Бетховен, Людвиг ван: различия между версиями
Новая страница
imported>Eugene (Новая страница) |
imported>Eugene (Новая страница) |
||
Строка 16: | Строка 16: | ||
| Жанры = [[Классическая музыка]] ([[академическая музыка]] второй половины XVIII века — начала XIX века), [[опера]], [[симфония]], [[соната]], [[струнный квартет]]. | | Жанры = [[Классическая музыка]] ([[академическая музыка]] второй половины XVIII века — начала XIX века), [[опера]], [[симфония]], [[соната]], [[струнный квартет]]. | ||
}} | }} | ||
'''Людвиг ван Бетховен''' | '''Людвиг ван Бетховен''' (16 декабря 1770 года, Бонн, Кёльнское курфюршество — 26 марта 1827 года, Вена, Австрийская империя) — выдающийся немецкий композитор и пианист, живший и работавший в Вене. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. | ||
В начале своей музыкальной карьеры Бетховен сначала сделал себе имя как пианист-виртуоз. Его сильные стороны включали свободную импровизацию и фантазирование на инструменте. После переезда из Бонна в Вену его талант вскоре привел к высшим кругам общества столицы Австрии. Нарушение слуха, которое со временем переросло в почти полную глухоту[1], положило преждевременный конец его карьере пианиста. | В начале своей музыкальной карьеры Бетховен сначала сделал себе имя как пианист-виртуоз. Его сильные стороны включали свободную импровизацию и фантазирование на инструменте. После переезда из Бонна в Вену его талант вскоре привел к высшим кругам общества столицы Австрии. Нарушение слуха, которое со временем переросло в почти полную глухоту[1], положило преждевременный конец его карьере пианиста. | ||
С ухудшением слуха Бетховен все больше и больше сосредотачивался на сочинении. В то время как другие композиторы часто быстро переносили свои произведения на бумагу, Бетховен боролся за каждую ноту. [2] | С ухудшением слуха Бетховен все больше и больше сосредотачивался на сочинении. В то время как другие композиторы часто быстро переносили свои произведения на бумагу, Бетховен боролся за каждую ноту. [2] | ||
В большинстве музыкальных жанров, в которых Бетховен писал сочинения, его произведения являются одними из самых значительных в своем роде. Это 9 симфоний, 32 фортепианные сонаты, фортепианные вариации, 5 фортепианных концертов, один скрипичный концерт, 16 струнных квартетов и Большая фуга, сонаты для скрипки и виолончели. Важные вокальные и вокальные партии соответственно. Сценические произведения — цикл песен далекой возлюбленной, единственная опера «Фиделио» и Торжественная месса. | В большинстве музыкальных жанров, в которых Бетховен писал сочинения, его произведения являются одними из самых значительных в своем роде. Это 9 симфоний, 32 фортепианные сонаты, фортепианные вариации, 5 фортепианных концертов, один скрипичный концерт, 16 струнных квартетов и Большая фуга, сонаты для скрипки и виолончели. Важные вокальные и вокальные партии соответственно. Сценические произведения — цикл песен далекой возлюбленной, единственная опера «Фиделио» и Торжественная месса. | ||
Популярность Бетховена не ослабевает и сегодня, он входит в число самых исполняемых композиторов мира. | Популярность Бетховена не ослабевает и сегодня, он входит в число самых исполняемых композиторов мира. | ||
Происхождение | Происхождение | ||
Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в Бонне 16 декабря, крещён там же 17 декабря 1770 года. | Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в Бонне 16 декабря, крещён там же 17 декабря 1770 года. | ||
Его отец, Иоганн ван Бетховен (1740—1792 гг.), был певцом-тенором в придворной капелле[6]. Мать, Мария-Магдалина, до замужества Кеверих (1746—1787 гг.), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце. Родители Людвига поженились в 1767 году. | Его отец, Иоганн ван Бетховен (1740—1792 гг.), был певцом-тенором в придворной капелле[6]. Мать, Мария-Магдалина, до замужества Кеверих (1746—1787 гг.), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце. Родители Людвига поженились в 1767 году. | ||
Дед, Людвиг ван Бетховен (1712—1773 гг.), был родом из Мехелена (Южные Нидерланды). Он служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом (у него был бас), а затем — капельмейстером[6]. | Дед, Людвиг ван Бетховен (1712—1773 гг.), был родом из Мехелена (Южные Нидерланды). Он служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом (у него был бас), а затем — капельмейстером[6]. | ||
Вопросы периодизации творчества Бетховена | |||
== Вопросы периодизации творчества Бетховена == | |||
Существует множество попыток периодизации творчества Бетховен по биографическим и стилистическим признакам: по 3 периодам (А. Шиндлер, Мих. Ю. Виельгорский, В. Ленц, А. Н. Серов); по 5 периодам (Р. Роллан, В. Э. Ферман, Р. И. Грубер). Изменения в стиле ясно обозначаются при сопоставлении его симфонических, камерно-ансамблевых и фортепианных. произведений, написанных в различные периоды. Однако любая периодизация по стилистическим признакам условна. Многое из созданного Бетховиным в боннский период (1782-92 гг.) было им использовано в более поздние годы. Новые стилистические тенденции, отчасти сближающие Бетховена с композиторами-романтиками, заметны в сочинениях не только последнего (1816-27 гг.), но и раннего венского периода (1792-1802 гг.). | Существует множество попыток периодизации творчества Бетховен по биографическим и стилистическим признакам: по 3 периодам (А. Шиндлер, Мих. Ю. Виельгорский, В. Ленц, А. Н. Серов); по 5 периодам (Р. Роллан, В. Э. Ферман, Р. И. Грубер). Изменения в стиле ясно обозначаются при сопоставлении его симфонических, камерно-ансамблевых и фортепианных. произведений, написанных в различные периоды. Однако любая периодизация по стилистическим признакам условна. Многое из созданного Бетховиным в боннский период (1782-92 гг.) было им использовано в более поздние годы. Новые стилистические тенденции, отчасти сближающие Бетховена с композиторами-романтиками, заметны в сочинениях не только последнего (1816-27 гг.), но и раннего венского периода (1792-1802 гг.). | ||
Ранние годы: Бонн (1780-1792 гг.) | |||
== Ранние годы: Бонн (1780-1792 гг.) == | |||
Из семи детей, родившихся у Иоганна ван Бетховена, только Людвиг, второй по рождению, и два младших брата пережили младенчество. Каспар Антон Карл (более известный как Карл) родился 8 апреля 1774 года, а Николаус Иоганн (более известный как Иоганн), младший, родился 2 октября 1776 года[8]. | Из семи детей, родившихся у Иоганна ван Бетховена, только Людвиг, второй по рождению, и два младших брата пережили младенчество. Каспар Антон Карл (более известный как Карл) родился 8 апреля 1774 года, а Николаус Иоганн (более известный как Иоганн), младший, родился 2 октября 1776 года[8]. | ||
Достоверных сведений о дате его рождения нет, но есть запись о его крещении в католическом приходе Св. Ремигиус родился 17 декабря 1770 года, жив, и в то время в регионе существовал обычай проводить крещение в течение 24 часов после рождения. Существует мнение (с которым согласился и сам Бетховен), что его датой рождения было 16 декабря, но документальных подтверждений этому нет. | Достоверных сведений о дате его рождения нет, но есть запись о его крещении в католическом приходе Св. Ремигиус родился 17 декабря 1770 года, жив, и в то время в регионе существовал обычай проводить крещение в течение 24 часов после рождения. Существует мнение (с которым согласился и сам Бетховен), что его датой рождения было 16 декабря, но документальных подтверждений этому нет. | ||
Первым учителем музыки Бетховена был его отец. Позже у него были другие местные учителя: придворный органист Жиль ван ден Эден (умер в 1782 году), Тобиас Фридрих Пфайффер (друг семьи, который обучал его игре на клавишных инструментах), Франц Ровантини (родственник, который обучал его игре на скрипке и альте)[2] и придворный концертмейстер Франц Антон Рисдля скрипки.[9] Его обучение началось на пятом курсе. Режим был суровым и жестким, что часто доводило его до слез. Музыкальный талант Бетховена был очевиден в молодом возрасте. | Первым учителем музыки Бетховена был его отец. Позже у него были другие местные учителя: придворный органист Жиль ван ден Эден (умер в 1782 году), Тобиас Фридрих Пфайффер (друг семьи, который обучал его игре на клавишных инструментах), Франц Ровантини (родственник, который обучал его игре на скрипке и альте)[2] и придворный концертмейстер Франц Антон Рисдля скрипки.[9] Его обучение началось на пятом курсе. Режим был суровым и жестким, что часто доводило его до слез. Музыкальный талант Бетховена был очевиден в молодом возрасте. | ||
В период 1785-90 гг. практически нет записей о деятельности Бетховена как композитора. Это может быть связано с прохладной реакцией, которую вызвали его первые публикации, а также с продолжающимися проблемами в семье Бетховена.[21] Его мать умерла в 1787 году, вскоре после первого визита Бетховена в Вену, где он пробыл около двух недель и почти наверняка познакомился с Моцартом.[17] | В период 1785-90 гг. практически нет записей о деятельности Бетховена как композитора. Это может быть связано с прохладной реакцией, которую вызвали его первые публикации, а также с продолжающимися проблемами в семье Бетховена.[21] Его мать умерла в 1787 году, вскоре после первого визита Бетховена в Вену, где он пробыл около двух недель и почти наверняка познакомился с Моцартом.[17] | ||
В 1789 году в связи с увольнением отца из капеллы из-за алкоголизма Бетховен становится кормильцем семьи. Продолжая работать органистом капеллы, исполняет также обязанности альтиста придворного оркестра. Поступает студентом на философский факультет Боннского университета. | В 1789 году в связи с увольнением отца из капеллы из-за алкоголизма Бетховен становится кормильцем семьи. Продолжая работать органистом капеллы, исполняет также обязанности альтиста придворного оркестра. Поступает студентом на философский факультет Боннского университета. | ||
В 1790-1792 гг. Бетховен написал несколько произведений (в то время ни одно из них не было опубликовано), демонстрирующих растущий диапазон и зрелость. | В 1790-1792 гг. Бетховен написал несколько произведений (в то время ни одно из них не было опубликовано), демонстрирующих растущий диапазон и зрелость. | ||
В 1792 году Бетховен знакомится с Йозефом Гайдном, посетившим Бонн на обратном пути из Лондона в Вену — одним из главных представителей классицизма, основоположника симфонии и струнного квартета. Гайдн высоко оценивает кантату Бетховена. | В 1792 году Бетховен знакомится с Йозефом Гайдном, посетившим Бонн на обратном пути из Лондона в Вену — одним из главных представителей классицизма, основоположника симфонии и струнного квартета. Гайдн высоко оценивает кантату Бетховена. | ||
== Венский творческий период: 1792-1802 гг. == | |||
В ноябре 1792 года Бетховен уехал из Бонна в Вену на фоне слухов о войне, распространяющихся из Франции. Вскоре после прибытия он узнал, что его отец умер. | В ноябре 1792 года Бетховен уехал из Бонна в Вену на фоне слухов о войне, распространяющихся из Франции. Вскоре после прибытия он узнал, что его отец умер. | ||
В 1793 году Бетховен продолжает заниматься с Гайдном. В течение следующих нескольких лет Бетховен реагировал на широко распространенное мнение, что он является преемником недавно умершего Моцарта, изучая работы этого мастера и сочиняя произведения с отчетливо моцартовским колоритом.[33] | В 1793 году Бетховен продолжает заниматься с Гайдном. В течение следующих нескольких лет Бетховен реагировал на широко распространенное мнение, что он является преемником недавно умершего Моцарта, изучая работы этого мастера и сочиняя произведения с отчетливо моцартовским колоритом.[33] | ||
Он не сразу решил утвердиться как композитор, а скорее посвятил себя учебе и исполнительству. Работая под руководством Гайдна[34], он стремился овладеть контрапунктом. | |||
На формирование мировоззрения композитора в эти годы сильнейшее воздействие оказали события Великой французской революции (14 июля 1789 года — 9 ноября 1799 года.). Вскоре после взятия Бастилии (14 июля 1789) Бетховен создал песню «Свободный человек», в которой воспевается бесстрашие борца за свободу. | Он не сразу решил утвердиться как композитор, а скорее посвятил себя учебе и исполнительству. Работая под руководством Гайдна[34], он стремился овладеть контрапунктом. На формирование мировоззрения композитора в эти годы сильнейшее воздействие оказали события Великой французской революции (14 июля 1789 года — 9 ноября 1799 года.). Вскоре после взятия Бастилии (14 июля 1789) Бетховен создал песню «Свободный человек», в которой воспевается бесстрашие борца за свободу. | ||
== «Героический» период и утрата слуха: 1802-1812 гг. == | |||
Бетховен сказал английскому пианисту Чарльзу Ниту (в 1815 году), что он датировал свою потерю слуха припадком в 1798 году, вызванным ссорой с певицей.[58] Во время постепенного ухудшения его слух еще больше ухудшился из-за тяжелой формы шума в ушах. Возможной причиной этого расстройства, вероятно, был отосклероз, возможно, сопровождающийся дегенерацией слухового нерва.[61][n 5] | Бетховен сказал английскому пианисту Чарльзу Ниту (в 1815 году), что он датировал свою потерю слуха припадком в 1798 году, вызванным ссорой с певицей.[58] Во время постепенного ухудшения его слух еще больше ухудшился из-за тяжелой формы шума в ушах. Возможной причиной этого расстройства, вероятно, был отосклероз, возможно, сопровождающийся дегенерацией слухового нерва.[61][n 5] | ||
По совету своего врача Бетховен переехал в небольшой австрийский городок Хайлигенштадт, недалеко от Вены. | По совету своего врача Бетховен переехал в небольшой австрийский городок Хайлигенштадт, недалеко от Вены. | ||
Потеря слуха Бетховена не помешала ему сочинять музыку, но из-за этого играть на концертах — важном источнике дохода на этом этапе его жизни — становилось все труднее. (Это также в значительной степени способствовало его социальной изоляции.)[61] | Потеря слуха Бетховена не помешала ему сочинять музыку, но из-за этого играть на концертах — важном источнике дохода на этом этапе его жизни — становилось все труднее. (Это также в значительной степени способствовало его социальной изоляции.)[61] | ||
«Героический» стиль | «Героический» стиль | ||
Возвращение Бетховена в Вену из Хайлигенштадта ознаменовалось изменением музыкального стиля, и в настоящее время его часто называют началом среднего или «героического» периода, характеризующегося множеством оригинальных произведений, написанных с большим размахом.[68] | Возвращение Бетховена в Вену из Хайлигенштадта ознаменовалось изменением музыкального стиля, и в настоящее время его часто называют началом среднего или «героического» периода, характеризующегося множеством оригинальных произведений, написанных с большим размахом.[68] | ||
Характерные признаки зрелого стиля Бетховена полностью выявились в произведениях 1802–14, отмеченных огромной внутренней силой и оригинальностью замыслов: симфониях № 3 (Героической, Es-dur, 1804), № 4 (B-dur, 1806), № 5 (c-moll) и № 6 (Пасторальной, F-dur, 1808), №7 (A-dur) и № 8 (F-dur, 1812); концертах с оркестром – Тройном для фп., скрипки и виолончели (C-dur, 1804), для фп. – 4-м (G-dur, 1806) и 5-м (Es-dur, 1809), для скрипки (D-dur, 1806); ряде увертюр (в т. ч. к трагедии Г. Коллина «Кориолан», 1807). | Характерные признаки зрелого стиля Бетховена полностью выявились в произведениях 1802–14, отмеченных огромной внутренней силой и оригинальностью замыслов: симфониях № 3 (Героической, Es-dur, 1804), № 4 (B-dur, 1806), № 5 (c-moll) и № 6 (Пасторальной, F-dur, 1808), №7 (A-dur) и № 8 (F-dur, 1812); концертах с оркестром – Тройном для фп., скрипки и виолончели (C-dur, 1804), для фп. – 4-м (G-dur, 1806) и 5-м (Es-dur, 1809), для скрипки (D-dur, 1806); ряде увертюр (в т. ч. к трагедии Г. Коллина «Кориолан», 1807). | ||
Высокий героический стиль в духе эпохи наполеоновских войн с ее культом подвига в наибольшей мере свойствен 3-й, 5-й и 7-й симфониям, 5-му фортепианному концерту. Воображение Б. занимала личность Наполеона до провозглашения его императором (1804 г.), вызвавшего разочарование композитора (3-ю симфонию Бетховен хотел назвать «Бонапарт», но затем отказался от этой мысли). Героикой проникнуты также музыка к трагедии И. В. Гёте «Эгмонт» (op. 84, 1810), опера «Фиделио» (по пьесе Ж. Н. Буйи «Леонора, или Супружеская любовь»). | Высокий героический стиль в духе эпохи наполеоновских войн с ее культом подвига в наибольшей мере свойствен 3-й, 5-й и 7-й симфониям, 5-му фортепианному концерту. Воображение Б. занимала личность Наполеона до провозглашения его императором (1804 г.), вызвавшего разочарование композитора (3-ю симфонию Бетховен хотел назвать «Бонапарт», но затем отказался от этой мысли). Героикой проникнуты также музыка к трагедии И. В. Гёте «Эгмонт» (op. 84, 1810), опера «Фиделио» (по пьесе Ж. Н. Буйи «Леонора, или Супружеская любовь»). | ||
Другие произведения среднего периода развивают в той же драматической манере музыкальный язык, унаследованный Бетховеном. Струнные квартеты Разумовского, а также фортепианные сонаты «Вальдштейн» и «Аппассионата» разделяют героический дух Третьей симфонии.[71] Другие произведения этого периода включают Четвертую-Восьмую симфонии, ораторию | |||
Другие произведения среднего периода развивают в той же драматической манере музыкальный язык, унаследованный Бетховеном. Струнные квартеты Разумовского, а также фортепианные сонаты «Вальдштейн» и «Аппассионата» разделяют героический дух Третьей симфонии.[71] Другие произведения этого периода включают Четвертую-Восьмую симфонии, ораторию «Христос на Елеонской горе», оперу «Фиделио» и Концерт для скрипки.[73] | |||
Бетховен был провозглашен в 1810 году писателем и композитором Э. Т. А. Хоффманом во влиятельной рецензии в Allgemeine musikalische Zeitung как величайший из (по его мнению) трех композиторов-романтиков (то есть, впереди Гайдна и Моцарта); в Пятой симфонии Бетховена его музыка, по словам Гофмана, «приводит в движение ужас, страх, ужас, боль и пробуждает бесконечную тоску, которая является сутью романтизма».[74] | Бетховен был провозглашен в 1810 году писателем и композитором Э. Т. А. Хоффманом во влиятельной рецензии в Allgemeine musikalische Zeitung как величайший из (по его мнению) трех композиторов-романтиков (то есть, впереди Гайдна и Моцарта); в Пятой симфонии Бетховена его музыка, по словам Гофмана, «приводит в движение ужас, страх, ужас, боль и пробуждает бесконечную тоску, которая является сутью романтизма».[74] | ||
«Музыка Бетховена <…> пробуждает то бесконечное томление, в котором заключается сущность романтизма», — сказал Эрнст Теодор Амадей Гофман. В 1810 году Эрнст Теодор Амадей Гофман, сочиняя рецензию на Пятую симфонию Бетховена, превратил ее в программный текст о том, как романтизм воспринимает музыку вообще — не только бетховенскую. | «Музыка Бетховена <…> пробуждает то бесконечное томление, в котором заключается сущность романтизма», — сказал Эрнст Теодор Амадей Гофман. В 1810 году Эрнст Теодор Амадей Гофман, сочиняя рецензию на Пятую симфонию Бетховена, превратил ее в программный текст о том, как романтизм воспринимает музыку вообще — не только бетховенскую. | ||
1813-1822 гг. | |||
== Признание: 1813-1822 гг. == | |||
В начале 1813 года Бетховен, по-видимому, пережил сложный эмоциональный период, и его композиторская производительность снизилась. В июне 1813 года пришло известие о поражении французов в битве при Витории коалицией во главе с герцогом Веллингтоном. Изобретатель Мельцель убедил его написать произведение, посвященное этому событию, для своего механического инструмента Пангармоникона. | В начале 1813 года Бетховен, по-видимому, пережил сложный эмоциональный период, и его композиторская производительность снизилась. В июне 1813 года пришло известие о поражении французов в битве при Витории коалицией во главе с герцогом Веллингтоном. Изобретатель Мельцель убедил его написать произведение, посвященное этому событию, для своего механического инструмента Пангармоникона. | ||
Во время Венского конгресса 1814–15 Бетховен создал ряд произведений, прославлявших монархов – победителей Наполеона. Исчерпание героического стиля к концу породившей его эпохи, разорение либо смерть меценатов усугубили творческий кризис, вызванный как политическими, так и глубоко личными причинами. Вынужденный писать ради заработка многочисленные обработки народных песен, композитор добился впечатляющих результатов (25 шотландских песен ор. 108); в сб. «24 песни разных народов» (1816) вошли обработки рус. («Во лесочке комарочков много уродилось», «Ах, реченьки», «Как пошли наши подружки») и укр. («Ехал казак за Дунай») песен. | Во время Венского конгресса 1814–15 Бетховен создал ряд произведений, прославлявших монархов – победителей Наполеона. Исчерпание героического стиля к концу породившей его эпохи, разорение либо смерть меценатов усугубили творческий кризис, вызванный как политическими, так и глубоко личными причинами. Вынужденный писать ради заработка многочисленные обработки народных песен, композитор добился впечатляющих результатов (25 шотландских песен ор. 108); в сб. «24 песни разных народов» (1816) вошли обработки рус. («Во лесочке комарочков много уродилось», «Ах, реченьки», «Как пошли наши подружки») и укр. («Ехал казак за Дунай») песен. | ||
В ноябре 1815 года умирает брат Бетховена Карл. По завещанию брата композитор становится опекуном своего племянника. Начинается судебная тяжба со вдовой брата по вопросам, связанным с осуществлением опеки. Бетховен в итоге выигрывает суд. Племянник его оказывается также, как и его отец, склонен к алкоголизму и азартным играм. | В ноябре 1815 года умирает брат Бетховена Карл. По завещанию брата композитор становится опекуном своего племянника. Начинается судебная тяжба со вдовой брата по вопросам, связанным с осуществлением опеки. Бетховен в итоге выигрывает суд. Племянник его оказывается также, как и его отец, склонен к алкоголизму и азартным играм. | ||
В апреле 1824 года по инициативе князя Н. В. Голицына в Петербурге состоялось первое полное исполнение «Торжественной мессы». | В апреле 1824 года по инициативе князя Н. В. Голицына в Петербурге состоялось первое полное исполнение «Торжественной мессы». | ||
В 1825 году Бетховен начинает работать над 10-й симфонией, которую он так и не успевает закончить. Пишет оратории «Саул», музыку к «Фаусту» и др. произведения. | В 1825 году Бетховен начинает работать над 10-й симфонией, которую он так и не успевает закончить. Пишет оратории «Саул», музыку к «Фаусту» и др. произведения. | ||
В Декабрь 1826 года у Бетховена резко ухудшается | |||
В Декабрь 1826 года у Бетховена резко ухудшается здоровье. | |||
Первая хирургическая операция по поводу цирроза печени. В последующем операции композитор пережил еще в январе и феврале 1827 года. Последние месяцы жизни Бетховен был прикован к постели болезнью, но старые друзья не оставляли его. Он умер 26 марта 1827-го года в возрасте 56 лет, во время сильной грозы. | Первая хирургическая операция по поводу цирроза печени. В последующем операции композитор пережил еще в январе и феврале 1827 года. Последние месяцы жизни Бетховен был прикован к постели болезнью, но старые друзья не оставляли его. Он умер 26 марта 1827-го года в возрасте 56 лет, во время сильной грозы. | ||
Относительно причин смерти композитора высказывалось несколько версий, среди которых алкогольный цирроз печени, сифилис, гепатит А, отравление свинцом, лимфогранулематоз и кишечная липодистрофия. В распоряжении друзей композитора остались пряди его волос, которые были переданы врачам для дополнительного анализа, а в результате эксгумации к этим образцам добавились и фрагменты черепа. В результате проведенного исследования наиболее состоятельной оказалась версия об отравлении организма свинцом из-за неправильной дозировки лекарства, прописанного врачом для лечения болей в животе. | Относительно причин смерти композитора высказывалось несколько версий, среди которых алкогольный цирроз печени, сифилис, гепатит А, отравление свинцом, лимфогранулематоз и кишечная липодистрофия. В распоряжении друзей композитора остались пряди его волос, которые были переданы врачам для дополнительного анализа, а в результате эксгумации к этим образцам добавились и фрагменты черепа. В результате проведенного исследования наиболее состоятельной оказалась версия об отравлении организма свинцом из-за неправильной дозировки лекарства, прописанного врачом для лечения болей в животе. | ||
29 марта 1827-го года похоронная процессия, двигавшаяся по улицам Вены, собрала около 20 000 горожан. В числе руководителей скорбного шествия был Франц Шуберт. Он умер год спустя и был похоронен рядом с Бетховеном. В отличие от другого австрийского гения, Моцарта, похороненного безвестно, в общей могиле, Бетховен был погребен на Вэрингском кладбище (ныне Парк Шуберта) на северо-западе Вены после мессы в Церкви Святой Троицы. В 1862 году его останки были эксгумированы для проведения расследования причин смерти, и в 1888 году состоялось перезахоронение праха композитора на Zentralfriedhof | |||
Творческое наследие Бетховена | 29 марта 1827-го года похоронная процессия, двигавшаяся по улицам Вены, собрала около 20 000 горожан. В числе руководителей скорбного шествия был Франц Шуберт. Он умер год спустя и был похоронен рядом с Бетховеном. В отличие от другого австрийского гения, Моцарта, похороненного безвестно, в общей могиле, Бетховен был погребен на Вэрингском кладбище (ныне Парк Шуберта) на северо-западе Вены после мессы в Церкви Святой Троицы. В 1862 году его останки были эксгумированы для проведения расследования причин смерти, и в 1888 году состоялось перезахоронение праха композитора на Zentralfriedhof — Центральном кладбище Вены. | ||
== Творческое наследие Бетховена == | |||
Бетховен стал автором: | Бетховен стал автором: | ||
9 симфоний | 9 симфоний | ||
8 симфонических увертюр | 8 симфонических увертюр | ||
5 концертов для фортепиано с оркестром | 5 концертов для фортепиано с оркестром | ||
6 юношеских сонат для фортепиано | 6 юношеских сонат для фортепиано | ||
32 сонаты для фортепиано | 32 сонаты для фортепиано | ||
10 сонат для скрипки и фортепиано | 10 сонат для скрипки и фортепиано | ||
Концерт для скрипки с оркестром | Концерт для скрипки с оркестром | ||
5 сонат для виолончели и фортепиано | 5 сонат для виолончели и фортепиано | ||
16 струнных квартетов | 16 струнных квартетов | ||
6 трио | 6 трио | ||
Балета «Творения Прометея» | Балета «Творения Прометея» | ||
Оперы «Фиделио» | Оперы «Фиделио» | ||
Торжественной мессы | Торжественной мессы | ||
Вокального цикла «К далекой возлюбленной» | Вокального цикла «К далекой возлюбленной» | ||
Отголоски в современной популярной культуре | |||
== Отголоски творчества Бетховена в современной популярной культуре == | |||
О Бетховене записывали песни, снимали фильмы, писали книги и даже ставили балет – «Бетховен-проект» в 2018 году. Он является прототипом главного героя в романе «Жан-Кристоф» французского писателя Ромена Роллана. За это произведение Роллан был удостоен в 1915 году одной из высочайших наград литературного мира – Нобелевской премии по литературе. Большинство книг и фильмов о Бетховене носят биографический характер. Но некоторые из них относятся к жанру научной фантастики. Например, в американской комедии «Невероятные приключения Билла и Теда», композитор, среди некоторых других известных исторических личностей, путешествует с главными героями фильма во времени. | О Бетховене записывали песни, снимали фильмы, писали книги и даже ставили балет – «Бетховен-проект» в 2018 году. Он является прототипом главного героя в романе «Жан-Кристоф» французского писателя Ромена Роллана. За это произведение Роллан был удостоен в 1915 году одной из высочайших наград литературного мира – Нобелевской премии по литературе. Большинство книг и фильмов о Бетховене носят биографический характер. Но некоторые из них относятся к жанру научной фантастики. Например, в американской комедии «Невероятные приключения Билла и Теда», композитор, среди некоторых других известных исторических личностей, путешествует с главными героями фильма во времени. | ||
Девятая симфония (2 часть, скерцо) — любимое произведение главного антигероя фильма Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» Алекса. Также музыка Бетховена звучит в фильме Андрея Тарковского «Ностальгия», «Необратимость» Гаспара Ноэ, | |||
Девятая симфония (2 часть, скерцо) — любимое произведение главного антигероя фильма Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» Алекса. Также музыка Бетховена звучит в фильме Андрея Тарковского «Ностальгия», «Необратимость» Гаспара Ноэ, «Зимняя песня» Отара Иоселиани, «Бессмертная возлюбленная» Бернарда Роуза и мн. др. картинах. | |||
Во многих аудиовизуальных произведениях музыка Бетховена используется в чистом виде или в различных вариациях. Один из неочевидных примеров – вторая серия мультипликационного сериала «Маша и Медведь». | Во многих аудиовизуальных произведениях музыка Бетховена используется в чистом виде или в различных вариациях. Один из неочевидных примеров – вторая серия мультипликационного сериала «Маша и Медведь». |