Саваслейка (авиабаза)

Саваслейка
Истребитель-перехватчик МиГ-31. Самолёты этого типа базируются на аэродроме Саваслейка.Истребитель-перехватчик МиГ-31. Самолёты этого типа базируются на аэродроме Саваслейка.
ИАТА: нетИКАО: USAVВнутр. кодЬУДЕ
Информация
Вид аэропорта военный
Расположение Саваслейка
Высота НУМ +102 м
Часовой пояс UTC+3/+4
Карта
ЬУДЕ (Нижегородская область)
Точка
ЬУДЕ
Взлётно-посадочные полосы
Номер Размеры (м) Покрытие
02/20 2500x48 бетон
Карта
Саваслейка на карте
Саваслейка
Саваслейка

«Савасле́йка» — российская авиационная база, расположенная в Нижегородской области[1], Россия[2]. На этой базе находится филиал 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации (ранее известный как 4-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС России)[3].

История

В 1953 году на аэродроме в Саваслейке был основан Центр подготовки авиационных специалистов для стран-участниц Варшавского договора. В 1959 году Центр прекратил подготовку этих специалистов, так как в августе того же года там было организовано испытания первых прототипов секретного реактивного истребителя Су-9, который тогда носил обозначение Т-3[2].

В 1964 году на авиабазе Саваслейка стали дислоцироваться тяжёлые двухместные барражирующие перехватчики ПВО, самолёты-носители Ту-128.

С 2012 года на этой авиабазе начала располагаться эскадрилья истребителей-перехватчиков МиГ-31 различных модификаций.

На территории базы работает небольшой авиационный музей[4].

В настоящее время на авиабазе действует учебный центр для лётчиков авиации ПВО (входящего в состав ВКС России)[2][5].

Специальная военная операция

В ходе специальной военной операции (СВО) авиабаза Саваслейка используется для размещения истребителей-перехватчиков МиГ-31К[6], которые являются носителями баллистических ракет Х-47М2 «Кинжал»[2].

В августе 2024 года украинские беспилотные летательные аппараты атаковали авиабазу. Средства ПВО и РЭБ уничтожили 11 дронов противника. Пострадавших и материального урона не было[7].

Аварии и катастрофы

19 февраля 1958 года около авиабазы совершил аварийную посадку пассажирский самолёт Ту-104, выполнявший полёт по маршруту Новосибирск — Свердловск — Москва. При подлёте к Москве лётчики сообщил о нехватке топлива для завершения полёта и запросили посадку на аэродроме Дягилево в Рязанской области. Однако в сложных метеоусловиях пилоты потеряли ориентировку и не смог выйти на приводную радиостанцию Дягилево. После чего лайнер был направлен на Саваслейку. При подлёте к авиабазе топливо закончилось и самолёт совершил аварийную посадку в лесном массиве, не долетев 1,5 километра до начала торца взлётно-посадочной полосы. После этого лайнер был восстановлен и установлен на ВДНХ в качестве экспоната[8].

В 1973 году в районе аэропорта разбился МиГ-23. Погибший пилот, лётчик-инспектор полковник Надточиев, выполнял фигуры высшего пилотажа. Причиной катастрофы стало разрушение поворотного механизма крыла изменяемой стреловидности, после чего на борту самолёта произошёл взрыв.

30 сентября 1991 года во время тренировочного полёта разбился МиГ-31Б (экипаж — майор С. Шаповалова, подполковника М. Субботин). Лётчики выполняли тренировочный полёт. По полётному заданию взлёт самолёта произведён без закрылков. После начала набора высоты на скорости 390—400 км/ч пилот не учёл возросшую эффективность стабилизатора, «не прикрытого» закрылками, и привычным движением РУС (по темпу, по величине движения и усилиям) вывел самолёт на закритические углы атаки 20°, это и привело к сваливанию истребителя. Этой катастрофе также способствовала неудовлетворительная организация подготовки экипажа к полёту со стороны командования части. В результате самолёт столкнулся с землёй и разрушился. Лётчики катапультировались на высоте 120—150 м, штурман самолёта Субботин благополучно приземлился, а вот командир экипажа Шаповалов погиб из-за недостатка высоты и большой скорости снижения.

30 октября 1991 года потерпел аварию второй МиГ-31. При наборе высоты на форсаже произошёл пожар в двигателях. Пилоты катапультировались и благополучно приземлились.

9 февраля 1993 года при посадке на аэродром потерпел аварию самолёт Су-27УБ. В условиях снежной погоды отказало навигационное оборудование. Однако пилоты смогли найти аэродром и начали посадку, которая была произведена с превышением посадочной скорости. При этом произошёл обрыв тормозного парашюта, гололёд усугубил проблему и самолёт выкатился за полосу. Не помог аварийный аэрофинишер, который был вырван из мест крепления. Пилоты не пострадали.

См. также

Примечания

  1. аэродром Саваслейка. Яндекс карты. Дата обращения: 14 сентября 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Ольга Куренкова. Лучших летчиков-истребителей обучают на авиабазе Саваслейка под Нижним Новгородом. Комсомольская правда (20 января 2017). Дата обращения: 14 сентября 2024.
  3. Авиация войск противовоздушной обороны и авиабаза Саваслейка. «Военное обозрение» (13.02.2013). Дата обращения: 14 сентября 2024.
  4. Промышленный турист. Им бы в небо! Музей авиации ПВО в Саваслейке. Впечатления.. Дзен (12 декабря 2017). Дата обращения: 14 сентября 2024.
  5. На авиабазе гарнизона Саваслейка отпраздновали 73-ю годовщину Великой Победы. Новости 2024. Дата обращения: 14 сентября 2024.
  6. Полет «Кинжала»: гиперзвуковые ракеты пополнили дальнюю авиацию. Известия (17.02.2022). Дата обращения: 14 сентября 2024.
  7. Атака на аэродром Саваслейки: что известно об ударе БПЛА. Царьград.ТВ Нижний Новгород (14.08.2024). Дата обращения: 14 сентября 2024.
  8. Авария Ту-104 ЛУТЦ ГВФ в районе а/д Саваслейка. Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России. Дата обращения: 14 декабря 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!