Сатрап

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Сатрап (др.-перс. xšaθrapāvan — хранитель царства; пехл. šatrap, перс. šahrbān شهربان‎) — высшие чиновники древнеперсидского государства, главы (наместники) сатрапии. Был верховным судьей, чеканил серебряную и медную монеты, отвечал за сбор податей и контролировал местных чиновников[1].

История

Сатрапы, назначенные Александром Великим во время его кампании
Некоторые из сатрапов Ахеменидской империи в своих традиционных костюмах

Впервые должность сатрапа появилась в Мидийском царстве. В государстве Ахеменидов Деление Персии на сатрапии введено при династии Ахеменидов и её ввёл ввёл Кир II, разделивший покорённую в 547 году до нашей эры Лидию на две Сатрапии — Лидийскую, с центром в городе Сарды и Даскилейскую, с центром в городе Даскилея. Военно-административные округа в древнеперсидском государстве назывались Сатрипии (др.-перс. xšaθra; перс. شهر‎). Около 519 года Дарий I разделил государство на двадцать Сатрапий, границы которых в основном соответствовали прежним границам стран, входивших в состав Персидской державы: Вавилония, Египет, Мидия. Каждая Сатрапия платила установленную подать, выставляла войско в случае военного похода, сохраняла свои законы, традиции и язык. Впоследствии число Сатрапии и их границы изменялись. Деление на Сатрапии сохранилось и после завоевания государства Ахеменидов Александром Макендонскимв 330 году, а также существовало в государстве Селевкидов, Парфянском царстве цари и династия Сасанидов в 244657. Правда при Сасанидах значение сатрапов ослабло[2][3][4].

Первоначально титул сатрапа прилагался к начальникам флота, но с течением времени Сатрапами стали называться другие высокопоставленные лица и, главным образом, губернаторы областей. Сатрапами становились родственники царя или представители высшей знати. Власть сатрапов и пределы их областей не были строго определены. Точных делений древнеперсидского государства на области не существовало до времени Дария Гистаспа. Величина управляемого сатрапом округа и его полномочия зависели от расположения царя и еще более от личных способностей правителя. Большинство сатрапов обладало не только полной административной властью, но и законодательной, правом независимого сношения с иностранными государствами, правом войны и мира. Сатрапы нередко достигали такого могущества, что власть их становилась страшна самому «царю царей». В царствование Дария I один из сатрапов, Оретес, не задумался убить царского посла только за то, что тот осмелился привезти ему неприятное известие. Дарий принужден был снести эту обиду, так как он сам ещё нетвердо сидел на престоле, а у Оретеса один конвой состоял из тысячи солдат. Сатрапия Оретеса занимала огромное пространство: в нее входили Фригия, Лидия и Иония. Для того чтобы отделаться от столь опасного губернатора, Дарий подкупил офицеров из свиты Оретеса, которые убили его. Огромная власть, сосредоточенная в руках сатрапов, стимулировала сепаратизм и частые бунты, из которых наиболее известен поднятый в 366 году до н. э. против Артаксеркса II[3][2][4].

Серебряная монета Фарнабаза, персидского сатрапа Киликии. Рельеф на монете — в эллинистическом стиле, а письмо — на арамейском
Банкетная сцена сатрапа, на «Саркофаге сатрапа», Сидон, IV век до н. э.

Для упорядочения управления, главным образом в финансовом отношении, Дарий I разделил всю империю на двадцать сатрапий; во главе каждой из них стоял особый сатрап, подчиненный центральной власти. Зависимость эта очень неопределенная и скоро сделалась совершенно фиктивной. К тому же и деление на сатрапии, а также и размеры каждой сатрапии постоянно колебались. Так, Кир Младший получил в управление сразу три области: Восточную Фригию, Лидию и Каппадокию. В последствии сатрапы могли сделаться совершенно самостоятельными государями, если бы персидская монархия не была завоевана македонянами; даже во время крушения Персии бактрийский сатрап Беес в союзе с другими сатрапами умертвил Дария III и провозгласил себя царём — но попытка эта не увенчалась успехом. В римское время территория персидского государства была разделена на три главные части, которые в свою очередь делились на восемнадцать сатрапий. Плиний называл эти сатрапии «государствами», вероятно, потому, что сатрапы этих провинций пользовались почти царской властью. Очень правдоподобно мнение некоторых ученых, что титул «царь царей», который носили персидские государи, основывался на том, что вся империя была разделена на восемнадцать провинций, сатрапы которых считались царями. Они имели право носить даже диадему или тиару как знак своего достоинства; греки называли их монархами. Как и в раннюю эпоху, сатрапы выбирались из знати и сообразно с своим значением получали в управление большую или меньшую провинцию; иногда несколько сатрапий поручалось одному лицу, иногда бывало наоборот. Роскошь и развращенность этих «царьков» сделали имя сатрапов синонимом необузданного в своей власти, ничем не стесняющегося человека. Сатрапы филистимлян получали особое название сурен, которое ошибочно было принято за собственное имя[2][4].

Сатрапы Древнего мира

Современное значение

В языке XIX—XX веков слово «сатрап» приобрело значение «жестокий начальник, самодур, деспот» — человек, управляющий по собственному произволу[5]. При этом в революционной риторике фигурировало устойчивое выражение «царские сатрапы», которым обозначали любых имперских чиновников — отчего в наше время слово ассоциируется с представлением о ревностном служаке тиранической власти[4].

Примечания

  1. Сатрап // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. 2,0 2,1 2,2 Сатрапы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. 3,0 3,1 Сатрапия // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935—1940.
  5. Толковый словарь русского языка : 100000 слов, терминов и выражений / Сергей Иванович Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. — 28-е изд., перераб. — Москва : Мир И образование, 2015. — 1375 с. — ISBN 978-5-94666-657-2

Литература