Перейти к содержанию

Бетховен, Людвиг ван: различия между версиями

внутренние ссылки (добавлены на года, имена людей) уточнение (были пропущены ё)
imported>Funny Bunny
(Новая страница)
imported>Юлия Ф
(внутренние ссылки (добавлены на года, имена людей) уточнение (были пропущены ё))
Строка 9: Строка 9:
| Место рождения  = {{МР|Бонн}}, [[Кёльнское курфюршество]], [[Священная Римская Империя]]
| Место рождения  = {{МР|Бонн}}, [[Кёльнское курфюршество]], [[Священная Римская Империя]]
| Годы активности  = [[1782 год|1782]]—[[1827 год|1827]]
| Годы активности  = [[1782 год|1782]]—[[1827 год|1827]]
| Страна          =  
| Страна          =
* {{Флагификация|Священная Римская империя}}
* {{Флагификация|Священная Римская империя}}
* {{Флагификация|Австрийская империя}}
* {{Флагификация|Австрийская империя}}
Строка 17: Строка 17:
| Викисклад          = Ludwig van Beethoven
| Викисклад          = Ludwig van Beethoven
}}
}}
'''Лю́двиг ван Бетхо́вен''' (16 декабря 1770 года, [[Бонн]], [[Кёльнское курфюршество]] — 26 марта 1827 года, [[Вена]], [[Австрийская империя]]) — выдающийся [[Германия|немецкий]] композитор и пианист, живший и работавший в Вене. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки.
'''Лю́двиг ван Бетхо́вен''' ([[16 декабря]] [[1770 год|1770]], [[Бонн]], [[Кёльнское курфюршество]] — [[26 марта|26 март]]<nowiki/>а [[1827 год|1827]], [[Вена]], [[Австрийская империя]]) — выдающийся [[Германия|немецкий]] композитор и пианист, живший и работавший в Вене. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки.


В начале музыкальной карьеры Бетховен сначала сделал себе имя как [[пианист]]-виртуоз. Его сильные стороны включали свободную импровизацию и фантазирование на инструменте. После переезда из Бонна в Вену его талант вскоре привел к высшим кругам общества столицы [[Австрия|Австрии]]. Нарушение слуха, которое со временем переросло в почти полную глухоту<ref>{{Книга|автор=Великович Э. И.|заглавие=Великие музыкальные имена. Пособие для муз. школ и гимназий|год=2006|место=СПб|издательство=Композитор}}</ref>, положило преждевременный конец его карьере пианиста.
В начале музыкальной карьеры Бетховен сначала сделал себе имя как [[пианист]]-[[виртуоз]]. Его сильные стороны включали свободную импровизацию и фантазирование на инструменте. После переезда из Бонна в Вену его талант вскоре привел к высшим кругам общества столицы [[Австрия|Австрии]]. Нарушение слуха, которое со временем переросло в почти полную глухоту<ref>{{Книга|автор=Великович Э. И.|заглавие=Великие музыкальные имена. Пособие для муз. школ и гимназий|год=2006|место=СПб|издательство=Композитор}}</ref>, положило преждевременный конец его карьере пианиста.


С ухудшением слуха Бетховен все больше и больше сосредотачивался на сочинении.
С ухудшением слуха Бетховен всё больше и больше сосредотачивался на сочинении.


В большинстве [[Музыкальные жанры|музыкальных жанров]], в которых Бетховен писал сочинения, его произведения являются одними из самых значительных в своем роде. Это 9 симфоний, 32 фортепианные сонаты, фортепианные вариации, 5 фортепианных концертов, один скрипичный концерт, 16 струнных квартетов и Большая фуга, сонаты для скрипки и виолончели. Важные вокальные и вокальные партии соответственно. Сценические произведения — цикл песен далекой возлюбленной, единственная опера «Фиделио» и [[Торжественная месса]].
В большинстве [[Музыкальные жанры|музыкальных жанров]], в которых Бетховен писал сочинения, его произведения являются одними из самых значительных в своём роде. Это 9 симфоний, 32 фортепианные сонаты, фортепианные вариации, 5 фортепианных концертов, один скрипичный концерт, 16 струнных квартетов и Большая фуга, сонаты для скрипки и виолончели. Важные вокальные и вокальные партии соответственно. Сценические произведения — цикл песен далекой возлюбленной, единственная опера «Фиделио» и [[Торжественная месса]].


Популярность Бетховена не ослабевает и сегодня, он входит в число самых исполняемых композиторов мира.
Популярность Бетховена не ослабевает и сегодня, он входит в число самых исполняемых композиторов мира.
Строка 35: Строка 35:


== Вопросы периодизации творчества Бетховена ==
== Вопросы периодизации творчества Бетховена ==
Существует множество попыток периодизации творчества Бетховен по биографическим и стилистическим признакам<ref>{{Cite web|url=https://www.google.ru/books/edition/Теория_хорового_испол/OglMEAAAQBAJ?hl=ru&gbpv=1&dq=Существует+множество+попыток+периодизации+творчества+Бетховен+по+биографическим+и+стилистическим+признакам&pg=PA148&printsec=frontcover|title=Теория хорового исполнительства. Учебник для СПО|author=Живов В. Л.|date=2021|publisher=Юрайт|access-date=2023-02-08}}</ref>: по 3 периодам ([[Шиндлер, Антон Феликс|А. Шиндлер]], [[Виельгорский, Михаил Юрьевич|Мих. Ю. Виельгорский]], [[Ленц, Вильгельм|В. Ленц]], [[Серов, Александр Николаевич|А. Н. Серов]]); по 5 периодам ([[Роллан, Ромэн|Р. Роллан]], [[Ферман, Валентин Эдуардович|В. Э. Ферман]], [[Грубер, Роман, Ильич|Р. И. Грубер]]). Изменения в стиле ясно обозначаются при сопоставлении его [[Симфонический оркестр|симфонических]], [[Камерная музыка|камерно]]-ансамблевых и [[Фортепиано|фортепианных]]. произведений, написанных в различные периоды. Однако любая периодизация по стилистическим признакам условна. Многое из созданного Бетховиным в боннский период (1782-92 гг.) было им использовано в более поздние годы. Новые стилистические тенденции, отчасти сближающие Бетховена с композиторами-романтиками, заметны в сочинениях не только последнего (1816-27 гг.), но и раннего венского периода (1792—1802 гг.).
Существует множество попыток периодизации творчества Бетховен по биографическим и стилистическим признакам<ref>{{Cite web|url=https://www.google.ru/books/edition/Теория_хорового_испол/OglMEAAAQBAJ?hl=ru&gbpv=1&dq=Существует+множество+попыток+периодизации+творчества+Бетховен+по+биографическим+и+стилистическим+признакам&pg=PA148&printsec=frontcover|title=Теория хорового исполнительства. Учебник для СПО|author=Живов В. Л.|date=2021|publisher=Юрайт|access-date=2023-02-08}}</ref>: по 3 периодам ([[Шиндлер, Антон Феликс|А. Шиндлер]], [[Виельгорский, Михаил Юрьевич|Мих. Ю. Виельгорский]], [[Ленц, Вильгельм|В. Ленц]], [[Серов, Александр Николаевич|А. Н. Серов]]); по 5 периодам ([[Роллан, Ромэн|Р. Роллан]], [[Ферман, Валентин Эдуардович|В. Э. Ферман]], [[Грубер, Роман, Ильич|Р. И. Грубер]]). Изменения в стиле ясно обозначаются при сопоставлении его [[Симфонический оркестр|симфонических]], [[Камерная музыка|камерно]]-ансамблевых и [[Фортепиано|фортепианных]]. произведений, написанных в различные периоды. Однако любая периодизация по стилистическим признакам условна. Многое из созданного Бетховиным в боннский период (1782-92 гг.) было им использовано в более поздние годы. Новые стилистические тенденции, отчасти сближающие Бетховена с композиторами-романтиками, заметны в сочинениях не только последнего (1816-27 годах), но и раннего венского периода (1792—1802 годах).


== Ранние годы: Бонн (1780—1792) ==
== Ранние годы: Бонн (1780—1792) ==
Первым учителем музыки Бетховена был его отец. Позже у него были другие местные учителя: придворный органист Жиль ван ден Эден (умер в 1782 году), Тобиас Фридрих Пфайффер (друг семьи, который обучал его игре на клавишных инструментах), Франц Ровантини (родственник, который обучал его игре на скрипке и альте) и придворный концертмейстер [[Рис, Франц Антон|Франц Антон Рис]] для скрипки<ref>{{Cite web|url=https://www.oxfordmusiconline.com/grovemusic/display/10.1093/gmo/9781561592630.001.0001/omo-9781561592630-e-0000040026#omo-9781561592630-e-0000040026|title=Grove Music Online. Музыкальная онлайн-энциклопедия|author=Джозеф Керман, Алан Тайсон, Скотт Г. Бернем, Дуглас Джонсон и Уильям Драбкин|date=2001|access-date=2023-02-08}}</ref>. Его обучение началось на пятом курсе. Режим был суровым и жестким, что часто доводило его до слез. Музыкальный талант Бетховена был очевиден в молодом возрасте.
Первым учителем музыки Бетховена был его отец. Позже у него были другие местные учителя: придворный органист Жиль ван ден Эден (умер в [[1782 год|1782 году]]), Тобиас Фридрих Пфайффер (друг семьи, который обучал его игре на клавишных инструментах), Франц Ровантини (родственник, который обучал его игре на скрипке и альте) и придворный концертмейстер [[Рис, Франц Антон|Франц Антон Рис]] для скрипки<ref>{{Cite web|url=https://www.oxfordmusiconline.com/grovemusic/display/10.1093/gmo/9781561592630.001.0001/omo-9781561592630-e-0000040026#omo-9781561592630-e-0000040026|title=Grove Music Online. Музыкальная онлайн-энциклопедия|author=Джозеф Керман, Алан Тайсон, Скотт Г. Бернем, Дуглас Джонсон и Уильям Драбкин|date=2001|access-date=2023-02-08}}</ref>. Его обучение началось на пятом курсе. Режим был суровым и жёстким, что часто доводило его до слёз. Музыкальный талант Бетховена был очевиден в молодом возрасте.


В период 1785-90 гг. практически нет записей о деятельности Бетховена как композитора. Это может быть связано с прохладной реакцией, которую вызвали его первые публикации, а также с продолжающимися проблемами в семье Бетховена. Его мать умерла в 1787 году, вскоре после первого визита Бетховена в Вену, где он пробыл около двух недель и познакомился с [[Моцарт, Вольфганг Амадей|Вольфгангом Моцартом]]<ref>{{Cite web|url=https://www.google.ru/books/edition/Великие_композиторы_И/cYRYEAAAQBAJ?hl=ru&gbpv=1&dq=Бетховен+познакомился+с+Моцартом&pg=PA266&printsec=frontcover|title=Великие композиторы. И.-С. Бах, Моцарт, Шопен, Шуман, Вагнер|author=Базунов С. А., Давыдова М. А., Давыдова Л. К.|date=2022|publisher=Юрайт|access-date=23-02-08}}</ref>.
В период 1785-90 годах практически нет записей о деятельности Бетховена как композитора. Это может быть связано с прохладной реакцией, которую вызвали его первые публикации, а также с продолжающимися проблемами в семье Бетховена. Его мать умерла в [[1787 год|1787 году]], вскоре после первого визита Бетховена в Вену, где он пробыл около двух недель и познакомился с [[Моцарт, Вольфганг Амадей|Вольфгангом Моцартом]]<ref>{{Cite web|url=https://www.google.ru/books/edition/Великие_композиторы_И/cYRYEAAAQBAJ?hl=ru&gbpv=1&dq=Бетховен+познакомился+с+Моцартом&pg=PA266&printsec=frontcover|title=Великие композиторы. И.-С. Бах, Моцарт, Шопен, Шуман, Вагнер|author=Базунов С. А., Давыдова М. А., Давыдова Л. К.|date=2022|publisher=Юрайт|access-date=23-02-08}}</ref>.


В 1789 году в связи с увольнением отца из капеллы из-за алкоголизма Бетховен становится кормильцем семьи. Продолжая работать органистом капеллы, исполняет также обязанности альтиста придворного оркестра. Поступает студентом на философский факультет [[Боннский университет|Боннского университета]].
В 1789 году в связи с увольнением отца из капеллы из-за [[Алкоголизм|алкоголизма]] Бетховен становится кормильцем семьи. Продолжая работать органистом капеллы, исполняет также обязанности альтиста придворного оркестра. Поступает студентом на философский факультет [[Боннский университет|Боннского университета]].


В 1790—1792 гг. Бетховен написал несколько произведений (в то время ни одно из них не было опубликовано), демонстрирующих растущий диапазон и зрелость.
В 1790—1792 гг. Бетховен написал несколько произведений (в то время ни одно из них не было опубликовано), демонстрирующих растущий диапазон и зрелость.
Строка 49: Строка 49:


== Венский творческий период (1792—1802) ==
== Венский творческий период (1792—1802) ==
В ноябре 1792 года Бетховен уехал из Бонна в Вену на фоне слухов о войне, распространяющихся из Франции. Вскоре после прибытия он узнал, что его отец умер.
В ноябре [[1792 год|1792 года]] Бетховен уехал из Бонна в Вену на фоне слухов о войне, распространяющихся из Франции. Вскоре после прибытия он узнал, что его отец умер. В [[1793 год|1793 году]] Бетховен продолжает заниматься с Гайдном. В течение следующих нескольких лет Бетховен реагировал на широко распространенное мнение, что он является преемником недавно умершего Моцарта, изучая работы этого мастера и сочиняя произведения с отчётливо моцартовским колоритом<ref>{{Cite web|url=https://global.oup.com/academic/product/beethoven-9780195313314|title=Купер, Барри (2008). Бетховен. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-531331-4|author=Купер Б.|date=2008|publisher=Oxford University Press|access-date=2023-02-08}}</ref>.
В 1793 году Бетховен продолжает заниматься с Гайдном. В течение следующих нескольких лет Бетховен реагировал на широко распространенное мнение, что он является преемником недавно умершего Моцарта, изучая работы этого мастера и сочиняя произведения с отчетливо моцартовским колоритом<ref>{{Cite web|url=https://global.oup.com/academic/product/beethoven-9780195313314|title=Купер, Барри (2008). Бетховен. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-531331-4|author=Купер Б.|date=2008|publisher=Oxford University Press|access-date=2023-02-08}}</ref>.


Он не сразу решил утвердиться как композитор, а скорее посвятил себя учёбе и исполнительству. Работая под руководством Гайдна, он стремился овладеть контрапунктом. На формирование мировоззрения композитора в эти годы сильнейшее воздействие оказали события [[Великая французская революция|Великой французской революции]] (14 июля 1789 года — 9 ноября 1799 года.). Вскоре после [[Взятие Бастилии|взятия Бастилии]] (14 июля 1789) Бетховен написал песню «Свободный человек», в которой воспевается бесстрашие борца за свободу.
Он не сразу решил утвердиться как композитор, а скорее посвятил себя учёбе и исполнительству. Работая под руководством Гайдна, он стремился овладеть контрапунктом. На формирование мировоззрения композитора в эти годы сильнейшее воздействие оказали события [[Великая французская революция|Великой французской революции]] ([[14 июля]] [[1789 год|1789 года]] — [[9 ноября]] [[1799 год|1799 года]]). Вскоре после [[Взятие Бастилии|взятия Бастилии]] ([[14 июля]] [[1789 год]]) Бетховен написал песню «Свободный человек», в которой воспевается бесстрашие борца за свободу.


== «Героический» период и утрата слуха (1802—1812) ==
== «Героический» период и утрата слуха (1802—1812) ==
Бетховен сказал английскому пианисту [[Нит, Чарльз|Чарльзу Ниту]] (в 1815 году), что он датировал свою потерю слуха припадком в 1798 году, вызванным ссорой с певицей. Во время постепенного ухудшения его слух ещё больше ухудшился из-за тяжелой формы шума в ушах. Возможной причиной этого расстройства, вероятно, был [[отосклероз]], возможно, сопровождающийся дегенерацией [[Преддверно-улитковый нерв|слухового нерва]].
Бетховен сказал английскому пианисту [[Нит, Чарльз|Чарльзу Ниту]] (в [[1815 год|1815 году]]), что он датировал свою потерю слуха припадком в 1798 году, вызванным ссорой с певицей. Во время постепенного ухудшения его слух ещё больше ухудшился из-за тяжелой формы шума в ушах. Возможной причиной этого расстройства, вероятно, был [[отосклероз]], возможно, сопровождающийся дегенерацией [[Преддверно-улитковый нерв|слухового нерва]].


По совету своего врача Бетховен переехал в небольшой австрийский городок Хайлигенштадт, недалеко от Вены.
По совету своего врача Бетховен переехал в небольшой австрийский городок Хайлигенштадт, недалеко от Вены.


Потеря слуха Бетховена не помешала ему сочинять музыку, но из-за этого играть на концертах — важном источнике дохода на этом этапе его жизни — становилось все труднее.
Потеря слуха Бетховена не помешала ему сочинять музыку, но из-за этого играть на концертах — важном источнике дохода на этом этапе его жизни — становилось всё труднее.


'''«Героический» стиль'''
'''«Героический» стиль'''
Строка 65: Строка 64:
Возвращение Бетховена в Вену из [[Хайлигенштадт]]а ознаменовалось изменением музыкального стиля, и в настоящее время его часто называют началом среднего или «героического» периода, характеризующегося множеством оригинальных произведений, написанных с большим размахом.
Возвращение Бетховена в Вену из [[Хайлигенштадт]]а ознаменовалось изменением музыкального стиля, и в настоящее время его часто называют началом среднего или «героического» периода, характеризующегося множеством оригинальных произведений, написанных с большим размахом.


Характерные признаки зрелого стиля Бетховена полностью выявились в произведениях 1802-14 гг., отмеченных огромной внутренней силой и оригинальностью замыслов: симфониях № 3 (Героической, Es-dur, 1804), № 4 (B-dur, 1806), № 5 (c-moll) и № 6 (Пасторальной, F-dur, 1808), № 7 (A-dur) и № 8 (F-dur, 1812); концертах с оркестром — Тройном для фп., скрипки и виолончели (C-dur, 1804), для фп. — 4-м (G-dur, 1806) и 5-м (Es-dur, 1809), для скрипки (D-dur, 1806); ряде увертюр (в том числе к трагедии Г. Коллина «Кориолан», 1807)<ref>{{Cite web|url=https://znaniya.org/c/betkhoven-liudvig-van-5c3502|title=Большая российская энциклопедия}}</ref>.
Характерные признаки зрелого стиля Бетховена полностью выявились в произведениях 1802—14 годах, отмеченных огромной внутренней силой и оригинальностью замыслов: симфониях № 3 (Героической, Es-dur, 1804), № 4 (B-dur, 1806), № 5 (c-moll) и № 6 (Пасторальной, F-dur, 1808), № 7 (A-dur) и № 8 (F-dur, 1812); концертах с оркестром — Тройном для фортепиано, скрипки и виолончели (C-dur, 1804), для фортепиано — 4-м (G-dur, 1806) и 5-м (Es-dur, 1809), для скрипки (D-dur, 1806); ряде [[Увертюра|увертюр]] (в том числе к трагедии [[Коллин, Генрих Йозеф|Генриха Йозефа Коллина]] «Кориолан», 1807)<ref>{{Cite web|url=https://znaniya.org/c/betkhoven-liudvig-van-5c3502|title=Большая российская энциклопедия}}</ref>.


Высокий героический стиль в духе эпохи [[Наполеоновские войны|наполеоновских войн]] с её культом подвига в наибольшей мере свойствен 3-й, 5-й и 7-й симфониям, 5-му фортепианному концерту. Воображение Б. занимала личность [[Наполеон I Бонапарт|Наполеона]] до провозглашения его императором (1804 г.), вызвавшего разочарование композитора (3-ю симфонию Бетховен хотел назвать «Бонапарт», но затем отказался от этой мысли). Героикой проникнуты также музыка к трагедии [[Гёте, Иоганн Вольфганг фон|И. В. Гёте]] «Эгмонт» (op. 84, 1810), опера «Фиделио» (по пьесе Ж. Н. Буйи «Леонора, или Супружеская любовь»).
Высокий героический стиль в духе эпохи [[Наполеоновские войны|наполеоновских войн]] с её культом подвига в наибольшей мере свойствен 3-й, 5-й и 7-й симфониям, 5-му фортепианному концерту. Воображение Бетховена занимала личность [[Наполеон I Бонапарт|Наполеона]] до провозглашения его императором ([[1804 год]]), вызвавшего разочарование композитора (3-ю симфонию Бетховен хотел назвать «Бонапарт», но затем отказался от этой мысли). Героикой проникнуты также музыка к трагедии [[Гёте, Иоганн Вольфганг фон|И. В. Гёте]] «Эгмонт» (op. 84, [[1810 год]]), опера «Фиделио» (по пьесе [[Буйи, Жан-Николь|Жана-Николя Буйи]] «Леонора, или Супружеская любовь»).


Другие произведения среднего периода развивают в той же драматической манере музыкальный язык, унаследованный Бетховеном. Струнные квартеты Разумовского, а также фортепианные сонаты «Вальдштейн» и «Аппассионата» разделяют героический дух Третьей симфонии. Другие произведения этого периода включают Четвертую-Восьмую симфонии, ораторию «Христос на Елеонской горе», оперу «Фиделио» и Концерт для скрипки.
Другие произведения среднего периода развивают в той же драматической манере музыкальный язык, унаследованный Бетховеном. Струнные квартеты [[Разумовский, Андрей Кириллович|Андрея Кирилловича Разумовского]], а также фортепианные сонаты «Вальдштейн» и «Аппассионата» разделяют героический дух Третьей симфонии. Другие произведения этого периода включают Четвертую и Восьмую симфонии, ораторию «Христос на Елеонской горе», оперу «Фиделио» и Концерт для скрипки.


Бетховен был провозглашен в 1810 году писателем и композитором Э. Т. А. Хоффманом во влиятельной рецензии в Allgemeine musikalische Zeitung как величайший из (по его мнению) трех композиторов-романтиков (то есть, впереди Гайдна и Моцарта); в Пятой симфонии Бетховена его музыка, по словам Гофмана, «приводит в движение ужас, страх, ужас, боль и пробуждает бесконечную тоску, которая является сутью [[романтизм]]а».
Бетховен был провозглашён в [[1810 год|1810 году]] писателем и композитором [[Гофман, Эрнст Теодор Амадей|Эрнстом Теодором Амадеем Гофманом]] во влиятельной рецензии в Allgemeine musikalische Zeitung как величайший из (по его мнению) трёх композиторов-романтиков (то есть, впереди Гайдна и Моцарта); в Пятой симфонии Бетховена его музыка, по словам Гофмана, «приводит в движение ужас, страх, ужас, боль и пробуждает бесконечную тоску, которая является сутью [[романтизм]]а».<blockquote>«Музыка Бетховена <…> пробуждает то бесконечное томление, в котором заключается сущность романтизма», — сказал [[Гофман, Эрнст Теодор Амадей|Эрнст Теодор Амадей Гофман]]. </blockquote>В 1810 году Гофман, сочиняя рецензию на Пятую симфонию Бетховена, превратил её в программный текст о том, как романтизм воспринимает музыку вообще — не только бетховенскую.
 
«Музыка Бетховена <…> пробуждает то бесконечное томление, в котором заключается сущность романтизма», — сказал [[Гофман, Эрнст Теодор Амадей|Эрнст Теодор Амадей Гофман]]. В 1810 году Гофман, сочиняя рецензию на Пятую симфонию Бетховена, превратил её в программный текст о том, как романтизм воспринимает музыку вообще — не только бетховенскую.


== Признание (1813—1822) ==
== Признание (1813—1822) ==
В начале 1813 года Бетховен, по-видимому, пережил сложный эмоциональный период, и его композиторская производительность снизилась. В июне 1813 года пришло известие о поражении французов в [[Битва при Витории|битве при Витории]] коалицией во главе с [[Веллингтон, Артур Уэлсли|герцогом Веллингтоном]]. Изобретатель [[Мельцель, Иоганн Непомук|Мельцель]] убедил его написать произведение, посвященное этому событию, для своего механического инструмента пангармоникона. Во время Венского конгресса 1814-15 Бетховен создал ряд произведений, прославлявших монархов — победителей Наполеона. Исчерпание героического стиля к концу породившей его эпохи, разорение либо смерть меценатов усугубили творческий кризис, вызванный как политическими, так и глубоко личными причинами<ref>{{Cite web|url=http://knowledge.su/b/betkhoven--lyudvig-van|title=Бетховен, Людвиг ван|author=Фишман Н. Л., Кириллина Л. В.|website=Энциклопедия knowledge.su|access-date=2023-02-08}}</ref>.
В начале 1813 года Бетховен, по-видимому, пережил сложный эмоциональный период, и его композиторская производительность снизилась. В июне 1813 года пришло известие о поражении французов в [[Битва при Витории|битве при Витории]] коалицией во главе с [[Веллингтон, Артур Уэлсли|герцогом Веллингтоном]]. Изобретатель [[Мельцель, Иоганн Непомук|Мельцель]] убедил его написать произведение, посвященное этому событию, для своего механического инструмента пангармоникона. Во время Венского конгресса 1814-15 годов Бетховен создал ряд произведений, прославлявших монархов — победителей Наполеона. Исчерпание героического стиля к концу породившей его эпохи, разорение либо смерть меценатов усугубили творческий кризис, вызванный как политическими, так и глубоко личными причинами<ref>{{Cite web|url=http://knowledge.su/b/betkhoven--lyudvig-van|title=Бетховен, Людвиг ван|author=Фишман Н. Л., Кириллина Л. В.|website=Энциклопедия knowledge.su|access-date=2023-02-08}}</ref>.
[[Файл:Decker - Beethoven um 1824.png|мини|Портрет Бетховена 1824 г.]]
[[Файл:Decker - Beethoven um 1824.png|мини|Портрет Бетховена 1824 г.]]
В ноябре 1815 года умирает брат Бетховена Карл. По завещанию брата композитор становится опекуном своего племянника. Начинается судебная тяжба со вдовой брата по вопросам, связанным с осуществлением опеки. Бетховен в итоге выигрывает суд. Племянник его оказывается также, как и его отец, склонен к алкоголизму и азартным играм.
В ноябре [[1815 год|1815 года]] умирает брат Бетховена Карл. По завещанию брата композитор становится опекуном своего племянника. Начинается судебная тяжба со вдовой брата по вопросам, связанным с осуществлением опеки. Бетховен в итоге выигрывает суд. Племянник его оказывается также, как и его отец, склонен к алкоголизму и азартным играм.


В апреле 1824 года по инициативе князя [[Голицын, Николай Сергеевич|Н. В. Голицына]] в [[Санкт-Петербург|Петербурге]] состоялось первое полное исполнение «Торжественной мессы».
В апреле [[1824 год|1824 года]] по инициативе князя [[Голицын, Николай Сергеевич|Н. В. Голицына]] в [[Санкт-Петербург|Петербурге]] состоялось первое полное исполнение «Торжественной мессы».


В 1825 году Бетховен начинает работать над 10-й симфонией, которую он так и не успевает закончить. Пишет оратории «Саул», музыку к «Фаусту» и др. произведения.
В [[1825 год|1825 году]] Бетховен начинает работать над 10-й симфонией, которую он так и не успевает закончить. Пишет оратории «Саул», музыку к «Фаусту» и др. произведения.


В Декабрь 1826 года у Бетховена резко ухудшается здоровье.
В декабре [[1826 год|1826 года]] у Бетховена резко ухудшается здоровье.


Первая хирургическая операция по поводу цирроза печени. В последующем операции композитор пережил ещё в январе и феврале 1827 года. Последние месяцы жизни Бетховен был прикован к постели болезнью, но старые друзья не оставляли его. Он умер 26 марта 1827-го года в возрасте 56 лет, во время сильной грозы.
Первая хирургическая операция по поводу цирроза печени. В последующем операции композитор пережил ещё в январе и феврале [[1827 год|1827 года]]. Последние месяцы жизни Бетховен был прикован к постели болезнью, но старые друзья не оставляли его. Он умер [[26 марта]] [[1827 год|1827 года]] в возрасте 56 лет, во время сильной грозы.


Относительно причин смерти композитора высказывалось несколько версий, среди которых алкогольный [[цирроз печени]], [[сифилис]], [[гепатит А]], отравление [[Свинец|свинцом]], [[лимфогранулематоз]] и [[Болезнь Уиппла|кишечная липодистрофия]]. В распоряжении друзей композитора остались пряди его волос, которые были переданы врачам для дополнительного анализа, а в результате эксгумации к этим образцам добавились и фрагменты черепа. В результате проведенного исследования наиболее состоятельной оказалась версия об отравлении организма свинцом из-за неправильной дозировки лекарства, прописанного врачом для лечения болей в животе.
Относительно причин смерти композитора высказывалось несколько версий, среди которых алкогольный [[цирроз печени]], [[сифилис]], [[гепатит А]], отравление [[Свинец|свинцом]], [[лимфогранулематоз]] и [[Болезнь Уиппла|кишечная липодистрофия]]. В распоряжении друзей композитора остались пряди его волос, которые были переданы врачам для дополнительного анализа, а в результате эксгумации к этим образцам добавились и фрагменты черепа. В результате проведенного исследования наиболее состоятельной оказалась версия об отравлении организма свинцом из-за неправильной дозировки лекарства, прописанного врачом для лечения болей в животе.


29 марта 1827-го года похоронная процессия, двигавшаяся по улицам Вены, собрала около 10 000 горожан<ref>{{Книга|автор=Taruskin, Richard|заглавие=Music in the Seventeenth and Eighteenth Centuries|год=2010|место=Oxford|издательство=Oxford University Press|страницы=687|isbn=ISBN 978-0-19-538482-6}}</ref>. В числе руководителей скорбного шествия был Франц Шуберт. Он умер год спустя и был похоронен рядом с Бетховеном. В отличие от другого австрийского гения, Моцарта, похороненного безвестно, в общей могиле, Бетховен был погребен на [[Верингское кладбище|Верингском кладбище]] (ныне Парк Шуберта) на северо-западе Вены после мессы в Церкви Святой Троицы. В 1862 году его останки были [[Эксгумация|эксгумированы]] для проведения расследования причин смерти, и в 1888 году состоялось перезахоронение праха композитора на Zentralfriedhof — [[Центральное кладбище Вены|Центральном кладбище Вены]].
[[29 марта]] [[1827 год|1827 года]] похоронная процессия, двигавшаяся по улицам Вены, собрала около 10 000 горожан<ref>{{Книга|автор=Taruskin, Richard|заглавие=Music in the Seventeenth and Eighteenth Centuries|год=2010|место=Oxford|издательство=Oxford University Press|страницы=687|isbn=ISBN 978-0-19-538482-6}}</ref>. В числе руководителей скорбного шествия был Франц Шуберт. Он умер год спустя и был похоронен рядом с Бетховеном. В отличие от другого австрийского гения, Моцарта, похороненного безвестно, в общей могиле, Бетховен был погребён на [[Верингское кладбище|Верингском кладбище]] (ныне Парк Шуберта) на северо-западе Вены после мессы в Церкви Святой Троицы. В [[1862 год|1862 году]] его останки были [[Эксгумация|эксгумированы]] для проведения расследования причин смерти, и в [[1888 год|1888 году]] состоялось перезахоронение праха композитора на Zentralfriedhof — [[Центральное кладбище Вены|Центральном кладбище Вены]].


== Творческое наследие Бетховена ==
== Творческое наследие Бетховена ==
Анонимный участник