Бетховен, Людвиг ван: различия между версиями
Новая страница
imported>Юг |
imported>Eugene (Новая страница) |
||
Строка 18: | Строка 18: | ||
'''Людвиг ван Бетховен''' (16 декабря 1770 года, [[Бонн]], [[Кёльнское курфюршество]] — 26 марта 1827 года, [[Вена]], [[Австрийская империя]]) — выдающийся немецкий композитор и пианист, живший и работавший в Вене. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. | '''Людвиг ван Бетховен''' (16 декабря 1770 года, [[Бонн]], [[Кёльнское курфюршество]] — 26 марта 1827 года, [[Вена]], [[Австрийская империя]]) — выдающийся немецкий композитор и пианист, живший и работавший в Вене. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. | ||
В начале музыкальной карьеры Бетховен сначала сделал себе имя как пианист-виртуоз. Его сильные стороны включали свободную импровизацию и фантазирование на инструменте. После переезда из Бонна в Вену его талант вскоре привел к высшим кругам общества столицы [[Австрия|Австрии]]. Нарушение слуха, которое со временем переросло в почти полную глухоту<ref>{{Книга|автор=Великович Э. И.|заглавие=Великие музыкальные имена. Пособие для муз. школ и гимназий|год=2006|место=СПб|издательство=Композитор}}</ref>, положило преждевременный конец его карьере пианиста. | В начале музыкальной карьеры Бетховен сначала сделал себе имя как [[пианист]]-виртуоз. Его сильные стороны включали свободную импровизацию и фантазирование на инструменте. После переезда из Бонна в Вену его талант вскоре привел к высшим кругам общества столицы [[Австрия|Австрии]]. Нарушение слуха, которое со временем переросло в почти полную глухоту<ref>{{Книга|автор=Великович Э. И.|заглавие=Великие музыкальные имена. Пособие для муз. школ и гимназий|год=2006|место=СПб|издательство=Композитор}}</ref>, положило преждевременный конец его карьере пианиста. | ||
С ухудшением слуха Бетховен все больше и больше сосредотачивался на сочинении. | С ухудшением слуха Бетховен все больше и больше сосредотачивался на сочинении. | ||
В большинстве музыкальных жанров, в которых Бетховен писал сочинения, его произведения являются одними из самых значительных в своем роде. Это 9 симфоний, 32 фортепианные сонаты, фортепианные вариации, 5 фортепианных концертов, один скрипичный концерт, 16 струнных квартетов и Большая фуга, сонаты для скрипки и виолончели. Важные вокальные и вокальные партии соответственно. Сценические произведения — цикл песен далекой возлюбленной, единственная опера «Фиделио» и [[Торжественная месса]]. | В большинстве [[Музыкальные жанры|музыкальных жанров]], в которых Бетховен писал сочинения, его произведения являются одними из самых значительных в своем роде. Это 9 симфоний, 32 фортепианные сонаты, фортепианные вариации, 5 фортепианных концертов, один скрипичный концерт, 16 струнных квартетов и Большая фуга, сонаты для скрипки и виолончели. Важные вокальные и вокальные партии соответственно. Сценические произведения — цикл песен далекой возлюбленной, единственная опера «Фиделио» и [[Торжественная месса]]. | ||
Популярность Бетховена не ослабевает и сегодня, он входит в число самых исполняемых композиторов мира. | Популярность Бетховена не ослабевает и сегодня, он входит в число самых исполняемых композиторов мира. | ||
Строка 29: | Строка 29: | ||
Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в Бонне 16 декабря, крещён там же 17 декабря 1770 года. | Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в Бонне 16 декабря, крещён там же 17 декабря 1770 года. | ||
Его отец, Иоганн ван Бетховен (1740—1792 гг.), был певцом-тенором в придворной капелле<ref>{{Cite web|url=https://www.google.ru/books/edition/Людвиг_Ван_Бетховен/eP2CCgAAQBAJ?hl=ru&gbpv=1&dq=Его+отец,+Иоганн+ван+Бетховен+был+певцом-тенором+в+придворной+капелле&pg=PA6&printsec=frontcover|title=Легенды музыки|date=2015|publisher=Эксмо|access-date=2023-02-08}}</ref>. Мать, Мария-Магдалина, до замужества Кеверих (1746—1787 гг.), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце. Родители Людвига поженились в 1767 году. | Его отец, Иоганн ван Бетховен (1740—1792 гг.), был певцом-[[Тенор|тенором]] в придворной [[Капелла|капелле]]<ref>{{Cite web|url=https://www.google.ru/books/edition/Людвиг_Ван_Бетховен/eP2CCgAAQBAJ?hl=ru&gbpv=1&dq=Его+отец,+Иоганн+ван+Бетховен+был+певцом-тенором+в+придворной+капелле&pg=PA6&printsec=frontcover|title=Легенды музыки|date=2015|publisher=Эксмо|access-date=2023-02-08}}</ref>. Мать, Мария-Магдалина, до замужества Кеверих (1746—1787 гг.), была дочерью придворного шеф-повара в [[Кобленц|Кобленце]]. Родители Людвига поженились в 1767 году. | ||
Дед, Людвиг ван Бетховен (1712—1773 гг.), был родом из [[Мехелен|Мехелена]] (Южные Нидерланды). Он служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом (у него был бас), а затем — капельмейстером. | Дед, Людвиг ван Бетховен (1712—1773 гг.), был родом из [[Мехелен|Мехелена]] (Южные Нидерланды). Он служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом (у него был бас), а затем — [[Капельмейстер|капельмейстером]]. | ||
== Вопросы периодизации творчества Бетховена == | == Вопросы периодизации творчества Бетховена == | ||
Существует множество попыток периодизации творчества Бетховен по биографическим и стилистическим признакам<ref>{{Cite web|url=https://www.google.ru/books/edition/Теория_хорового_испол/OglMEAAAQBAJ?hl=ru&gbpv=1&dq=Существует+множество+попыток+периодизации+творчества+Бетховен+по+биографическим+и+стилистическим+признакам&pg=PA148&printsec=frontcover|title=Теория хорового исполнительства. Учебник для СПО|author=Живов В. Л.|date=2021|publisher=Юрайт|access-date=2023-02-08}}</ref>: по 3 периодам (А. Шиндлер, Мих. Ю. Виельгорский, В. Ленц, А. Н. Серов); по 5 периодам (Р. Роллан, В. Э. Ферман, Р. И. Грубер). Изменения в стиле ясно обозначаются при сопоставлении его симфонических, камерно-ансамблевых и фортепианных. произведений, написанных в различные периоды. Однако любая периодизация по стилистическим признакам условна. Многое из созданного Бетховиным в боннский период (1782-92 гг.) было им использовано в более поздние годы. Новые стилистические тенденции, отчасти сближающие Бетховена с композиторами-романтиками, заметны в сочинениях не только последнего (1816-27 гг.), но и раннего венского периода (1792-1802 гг.). | Существует множество попыток периодизации творчества Бетховен по биографическим и стилистическим признакам<ref>{{Cite web|url=https://www.google.ru/books/edition/Теория_хорового_испол/OglMEAAAQBAJ?hl=ru&gbpv=1&dq=Существует+множество+попыток+периодизации+творчества+Бетховен+по+биографическим+и+стилистическим+признакам&pg=PA148&printsec=frontcover|title=Теория хорового исполнительства. Учебник для СПО|author=Живов В. Л.|date=2021|publisher=Юрайт|access-date=2023-02-08}}</ref>: по 3 периодам ([[Шиндлер, Антон Феликс|А. Шиндлер]], Мих. Ю. Виельгорский, В. Ленц, А. Н. Серов); по 5 периодам (Р. Роллан, В. Э. Ферман, Р. И. Грубер). Изменения в стиле ясно обозначаются при сопоставлении его симфонических, камерно-ансамблевых и фортепианных. произведений, написанных в различные периоды. Однако любая периодизация по стилистическим признакам условна. Многое из созданного Бетховиным в боннский период (1782-92 гг.) было им использовано в более поздние годы. Новые стилистические тенденции, отчасти сближающие Бетховена с композиторами-романтиками, заметны в сочинениях не только последнего (1816-27 гг.), но и раннего венского периода (1792-1802 гг.). | ||
== Ранние годы: Бонн (1780-1792 гг.) == | == Ранние годы: Бонн (1780-1792 гг.) == |