Принятие христианства на Руси
Крещение Руси | |
---|---|
Дата | 988 год |
Место | река Почайна, приток Днепра |
Участники | Владимир Святославич, киевляне, корсуньские и греческие священники |
Приня́тие христиа́нства на Руси́ (креще́ние Руси́) — комплекс событий конца X века, связанных с личным крещением в православие киевского князя Владимира Святославича, его окружения и населения крупнейших городов Древнерусского государства, а также с предпринятыми княжеской властью мерами по созданию основ православной церковной жизни на Руси[1]. Традиционная дата события — 988 год. В современной России день крещения Руси ежегодно отмечают 28 июля.
Предпосылки крещения Руси
На момент принятия христианства на Руси было распространено язычество. «Крещение Руси» — это условное понятие. Принятие православного христианства не происходило в один момент для населения всего Древнерусского государства. Это достаточно долгий исторический процесс, а многие из языческих суеверий и примет сохранились до наших дней. Для сглаживания противоречий между старыми верованиями и новой религией некоторые языческие традиции и обряды были адаптированы к православию: многие христианские праздники и обряды на Руси отчасти сохранили древнее, дохристианское славянское содержание. Например, древний праздник, посвящённый дню летнего солнцестояния, после распространения православия и появления Рождества Иоанна Предтечи стал народным праздником Иваном Купалой.
Ещё до установления христианства на Руси знали об этой вере. Первую христианскую миссию в славянских землях (I век) связывают с именем апостола Андрея Первозванного. В основе этого Сказания лежит представление о том, что апостольским уделом апостола Андрея была Скифия. Это предание окончательно оформилось в Византии в первой половине IX века во многом благодаря Житию апостола Андрея, написанному монахом Епифанием (между 815 и 843 годами). Основываясь на этом памятнике, Никита Давид Пафлагон (конец IX — начало X века) в панегирике Андрею писал: «Ты подчинил Евангелию все северные области и всё побережье Понта силой мудрого слова и разума, силой знамений и чудес. Повсюду ты поставил жертвенники, священников и иерархов для верующих»[2].
Также большую роль в принятии православия в качестве государственной религии в Древней Руси сыграло создание славянской письменности монахами из Константинополя — Кириллом и Мефодием (вторая половина IX века).
Контакты Древнерусского государства с Византией в IX—Х веках способствовали появлению христианских священнослужителей в Киеве: киевская княгиня Ольга дважды посетила Константинополь и приняла крещение в 955 году. Однако решительный разрыв правителей государства с родо-племенными религиями был осуществлен только князем Владимиром I Святославичем. По одной из версий историков, в 988 году Владимир тайно крестился сам, а затем женился на сестре византийских императоров Анне и крестил киевлян в 989 и 990 годах.
Крещение князя Владимира
Обстоятельства крещения князя Владимира и его дружины до сих пор остаются не вполне ясными, так как в исторических источниках существуют несколько различных версий. Согласно «Корсунской легенде» в 6494 году от сотворения мира (в 986 году от Рождества Христова) к Владимиру пришли послы с предложением вер. Волжские болгары мусульманской веры хвалили Магомета (имеется в виду пророк Мухаммед), гости из Рима от Папы проповедовали латинскую веру (католичество), хазарские евреи — иудаизм. Последним прибыл византийский проповедник. Князь Владимир отправил девять посланников в страны, из которых приходили проповедники. Вернувшись, послы рассказали князю всё, что видели. Тогда князь дал свою оценку каждой вере и выбрал православие.
Однако в «Слове о томъ, како крестися Володимеръ…» рассказ о приходе послов-миссионеров отсутствует[3]. Но есть упоминание об их приходе и оценке вер князем. Рассказ начинается с 6495 (987) года. Поэтому исследователи проблематики называют местом крещения князя либо Херсонес (Херсон или город Корсунь согласно «Корсунской легенде»), либо Киев[4]. После крещения Владимир приказал уничтожить языческие капища: одни идолы были изрублены, другие сожжены. По распоряжению князя статую главного славянского божества — Перуна, привязали к хвосту лошади, стащили с холма, избивали идола палками «на поруганье бесу» и, в конце концов, сбросили в Днепр.
Существует и другая позиция, согласно которой в 988 году князь захватил Корсунь (так назывался Херсонес Таврический, сейчас — территория Севастополя) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну. Императоры согласились, выдвинув в качестве условия крещение князя в православие. Тогда в Корсуни Владимир с дружинниками принял крещение от корсуньского епископа, затем была проведена церемония бракосочетания.
Это подтверждается также фактами, приведёнными в Лаврентьевской летописи: в ней говорится о том, что в 988 году Владимир Святославич пошёл с войском на греческий город Корсунь и потребовал в жёны Анну. Но до момента крещения, согласно летописцу, у Владимира болели глаза, и он ничего не видел. Тогда Анна передала ему послание[5]:
Если хочешь избавиться от болезни сей, то крестись скорее; иначе не избудешь недуга сего.
Услышав, Владимир сказал[5]:
Если воистину исполнится это, то поистине велик будет бог христианский.
И повелел крестить себя. Епископ корсунский со священниками из Константинополя, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас прозрел древнерусский князь. Владимир Святославич, ощутив своё внезапное исцеление, прославил бога[5]:
Теперь узрел я бога истинного.
Крещение жителей Руси
В Киев князь возвратился в сопровождении корсуньских и греческих священников. После принятия крещения князь объявил всем жителям Киева, что на следующий день они должны собраться на берегу реки. В «Повести временных лет»[6] сообщается, что народ с радостью воспринял известие о предстоящем крещении. В этой оценке, возможно, есть некоторое преувеличение. Святитель Иларион Киевский писал[7]:
«И не было ни одного, противящегося благочестивому его повелению. Да если кто и не любовью, то из страха (перед) повелевшим крестился – ибо было благоверие его с властью сопряжено. И в одно время вся земля наша восславила Христа с Отцом и со Святым Духом».
Владимир крестил своих сыновей от предыдущих жён в источнике, известном как Крещатик, а крещение киевлян произошло у места впадения в Днепр реки Почайны. Летописи гласят[8]:
«На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте...».
В то же время ни один из источников не сообщает о массовых выступлениях жителей Киева против новой веры. Летописные свидетельства о восстаниях и казнях волхвов в некоторых городах не подтверждают мнения о том, что они имели своим началом исключительно религиозные мотивы.
Церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) дал этому событию следующую оценку[9]:
«Не все, обращавшиеся тогда у нас ко Христу, понимали важность той перемены, на которую решались; не все понимали достоинство новой веры. Напротив, весьма многие этого не понимали и крестились, как известно из примера киевлян, только потому, что велено было креститься, потому что сам великий князь и бояре его ещё прежде крестились… И это явление совершенно неизбежно при обращении к христианской вере целых народов, особенно находящихся на низшей степени образования. Так случалось прежде, так случается и ныне при обращении дикарей американских и многих язычников и магометан в пределах нашего отечества. Оттого неудивительно, если многие, крестившиеся у нас во дни святого Владимира, носили, может быть, только имя христиан, а в душе оставались язычниками, исполняли внешние обряды святой Церкви, но сохраняли вместе суеверия и обычаи своих отцов. Неудивительно, если некоторые из подобных христиан могли с течением времени по каким-либо обстоятельствам даже вовсе отпасть от Церкви, снова сделаться язычниками. […] Только мало-помалу при распространении истинного просвещения между этими новообратившимися христианами могли искореняться в них языческие суеверия и утверждаться верования христианские».
Мнения историков
Рядом авторов термин «крещение Руси» понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. Православие на Руси распространялось несколько столетий. Так, в 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро-Суздальской земле, Ростов был крещён только в конце XI века, а в Муроме язычники сопротивлялись до XII века. Поэтому при широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать[10]:
1) первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е годы, которое предположительно связано с именами киевских князей Аскольда и Дира, сопровождалось созданием на Руси епископии (или архиепископии), впоследствии погибшей;
2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 или 957 году;
3) крещение Руси Владимиром Святославичем;
4) активное церковное строительство и меры по организационному оформлению Церкви, расширению епархиальной и приходской структур, предпринимавшиеся при киевском князе Ярославе Владимировиче Мудром и при его преемниках.
Доподлинно известен только год первого массового крещения народа в Киеве по приказу князя Владимира Святославича — 988 год. Однако даже эту дату некоторые историки оспаривают и считают, что крещение народа могло произойти в другое время, например в 989 году или позже. В литературном памятнике «Память и похвала князю русскому Владимиру» Иакова Мниха сказано, что сначала Владимир крестился сам и лишь затем через три года пошёл на Корсунь (то есть греческий город Херсон)[11]. Согласно легендам, именно в Херсоне князь Владимир принял крещение и затем уже повелел крестить славян.
По мнению Олега Германовича Ульянова, Владимир I Святославич, больно воспринимавший причиненные византийским двором обиды его бабушке княгине Ольге и друзьям — болгарским царям, решил принять крещение и короноваться, избежав зависимости от Византии и обратившись по примеру абхазского царя Леона к древнейшему Антиохийскому престолу, откуда был поставлен на Русь митрополит Михаил Сирин. Как показывают новейшие исследования, крещение Владимира состоялось 6 января 988 года, а торжественный обряд венчания на царство Русское Владимира I и его порфирородной супруги Анны состоялся в византийском Корсуне (Херсонесе) в марте 990 года после освобождения этого города от мятежников[12].
Значение крещения Руси
Ряд историков и религиоведов склонны оценивать крещение Руси как предпосылку к появлению государственно-идеологического и культурного единства племен, которые и составляли в то время население Древнерусского государства[13].
Крещение Руси позволило расширить и укрепить дипломатические и культурные отношения с Византией, а также с Западной Европой, где христианство давно уже утвердилось. При преемниках Владимира Древнерусское государство приняло ряд выходцев из Болгарского царства, потерявшего к тому времени независимость от Византии. Они принесли на Русь традиции южнославянской книжности, способствовавшие развитию её культурных связей с другими славянскими народами. На Руси появились традиции южнославянской книжности. Первыми книгами была церковная литература, переводы религиозных трудов, поэтому можно сказать, что христианство имело также образовательное и культурное значение для страны.
Существует также точка зрения, что государственный акт коронации Владимира Святого, которая произошла после личного крещения князя, установил территориальную целостность Русского государства, политический суверенитет и единство русской нации и гарантом этому служила самодержавная власть царя. Получение Владимиром I самого высокого византийского титула засвидетельствовано «Запиской греческого топарха» конца X века, в которой Владимир Святославич упомянут как василевс, «царствующий надо всем северным от Дуная» (греч. βασιλεύων κατ τ βόρεια τοΰ ’Ίστρου), а также сообщениями ранних русских источников, где жена Владимира Анна именуется царицей[12]. К аналогичному выводу следует прийти, исходя из того, что на равных правах с василевсами Византии Владимир Святой приступил к собственной чеканке золотых и серебряных монет. На всех этих монетах русский государь представлен с такими же символами власти, как у византийского императора[12].
Юбилейные даты
Девятисотлетие крещения Руси
Первое широкомасштабное празднование крещения Руси пришлось на время правления императора Александра III, вошедшее в историю как «эпоха контрреформ»[14]. Царь старался придерживаться программы управления государства и консолидации общества на основе незыблемости принципов самодержавия, православия и русской народности, которые были выдвинуты министром народного просвещения Сергеем Семёновичем Уваровым ещё в 1833 году в период правления императора Николая I. Для её исполнения были приняты к реализации первые общенациональные мероприятия, возведенные в ранг государственных торжеств. С размахом начали отмечать в качестве национальных праздников даты, связанные с церковной историей и историей православия[15].
Мысль о праздновании девятисотлетия Крещения русского народа принадлежала киевскому митрополиту Платону, а идейным вдохновителем этих мероприятий был обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев, видевший в православии единственное спасение от пагубного влияния идейного обновления русского общества. Синод принял постановление о праздновании юбилея в феврале 1888 года, во многом благодаря инициативе Санкт-Петербургского благотворительного общества во главе с министром внутренних дел Николаем Павловичем Игнатьевым, которое добилось, чтобы празднование было не только киевским, но и всероссийским. После этого К. П. Победоносцев выступил с заявлением, что девятисотлетие Крещения Руси является настолько выдающимся и значимым юбилеем, что его следует признать событием для всего православного мира и при этом указать, что[16]:
...празднество совершалось в пору спокойного течения нашей общественной и политической жизни среди трудов над развитием экономических, общественных и государственных сил страны под охраной единой правящей Высочайшей воли, в соответствии с настроением времени.
Торжественные мероприятия, назначенные на лето 1888 года, проводились повсеместно. Различные церемонии, посвящённые юбилейной дате, начались до официальных торжеств. Активные приготовления к празднику развернулись ещё в мае, а 20 июня вышел императорский указ о порядке проведения основных торжеств[17]. Центральным действием праздника должен был стать крестный ход, дополняемый военным парадом[18]:
Государь Император Высочайше повелеть соизволил: к празднованию события девятисотлетия крещения Русского народа привлечь все воинские части, освободить их в сей день от занятий. Участие войск в торжестве будет заключаться в расположении их в местах квартирования шпалерами по одну сторону пути следования крестного хода местного кафедрального причта, а в лагерях – военного для освящения. При прохождении крестного хода войскам будет отдана установленная честь, музыка исполнит гимн «Коль славен», и при погружении креста в воду – последует салют в 101 выстрел.
Митрополит киевский Платон охарактеризовал значение праздничных мероприятий следующим образом[19]:
Если не молились Богу за сто лет после Крещения, то отчего не поблагодарить Бога 900 лет после. Пусть это будет приготовлением к тысячелетию, как повечерие перед литургией.
Однако ожидания императора и представителей РПЦ разошлись с действительностью. Русское общество было застигнуто врасплох торжественными приготовлениями. До 15 июля в людской среде царило недоумение по поводу проведения праздничных мероприятий и характера празднования. Связано это было с тем, что до последнего момента почти в каждом городе вопрос о статусе отмечаемого события оставался открытым[20].
Таким образом, на уровне общественного сознания сама идея праздника была просто не актуальна. Люди не поняли истинного смысла государственных торжеств, которые были скрыты под помпезностью и пышностью организованного мероприятия. В итоге события 900-летней давности не заставляли общество сопереживать, осмысливать отмечаемое событие вновь, связать его с жизненными проблемами, неразрешенными в современности. Этот юбилей во многом подтвердил слова киевского митрополита Платона о возможно бо́льшей актуальности празднования Крещения Руси через сто лет[17].
Тысячелетие крещения Руси
23 декабря 1980 года в СССР Священный Синод образовал специальную Юбилейную Комиссию для подготовки к празднованию тысячелетия крещения Руси[21]. В это время отношения Церкви и государства были в основном нейтральными. Поэтому изначально торжества планировалось провести внутри Русской православной церкви. Однако в ответ на подготовительные мероприятия к празднованию тысячелетия крещения Руси в методических пособиях по атеистической пропаганде студентов рекомендовалось разоблачать «церковников», которые, по мнению официальных идеологов, «пытались представить православие решающим фактором государственности и культуры»[22]. Но, несмотря на пропаганду атеизма в СССР, к середине 1980-х годов в условиях стремительно набиравшей темп «перестройки» Михаила Сергеевича Горбачёва государство стало активно передавать Русской православной церкви храмы и монастыри, открывались новые приходы, в газетах и журналах появлялись интервью со священнослужителями и их публикации по социальным духовным вопросам.
Важным показателем нормализации отношений между руководством СССР и Русской православной церковью стала встреча 29 апреля 1988 года в Кремле Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева с Патриархом Московским и всея Руси Пименом, на которой также присутствовали члены Священного Синода Русской православной церкви[23]. В ходе встречи глава государства особо отметил важность оценки и роли принятия христианства. Впервые в истории существования СССР было признано, что крещение Руси имело «не только религиозное, но и общественно-политическое звучание»[23]. Прошедшая впервые за несколько десятилетий встреча на высшем уровне рассматривалась в Русской православной церкви как подлинно историческое событие, доказывающее кардинальный поворот в отношениях между СССР и РПЦ. Протоиерей Владислав Цыпин по масштабу события сопоставил встречу 1988 года со встречей Иосифа Виссарионовича Сталина с иерархами Церкви в 1943 году во время Великой Отечественной войны, полагая, что в 1988 году открылся путь к подлинно народному празднованию тысячелетия Крещения Руси[24]. Поэтому для верующих празднование началось ещё в апреле 1988 года.
С 5 по 12 июня 1988 года в Москве прошли основные торжественные мероприятия, 10 июня 1988 года в Большом театре состоялся Торжественный акт, посвященный тысячелетию Крещения Руси[25], а 11 июня прошло всенощное бдение, торжества продолжились в Киеве, Ленинграде и Владимире, с 18 июня они уже шли в епархиях. В то же время партийное руководство СССР и сам М. С. Горбачев, будучи по традиции (и по должности) атеистами, в праздничным мероприятиях не принимали участия. Советское государство представлял его формальный глава — Председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Андреевич Громыко. Вступая 11 июня 1988 года в Кремле, он выделил роль РПЦ и «всех других Церквей нашей страны» в гуманитарной сфере, участии в добровольных фондах[26].
В память о тысячелетии крещения Руси 13 сентября 1988 года Госбанком СССР была выпущена монета «1000-летие Крещения Руси» — «Памятник Владимиру Святославовичу» тиражом 7000 штук[27].
Историческая память
Русская Православная Церковь считает Владимира и княгиню Ольгу равноапостольными, то есть равными по значению ученикам Иисуса Христа и первыми проповедникам Его учения на Руси. На территории Российской Федерации в целях сохранения исторической памяти о принятии православия на Руси в разных городах в дореволюционные годы и в современной истории России были установлены памятники, посвящённые князю Владимиру Святославичу, княгине Ольге и крещению Руси:
- Великий Новгород (1862 год, часть монумента «Тысячелетие России»);
- Севастополь (1993 год, памятник Владимиру Великому);
- Белгород (1998 год, Памятник Равноапостольному Князю Владимиру);
- Псков (2003 год, памятник равноапостольной княгине Ольге с её внуком князем Владимиром, держащим в руках икону с ликом Христа);
- Владимир (2007 год, памятник крестителям Владимирской земли);
- Астрахань (2013 год, памятник Князю Владимиру);
- Сартаково (2014 год, памятник святому равноапостольному великому князю Владимиру);
- Ростов (2015 год, Поклонный крест в память о крещении Владимиром в озере Неро жителей Ростова в 991 году);
- Волоколамск (2015 год, Памятник Князю Владимиру Крестителю);
- Кемерово (2015 год, памятник святому князю Владимиру, крестителю Руси);
- Смоленск (2015 год, памятник князю Владимиру);
- Саракташ (2015 год, памятник Крестителю Руси у стен Свято-Троицкой Симеоновой обители милосердия);
- Москва (2016 год, памятник князю Владимиру);
- Валаам (2017 год, памятник князю Владимиру на территории Валаамского монастыря);
- Ставрополь (2017 год, памятник князю Владимиру возле музейного комплекса «Россия. Моя история»);
- Самара (2018 год, памятник князю Владимиру);
- Донецк (2018 год, памятник Князю Владимиру);
- Новосибирск (2018 год, памятник князю Владимиру Крестителю).
Точный день крещения Руси по сохранившимся летописям установить невозможно. Из-за этого Крещение Руси стали отмечать в День памяти святого равноапостольного князя Владимира. Православная церковь вспоминает его 28 июля (по новому стилю) или 15 июля (по старому). В 2008 году патриарх Алексий II от имени Архиерейского собора Русской православной церкви предложил руководству России, Беларуси и Украины внести этот день в список особых государственных дат[28].
1 июня 2010 года президент России Дмитрий Анатольевич Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона „О днях воинской славы и памятных датах России“» и вписал День крещения Руси в перечень памятных дат страны[29].
4 ноября 2016 года в центре Москвы на Боровицкой площади прошла церемония открытия памятника князю Владимиру Святославичу. Выступая на мероприятии, президент России Владимир Владимирович Путин заявил, что российское общество должно противостоять современным вызовам и угрозам, следуя духовным заветам, оставленным князем Владимиром. Президент подчеркнул, что князь Владимир навсегда вошёл в историю как собиратель и защитник русских земель, как дальновидный политик, заложивший основы сильного, единого, централизованного государства. После выступления президента памятник святому равноапостольному князю освятил патриарх Кирилл[30].
Ежегодно 28 июля в полдень совершают праздничный колокольный звон. В Москве традиционно устраивают крестный ход к памятнику князю Владимиру на Боровицком холме и там проводят торжественный молебен. В храмах проходят праздничные службы, которые транслируют на православных телеканалах; в городах выступают официальные лица и устраиваются лекции, концерты и народные гуляния.
Литература
- Бестужев-Рюмин К. Н. Крещение Руси : о крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и о монастыре Печерском. — Минск: Белорусская Православная церковь, 2009. — 127 с. — ISBN 978-985-511-118-5.
- Воронцов А. В. Крещение Руси. — Москва: Вече : Провинция, 2012. — 126 с. — ISBN 978-5-9533-5909-2.
- Гломозда К. Е. «Крещение Руси» в концепциях современной буржуазной историографии : (Критический анализ). — Киев: Наукова думка, 1988. — 165 с.
- Емелях Л. И., Кожурин Я. Я. Советская историческая наука о крещении Руси. — Ленинград: Ленинградская организация общества «Знание» РСФСР, 1986. — 31 с.
- Крещение Руси : Путеводитель по литературе : В 2 частях / Автор-составитель В. Г. Семенова. — Москва, 1998.
- «Крещение Руси» в трудах русских и советских историков / Составитель, автор примечания и указаний: доктор исторических наук А. Г. Кузьмин и другие. — Москва: Мысль, 1988. — 334 с. — ISBN 5-244-00114-0.
- Кривошеев Ю В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. — Ленинград: Ленинградская организация общества «Знание» РСФСР, 1988. — 31 с.
- Крутогоров Ю. А. Крещение Руси : Владимир Красное Солнышко : [Крещение Руси - главное дело жизни князя Владимира Святославича. С тех пор его стали звать и Святым Владимиром]. — Москва: Белый город, 2000. — 46 с. — ISBN 5-7793-0203-0.
- Клибанов А. И., Митрохин Л. Н. Крещение Руси: история и современность. — Москва: Знание, 1988. — 63 с. — ISBN 5-7793-0203-0.
- Лебедев Л. Крещение Руси. — Москва: Русский Хронографъ, 2003. — 317 с. — ISBN 5-85134-044-4.
- Милютенко Н. И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси. Древнейшие письменные источники / Научный редактор Г. М. Прохоров. — СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2008. — 576 с. — ISBN 978-5-903525-17-1.
- Пимен (Извеков С. М.). Произошедшее 1000 лет назад крещение Руси во многом определило пути развития народов нашей страны. — Москва: Издательство Агентства печати «Новости», 1988. — 31 с.
- Празднование 900-летия Крещения Руси : Празднование девятисотлетия Крещения Руси : Всероссийское торжество : [Краткий очерк возникновения и крещения Руси, киевской святыни, порядок празднования 900-летия в Киеве]. — Москва: И. А. Морозов, 1888. — 47 с. — ISBN 978-985-511-118-5.
- Прозоров Л. Р. Крещение огнем и мечом. Как утопили в крови Языческую Русь. — Москва: Яуза-пресс, 2013. — 349 с. — ISBN 978-5-9955-0608-9.
- Сарбучев М. М. Крещение Руси: благословение или проклятие?. — Москва: Яуза-пресс, 2013. — 253 с. — ISBN 978-5-9955-0569-3.
- Св. равноапостольный князь Владимир и крещение Руси : Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси : В память девятисотлетия крещения Руси / Сост. В. Д. Сиповский. — Санкт-Петербург: Д. Д. Полубояринов, 1888. — 16 с.
- Фроянов И. Я. Исторические условия крещения Руси. — Ленинград: Ленинградская организация общества «Знание» РСФСР, 1988. — 31 с.
Примечания
- ↑ Назаренко А. В. Крещение Руси . Большая российская энциклопедия (2004-2017). Дата обращения: 20 июня 2024.
- ↑ Nicetae Paphlagonis Oratio in laudem S. Andreae. — PG. 105. Col. 68.
- ↑ Иаков Мних. Память и Похвала князю Владимиру . Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. Дата обращения: 3 июля 2024.
- ↑ Федотова П. И. Корсунская легенда и летописный рассказ о крещении Владимира // Свободная мысль : журнал. — 2021. — № 3 (1687). — С. 31—56.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Лаврентьевская летопись // Литература Древней Руси IХ-ХII вв.. — М., 1978.
- ↑ Нестор. Повесть временных лет / Ред. и примеч. В.А. Яковлева. — СПб.: тип. В.С. Балашева, 1891. — 87 с.
- ↑ Иларион (митр. Киевский; XI в.). Слово о законе и благодати [Текст]. — СПб.: О-во памяти игумении Таисии, 2006. — 37 с.
- ↑ сост. Л. А. Дмитриев ; под ред. Д. С. Лихачева. Повесть временных лет : [отрывки] / сост. Л. А. Дмитриев ; под ред. Д. С. Лихачева. — М.: Высшая школа, 1990. — 543 с. — ISBN 5-06-001585-8.
- ↑ Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. — М.: Изд-во Спасо-Преображен. Валаам. монастыря, 1994. — 406 с.
- ↑ Крещение Руси (X век) . История.рф. Дата обращения: 1 июля 2024.
- ↑ Иаков Черноризец (монах; XI в.). Память и похвала князю русскому Владимиру Иакова Мниха и Житие князя Владимира / Oakland, Calif.. — Berkley Slavic specialties, 1988. — 22 с.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 Ульянов О. Г. Рождение Царства Русского // Вертикаль власти. — М., 2003. — Май. — С. 52-56.
- ↑ Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. — М.: Гардарики, 2000. — 536 с. — ISBN 5-8297-0060-3.
- ↑ Зайончковский П. А. Кризис самодержавия на рубеже 1870–1880-х годов. — М.: Просвещение. — С. 375.
- ↑ Смолич И. К. История русской церкви. 1700–1917 гг. Т. I. — М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. — 457 с.
- ↑ Ярон С. Г. Киев в восьмидесятых годах. Воспоминания старожила. — Киев, 1910. — С. 139.
- ↑ 17,0 17,1 Солнцев Н. И. «Крещение Руси»: история юбилеев и мемориальная политика // Вестник ННГУ. — 2012. — №6-3. — С. 36-41.
- ↑ Ежедневное издание. IV-VI (№ 90-178) 1888IV-VI (№ 90-178) // Русские ведомости : газета. — 1888. — № 169. — С. 1.
- ↑ Гражданин // Газета-журнал политическая и литературная. — 1888. — № 196. — С. 4.
- ↑ Буслаев А. И. «Небывалый нигде в мире юбилей» // Родина : журнал. — 2008. — № 8. — С. 70.
- ↑ Олихов Димитрий. Празднование 1000-летия Руси как основной маркер нормализации церковно-государственных отношений в советскую эпоху // Вестник Омской Православной Духовной Семинарии. — 2022. — № 2 (13). — С. 78—81.
- ↑ Лебедева О. В. Празднование 1000-летия Крещения Руси в Курской области: государственная политика и региональная практика // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. — 2011. — № 3. — С. 78—80.
- ↑ 23,0 23,1 ТАСС. Встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Синода Русской православной церкви 1—2. Правда (30 апреля 1988). Дата обращения: 25 июля 2024.
- ↑ Цыпин В., протоиерей. История Русской церкви. 1917–1997. — М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. — С. 263. — 831 с.
- ↑ ТАСС. По случаю юбилея 4. Правда (11 июня 1988). Дата обращения: 25 июля 2024.
- ↑ Празднование Русской Православной Церковью 1000-летия Крещения Руси // Журнал Московской Патриархии. — 1988. — № 9. — С. 3–48.
- ↑ 25 рублей 1988 года «1000-летие крещения Руси. Памятник князю Владимиру» . Дата обращения: 25 июля 2024.
- ↑ Патриарх Кирилл возглавил крестный ход в Москве по случаю Дня крещения Руси (28.07.2019). Дата обращения: 25 июля 2024.
- ↑ Федеральный закон от 31.05.2010 г. № 105-ФЗ О внесении изменения в статью 1–1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» . Кремль (31 мая 2010). Дата обращения: 25 июля 2024.
- ↑ В Москве открыли памятник князю Владимиру . Интерфакс (4 ноября 2016). Дата обращения: 25 июля 2024.
Эта статья входит в число готовых статей и является кандидатом в хорошие с 16 августа 2024. |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Знание.Вики:Готовые статьи о религии
- Знание.Вики:Готовые статьи по истории
- Все статьи
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Знание.Вики:Кандидаты в хорошие статьи
- Религия в Древней Руси
- История Русской церкви
- История религии в России
- Крещение Руси
- Владимир Святославич
- 988 год