Рязанов, Виктор Петрович
Рязанов Виктор Петрович | |
---|---|
Дата рождения | 11 февраля 1949 |
Место рождения |
село Староюрьево, Староюрьевский район, Тамбовская область, РСФСР, СССР |
Дата смерти | 27 июня 2021 (72 года) |
Место смерти | Россия |
Гражданство | СССР Россия |
Род деятельности | инженер гражданской авиации |
Отец | Рязанов Пётр Ильич |
Мать | Рязанова Ефросиния Григорьевна |
Супруг(а) | Рязанова Евгения Васильевна |
Дети | дочь Елена |
Награды и премии |
Виктор Петрович Рязанов (11 февраля 1949 — 27 июня 2021) — инженер гражданской авиации, ведущий инженер самолёта Ил-76, принудительно посаженного вблизи города Кандагар в Афганистане.
Командиром воздушного судна был Владимир Шарпатов. Экипаж самолёта, в котором Рязанов был инженером, попал в плен. Спустя 378 дней — 16 августа 1996 года экипаж самолёта смог совершить побег из плена.[1][2][3][4] Был награжден Орденом Мужества.[5]
Биография
Родился 11 февраля 1949 года в селе Староюрьево Тамбовской области.
Закончил сельскую школу и в 1969 году получил специальность «Радиоаппаратостроение» на базе средне-технического факультета Тульского политехнического института.[6] После двухлетней службы в армии, в 1971 году, поступил в Московский энергетический институт, который окончил в феврале 1977 года по специальности «Радиотехника» и до июля 1994 года работал на Казанском авиационном производственном объединении им. С. П. Горбунова. С июля 1994 года работал ведущим инженером авиакомпании «Аэростан».
С 3 августа 1995 года по 16 августа 1996 года находился в плену движения «Талибан» в городе Кандагар в составе семи членов экипажа, захваченного самолета Ил 76.[7][8]. При подготовке побега Рязанов и другой член экипажа Бутузов не только сумели проверить самолёт, но нашли неисправность и придумали способ, как её исправить. Причём делали это в «полевых условиях» при отсутствии вспомогательного оборудования «втихую под плотным контролем вооруженных и агрессивно настроенных восточных людей». Отмечается:[8]
«В Кандагаре у Ил-76 имелась неисправность во ВСУ — вспомогательной силовой установке, без которой нельзя запустить двигатели. ВСУ не запускалась, соответственно, невозможен был запуск маршевых двигателей. Проблема была связана в том числе и с высокой температурой наружного воздуха. Если бы ребята не обнаружили этот дефект, полет бы не состоялся в принципе».
С ноября 2004 года — инженер по эксплуатации автоматики и радиоэлектронного оборудования 1 класса авиационной техники авиакомпании «Тулпар Эйр».
За период работы на Казанском Авиационном Заводе имени С. П. Горбунова овладел техникой эксплуатации радио-электронного оборудования самолётов: АН-8, АН-24, АН-26, ИЛ-14, АН-2, ИЛ-76 ТД, АН-12 , ИЛ-76 Т(ДТ). В дальнейшем повышал квалификацию для международных полётов по эксплуатации самолётов: ИЛ-76 ТД, ИЛ-62М, ЯК-40, ЯК-42(Д). Воинское звание: капитан запаса — ПР МО РФ № 661 от 31.10.1996 года.
В мае 2018 года в возрасте 69 лет ушёл на пенсию. Умер 27 июня 2021 года.
Память
12 мая 2022 года установлена мемориальная доска на здании школы села Староюрьево, где учился Виктор Рязанов.[9]
Награды
- Знак «Победитель социалистического соревнования» (12.02.1981).
- Занесение на Доску почёта объединения (09.04.1984).
- Занесение на Стенд передовиков производства (25.10.1988).
- Орден Мужества (22.08.1996)[10].
- Почётная грамота (19.08.1996).
- Наградные часы от президента Татарстана М. Ш. Шаймиева.
- Нагрудный знак «Отличник воздушного транспорта» (22.02.2001).
- Наградные часы от Министра обороны РФ С. Б. Иванова (2006).
- Медаль «В память 1000-летия Казани» (30.06.2005).
- Благодарность руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) (19.08.2010).
Примечания
- ↑ Виктор БАРАНЕЦ | Александр КОЦ. Побег из Кандагара. Как это было . kp.ru. Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 18 февраля 2022 года.
- ↑ Побег из ада: что талибы делали с пленными русскими летчиками . РИА Новости. Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 18 февраля 2022 года.
- ↑ Побег из Кандагара: 20 лет спустя . kazan.mk.ru. Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 18 февраля 2022 года.
- ↑ Сбежать из кандагарского плена заставили письма жены . kp.ru. Дата обращения: 26 февраля 2022. Архивировано 26 февраля 2022 года.
- ↑ Награждение летчиков, сбежавших из Кандагара . Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 18 февраля 2022 года.
- ↑ В жизни всегда есть место подвигу. Рязанов В. П. - начальные классы, мероприятия . kopilkaurokov.ru. Дата обращения: 20 февраля 2022. Архивировано 18 февраля 2022 года.
- ↑ Кандагарские пленники – заложники своего времени . Казанские истории. Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 18 февраля 2022 года.
- ↑ 8,0 8,1 Бирин М. Канадско-российский бизнесмен с 22-го завода: «Такое сотворить могли только наши!» . БИЗНЕС Online. Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 18 февраля 2022 года.
- ↑ На фасаде Староюрьевской средней школы установили мемориальную доску . gazetastaroyurevo.ru. Дата обращения: 13 мая 2022.
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 22.08.1996 г. № 1225 . Президент России. Дата обращения: 20 февраля 2022. Архивировано 20 февраля 2022 года.
Ссылки
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 11 февраля
- Родившиеся в 1949 году
- Родившиеся в Староюрьевском районе
- Умершие 27 июня
- Умершие в 2021 году
- Кавалеры ордена Мужества
- Награждённые медалью «В память 1000-летия Казани»
- Награждённые юбилейной медалью «100 лет гражданской авиации России»
- Награждённые знаком «Победитель социалистического соревнования»
- Инженеры СССР
- Совершившие побег из мест заключения на летательном аппарате