Свято-Троицкий женский монастырь (Бирск)

Материал из «Знание.Вики»

Свя́то-Тро́ицкий же́нский монасты́рь — первоначально женская община. Через три года общину преобразовали в монастырь, который становится одной из самых крупных обителей всего Уральского региона. В начале XX века после революции и войны монастырь разрушили и закрыли. В 2013 году решением Священного Синода монастырю дарится вторая жизнь. В настоящее время монастырь является действующим, однако для посетителей открыты не все двери этой православной святыни[1].

Ранняя история Бирского Свято-Троицкого монастыря

В 1857 — 1878 годах монастырь существовал в Бирске в виде женской общины. Как писал известный краевед Руф Гаврилович Игнатьев: «Эта община, называемая «Троицкой» — составилась следующим образом. Государственная крестьянка деревни Пономарёвой Бирского уезда девица Акулина Самойлова в 1857 году обратилась с просьбой к преосвященному Антонию, епископу Оренбургскому и Уфимскому, изъясняя, что в окрестностях города Бирска некоторые из вдов и девиц, посвятив себя безбрачной жизни, проживают по 2 и по 3 вместе отдельно от мирских людей, исполняя строго уставы иноческой жизни. В том числе и она сама с сестрой жила в особой келье при родительском доме. Теперь, в 1857 году таковых лиц собралось 29 человек, и будучи одобрены в своем богоугодном предприятии предместниками преосвященного Антония, епископами Иоанникием и Иосифом, по совету благочинного бирского протоиерея Григорьева, переселились в Бирск в нарочно купленный Самойловой дом, недалеко от Троицкого собора, куда сёстры общины ходят слушать богослужение»[2].

История жизни отдельных сестёр общины началась ещё при епископе Уфы Иоанникии Образцове (1835 — 1849 годы). Учитывая тот факт, что имя этого епископа стоит рядом с именем его преемника Иосифа Богословского (1849 — 1853 годы), процедура «одобрения» монашеской жизни отдельных сестёр может быть отнесена к концу 40-х годов XIX века. Второй вывод отводит организаторскую функцию объединения отдельных келий сестёр в единую общину «девице» Ангелине Самойловой и определяет время подобного объединения —1857 год. В том же сообщении Руфа Гавриловича Игнатьева указывается первоначальная материальная база общинниц[2].

Указывая на средства, Самойлова просила об учреждении женской общины…. Средства для открытия в городе Бирске женской общины состояли из 50 десятин земли, пожертвованной чиновником Залесовым в Бирском уезде при сельце Даниловке и двух домов в городе Бирске, завещанных купеческим сыном Т. Рамадиным, кроме дома, пожертвованного девицей Самойловой». Самойлова, будучи человеком практическим, подкрепила собственную просьбу «общественным приговором купцов и мещан Бирска от 30 марта 1857 года.

Самый ранний из найденных архивных документов от 22 сентября 1859 года — «Отношение Уфимской духовной консистории об учреждении в городе Бирске женской общины». Оно во многом перекликается с сообщением Руфа Гавриловича Игнатьева, так как излагает прошение Акулины Самойловой о создании общины юридически[3].

Крестьянская девица Бирского уезда деревни Пономаревки Акулина Яковлевна Самойлова просит Уфимское Епархиальное Начальство об исходатаствовании, где следует, разрешения на учреждение в городе Бирске женской общины, причем в прошении своем она, между прочем, объяснила, что на первый раз общину эту будут составлять 29 человек вдов и девиц разных сословий, которые проживают ныне в городе Бирске вместе с нею, Самойловою, а для помещения общины имеется в городе Бирске два деревянные дома, пожертвованные бирским купцом Рамадиным

Первая настоятельница Акулина Яковлевна Самойлова

Данных о биографии Акулины Яковлевны Самойловой немного. Они были обнаружены историком Юрием Николаевичем Сергеевым[1]. Родилась Акулина Яковлевна Самойлова около 1828 года в Бирске в семье государственного крестьянина Якова Самойлова. С конца 40-х годов XIX века стала практиковать уединённое проживание в доме отца по типу монашеской аскезы. Для этой цели родители построили дом, отделив дочь в особый пристрой — келью. Постепенно к ней стали прибывать другие «девицы и вдовы». Встал вопрос об отдельном помещении, которое и было куплено Акулиной Яковлевной Самойловой на деньги отца, в 1857 году. Тогда же был поднят вопрос об официальной разрешении существования общины послушниц-белиц со стороны епископа и светских властей. Епископ Антоний I дал подобное разрешение ещё в 1857 годы Санкция губернской администрации была получена позже — в декабре 1859 года. Тогда же Акулина Самойлова была назначена старшей в общине.

Община получила наименование «Троицкой», так как находилась под патронажем причта Свято-Троицкого собора города Бирска, построенного в 1835 — 1841 годах. Священник этого собора Николай Уваров даже считался в 60-е годы XIX века заведующим общинным хозяйством. В 1864 году приписка к Бирскому Свято-Троицкому собору была оформлена официально. В том же году, 18 мая Акулина Самойлова была официально назначена исполняющей обязанности настоятельницы общины, а 30 ноября 1865 года пострижена в рясофор с именем Виталия[4].

Перед настоятельницей Виталией стояла масса проблем. Одной из главных был перенос монастырского дома в другое место. Дело в том, что монастырское подворье было расположено в центре города, что было неудобно и по этическим, и по экономическим проблемам, как писал в своем ходатайстве куратор Бирской Свято-Троицкой общины, священник Николай Уваров: «… сёстры общины желают перейти на жительство к Бирской кладбищинской церкви. Сейчас они проживают в середине самого города, почти на базаре его, на месте совершенно безводном, так что они для обыденной нужды своей должны за водою ходить или за полторы версты от города на святой ключ, в лесу текущий». В целом, по мнению Николая Уварова, «общество поселилось неуместно, невыходно и совершенно несогласно с ихним келейным общежитием… Рядом располагается кабак. Горожане на келейниц смотрят как на простых горожанок. Общежитие должно быть во спасение души их, во благо церкви и на пользу общества, чего не иначе можно достигнуть, как устроившись по-монастырски, и живя смиренно вдали от соблазнов мирских»[5] .

Именно это «неуместное» поселение сестёр общины косвенно послужило причиной первого крупного конфликта в общине, развернувшегося в 1869 году. Пока монастырская община не превратилась в полноценный женский монастырь, порядки в ней были довольно мягкие. В частности, настоятельница монастыря монахиня Виталия довольно либерально относилась к приработкам сестёр на стороне. Речь в данном случае идёт об отчитке и отпевании покойников, на которые сестер общины приглашали бирские горожане. Подстраиваясь под «заказчиков», сёстры часто нарушали распорядок монастырской жизни: пропускали службы, иногда и вовсе ночевали вне монастыря. Кроме того, значительное количество бирских послушниц были выходцами из купечества, торгующего крестьянства — основных спонсоров бирской общины. Излишнее давление на них могло ослабить приток в общину пожертвований, чего настоятельница позволить себе не могла. В итоге она достаточно долгое время мирилась с проступками сестёр, грубо нарушавших распорядок монастырской жизни и вызывавших нарекание со стороны горожан. Это привело к росту самомнения послушниц, почувствовавших себя хозяйками в общине. Начались пререкания и конфликты с настоятельницей, пренебрежительное отношение к её распоряжениям[2].

В итоге конфликта, разбираемого при активном участии игумении Уфимского Благовещенского женского монастыря Евпраксии, монахиня Виталия была лишена настоятельства и переведена в Уфимский Благовещенский женский монастырь. В 1877 году Виталия попыталась вернуться в бирскую общину, но натолкнулась на отказ принять её, который объявила настоятельница общины монахиня Маргарита. После соответствующего письма в Синод последний запретил переход монахини Виталии в Бирск[3].

Настоятельница общины Маргарита

После снятия Виталии пост исполняющей обязанности настоятельницы общины перешёл в руки рясофорной монахини Маргариты. Поддерживая оппозицию своей предшественницы, Маргарита набрала определённый авторитет в общине. Этот авторитет она подкрепила удачным перемещением общины в 1874 году за город, в район Кладбищенской церкви. Вопрос о переносе общины длился пять лет (1869—1874 годы). В ходе многочисленных просьб монахини Маргариты и священника Николая Уварова, члены бирской городской управы, на своем заседании в начале 1870 года постановили: «выделить для строительства монастыря земельный участок за чертой города, вблизи Кладбищенской церкви, площадью две десятины». В архивных документах сохранилось даже геологическое описание почв участка: «участок земли, под общину отдаваемый, имеет грунт земли частию глинистый, частию чернозёмный». Выделяя участок, городская управа была уверена, что состоятельные граждане города на перенос зданий общины не откажутся, в своё время сделать добровольные пожертвования. Так оно и случилось. В строительстве корпуса для бирской женской общины были заняты купцы города Бирска Балаев, Ромадин, Зуев (март 1870 года)[6]. После оформления земельный участок был обнесен каменной оградой, «ниже его порослей нет». В 1874 году община была официально переведена на новое место.

Следующей задачей настоятельницы монахини Маргариты стало укрепление монастырской дисциплины. Начав собственную карьеру в общине с поддержки оппозиции настоятельнице Виталии, монахиня Маргарита резко изменила свою линию поведения, взяв бразды управления общиной в свои руки. Было жёстко пресечено свободное перемещение послушниц по городу и уезду, введена система отпускных «записок». Послушницы, пытавшиеся жаловаться и протестовать, были изгнаны из общины без колебаний. В общинной жизни был введён в действие устав и правила монастырской жизни Мензеленского Пророко-Ильинского женского монастыря[7].

Подобная деятельность настоятельницы получила поощрение со стороны как уфимских архиереев, так и св. Синода. Указом св. Синода от 22 декабря 1878 года за № 3854 монахиня Маргарита была возведена в сан игумении «за отлично-усердную службу в пользу обители и утверждена в должности настоятельницы».

Указом Священного Синода от 25 сентября 1878 года за № 2977 Бирская Свято-Троицкая женская община была переименована в общежительный Свято-Троицкий монастырь с настоятельницей, казачей и 15 штатными монахинями. Число послушниц было определено таким образом: « с таким числом послушниц, какое обитель может содержать на свои средства без пособий из казны»[8].

Первоначально эти средства были весьма незначительные. Руф Гаврилович Игнатьев писал, что «средства существования их, кроме земли и домов: рукоделие, чтение псалтыря над умершими и боляшими, добровольные приношения доброхотных подателей». В статье «Монастыри уфимской епархии» (1873 год) тот же автор делает некоторые уточнения: «…. община существует своими трудами и доходами с земли, дома и сада в городе Бирске»[2]. В работе Златоверховникова Ивана почти полностью повторяется текст Руфа Гавриловича Игнатьева от 1873 года. По словам указанного автора «община содержалась небольшими доходами с земли и одного из домов, а также собственными трудами сестёр». К 1890 году заметно вырос земельный участок, принадлежащий монастырю. Он составил 92 десятины (в 1857 году было 50 десятин). Участок включал 30 десятин пашни, 20 десятин лугов и 42 десятины лесу[9]. Пашни и луг составляли, по-видимому, первоначальный участок земли, полученный общиной в дар от землевладельца — чиновника Залесова в 1857 году. Земли находились при деревне Даниловка. Лесной участок появился у монахинь между 1873—1890 годами. К 1919 году землевладение Бирского Свято-Троицкого монастыря выросло более чем в четыре с половиной раза, в составе 440 десятин земли[10]. Община была переименована в монастырь указом Синода 25 сентября 1878 года. Эта последняя дата и должна быть начальной в истории монастыря.

Игумения Бирского Свято-Троицкого монастыря Феофании Морозова

Родилась будущая игумения в Бирске, в семье торгующего мещанина. Её светское имя — Наталья, отчество Феофановна. Год рождения — 1861 год. По церковным преданиям, записанным в городе Бирске, семья Морозовых стала состоятельной после ограбления одного из купеческих обозов. Наталья — младшая дочь инициатора ограбления, для замаливания отцовского греха постриглась в монахини в конце 70-х годов XIX века. Прошла ряд монашеских послушаний, в начале ХХ века была казначеей. Способствовала развитию всех монастырских мастерских, особенно ткацкой. Монахиням заказывали постельное бельё, ткани на свадебные платья, одеяла жёны и дочери бирских чиновников, купцов, богатых мещан. В монастыре к 1917 году были роскошные сады, в логу — огород с прудом. Монастырь имел мельницу в деревне Лягушено (ныне такой деревни нет), свою фотографическую мастерскую. Из овощей, выращиваемых монахинями, особенно славилась капуста, продаваемая монахинями по всему Бирскому уезду[1].

Благотворительность Свято-троицкого монастыря

Внутри монастырская жизнь 70-80-х годов XIX века практически неизвестна, так как монастырский архив погиб в 20-е годы XX века. Под 1889 годом упоминается монастырская школа, в которой обучалось 56 девочек, 20 из которых находились на полном монастырском обеспечении (питание, одежда, проживание). Активную благотворительную роль сыграли бирские монахини в годы засухи и голода 1892 года. 12 марта в одном из деревянных корпусов монастыря была открыта «бесплатная народная столовая для престарелых и малолетних с приварком из картофеля и крупы и выдачей 1,5 фунта ржаного хлеба на человека зрелого возраста и ¾ фунта на малолетнего. По окончании молебна заготовленный хлеб, варево и все помещение столовой окроплялось святой водой. Обедает в столовой ежедневно от 80 до 100 человек»[7].

Засуха и голод сопровождались эпидемией холеры (1892 — 1893 годы). И здесь бирские монахини были на высоте своего положения. Они активно ухаживали за больными, участвовали в пропаганде карантинно-санитарных мероприятий. Этот факт даже был отмечен в отчёте обер-прокурора Синода Константина Победоносцева. За эту деятельность игумения Бирского Свято-Троицкого монастыря Магдалина была награждена св. Синодом напёрсным крестом (в марте 1893 года)[11].

Посильное участие в благотворительной деятельности приняли бирские монахини и в годы русско-японской войны 1904-1905 и первой мировой войне 1914 — 1918 годы. Их задача заключалась в пошиве и сборе тёплого белья, постельных принадлежностей для военнослужащих, опеке над их семьями, особенно над вдовами и сиротами солдат. К маю 1915 года при Бирском Свято-Троицком монастыре был открыт для солдатских детей на 30 человек. Дети в нём жили, питались, одевались. Вдовам солдаткам монахини оказывали помощь хлебом, овощами, дровами. Этот приют функционировал в монастыре вплоть до 1920 года.

История монастырской жизни в начале ХХ века также почти неизвестна. Лишь два факта этой жизни можно привести с той или иной степенью достоверности. Первый факт — это смерть игуменьи Сергии 10 июня 1915 года и возведение в сан игумении монахини Феофании (Морозовой). Второй факт — двукратное посещение монастыря уфимским епископом Нафанаилом в 1909 году. Первый раз епископ Нафанаил посетил женский монастырь на торжество освящения и поднятия креста над строящейся церковью при трапезном корпусе. Настоятельницей монастыря тогда была уже упомянутая выше игумения Сергия. В описании посещения монастыря епископом Нафанаилом приведено несколько любопытных фактов[11].

Строящаяся трапезная церковь должна была быть готова к освящению в сентябре месяце 1909 года. Живопись в этой церкви и позолота в ней иконостаса исполняются самими монахинями, обучающимися этому искусству в живописной мастерской при монастыре… При монастыре есть школа, но школьное здание и тесное, и неудобное… И чтение, и пение монастырское владыке очень понравилось. После окончания службы…. Владыка сказал: «Читаете и поёте хорошо, выразительно, речитативом. Очень доволен я. Желаю, чтобы всенощное бдение под великие праздники и воскресные дни продолжалось не менее четырех часов.

Вторично епископ Нафанаил посетил Бирский Свято-Троицкий женский монастырь 30 сентября 1909 года на освящение трапезной церкви, «устроенной в нижнем этаже большого нового каменного корпуса при трапезном помещении». Из описания второго посещения монастыря видно, что в указанном «новом каменном корпусе, в его верхнем этаже находятся живописная и позолотная мастерские. Трапезная церковь, как церковь домовая, небольшая, но чистенькая, иконостас блестит позолотой, иконы написаны хорошо. Всё это — во имя животворящего древа Господа»[12].

К 1918 году в монастыре проживало 90 монахинь и 245 послушниц[13]. Таким монастырь встретил Октябрьский переворот. В 1919 году он был первый раз официально закрыт, продолжал фактическое существование в виде сельхозартели. В 1924 году был закрыт Бирский Свято-Троицкий женский монастырь, на территории которого была образована тюрьма НКВД. Монастырская церковь была взорвана[14].

В 1945 году благодаря стараниям местного священника Гавриила Желвицкого власти разрешили открыть Бирский Михайло-Архангельским храм, а в 2003 году началось строительство колокольни на месте разрушенной. 26 апреля 2013 года постригом двух сестёр возобновилась монашеская жизнь Свято-Троицкого женского монастыря. 4 июня 2016 года в ходе Первосвятительского визита в Башкортостанскую митрополию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Бирск. В Михаило-Архангельском храме Троицкой обители, где в 1953 — 1954 годах служил диаконом дед Святейшего Патриарха Кирилла Василий Степанович Гундяев. Предстоятель совершил молебен[1].

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 Сергеев Ю.Н. Уфимский Благовещенский женский монастырь. Очерки истории (1826– 1929 гг.).. — Уфа, 2006. — 42 с.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 Игнатьев Р. Г. Бирск // Сборник статистических, исторических и археологических све- дений по бывшей Оренбургской и нынешней Уфимской губерниям, собранных и разработанных в течение 1866 и 67 гг.. — Уфа, 1868. — 48 с.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 Игнатьев Р. Г. Монастыри Уфимской епархии. — Уфа: Памятная книжка Уфимской епархии, 1873.
  4. Центральный Архив общественных объединений Республики Башкортостан (ЦАОО РБ) Ф. 122. Оп. 3. Д. 27.
  5. ЦГИА РБ. Ф. И-9. Оп.1. Д. 242.
  6. ЦГИА РБ. Ф. И-9. Оп.1. Д. 242.
  7. Перейти обратно: 7,0 7,1 Игнатьев Р. Г. Бирск // Сборник статистических, исторических и археологических сведений по бывшей Оренбургской и нынешней Уфимской губерниям, собранных и разработанных в течение 1866 и 67 гг.. — Уфа, 1868.
  8. Уфимские епархиальные ведомости (У.Е.В.). – 1879. – № 2.
  9. Любинецкий Н. А. Землевладение церквей и монастырей Российской империи.. — СПб., 1900.
  10.   Зыбковец В.Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917– 1921 гг.). – М., 1975.
  11. Перейти обратно: 11,0 11,1 Миссионерское путешествие по епархии Преосвященного Нафанаила, епископа Уфимского и Мензелинского (24 июня – 9 июля 1909 г.). — Уфа, 1909. — 18, 24 с.
  12. Второе миссионерское путешествие по епархии Преосвященного Нафанаила, епископа Уфимского и Мензелинского (14 сентября – 3 октября 1909 г.). – Уфа, 1909. – С.149,156.
  13. Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917– 1921 гг.). –. — М., 1975.
  14. Белоглазов В.С., Полякова С.Н. Борьба верующих за сохранение Бирского Свято-Троицкого собора в 1920-1930-е годы // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/10/39266 (дата обращения: 22.02.2025).