Принятие христианства на Руси

Эта статья входит в число готовых статей и является кандидатом в хорошие
Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Крещение Руси
Виктор Михайлович Васнецов. «Крещение Руси». 1890 год Виктор Михайлович Васнецов. «Крещение Руси». 1890 год
Дата 988 год
Место река Почайна, приток Днепра
Участники Владимир Святославич, киевляне, корсуньские и греческие священники

Приня́тие христиа́нства на Руси́ (креще́ние Руси́) — ком­плекс со­бы­тий конца X века, свя­зан­ных с лич­ным кре­ще­ни­ем в православие ки­ев­ско­го князя Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча, его ок­ру­же­ния и на­се­ле­ния круп­ней­ших го­ро­дов Древнерусского государства, а так­же с пред­при­ня­ты­ми кня­же­ской вла­стью ме­ра­ми по соз­да­нию ос­нов православной цер­ков­ной жиз­ни на Ру­си[1]. Традиционная дата события — 988 год. В современной России день крещения Руси ежегодно отмечают 28 июля.

Предпосылки крещения Руси

Сергей Алексеевич Кириллов. «Княгиня Ольга (Крещение)». Первая часть трилогии «Святая Русь». 1993 год

На момент принятия христианства на Руси было распространено язычество. «Крещение Руси» — это условное понятие. Принятие православного христианства не происходило в один момент для населения всего Древнерусского государства. Это достаточно долгий исторический процесс, а многие из языческих суеверий и примет сохранились до наших дней. Для сглаживания противоречий между старыми верованиями и новой религией некоторые языческие традиции и обряды были адаптированы к православию: многие христианские праздники и обряды на Руси отчасти сохранили древнее, дохристианское славянское содержание. Например, древний праздник, посвящённый дню летнего солнцестояния, после распространения православия и появления Рождества Иоанна Предтечи стал народным праздником Иваном Купалой.

Ещё до установления христианства на Руси знали об этой вере. Первую христианскую миссию в славянских землях (I век) связывают с именем апостола Андрея Первозванного. В основе этого Сказания лежит представление о том, что апостольским уделом апостола Андрея была Скифия. Это предание окончательно оформилось в Византии в первой половине IX века во многом благодаря Житию апостола Андрея, написанному монахом Епифанием (между 815 и 843 годами). Основываясь на этом памятнике, Никита Давид Пафлагон (конец IX — начало X века) в панегирике Андрею писал: «Ты подчинил Евангелию все северные области и всё побережье Понта силой мудрого слова и разума, силой знамений и чудес. Повсюду ты поставил жертвенники, священников и иерархов для верующих»[2].

Также большую роль в принятии православия в качестве государственной религии в Древней Руси сыграло создание славянской письменности монахами из Константинополя — Кириллом и Мефодием (вторая половина IX века).

Контакты Древнерусского государства с Византией в IX—Х веках способствовали появлению христианских священнослужителей в Киеве: киевская княгиня Ольга дважды посетила Константинополь и приняла крещение в 955 году. Однако решительный разрыв правителей государства с родо-племенными религиями был осуществлен только князем Владимиром I Святославичем. По одной из версий историков, в 988 году Владимир тайно крестился сам, а затем женился на сестре византийских императоров Анне и крестил киевлян в 989 и 990 годах.

Крещение князя Владимира

Виктор Михайлович Васнецов. «Крещение князя Владимира». Роспись в притворе Владимирского собора в Киеве. 1885—1896 годы

Обстоятельства крещения князя Владимира и его дружины до сих пор остаются не вполне ясными, так как в исторических источниках существуют несколько различных версий. Согласно «Корсунской легенде» в 6494 году от сотворения мира (в 986 году от Рождества Христова) к Владимиру пришли послы с предложением вер. Волжские болгары мусульманской веры хвалили Магомета (имеется в виду пророк Мухаммед), гости из Рима от Папы проповедовали латинскую веру (католичество), хазарские евреи — иудаизм. Последним прибыл византийский проповедник. Князь Владимир отправил девять посланников в страны, из которых приходили проповедники. Вернувшись, послы рассказали князю всё, что видели. Тогда князь дал свою оценку каждой вере и выбрал православие.

Однако в «Слове о томъ, како крестися Володимеръ…» рассказ о приходе послов-миссионеров отсутствует[3]. Но есть упоминание об их приходе и оценке вер князем. Рассказ начинается с 6495 (987) года. Поэтому исследователи проблематики называют местом крещения князя либо Херсонес (Херсон или город Корсунь согласно «Корсунской легенде»), либо Киев[4]. После крещения Владимир приказал уничтожить языческие капища: одни идолы были изрублены, другие сожжены. По распоряжению князя статую главного славянского божества — Перуна, привязали к хвосту лошади, стащили с холма, избивали идола палками «на поруганье бесу» и, в конце концов, сбросили в Днепр.

Существует и другая позиция, согласно которой в 988 году князь захватил Корсунь (так назывался Херсонес Таврический, сейчас — территория Севастополя) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну. Императоры согласились, выдвинув в качестве условия крещение князя в православие. Тогда в Корсуни Владимир с дружинниками принял крещение от корсуньского епископа, затем была проведена церемония бракосочетания.

Это подтверждается также фактами, приведёнными в Лаврентьевской летописи: в ней говорится о том, что в 988 году Владимир Святославич пошёл с войском на греческий город Корсунь и потребовал в жёны Анну. Но до момента крещения, согласно летописцу, у Владимира болели глаза, и он ничего не видел. Тогда Анна передала ему послание[5]:

Если хочешь избавиться от болезни сей, то крестись скорее; иначе не избудешь недуга сего.

Услышав, Владимир сказал[5]:

Если воистину исполнится это, то поистине велик будет бог христианский.

И повелел крестить себя. Епископ корсунский со священниками из Константинополя, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас прозрел древнерусский князь. Владимир Святославич, ощутив своё внезапное исцеление, прославил бога[5]:

Теперь узрел я бога истинного.

Крещение жителей Руси

Алексей Данилович Кившенко. «Крещение Руси», 1880 год

В Киев князь возвратился в сопровождении корсуньских и греческих священников. После принятия крещения князь объявил всем жителям Киева, что на следующий день они должны собраться на берегу реки. В «Повести временных лет»[6] сообщается, что народ с радостью воспринял известие о предстоящем крещении. В этой оценке, возможно, есть некоторое преувеличение. Святитель Иларион Киевский писал[7]:

«И не было ни одного, противящегося благочестивому его повелению. Да если кто и не любовью, то из страха (перед) повелевшим крестился – ибо было благоверие его с властью сопряжено. И в одно время вся земля наша восславила Христа с Отцом и со Святым Духом».

Владимир крестил своих сыновей от предыдущих жён в источнике, известном как Крещатик, а крещение киевлян произошло у места впадения в Днепр реки Почайны. Летописи гласят[8]:

«На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте...».

В то же время ни один из источников не сообщает о массовых выступлениях жителей Киева против новой веры. Летописные свидетельства о восстаниях и казнях волхвов в некоторых городах не подтверждают мнения о том, что они имели своим началом исключительно религиозные мотивы.

Церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) дал этому событию следующую оценку[9]:

«Не все, обращавшиеся тогда у нас ко Христу, понимали важность той перемены, на которую решались; не все понимали достоинство новой веры. Напротив, весьма многие этого не понимали и крестились, как известно из примера киевлян, только потому, что велено было креститься, потому что сам великий князь и бояре его ещё прежде крестились… И это явление совершенно неизбежно при обращении к христианской вере целых народов, особенно находящихся на низшей степени образования. Так случалось прежде, так случается и ныне при обращении дикарей американских и многих язычников и магометан в пределах нашего отечества. Оттого неудивительно, если многие, крестившиеся у нас во дни святого Владимира, носили, может быть, только имя христиан, а в душе оставались язычниками, исполняли внешние обряды святой Церкви, но сохраняли вместе суеверия и обычаи своих отцов. Неудивительно, если некоторые из подобных христиан могли с течением времени по каким-либо обстоятельствам даже вовсе отпасть от Церкви, снова сделаться язычниками. […] Только мало-помалу при распространении истинного просвещения между этими новообратившимися христианами могли искореняться в них языческие суеверия и утверждаться верования христианские».

Мнения историков

Рядом авторов термин «крещение Руси» понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. Православие на Руси распространялось несколько столетий. Так, в 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро-Суздальской земле, Ростов был крещён только в конце XI века, а в Муроме язычники сопротивлялись до XII века. Поэтому при широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать[10]:

1) первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е годы, которое предположительно связано с именами киевских князей Аскольда и Дира, со­про­во­ж­да­лось созда­ни­ем на Ру­си епи­ско­пии (или ар­хи­епи­ско­пии), впо­след­ст­вии по­гиб­шей;

2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 или 957 году;

3) крещение Руси Владимиром Святославичем;

4) ак­тив­ное цер­ков­ное строи­тель­ст­во и ме­ры по ор­га­ни­зационному оформ­ле­нию Церк­ви, рас­ши­ре­нию епар­хи­аль­ной и при­ход­ской струк­тур, пред­при­ни­мавшие­ся при ки­ев­ском князе Яро­сла­ве Вла­ди­ми­ро­ви­че Му­дром и при его пре­ем­ни­ках.

Доподлинно известен только год первого массового крещения народа в Киеве по приказу князя Владимира Святославича — 988 год. Однако даже эту дату некоторые историки оспаривают и считают, что крещение народа могло произойти в другое время, например в 989 году или позже. В литературном памятнике «Память и похвала князю русскому Владимиру» Иакова Мниха сказано, что сначала Владимир крестился сам и лишь затем через три года пошёл на Корсунь (то есть греческий город Херсон)[11]. Согласно легендам, именно в Херсоне князь Владимир принял крещение и затем уже повелел крестить славян.

По мнению Олега Германовича Ульянова, Владимир I Святославич, больно воспринимавший причиненные византийским двором обиды его бабушке княгине Ольге и друзьям — болгарским царям, решил принять крещение и короноваться, избежав зависимости от Византии и обратившись по примеру абхазского царя Леона к древнейшему Антиохийскому престолу, откуда был поставлен на Русь митрополит Михаил Сирин. Как показывают новейшие исследования, крещение Владимира состоялось 6 января 988 года, а торжественный обряд венчания на царство Русское Владимира I и его порфирородной супруги Анны состоялся в византийском Корсуне (Херсонесе) в марте 990 года после освобождения этого города от мятежников[12].

Значение крещения Руси

Ряд историков и религиоведов склонны оценивать крещение Руси как предпосылку к появлению государственно-идеологического и культурного единства племен, которые и составляли в то время население Древнерусского государства[13].

Крещение Руси позволило расширить и укрепить дипломатические и культурные отношения с Византией, а также с Западной Европой, где христианство давно уже утвердилось. При преемниках Владимира Древнерусское государство приняло ряд выходцев из Болгарского царства, потерявшего к тому времени независимость от Византии. Они принесли на Русь традиции южнославянской книжности, способствовавшие развитию её культурных связей с другими славянскими народами. На Руси появились традиции южнославянской книжности. Первыми книгами была церковная литература, переводы религиозных трудов, поэтому можно сказать, что христианство имело также образовательное и культурное значение для страны.

Существует также точка зрения, что государственный акт коронации Владимира Святого, которая произошла после личного крещения князя, установил территориальную целостность Русского государства, политический суверенитет и единство русской нации и гарантом этому служила самодержавная власть царя. Получение Владимиром I самого высокого византийского титула засвидетельствовано «Запиской греческого топарха» конца X века, в которой Владимир Святославич упомянут как василевс, «царствующий надо всем северным от Дуная» (греч. βασιλεύων κατ τ βόρεια τοΰ ’Ίστρου), а также сообщениями ранних русских источников, где жена Владимира Анна именуется царицей[12]. К аналогичному выводу следует прийти, исходя из того, что на равных правах с василевсами Византии Владимир Святой приступил к собственной чеканке золотых и серебряных монет. На всех этих монетах русский государь представлен с такими же символами власти, как у византийского императора[12].

Юбилейные даты

Девятисотлетие крещения Руси

Празднование 900-летия Крещения Руси в Киеве. Молебствие на реке Днепре с водоосвящением

Первое широкомасштабное празднование крещения Руси пришлось на время правления императора Александра III, вошедшее в историю как «эпоха контрреформ»[14]. Царь старался придерживаться программы управления государства и консолидации общества на основе незыблемости принципов самодержавия, православия и русской народности, которые были выдвинуты министром народного просвещения Сергеем Семёновичем Уваровым ещё в 1833 году в период правления императора Николая I. Для её исполнения были приняты к реализации первые общенациональные мероприятия, возведенные в ранг государственных торжеств. С размахом начали отмечать в качестве национальных праздников даты, связанные с церковной историей и историей православия[15].

Мысль о праздновании девятисотлетия Крещения русского народа принадлежала киевскому митрополиту Платону, а идейным вдохновителем этих мероприятий был обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев, видевший в православии единственное спасение от пагубного влияния идейного обновления русского общества. Синод принял постановление о праздновании юбилея в феврале 1888 года, во многом благодаря инициативе Санкт-Петербургского благотворительного общества во главе с министром внутренних дел Николаем Павловичем Игнатьевым, которое добилось, чтобы празднование было не только киевским, но и всероссийским. После этого К. П. Победоносцев выступил с заявлением, что девятисотлетие Крещения Руси является настолько выдающимся и значимым юбилеем, что его следует признать событием для всего православного мира и при этом указать, что[16]:

...празднество совершалось в пору спокойного течения нашей общественной и политической жизни среди трудов над развитием экономических, общественных и государственных сил страны под охраной единой правящей Высочайшей воли, в соответствии с настроением времени.

Торжественные мероприятия, назначенные на лето 1888 года, проводились повсеместно. Различные церемонии, посвящённые юбилейной дате, начались до официальных торжеств. Активные приготовления к празднику развернулись ещё в мае, а 20 июня вышел императорский указ о порядке проведения основных торжеств[17]. Центральным действием праздника должен был стать крестный ход, дополняемый военным парадом[18]:

Государь Император Высочайше повелеть соизволил: к празднованию события девятисотлетия крещения Русского народа привлечь все воинские части, освободить их в сей день от занятий. Участие войск в торжестве будет заключаться в расположении их в местах квартирования шпалерами по одну сторону пути следования крестного хода местного кафедрального причта, а в лагерях – военного для освящения. При прохождении крестного хода войскам будет отдана установленная честь, музыка исполнит гимн «Коль славен», и при погружении креста в воду – последует салют в 101 выстрел.

Митрополит киевский Платон охарактеризовал значение праздничных мероприятий следующим образом[19]:

Если не молились Богу за сто лет после Крещения, то отчего не поблагодарить Бога 900 лет после. Пусть это будет приготовлением к тысячелетию, как повечерие перед литургией.

Однако ожидания императора и представителей РПЦ разошлись с действительностью. Русское общество было застигнуто врасплох торжественными приготовлениями. До 15 июля в людской среде царило недоумение по поводу проведения праздничных мероприятий и характера празднования. Связано это было с тем, что до последнего момента почти в каждом городе вопрос о статусе отмечаемого события оставался открытым[20].

Таким образом, на уровне общественного сознания сама идея праздника была просто не актуальна. Люди не поняли истинного смысла государственных торжеств, которые были скрыты под помпезностью и пышностью организованного мероприятия. В итоге события 900-летней давности не заставляли общество сопереживать, осмысливать отмечаемое событие вновь, связать его с жизненными проблемами, неразрешенными в современности. Этот юбилей во многом подтвердил слова киевского митрополита Платона о возможно бо́льшей актуальности празднования Крещения Руси через сто лет[17].

Тысячелетие крещения Руси

Монета «1000-летие крещения Руси. Памятник князю Владимиру Святославичу в Киеве», 25 рублей, 1988 год

23 декабря 1980 года в СССР Священный Синод образовал специальную Юбилейную Комиссию для подготовки к празднованию тысячелетия крещения Руси[21]. В это время отношения Церкви и государства были в основном нейтральными. Поэтому изначально торжества планировалось провести внутри Русской православной церкви. Однако в ответ на подготовительные мероприятия к празднованию тысячелетия крещения Руси в методических пособиях по атеистической пропаганде студентов рекомендовалось разоблачать «церковников», которые, по мнению официальных идеологов, «пытались представить православие решающим фактором государственности и культуры»[22]. Но, несмотря на пропаганду атеизма в СССР, к середине 1980-х годов в условиях стремительно набиравшей темп «перестройки» Михаила Сергеевича Горбачёва государство стало активно передавать Русской православной церкви храмы и монастыри, открывались новые приходы, в газетах и журналах появлялись интервью со священнослужителями и их публикации по социальным духовным вопросам.

Важным показателем нормализации отношений между руководством СССР и Русской православной церковью стала встреча 29 апреля 1988 года в Кремле Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева с Патриархом Московским и всея Руси Пименом, на которой также присутствовали члены Священного Синода Русской православной церкви[23]. В ходе встречи глава государства особо отметил важность оценки и роли принятия христианства. Впервые в истории существования СССР было признано, что крещение Руси имело «не только религиозное, но и общественно-политическое звучание»[23]. Прошедшая впервые за несколько десятилетий встреча на высшем уровне рассматривалась в Русской православной церкви как подлинно историческое событие, доказывающее кардинальный поворот в отношениях между СССР и РПЦ. Протоиерей Владислав Цыпин по масштабу события сопоставил встречу 1988 года со встречей Иосифа Виссарионовича Сталина с иерархами Церкви в 1943 году во время Великой Отечественной войны, полагая, что в 1988 году открылся путь к подлинно народному празднованию тысячелетия Крещения Руси[24]. Поэтому для верующих празднование началось ещё в апреле 1988 года.

С 5 по 12 июня 1988 года в Москве прошли основные торжественные мероприятия, 10 июня 1988 года в Большом театре состоялся Торжественный акт, посвященный тысячелетию Крещения Руси[25], а 11 июня прошло всенощное бдение, торжества продолжились в Киеве, Ленинграде и Владимире, с 18 июня они уже шли в епархиях. В то же время партийное руководство СССР и сам М. С. Горбачев, будучи по традиции (и по должности) атеистами, в праздничным мероприятиях не принимали участия. Советское государство представлял его формальный глава — Председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Андреевич Громыко. Вступая 11 июня 1988 года в Кремле, он выделил роль РПЦ и «всех других Церквей нашей страны» в гуманитарной сфере, участии в добровольных фондах[26].

В память о тысячелетии крещения Руси 13 сентября 1988 года Госбанком СССР была выпущена монета «1000-летие Крещения Руси» — «Памятник Владимиру Святославовичу» тиражом 7000 штук[27].

Историческая память

Монумент «Тысячелетие России», город Великий Новгород, 1862 год

Русская Православная Церковь считает Владимира и княгиню Ольгу равноапостольными, то есть равными по значению ученикам Иисуса Христа и первыми проповедникам Его учения на Руси. На территории Российской Федерации в целях сохранения исторической памяти о принятии православия на Руси в разных городах в дореволюционные годы и в современной истории России были установлены памятники, посвящённые князю Владимиру Святославичу, княгине Ольге и крещению Руси:

Памятник крестителям Владимирской земли, город Владимир, 2007 год

Точный день крещения Руси по сохранившимся летописям установить невозможно. Из-за этого Крещение Руси стали отмечать в День памяти святого равноапостольного князя Владимира. Православная церковь вспоминает его 28 июля (по новому стилю) или 15 июля (по старому). В 2008 году патриарх Алексий II от имени Архиерейского собора Русской православной церкви предложил руководству России, Беларуси и Украины внести этот день в список особых государственных дат[28].

1 июня 2010 года президент России Дмитрий Анатольевич Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона „О днях воинской славы и памятных датах России“» и вписал День крещения Руси в перечень памятных дат страны[29].

4 ноября 2016 года в центре Москвы на Боровицкой площади прошла церемония открытия памятника князю Владимиру Святославичу. Выступая на мероприятии, президент России Владимир Владимирович Путин заявил, что российское общество должно противостоять современным вызовам и угрозам, следуя духовным заветам, оставленным князем Владимиром. Президент подчеркнул, что князь Владимир навсегда вошёл в историю как собиратель и защитник русских земель, как дальновидный политик, заложивший основы сильного, единого, централизованного государства. После выступления президента памятник святому равноапостольному князю освятил патриарх Кирилл[30].

Ежегодно 28 июля в полдень совершают праздничный колокольный звон. В Москве традиционно устраивают крестный ход к памятнику князю Владимиру на Боровицком холме и там проводят торжественный молебен. В храмах проходят праздничные службы, которые транслируют на православных телеканалах; в городах выступают официальные лица и устраиваются лекции, концерты и народные гуляния.

Литература

  • Бестужев-Рюмин К. Н. Крещение Руси : о крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и о монастыре Печерском. — Минск: Белорусская Православная церковь, 2009. — 127 с. — ISBN 978-985-511-118-5.
  • Воронцов А. В. Крещение Руси. — Москва: Вече : Провинция, 2012. — 126 с. — ISBN 978-5-9533-5909-2.
  • Гломозда К. Е. «Крещение Руси» в концепциях современной буржуазной историографии : (Критический анализ). — Киев: Наукова думка, 1988. — 165 с.
  • Емелях Л. И., Кожурин Я. Я. Советская историческая наука о крещении Руси. — Ленинград: Ленинградская организация общества «Знание» РСФСР, 1986. — 31 с.
  • Крещение Руси : Путеводитель по литературе : В 2 частях / Автор-составитель В. Г. Семенова. — Москва, 1998.
  • «Крещение Руси» в трудах русских и советских историков / Составитель, автор примечания и указаний: доктор исторических наук А. Г. Кузьмин и другие. — Москва: Мысль, 1988. — 334 с. — ISBN 5-244-00114-0.
  • Кривошеев Ю В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. — Ленинград: Ленинградская организация общества «Знание» РСФСР, 1988. — 31 с.
  • Крутогоров Ю. А. Крещение Руси : Владимир Красное Солнышко : [Крещение Руси - главное дело жизни князя Владимира Святославича. С тех пор его стали звать и Святым Владимиром]. — Москва: Белый город, 2000. — 46 с. — ISBN 5-7793-0203-0.
  • Клибанов А. И., Митрохин Л. Н. Крещение Руси: история и современность. — Москва: Знание, 1988. — 63 с. — ISBN 5-7793-0203-0.
  • Лебедев Л. Крещение Руси. — Москва: Русский Хронографъ, 2003. — 317 с. — ISBN 5-85134-044-4.
  • Милютенко Н. И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси. Древнейшие письменные источники / Научный редактор Г. М. Прохоров. — СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2008. — 576 с. — ISBN 978-5-903525-17-1.
  • Пимен (Извеков С. М.). Произошедшее 1000 лет назад крещение Руси во многом определило пути развития народов нашей страны. — Москва: Издательство Агентства печати «Новости», 1988. — 31 с.
  • Празднование 900-летия Крещения Руси : Празднование девятисотлетия Крещения Руси : Всероссийское торжество : [Краткий очерк возникновения и крещения Руси, киевской святыни, порядок празднования 900-летия в Киеве]. — Москва: И. А. Морозов, 1888. — 47 с. — ISBN 978-985-511-118-5.
  • Прозоров Л. Р. Крещение огнем и мечом. Как утопили в крови Языческую Русь. — Москва: Яуза-пресс, 2013. — 349 с. — ISBN 978-5-9955-0608-9.
  • Сарбучев М. М. Крещение Руси: благословение или проклятие?. — Москва: Яуза-пресс, 2013. — 253 с. — ISBN 978-5-9955-0569-3.
  • Св. равноапостольный князь Владимир и крещение Руси : Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси : В память девятисотлетия крещения Руси / Сост. В. Д. Сиповский. — Санкт-Петербург: Д. Д. Полубояринов, 1888. — 16 с.
  • Фроянов И. Я. Исторические условия крещения Руси. — Ленинград: Ленинградская организация общества «Знание» РСФСР, 1988. — 31 с.

Примечания

  1. Назаренко А. В. Крещение Руси. Большая российская энциклопедия (2004-2017). Дата обращения: 20 июня 2024.
  2. Nicetae Paphlagonis Oratio in laudem S. Andreae. — PG. 105. Col. 68.
  3. Иаков Мних. Память и Похвала князю Владимиру. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. Дата обращения: 3 июля 2024.
  4. Федотова П. И. Корсунская легенда и летописный рассказ о крещении Владимира // Свободная мысль : журнал. — 2021. — № 3 (1687). — С. 31—56.
  5. 5,0 5,1 5,2 Лаврентьевская летопись // Литература Древней Руси IХ-ХII вв.. — М., 1978.
  6. Нестор. Повесть временных лет / Ред. и примеч. В.А. Яковлева. — СПб.: тип. В.С. Балашева, 1891. — 87 с.
  7. Иларион (митр. Киевский; XI в.). Слово о законе и благодати [Текст]. — СПб.: О-во памяти игумении Таисии, 2006. — 37 с.
  8. сост. Л. А. Дмитриев ; под ред. Д. С. Лихачева. Повесть временных лет : [отрывки] / сост. Л. А. Дмитриев ; под ред. Д. С. Лихачева. — М.: Высшая школа, 1990. — 543 с. — ISBN 5-06-001585-8.
  9. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. — М.: Изд-во Спасо-Преображен. Валаам. монастыря, 1994. — 406 с.
  10. Крещение Руси (X век). История.рф. Дата обращения: 1 июля 2024.
  11. Иаков Черноризец (монах; XI в.). Память и похвала князю русскому Владимиру Иакова Мниха и Житие князя Владимира / Oakland, Calif.. — Berkley Slavic specialties, 1988. — 22 с.
  12. 12,0 12,1 12,2 Ульянов О. Г. Рождение Царства Русского // Вертикаль власти. — М., 2003. — Май. — С. 52-56.
  13. Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. — М.: Гардарики, 2000. — 536 с. — ISBN 5-8297-0060-3.
  14. Зайончковский П. А. Кризис самодержавия на рубеже 1870–1880-х годов. — М.: Просвещение. — С. 375.
  15. Смолич И. К. История русской церкви. 1700–1917 гг. Т. I. — М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. — 457 с.
  16. Ярон С. Г. Киев в восьмидесятых годах. Воспоминания старожила. — Киев, 1910. — С. 139.
  17. 17,0 17,1 Солнцев Н. И. «Крещение Руси»: история юбилеев и мемориальная политика // Вестник ННГУ. — 2012. — №6-3. — С. 36-41.
  18. Ежедневное издание. IV-VI (№ 90-178) 1888IV-VI (№ 90-178) // Русские ведомости : газета. — 1888. — № 169. — С. 1.
  19. Гражданин // Газета-журнал политическая и литературная. — 1888. — № 196. — С. 4.
  20. Буслаев А. И. «Небывалый нигде в мире юбилей» // Родина : журнал. — 2008. — № 8. — С. 70.
  21. Олихов Димитрий. Празднование 1000-летия Руси как основной маркер нормализации церковно-государственных отношений в советскую эпоху // Вестник Омской Православной Духовной Семинарии. — 2022. — № 2 (13). — С. 78—81.
  22. Лебедева О. В. Празднование 1000-летия Крещения Руси в Курской области: государственная политика и региональная практика // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. — 2011. — № 3. — С. 78—80.
  23. 23,0 23,1 ТАСС. Встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Синода Русской православной церкви 1—2. Правда (30 апреля 1988). Дата обращения: 25 июля 2024.
  24. Цыпин В., протоиерей. История Русской церкви. 1917–1997. — М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. — С. 263. — 831 с.
  25. ТАСС. По случаю юбилея 4. Правда (11 июня 1988). Дата обращения: 25 июля 2024.
  26. Празднование Русской Православной Церковью 1000-летия Крещения Руси // Журнал Московской Патриархии. — 1988. — № 9. — С. 3–48.
  27. 25 рублей 1988 года «1000-летие крещения Руси. Памятник князю Владимиру». Дата обращения: 25 июля 2024.
  28. Патриарх Кирилл возглавил крестный ход в Москве по случаю Дня крещения Руси (28.07.2019). Дата обращения: 25 июля 2024.
  29. Федеральный закон от 31.05.2010 г. № 105-ФЗ О внесении изменения в статью 1–1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России». Кремль (31 мая 2010). Дата обращения: 25 июля 2024.
  30. В Москве открыли памятник князю Владимиру. Интерфакс (4 ноября 2016). Дата обращения: 25 июля 2024.