Перейти к содержанию

Бетховен, Людвиг ван: различия между версиями

м
Замена текста — « ее » на « её »
imported>Ch user
imported>Gunslinger
м (Замена текста — « ее » на « её »)
Строка 66: Строка 66:
Характерные признаки зрелого стиля Бетховена полностью выявились в произведениях 1802–14 гг., отмеченных огромной внутренней силой и оригинальностью замыслов: симфониях № 3 (Героической, Es-dur, 1804), № 4 (B-dur, 1806), № 5 (c-moll) и № 6 (Пасторальной, F-dur, 1808), №7 (A-dur) и № 8 (F-dur, 1812); концертах с оркестром – Тройном для фп., скрипки и виолончели (C-dur, 1804), для фп. – 4-м (G-dur, 1806) и 5-м (Es-dur, 1809), для скрипки (D-dur, 1806); ряде увертюр (в т. ч. к трагедии Г. Коллина «Кориолан», 1807)<ref>{{Cite web|url=https://znaniya.org/c/betkhoven-liudvig-van-5c3502|title=Большая российская энциклопедия}}</ref>.  
Характерные признаки зрелого стиля Бетховена полностью выявились в произведениях 1802–14 гг., отмеченных огромной внутренней силой и оригинальностью замыслов: симфониях № 3 (Героической, Es-dur, 1804), № 4 (B-dur, 1806), № 5 (c-moll) и № 6 (Пасторальной, F-dur, 1808), №7 (A-dur) и № 8 (F-dur, 1812); концертах с оркестром – Тройном для фп., скрипки и виолончели (C-dur, 1804), для фп. – 4-м (G-dur, 1806) и 5-м (Es-dur, 1809), для скрипки (D-dur, 1806); ряде увертюр (в т. ч. к трагедии Г. Коллина «Кориолан», 1807)<ref>{{Cite web|url=https://znaniya.org/c/betkhoven-liudvig-van-5c3502|title=Большая российская энциклопедия}}</ref>.  


Высокий героический стиль в духе эпохи [[Наполеоновские войны|наполеоновских войн]] с ее культом подвига в наибольшей мере свойствен 3-й, 5-й и 7-й симфониям, 5-му фортепианному концерту. Воображение Б. занимала личность [[Наполеон I Бонапарт|Наполеона]] до провозглашения его императором (1804 г.), вызвавшего разочарование композитора (3-ю симфонию Бетховен хотел назвать «Бонапарт», но затем отказался от этой мысли). Героикой проникнуты также музыка к трагедии [[Гёте, Иоганн Вольфганг фон|И. В. Гёте]] «Эгмонт» (op. 84, 1810), опера «Фиделио» (по пьесе Ж. Н. Буйи «Леонора, или Супружеская любовь»).
Высокий героический стиль в духе эпохи [[Наполеоновские войны|наполеоновских войн]] с её культом подвига в наибольшей мере свойствен 3-й, 5-й и 7-й симфониям, 5-му фортепианному концерту. Воображение Б. занимала личность [[Наполеон I Бонапарт|Наполеона]] до провозглашения его императором (1804 г.), вызвавшего разочарование композитора (3-ю симфонию Бетховен хотел назвать «Бонапарт», но затем отказался от этой мысли). Героикой проникнуты также музыка к трагедии [[Гёте, Иоганн Вольфганг фон|И. В. Гёте]] «Эгмонт» (op. 84, 1810), опера «Фиделио» (по пьесе Ж. Н. Буйи «Леонора, или Супружеская любовь»).


Другие произведения среднего периода развивают в той же драматической манере музыкальный язык, унаследованный Бетховеном. Струнные квартеты Разумовского, а также фортепианные сонаты «Вальдштейн» и «Аппассионата» разделяют героический дух Третьей симфонии. Другие произведения этого периода включают Четвертую-Восьмую симфонии, ораторию «Христос на Елеонской горе», оперу «Фиделио» и Концерт для скрипки.
Другие произведения среднего периода развивают в той же драматической манере музыкальный язык, унаследованный Бетховеном. Струнные квартеты Разумовского, а также фортепианные сонаты «Вальдштейн» и «Аппассионата» разделяют героический дух Третьей симфонии. Другие произведения этого периода включают Четвертую-Восьмую симфонии, ораторию «Христос на Елеонской горе», оперу «Фиделио» и Концерт для скрипки.
Строка 72: Строка 72:
Бетховен был провозглашен в 1810 году писателем и композитором Э. Т. А. Хоффманом во влиятельной рецензии в Allgemeine musikalische Zeitung как величайший из (по его мнению) трех композиторов-романтиков (то есть, впереди Гайдна и Моцарта); в Пятой симфонии Бетховена его музыка, по словам Гофмана, «приводит в движение ужас, страх, ужас, боль и пробуждает бесконечную тоску, которая является сутью [[Романтизм|романтизма]]».
Бетховен был провозглашен в 1810 году писателем и композитором Э. Т. А. Хоффманом во влиятельной рецензии в Allgemeine musikalische Zeitung как величайший из (по его мнению) трех композиторов-романтиков (то есть, впереди Гайдна и Моцарта); в Пятой симфонии Бетховена его музыка, по словам Гофмана, «приводит в движение ужас, страх, ужас, боль и пробуждает бесконечную тоску, которая является сутью [[Романтизм|романтизма]]».


«Музыка Бетховена <…> пробуждает то бесконечное томление, в котором заключается сущность романтизма», — сказал [[Гофман, Эрнст Теодор Амадей|Эрнст Теодор Амадей Гофман]]. В 1810 году Гофман, сочиняя рецензию на Пятую симфонию Бетховена, превратил ее в программный текст о том, как романтизм воспринимает музыку вообще — не только бетховенскую.  
«Музыка Бетховена <…> пробуждает то бесконечное томление, в котором заключается сущность романтизма», — сказал [[Гофман, Эрнст Теодор Амадей|Эрнст Теодор Амадей Гофман]]. В 1810 году Гофман, сочиняя рецензию на Пятую симфонию Бетховена, превратил её в программный текст о том, как романтизм воспринимает музыку вообще — не только бетховенскую.  


== Признание: 1813-1822 гг. ==
== Признание: 1813-1822 гг. ==
Анонимный участник