Список объектов нематериального культурного наследия Республики Алтай

Материал из «Знание.Вики»

Список объектов нематериального культурного наследия Республики Алтай включает в себя все объекты государственного реестра[1], утверждённого правительством Республики Алтай в 2014 году, в исполнение принятого закона республики Алтай № 120-РЗ[2].

Закон «О регулировании отношений в области развития нематериального культурного наследия Республики Алтай»[2]:

  • декларирует практики выявления, возрождения, сохранения и использования объектов нематериального культурного наследия;
  • устанавливает полномочия органов государственной власти в данной области;
  • предполагает создание государственного реестра объектов нематериального культурного наследия[3].

Согласно этому документу[2], культурное наследие определяется как обычай, форма представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, не имеющие индивидуального авторства.

Явления духовной культуры должны быть[3]:

  • признаны сообществами, группами или и индивидами;
  • передаваться из поколение в поколение;
  • воссоздаваться сообществами в определённом экологическом пространстве;
  • формировать у этнических групп, проживающих в республике, «чувство самобытности»;
  • вырабатывать чувство уважения к культурному разнообразию региона.

Основными видами нематериального культурного наследия в Республике Алтай названы традиции, исполнительские искусства, обычаи, обряды, народные праздники, знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами, являющиеся культурными ценностями народов Республики Алтай[3]. В Республике Алтай нематериальному наследию уделяется особое внимание.

№ п/п Название Наименование Краткое описание
1
Кайчи.jpg
Кай алтайское горловое пение Искусство исполнения эпоса особым горловым речитативом.
2 Кай чӧрӧк алтайские героические сказания Совокупность устных, монументальных по объёму произведений, в состав которых входят как архаичные сюжеты древней мифологии тюрко-монгольского населения Центральной Азии, так и более поздние произведения отражающие реалии исторических событий происходивших на Горном Алтае. Общий объём зафиксированных сказаний составляет более 500 тысяч стихотворных строк.
3
Сказитель Калкин А. Г.
Кайчы сказитель Кайчы — избранный духами-хозяевами гор Алтая исполнитель, доносящий до людей их сказания. Особо одарённые исполнители — Ээлу Кайчы — могут, перевоплотившись в баатыра, отправиться в Нижний мир, а по возвращении передать принятые эпические сказания от начала до конца, что может занять много часов. К этому будущие Кайчы начинают готовиться с самого детства, запоминая огромные полотна текста в возрасте от 6 до 9 лет.
4
Монумент Байтерек.jpg
Бай Терек Священный Тополь / Железный Тополь Священное дерево, посредством которого осуществляется связь между мирами: верхним, средним и нижним. Мир верховного божества Тенгри противостоит подземному миру Эрлика, и от результата этого взаимодействия зависит благосостояния среднего мира. Древнейшая модель трёхмерного мироздания выстроена в образе священного тополя, популярна в фольклоре всех тюркских народов.
5
Ногон играет на Топшууре
Топшуур традиционный алтайский музыкальный инструмент Топшуур прежде всего инструмент, игрой на котором сопровождается исполнение героических эпосов Кай. Уважительное отношение к инструменту выражается в том, что перед исполнением текстов сказаний вступительная часть посвящается благословению топшуура. Инструмент сравнивается с боевым конём сказителя, сопровождающего батыра в его ратных подвигах.
6 Икили традиционный алтайский народный инструмент Смычковый музыкальный инструмент, сопровождающий исполнение јаҥар и народные мелодии.
7 Jaҥар разновидность жанра алтайской народной песни Древняя форма музыкально-словесного творчества, синкретичное единство труда, обряда, игры, танца, музыки, сказания и изобразительных форм. Считается обязательным исполнение дьянар во время обрядовых молений, календарных народных праздников, свадебного обряда, но может исполнятся и в повседневной жизни.
8
Символ тенгрианцев, представляющий структуру вселенной, бога Теҥери, отверстие в крыше юрты и шаманский бубен.
Теҥерини jaҥдаганы Тенгрианство Культ вечного неба — Тенгри (Теҥери), основа древнего верования предков алтайского народа. В современных обрядах почитания Алтая, благопожелания божеству Теҥери звучат обращают наравне с молитвами покровителю Алтая — Алтай-Кудаю.
9
SB - Altay shaman with drum.jpg
Кам јаҥ Алтайский шаманизм Традиционная анимистическая картина мира алтайцев подразумевает особых посредников между людьми и духами (ээзи), вкупе с божествами (кудай) природы. Камов (шаманов) избирают, обучают и делают их людьми особого рода сами духи. Обязанность шаманов — служить духам и прибегая к их помощи ограждать от бед своих соплеменников.
10
Н. Рерих, «Ойрот — вестник Белого Бурхана» (1925)
Ак јаҥ (Буркан јаҥ) Белая вера (Бурханизм). Возникшее на Алтае в начале XX века религиозное явление вобрало в себя традиционные верования, шаманизм и основы буддизма, дало мощный импульс росту этнического самосознания и систематизации древних религиозных верований, приведших к обновлению духовно-целостных ориентиров Алтайского народа.
11 Алтай кöдÿргени, Jер такыганы Обряд восхваления, почитания божеств, духов — хозяев Алтая, местности. Насыщенный религиозными и магическими элементами обряд, при проведении которого осуществляются моления и благопожелания божествам и духам Алтая, с принесением им в жертву неопробованной белой и мясной пищи. Обряды проводятся с целью получить благосклонность со стороны Алтай-Кудая и других духов, благосклонным результатом которого будет хороший приплод скота, благополучие и отсутствие невзгод.
12 Ажуларды jаҥдаганы Обряд поклонения духам перевалов. В условиях Горного Алтая преодоление перевала часто ответственный, связанный с трудностями и опасностями участок дороги. Планируя поездку, путник заранее заготавливает специальные ленточки дьялома/кыйра, которые следует преподнести духам перевала, повязав их на веточки деревьев или к каменным Обо. Для того что бы задобрить духов перевала, им также опрыскивают чай, молоко, раскидывают в качестве угощения кусочки молочных продуктов. «Совместная» трапеза вместе с духами также входит в комплекс обряда поклонения духам перевала.
13 Аржан сууны jаҥдаганы Обряд поклонения духам

священных источников.

По представлениям алтайцев, целебную силу источнику придаёт не столько качественный состав вод, сколько духи-покровители данной местности. Поэтому прежде чем начать использовать воду, совершается обряд почитания духа огня и окропления духов Аржана, с произнесением благопожеланий и преподношением даров в виде молока, чая, сыра, привязывания ленточек и воскуривания можжевельника.
14 Алтай — Кудай Божество, дух, покровитель Алтая. Сегодняшний образ Алтай-Кудая соединил в себе характерные особенности духов-хозяев местностей — jер ээзи, священных гор ыйык туу, а также небесного божества Теҥери. Алтай-Кудай современными художниками чаще всего изображается в образе белобородого старца с золотым посохом в белой горностаевой шубе, верхом на белом коне.
15 Арчынды байлаганы Обрядовое почитание можжевельника Можжевельник — особо почитаемое и значимое растение. Наделённый священной силой, он приносит очищение и дарит оздоровление. Зажжённая веточка арчына подносится к больному человеку, его дымом очищают жильё, колыбель, очаг. Как священный атрибут можжевельник используется при проведении самых разных календарных и семейных обрядов.
16
Кыйра.jpg
Jалама / Кыйра Обрядовые священные ленточки Тканевые ленты белого, жёлтого, светло-синего, светло-зелёного цветов и шириной 3-4 см при длине 70-90 см обычно из хлопчатобумажной ткани. Приготовленные заранее и окуренные дымом можжевельника в качестве ритуального подношения преподносятся Алтай-Кудаю и духам местности. Для этого их привязывают к веткам деревьев и кустарника, а при отсутствии оных к деревянным шестам.
17
Обо-Таш, 841 км Чуйского тракта
Обоо таш большое конусообразное сооружение, складываемое из камней Обоо складывается из камней, которые участниками обряда посещённому духам перевалов, священных гор, рек, целебных источников. Само обоо и местность после обряда считается священной. Проезжающие путники останавливаются у Обоо, делают подношения духам и также опускают камни на каменное сооружение или же привязывают в воткнутую палку дьялома.
18
Tur22222 01.jpg
Кӱрее таш обрядовый артефакт из сложенных прямоугольных плоских камней Кӱрее таш складывается из плоских прямоугольных камней, в местах проведения обрядовых молений, в целом близок по значению Обоо таш. Как правило по размерам уступает Обоо таш.
19
Группа тагылов в составе комплекса. Южный Алтай. Коновязь с северной стороны.
Тагыл Жертвенник Также сооружение из плоских камней, сооружаемое при проведении календарных обрядов и народных праздников. Тыгыл сооружается за несколько дней до проведения обряда, сверху устанавливается широкий плоский камень — сан (алтарь), на который складывают подношения духам.
20 Јада таш салары Обряд с камнем яда таш Древний магический обряд влияния на погоду. Обряд, осуществляемый при помощи магического камня — Jада, может менять погоду, вызывать бурю или, наоборот, очищать небо от туч, прекращать снегопады и вызывать дождь.
21 Алтай jылдык тоо Алтайское летоисчисление Лунно-солнечный календарь 12-летнего животного цикла, сформированный в Центральной Азии к концу I тыс. до н. э. далёкими предками многих современных, в том числе и алтайских народов.

Примечания