Бетховен, Людвиг ван: различия между версиями
м
Замена текста — « ее » на « её »
imported>Ch user |
imported>Gunslinger м (Замена текста — « ее » на « её ») |
||
Строка 66: | Строка 66: | ||
Характерные признаки зрелого стиля Бетховена полностью выявились в произведениях 1802–14 гг., отмеченных огромной внутренней силой и оригинальностью замыслов: симфониях № 3 (Героической, Es-dur, 1804), № 4 (B-dur, 1806), № 5 (c-moll) и № 6 (Пасторальной, F-dur, 1808), №7 (A-dur) и № 8 (F-dur, 1812); концертах с оркестром – Тройном для фп., скрипки и виолончели (C-dur, 1804), для фп. – 4-м (G-dur, 1806) и 5-м (Es-dur, 1809), для скрипки (D-dur, 1806); ряде увертюр (в т. ч. к трагедии Г. Коллина «Кориолан», 1807)<ref>{{Cite web|url=https://znaniya.org/c/betkhoven-liudvig-van-5c3502|title=Большая российская энциклопедия}}</ref>. | Характерные признаки зрелого стиля Бетховена полностью выявились в произведениях 1802–14 гг., отмеченных огромной внутренней силой и оригинальностью замыслов: симфониях № 3 (Героической, Es-dur, 1804), № 4 (B-dur, 1806), № 5 (c-moll) и № 6 (Пасторальной, F-dur, 1808), №7 (A-dur) и № 8 (F-dur, 1812); концертах с оркестром – Тройном для фп., скрипки и виолончели (C-dur, 1804), для фп. – 4-м (G-dur, 1806) и 5-м (Es-dur, 1809), для скрипки (D-dur, 1806); ряде увертюр (в т. ч. к трагедии Г. Коллина «Кориолан», 1807)<ref>{{Cite web|url=https://znaniya.org/c/betkhoven-liudvig-van-5c3502|title=Большая российская энциклопедия}}</ref>. | ||
Высокий героический стиль в духе эпохи [[Наполеоновские войны|наполеоновских войн]] с | Высокий героический стиль в духе эпохи [[Наполеоновские войны|наполеоновских войн]] с её культом подвига в наибольшей мере свойствен 3-й, 5-й и 7-й симфониям, 5-му фортепианному концерту. Воображение Б. занимала личность [[Наполеон I Бонапарт|Наполеона]] до провозглашения его императором (1804 г.), вызвавшего разочарование композитора (3-ю симфонию Бетховен хотел назвать «Бонапарт», но затем отказался от этой мысли). Героикой проникнуты также музыка к трагедии [[Гёте, Иоганн Вольфганг фон|И. В. Гёте]] «Эгмонт» (op. 84, 1810), опера «Фиделио» (по пьесе Ж. Н. Буйи «Леонора, или Супружеская любовь»). | ||
Другие произведения среднего периода развивают в той же драматической манере музыкальный язык, унаследованный Бетховеном. Струнные квартеты Разумовского, а также фортепианные сонаты «Вальдштейн» и «Аппассионата» разделяют героический дух Третьей симфонии. Другие произведения этого периода включают Четвертую-Восьмую симфонии, ораторию «Христос на Елеонской горе», оперу «Фиделио» и Концерт для скрипки. | Другие произведения среднего периода развивают в той же драматической манере музыкальный язык, унаследованный Бетховеном. Струнные квартеты Разумовского, а также фортепианные сонаты «Вальдштейн» и «Аппассионата» разделяют героический дух Третьей симфонии. Другие произведения этого периода включают Четвертую-Восьмую симфонии, ораторию «Христос на Елеонской горе», оперу «Фиделио» и Концерт для скрипки. | ||
Строка 72: | Строка 72: | ||
Бетховен был провозглашен в 1810 году писателем и композитором Э. Т. А. Хоффманом во влиятельной рецензии в Allgemeine musikalische Zeitung как величайший из (по его мнению) трех композиторов-романтиков (то есть, впереди Гайдна и Моцарта); в Пятой симфонии Бетховена его музыка, по словам Гофмана, «приводит в движение ужас, страх, ужас, боль и пробуждает бесконечную тоску, которая является сутью [[Романтизм|романтизма]]». | Бетховен был провозглашен в 1810 году писателем и композитором Э. Т. А. Хоффманом во влиятельной рецензии в Allgemeine musikalische Zeitung как величайший из (по его мнению) трех композиторов-романтиков (то есть, впереди Гайдна и Моцарта); в Пятой симфонии Бетховена его музыка, по словам Гофмана, «приводит в движение ужас, страх, ужас, боль и пробуждает бесконечную тоску, которая является сутью [[Романтизм|романтизма]]». | ||
«Музыка Бетховена <…> пробуждает то бесконечное томление, в котором заключается сущность романтизма», — сказал [[Гофман, Эрнст Теодор Амадей|Эрнст Теодор Амадей Гофман]]. В 1810 году Гофман, сочиняя рецензию на Пятую симфонию Бетховена, превратил | «Музыка Бетховена <…> пробуждает то бесконечное томление, в котором заключается сущность романтизма», — сказал [[Гофман, Эрнст Теодор Амадей|Эрнст Теодор Амадей Гофман]]. В 1810 году Гофман, сочиняя рецензию на Пятую симфонию Бетховена, превратил её в программный текст о том, как романтизм воспринимает музыку вообще — не только бетховенскую. | ||
== Признание: 1813-1822 гг. == | == Признание: 1813-1822 гг. == |