Перейти к содержанию

Бетховен, Людвиг ван: различия между версиями

Новая страница
imported>Eugene
(Новая страница)
imported>Eugene
(Новая страница)
Строка 58: Строка 58:
По совету своего врача Бетховен переехал в небольшой австрийский городок Хайлигенштадт, недалеко от Вены.
По совету своего врача Бетховен переехал в небольшой австрийский городок Хайлигенштадт, недалеко от Вены.


Потеря слуха Бетховена не помешала ему сочинять музыку, но из-за этого играть на концертах — важном источнике дохода на этом этапе его жизни — становилось все труднее. (Это также в значительной степени способствовало его социальной изоляции.)[61]
Потеря слуха Бетховена не помешала ему сочинять музыку, но из-за этого играть на концертах — важном источнике дохода на этом этапе его жизни — становилось все труднее.


«Героический» стиль
'''«Героический» стиль''' 
Возвращение Бетховена в Вену из Хайлигенштадта ознаменовалось изменением музыкального стиля, и в настоящее время его часто называют началом среднего или «героического» периода, характеризующегося множеством оригинальных произведений, написанных с большим размахом.[68]


Характерные признаки зрелого стиля Бетховена полностью выявились в произведениях 1802–14, отмеченных огромной внутренней силой и оригинальностью замыслов: симфониях № 3 (Героической, Es-dur, 1804), № 4 (B-dur, 1806), № 5 (c-moll) и № 6 (Пасторальной, F-dur, 1808), №7 (A-dur) и № 8 (F-dur, 1812); концертах с оркестром – Тройном для фп., скрипки и виолончели (C-dur, 1804), для фп. – 4-м (G-dur, 1806) и 5-м (Es-dur, 1809), для скрипки (D-dur, 1806); ряде увертюр (в т. ч. к трагедии Г. Коллина «Кориолан», 1807).  
Возвращение Бетховена в Вену из Хайлигенштадта ознаменовалось изменением музыкального стиля, и в настоящее время его часто называют началом среднего или «героического» периода, характеризующегося множеством оригинальных произведений, написанных с большим размахом.
 
Характерные признаки зрелого стиля Бетховена полностью выявились в произведениях 1802–14 гг., отмеченных огромной внутренней силой и оригинальностью замыслов: симфониях № 3 (Героической, Es-dur, 1804), № 4 (B-dur, 1806), № 5 (c-moll) и № 6 (Пасторальной, F-dur, 1808), №7 (A-dur) и № 8 (F-dur, 1812); концертах с оркестром – Тройном для фп., скрипки и виолончели (C-dur, 1804), для фп. – 4-м (G-dur, 1806) и 5-м (Es-dur, 1809), для скрипки (D-dur, 1806); ряде увертюр (в т. ч. к трагедии Г. Коллина «Кориолан», 1807)<ref>{{Cite web|url=https://znaniya.org/c/betkhoven-liudvig-van-5c3502|title=Большая российская энциклопедия}}</ref>.  


Высокий героический стиль в духе эпохи наполеоновских войн с ее культом подвига в наибольшей мере свойствен 3-й, 5-й и 7-й симфониям, 5-му фортепианному концерту. Воображение Б. занимала личность Наполеона до провозглашения его императором (1804 г.), вызвавшего разочарование композитора (3-ю симфонию Бетховен хотел назвать «Бонапарт», но затем отказался от этой мысли). Героикой проникнуты также музыка к трагедии И. В. Гёте «Эгмонт» (op. 84, 1810), опера «Фиделио» (по пьесе Ж. Н. Буйи «Леонора, или Супружеская любовь»).
Высокий героический стиль в духе эпохи наполеоновских войн с ее культом подвига в наибольшей мере свойствен 3-й, 5-й и 7-й симфониям, 5-му фортепианному концерту. Воображение Б. занимала личность Наполеона до провозглашения его императором (1804 г.), вызвавшего разочарование композитора (3-ю симфонию Бетховен хотел назвать «Бонапарт», но затем отказался от этой мысли). Героикой проникнуты также музыка к трагедии И. В. Гёте «Эгмонт» (op. 84, 1810), опера «Фиделио» (по пьесе Ж. Н. Буйи «Леонора, или Супружеская любовь»).


Другие произведения среднего периода развивают в той же драматической манере музыкальный язык, унаследованный Бетховеном. Струнные квартеты Разумовского, а также фортепианные сонаты «Вальдштейн» и «Аппассионата» разделяют героический дух Третьей симфонии.[71] Другие произведения этого периода включают Четвертую-Восьмую симфонии, ораторию «Христос на Елеонской горе», оперу «Фиделио» и Концерт для скрипки.[73]
Другие произведения среднего периода развивают в той же драматической манере музыкальный язык, унаследованный Бетховеном. Струнные квартеты Разумовского, а также фортепианные сонаты «Вальдштейн» и «Аппассионата» разделяют героический дух Третьей симфонии. Другие произведения этого периода включают Четвертую-Восьмую симфонии, ораторию «Христос на Елеонской горе», оперу «Фиделио» и Концерт для скрипки.


Бетховен был провозглашен в 1810 году писателем и композитором Э. Т. А. Хоффманом во влиятельной рецензии в Allgemeine musikalische Zeitung как величайший из (по его мнению) трех композиторов-романтиков (то есть, впереди Гайдна и Моцарта); в Пятой симфонии Бетховена его музыка, по словам Гофмана, «приводит в движение ужас, страх, ужас, боль и пробуждает бесконечную тоску, которая является сутью романтизма».[74]
Бетховен был провозглашен в 1810 году писателем и композитором Э. Т. А. Хоффманом во влиятельной рецензии в Allgemeine musikalische Zeitung как величайший из (по его мнению) трех композиторов-романтиков (то есть, впереди Гайдна и Моцарта); в Пятой симфонии Бетховена его музыка, по словам Гофмана, «приводит в движение ужас, страх, ужас, боль и пробуждает бесконечную тоску, которая является сутью романтизма».


«Музыка Бетховена <…> пробуждает то бесконечное томление, в котором заключается сущность романтизма», — сказал Эрнст Теодор Амадей Гофман. В 1810 году Эрнст Теодор Амадей Гофман, сочиняя рецензию на Пятую симфонию Бетховена, превратил ее в программный текст о том, как романтизм воспринимает музыку вообще — не только бетховенскую.  
«Музыка Бетховена <…> пробуждает то бесконечное томление, в котором заключается сущность романтизма», — сказал Эрнст Теодор Амадей Гофман. В 1810 году Эрнст Теодор Амадей Гофман, сочиняя рецензию на Пятую симфонию Бетховена, превратил ее в программный текст о том, как романтизм воспринимает музыку вообще — не только бетховенскую.  
Строка 75: Строка 76:
== Признание: 1813-1822 гг. ==
== Признание: 1813-1822 гг. ==
В начале 1813 года Бетховен, по-видимому, пережил сложный эмоциональный период, и его композиторская производительность снизилась. В июне 1813 года пришло известие о поражении французов в битве при Витории коалицией во главе с герцогом Веллингтоном. Изобретатель Мельцель убедил его написать произведение, посвященное этому событию, для своего механического инструмента Пангармоникона.  
В начале 1813 года Бетховен, по-видимому, пережил сложный эмоциональный период, и его композиторская производительность снизилась. В июне 1813 года пришло известие о поражении французов в битве при Витории коалицией во главе с герцогом Веллингтоном. Изобретатель Мельцель убедил его написать произведение, посвященное этому событию, для своего механического инструмента Пангармоникона.  
Во время Венского конгресса 1814–15 Бетховен создал ряд произведений, прославлявших монархов – победителей Наполеона. Исчерпание героического стиля к концу породившей его эпохи, разорение либо смерть меценатов усугубили творческий кризис, вызванный как политическими, так и глубоко личными причинами. Вынужденный писать ради заработка многочисленные обработки народных песен, композитор добился впечатляющих результатов (25 шотландских песен ор. 108); в сб. «24 песни разных народов» (1816) вошли обработки рус. («Во лесочке комарочков много уродилось», «Ах, реченьки», «Как пошли наши подружки») и укр. («Ехал казак за Дунай») песен.
Во время Венского конгресса 1814–15 Бетховен создал ряд произведений, прославлявших монархов – победителей Наполеона. Исчерпание героического стиля к концу породившей его эпохи, разорение либо смерть меценатов усугубили творческий кризис, вызванный как политическими, так и глубоко личными причинами. Вынужденный писать ради заработка многочисленные обработки народных песен, композитор добился впечатляющих результатов (25 шотландских песен ор. 108); в сб. «24 песни разных народов» (1816) вошли обработки рус. («Во лесочке комарочков много уродилось», «Ах, реченьки», «Как пошли наши подружки») и укр. («Ехал казак за Дунай») песен.


Анонимный участник