало на торжественные богослужения, которые проходили в этой мечети по пятницам. Памятью о меценате Мухтарове служит и тот факт, что мечеть и сегодня носит почётное имя «Мечеть Мухтарова».

В СССР

В 1934 году, в период борьбы советских властных структур с религиозными движениями, городской совет принял решение уничтожить суннитскую мечеть. Одна из присутствовавших на совещании женщин-мусульманок, член Горсовета Ханифа Ибрагимова, организовала татарских девушек-комсомолок, которые в день намечавшегося сноса встали вокруг мечети, заблокировав проходы, и попросили сохранить мечеть как памятник архитектуры. Кроме того, во избежание беспорядков командир татарской роты 84-го кавалерийского полка Я. И. Беткенев отдал приказ выставить вокруг мечети вооруженную охрану, что не позволило саперам приблизиться к зданию. Власти не стали обострять ситуацию и уступили, мечеть оказалась нетронутой, получив статус памятника архитектуры. Впоследствии мечеть была превращена в музей[6].

Рассказывает Генрий Кусов, доктор исторических наук, профессор, писатель[8]:

На протяжении более чем вековой истории с мечетью происходило много разных метаморфоз. Она ведь не всегда использовалась по своему прямому назначению. Когда в конце 60-х годов во Владикавказе был открыт маршрут «Интуриста», то, прежде всего гостям столицы показывали такую красоту, как Суннитская мечеть. И поэтому тогдашнее руководство республики в лице первого секретаря Кабалоева и министра культуры Ужегова поручило нашему директору (краеведческого музея) Хасану Лазарову отреставрировать мечеть. Был заключён договор с ленинградскими реставрационными мастерскими. Приехала бригада реставраторов под руководством Александра Ступина, к ним на подмогу были подключены и местные художники. В результате мечеть была великолепно отреставрирована.

Впоследствии, в 1960 году, Постановлением Совета министров РСФСР здание мечети было взято под государственную охрану[9].

В современной России

В 1996 году мечеть была передана Духовному управлению мусульман Северной Осетии, были возобновлены богослужения. В январе 1996 года у стены мечети сдетонировало взрывное устройство. Капитальные стены и башня оказались в глубоких трещинах, в стене образовалась крупная пробоина (1,5 м на 2 м)[10]. Потребовалось проводить восстановительно-реставрационные работы.

В настоящее время здание полностью восстановлено. Мечеть Мухтарова является единственным действующим мусульманским храмом в городе Владикавказе.

Галерея

Литература

Теплицкий И. З., Цагаев Н. Д. Суннитская мечеть // Памятники материальной культуры Северной Осетии. — Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1963. — С. 40—42. — 123 с.

Примечания

  1. М. Ю. Рощин Ислам в Северной Осетии Архивная копия от 24 сентября 2013 на Wayback Machine
  2. Намаз, который совершается в месяц Рамадан после обязательной ночной молитвы (иша) и длится до появления зари
  3. Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Здание Суннитской мечети», 1907 г., расположенного в Республике Северная Осетия – Алания (г. Владикавказ), и его регистрации в едином государственном реестре объектов культурного наследия. Электронный фонд правовых и нормативно- технических документов. Министерство культуры РФ (24 июня 2014). Дата обращения: 1 февраля 2025.
  4. Четвёртый и последний сын императора Николая I и его супруги Александры Фёдоровны
  5. Дом с историей: мечеть в египетском стиле на берегу Терека. Это Кавказ. Дата обращения: 2 февраля 2025.
  6. Перейти обратно: 6,0 6,1 6,2 Старый Владикавказ. Историко-этнологическое исследование. Из истории храмового строительства. Северо-Осетинский Центр социальных исследований Института социально-политических исследований Российской Академии наук (5 июня 2006). Дата обращения: 1 февраля 2025. Архивировано 20 февраля 2019 года.
  7. Залина Бедоева. Мечеть посвятил невесте. Чем закончилась история любви осетинки и бакинца // Аргументы и факты : журнал. — 2022. — 3 декабря (№ 48).
  8. Перейти обратно: 8,0 8,1 Фатима Антонова. Тайна Суннитской мечети // "Терские ведомости" : газета. — 2016. — 2 декабря.
  9. О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР. Совет Министров РСФСР. Постановление от 30 августа 1960 года N 1327. Дата обращения: 2 февраля 2025.
  10. Ъ-Газета — Взрыв во Владикавказе. Дата обращения: 2 февраля 2025. Архивировано 8 октября 2019 года.

Ссылки