Перейти к содержанию

Бетховен, Людвиг ван: различия между версиями

Новая страница
imported>Eugene
(Новая страница)
imported>Юг
(Новая страница)
Строка 36: Строка 36:
Существует множество попыток периодизации творчества Бетховен по биографическим и стилистическим признакам<ref>{{Cite web|url=https://www.google.ru/books/edition/Теория_хорового_испол/OglMEAAAQBAJ?hl=ru&gbpv=1&dq=Существует+множество+попыток+периодизации+творчества+Бетховен+по+биографическим+и+стилистическим+признакам&pg=PA148&printsec=frontcover|title=Теория хорового исполнительства. Учебник для СПО|author=Живов В. Л.|date=2021|publisher=Юрайт|access-date=2023-02-08}}</ref>: по 3 периодам ([[Шиндлер, Антон Феликс|А. Шиндлер]], [[Виельгорский, Михаил Юрьевич|Мих. Ю. Виельгорский]], [[Ленц, Вильгельм|В. Ленц]], [[Серов, Александр Николаевич|А. Н. Серов]]); по 5 периодам ([[Роллан, Ромэн|Р. Роллан]], [[Ферман, Валентин Эдуардович|В. Э. Ферман]], [[Грубер, Роман, Ильич|Р. И. Грубер]]). Изменения в стиле ясно обозначаются при сопоставлении его [[Симфонический оркестр|симфонических]], [[Камерная музыка|камерно]]-ансамблевых и [[Фортепиано|фортепианных]]. произведений, написанных в различные периоды. Однако любая периодизация по стилистическим признакам условна. Многое из созданного Бетховиным в боннский период (1782-92 гг.) было им использовано в более поздние годы. Новые стилистические тенденции, отчасти сближающие Бетховена с композиторами-романтиками, заметны в сочинениях не только последнего (1816-27 гг.), но и раннего венского периода (1792-1802 гг.).
Существует множество попыток периодизации творчества Бетховен по биографическим и стилистическим признакам<ref>{{Cite web|url=https://www.google.ru/books/edition/Теория_хорового_испол/OglMEAAAQBAJ?hl=ru&gbpv=1&dq=Существует+множество+попыток+периодизации+творчества+Бетховен+по+биографическим+и+стилистическим+признакам&pg=PA148&printsec=frontcover|title=Теория хорового исполнительства. Учебник для СПО|author=Живов В. Л.|date=2021|publisher=Юрайт|access-date=2023-02-08}}</ref>: по 3 периодам ([[Шиндлер, Антон Феликс|А. Шиндлер]], [[Виельгорский, Михаил Юрьевич|Мих. Ю. Виельгорский]], [[Ленц, Вильгельм|В. Ленц]], [[Серов, Александр Николаевич|А. Н. Серов]]); по 5 периодам ([[Роллан, Ромэн|Р. Роллан]], [[Ферман, Валентин Эдуардович|В. Э. Ферман]], [[Грубер, Роман, Ильич|Р. И. Грубер]]). Изменения в стиле ясно обозначаются при сопоставлении его [[Симфонический оркестр|симфонических]], [[Камерная музыка|камерно]]-ансамблевых и [[Фортепиано|фортепианных]]. произведений, написанных в различные периоды. Однако любая периодизация по стилистическим признакам условна. Многое из созданного Бетховиным в боннский период (1782-92 гг.) было им использовано в более поздние годы. Новые стилистические тенденции, отчасти сближающие Бетховена с композиторами-романтиками, заметны в сочинениях не только последнего (1816-27 гг.), но и раннего венского периода (1792-1802 гг.).


== Ранние годы: Бонн (1780-1792 гг.) ==
== Ранние годы: Бонн (1780-1792) ==
Первым учителем музыки Бетховена был его отец. Позже у него были другие местные учителя: придворный органист Жиль ван ден Эден (умер в 1782 году), Тобиас Фридрих Пфайффер (друг семьи, который обучал его игре на клавишных инструментах), Франц Ровантини (родственник, который обучал его игре на скрипке и альте) и придворный концертмейстер [[Рис, Франц Антон|Франц Антон Рис]] для скрипки<ref>{{Cite web|url=https://www.oxfordmusiconline.com/grovemusic/display/10.1093/gmo/9781561592630.001.0001/omo-9781561592630-e-0000040026#omo-9781561592630-e-0000040026|title=Grove Music Online. Музыкальная онлайн-энциклопедия|author=Джозеф Керман, Алан Тайсон, Скотт Г. Бернем, Дуглас Джонсон и Уильям Драбкин|date=2001|access-date=2023-02-08}}</ref>. Его обучение началось на пятом курсе. Режим был суровым и жестким, что часто доводило его до слез. Музыкальный талант Бетховена был очевиден в молодом возрасте.
Первым учителем музыки Бетховена был его отец. Позже у него были другие местные учителя: придворный органист Жиль ван ден Эден (умер в 1782 году), Тобиас Фридрих Пфайффер (друг семьи, который обучал его игре на клавишных инструментах), Франц Ровантини (родственник, который обучал его игре на скрипке и альте) и придворный концертмейстер [[Рис, Франц Антон|Франц Антон Рис]] для скрипки<ref>{{Cite web|url=https://www.oxfordmusiconline.com/grovemusic/display/10.1093/gmo/9781561592630.001.0001/omo-9781561592630-e-0000040026#omo-9781561592630-e-0000040026|title=Grove Music Online. Музыкальная онлайн-энциклопедия|author=Джозеф Керман, Алан Тайсон, Скотт Г. Бернем, Дуглас Джонсон и Уильям Драбкин|date=2001|access-date=2023-02-08}}</ref>. Его обучение началось на пятом курсе. Режим был суровым и жестким, что часто доводило его до слез. Музыкальный талант Бетховена был очевиден в молодом возрасте.


Строка 47: Строка 47:
В 1792 году Бетховен знакомится с [[Гайдн, Йозеф|Йозефом Гайдном]], посетившим Бонн на обратном пути из [[Лондон|Лондона]] в Вену — одним из главных представителей классицизма, основоположника симфонии и [[Струнный квартет|струнного квартета]]. Гайдн высоко оценивает [[Кантата|кантату]] Бетховена.
В 1792 году Бетховен знакомится с [[Гайдн, Йозеф|Йозефом Гайдном]], посетившим Бонн на обратном пути из [[Лондон|Лондона]] в Вену — одним из главных представителей классицизма, основоположника симфонии и [[Струнный квартет|струнного квартета]]. Гайдн высоко оценивает [[Кантата|кантату]] Бетховена.


== Венский творческий период: 1792-1802 гг. ==
== Венский творческий период (1792-1802) ==
В ноябре 1792 года Бетховен уехал из Бонна в Вену на фоне слухов о войне, распространяющихся из Франции. Вскоре после прибытия он узнал, что его отец умер.  
В ноябре 1792 года Бетховен уехал из Бонна в Вену на фоне слухов о войне, распространяющихся из Франции. Вскоре после прибытия он узнал, что его отец умер.  
В 1793 году Бетховен продолжает заниматься с Гайдном. В течение следующих нескольких лет Бетховен реагировал на широко распространенное мнение, что он является преемником недавно умершего Моцарта, изучая работы этого мастера и сочиняя произведения с отчетливо моцартовским колоритом<ref>{{Cite web|url=https://global.oup.com/academic/product/beethoven-9780195313314|title=Купер, Барри (2008). Бетховен. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-531331-4|author=Купер Б.|date=2008|publisher=Oxford University Press|access-date=2023-02-08}}</ref>.
В 1793 году Бетховен продолжает заниматься с Гайдном. В течение следующих нескольких лет Бетховен реагировал на широко распространенное мнение, что он является преемником недавно умершего Моцарта, изучая работы этого мастера и сочиняя произведения с отчетливо моцартовским колоритом<ref>{{Cite web|url=https://global.oup.com/academic/product/beethoven-9780195313314|title=Купер, Барри (2008). Бетховен. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-531331-4|author=Купер Б.|date=2008|publisher=Oxford University Press|access-date=2023-02-08}}</ref>.
Строка 53: Строка 53:
Он не сразу решил утвердиться как композитор, а скорее посвятил себя учебе и исполнительству. Работая под руководством Гайдна, он стремился овладеть контрапунктом. На формирование мировоззрения композитора в эти годы сильнейшее воздействие оказали события [[Великая французская революция|Великой французской революции]] (14 июля 1789 года — 9 ноября 1799 года.). Вскоре после [[Взятие Бастилии|взятия Бастилии]] (14 июля 1789) Бетховен написал песню «Свободный человек», в которой воспевается бесстрашие борца за свободу.  
Он не сразу решил утвердиться как композитор, а скорее посвятил себя учебе и исполнительству. Работая под руководством Гайдна, он стремился овладеть контрапунктом. На формирование мировоззрения композитора в эти годы сильнейшее воздействие оказали события [[Великая французская революция|Великой французской революции]] (14 июля 1789 года — 9 ноября 1799 года.). Вскоре после [[Взятие Бастилии|взятия Бастилии]] (14 июля 1789) Бетховен написал песню «Свободный человек», в которой воспевается бесстрашие борца за свободу.  


== «Героический» период и утрата слуха: 1802-1812 гг. ==
== «Героический» период и утрата слуха (1802-1812) ==
Бетховен сказал английскому пианисту [[Нит, Чарльз|Чарльзу Ниту]] (в 1815 году), что он датировал свою потерю слуха припадком в 1798 году, вызванным ссорой с певицей. Во время постепенного ухудшения его слух еще больше ухудшился из-за тяжелой формы шума в ушах. Возможной причиной этого расстройства, вероятно, был [[отосклероз]], возможно, сопровождающийся дегенерацией [[Преддверно-улитковый нерв|слухового нерва]].
Бетховен сказал английскому пианисту [[Нит, Чарльз|Чарльзу Ниту]] (в 1815 году), что он датировал свою потерю слуха припадком в 1798 году, вызванным ссорой с певицей. Во время постепенного ухудшения его слух еще больше ухудшился из-за тяжелой формы шума в ушах. Возможной причиной этого расстройства, вероятно, был [[отосклероз]], возможно, сопровождающийся дегенерацией [[Преддверно-улитковый нерв|слухового нерва]].


Строка 74: Строка 74:
«Музыка Бетховена <…> пробуждает то бесконечное томление, в котором заключается сущность романтизма», — сказал [[Гофман, Эрнст Теодор Амадей|Эрнст Теодор Амадей Гофман]]. В 1810 году Гофман, сочиняя рецензию на Пятую симфонию Бетховена, превратил её в программный текст о том, как романтизм воспринимает музыку вообще — не только бетховенскую.  
«Музыка Бетховена <…> пробуждает то бесконечное томление, в котором заключается сущность романтизма», — сказал [[Гофман, Эрнст Теодор Амадей|Эрнст Теодор Амадей Гофман]]. В 1810 году Гофман, сочиняя рецензию на Пятую симфонию Бетховена, превратил её в программный текст о том, как романтизм воспринимает музыку вообще — не только бетховенскую.  


== Признание: 1813-1822 гг. ==
== Признание (1813-1822) ==
В начале 1813 года Бетховен, по-видимому, пережил сложный эмоциональный период, и его композиторская производительность снизилась. В июне 1813 года пришло известие о поражении французов в [[Битва при Витории|битве при Витории]] коалицией во главе с [[Веллингтон, Артур Уэлсли|герцогом Веллингтоном]]. Изобретатель [[Мельцель, Иоганн Непомук|Мельцель]] убедил его написать произведение, посвященное этому событию, для своего механического инструмента пангармоникона. Во время Венского конгресса 1814–15 Бетховен создал ряд произведений, прославлявших монархов – победителей Наполеона. Исчерпание героического стиля к концу породившей его эпохи, разорение либо смерть меценатов усугубили творческий кризис, вызванный как политическими, так и глубоко личными причинами<ref>{{Cite web|url=http://knowledge.su/b/betkhoven--lyudvig-van|title=Бетховен, Людвиг ван|author=Фишман Н. Л., Кириллина Л. В.|website=Энциклопедия knowledge.su|access-date=2023-02-08}}</ref>.  
В начале 1813 года Бетховен, по-видимому, пережил сложный эмоциональный период, и его композиторская производительность снизилась. В июне 1813 года пришло известие о поражении французов в [[Битва при Витории|битве при Витории]] коалицией во главе с [[Веллингтон, Артур Уэлсли|герцогом Веллингтоном]]. Изобретатель [[Мельцель, Иоганн Непомук|Мельцель]] убедил его написать произведение, посвященное этому событию, для своего механического инструмента пангармоникона. Во время Венского конгресса 1814–15 Бетховен создал ряд произведений, прославлявших монархов – победителей Наполеона. Исчерпание героического стиля к концу породившей его эпохи, разорение либо смерть меценатов усугубили творческий кризис, вызванный как политическими, так и глубоко личными причинами<ref>{{Cite web|url=http://knowledge.su/b/betkhoven--lyudvig-van|title=Бетховен, Людвиг ван|author=Фишман Н. Л., Кириллина Л. В.|website=Энциклопедия knowledge.su|access-date=2023-02-08}}</ref>.  
[[Файл:Decker - Beethoven um 1824.png|мини|Портрет Бетховена 1824 г.]]
[[Файл:Decker - Beethoven um 1824.png|мини|Портрет Бетховена 1824 г.]]
Анонимный участник