Почётный мировой судья (Россия)
Почётный мирово́й судья́ — должностное лицо в дореволюционной России, осуществляющее рассмотрение и разрешение дел, относящихся к компетенции мировой юстиции, в случае обращения к нему сторон, проживающих на территории мирового судебного округа. Институт почётных мировых судей, как и в целом мировая юстиция в России, появился в результате Судебной реформы 1864 года[1]. К почётным мировым судьям предъявлялись те же требования, что и к участковым мировым судьям, они рассматривали такие же категории дел, однако не получали за свою деятельность какого-либо вознаграждения[2].
В отличие от участковых мировых судей почётный мировой судья начинал рассматривать дело при обращении к нему сторон, его юрисдикция распространялась не на определённый участок, а на весь судебно-мировой округ. Они также участвовали в заседаниях съездов мировых судей. Поскольку деятельность почётного мирового судьи не оплачивалась, они могли заниматься, за некоторым исключением, любой другой оплачиваемой работой. Почётные мировые судьи, как и участковые, избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Статус их в так называемых не земских губерниях отличался и по порядку формирования и по функциям. Должность просуществовала до Октябрьской революции 1917 года, и не упразднялась даже в связи с введением земских участковых начальников. В советской и современной судебной системе такой должности не существует.
Система мировой юстиции в дореволюционной России
Мировая юстиция появилась в России в результате Судебной реформы 1864 года, хотя некоторые авторы утверждают, что данный институт не чужд российской государственно-правовой действительности, и находят в прошлом нашей страны аналоги и прототипы мировых судей[3]. В соответствии с Учреждением судебных установлений от 20 ноября 1864 года система мировой юстиции включала в себя участковых мировых судей, почётных мировых судей, съезд мировых судей, в некоторых местностях вводились добавочные мировые судьи[2]. Статья 45 Учреждения судебных установлений выделяет отдельную категорию — почётный участковый мировой судья, к которой относились участковые мировые судьи, добровольно отказавшиеся от получения вознаграждения (что было редкостью).
Мировые судьи и их съезды представляли собой обособленную от общих судебных мест ветвь юстиции, мировой судья рассматривал дела в первой инстанции, съезд мировых судей — в апелляционной (второй) инстанции. Высшей судебной инстанцией являлся Правительствующий Сенат. Участковый мировой судья действовал в пределах мирового участка, съезд — в пределах судебного мирового округа[2].
При подготовке судебной реформы в Государственном совете обсуждалось, что почётные мировые судьи вводятся для[4]:
... облегчения исполнения многочисленных обязанностей мирового судьи лицом, заслуживающим полного доверия и уважения, не лишая возможностей исполнения своих обычных обязанностей
Почётные мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами, как и участковые, но в отличие от последних не получали вознаграждения за свою деятельность и действовали в пределах всего судебного мирового округа, рассматривая дела при обращении у нему сторон судебного спора. Поскольку почётные мировые судьи выполняли свои функции безвозмездно, то их должность могла совмещаться с любой иной оплачиваемой деятельностью, «… за исключением должностей: прокуроров, их товарищей и местных чиновников казенных управлений и полиции» (ст. 49 Учреждения судебных установлений)[2].
Особенности статуса почётного мирового судьи по Судебным уставам 1864 года
Требования, предъявляемые к кандидатам на должность
В соответствии с Учреждением судебных установлений к участковым и почётным мировым судьям предъявлялся одинаковый набор требований, включающий в себя следующие цензы:
- возрастной: лица не моложе 25 лет;
- служебно-образовательный ценз: кандидаты в мировые судьи должны были иметь высшее или среднее образование или выдержать экзамен за соответствующий курс наук, либо же иметь опыт профессиональной деятельности, где могли приобрести знания по производству судебных дел, не менее 3 лет. Законодатель отказался от идеи требовать высшее юридическое образование от всех кандидатов в мировые судьи, поскольку ощущался явный недостаток юристов для обеспечениях потребностей судебной системы[5].
- ценз оседлости: «…могут быть избираемы тех из местных жителей..»[2]. При этом, не требовалось постоянного проживания на территории соответствующего округа, владевший имуществом, землёй также соответствовал цензу. Так, в Вологодской губернии в почётные мировые судьи был избран Николай Михайлович Зубов, инженер, начальник работ Батумского порта, служивший на черноморском побережье по ведомству кавказского военного округа, а затем министерства путей сообщения с 1860-х годов (впоследствии начальник путей сообщения Кавказа), а также тайный советник, камергер двора императора А. А. Волков, владевшие имуществом в регионе[6].
- имущественный ценз. От кандидата в мировые судьи требовалось владение землёй или недвижимым имуществом. Размер земельных участков должен быть в два раза больше, чем соответствующий ценз для выборов в земские гласные, и отличался по регионам в зависимости от стоимости земли. Недвижимое же имущество должно иметь стоимость не ниже 15 тыс. рублей или быть оценено для взимания налога от 3 до 6 тыс. в городах[2]. Имущественный ценз оценивался и современниками, и исследователями как довольно высокий, что создавало препятствия для полноценного формирования корпуса мировых судей, особенно в регионах со слабо развитым поместным землевладением. Учреждение судебных установлений допускает единогласное избрание лиц, не соответствующих указанным в ст. 19 и 20 требованиям, если они «… приобрели общественное доверие и уважение своими заслугами и полезною деятельностью»[2].
Не упоминаются в Учреждении судебных установлений и ещё два требования: российское подданство и мужской пол. Видимо, законодатель посчитал их естественными и очевидными. Статьи 21-22 Учреждения судебных установлений содержат перечень лиц, которые не могли быть избранными, среди них священнослужители, состоящие под следствием, осужденные, несостоятельные должники и т. д.[2]
Порядок формирования корпуса почётных мировых судей
Мировые судьи, как участковые, так и почётные, в губерниях европейской части России избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Как правило, процедура включала в себя несколько этапов и предполагала одновременное формирование корпуса и почётных, и участковых мировых судей: составление списков лиц, имеющих право быть избранными в мировые судьи, проверка соответствия лиц требованиям (особенно имущественному цензу), представление списков лиц губернатору и официальное опубликование в средствах массовой информации, избрание в земском собрании или городской думе, утверждение первым департаментом Правительствующего сената. Губернатор, в соответствии с законом, имел право высказать замечания о лицах, внесенных в избирательные списки, но земские представительные органы не обязаны были их учитывать, хотя при представлении кандидатуры в Правительствующий сенат, делалась пометка о замечаниях губернатора[2]. Мировые судьи, как почётные, так и участковые, избирались только в тех регионах, где вводились земские учреждения.
Идея выборности мировых судей земствами оценивается исследователями как демократическая, хотя на практике ставила мировых судей в зависимость от земских собраний и городских дум, позволяла партиям и политическим группировкам влиять на состав корпуса мировых судей[7].
Совмещение должностей
Поскольку почётный мировой судья не получал вознаграждение за свою работу, то он вправе был совмещать свою деятельность с иной оплачиваемой, за исключением правоохранительных органов (прокуратура, полиция) и чиновников казённых управлений, как изначально и предполагали Судебные уставы. Однако впоследствии правительство ввело ряд ограничений: с 1886 года земским собраниям и городским думам запрещено было избирать в почётные мировые судьи военных, состоящих на действительной службе; в 1870 году Указом Правительствующего Сената разъяснён запрет совмещать должности почётного мирового судьи и волостного старшины[5].
Компетенция почётного мирового судьи
К компетенции мировых судей, как участковых, так и почётных, относились следующие категории гражданско-правовых споров (статья 29 Устава гражданского судопроизводства[8]):
- иски из личных обязательств и договоров ценою до 500 рублей;
- иски о возмещении ущерба и убытков ценою иска до 500 рублей;
- иски о личных обидах и оскорблениях;
- иски о восстановлении нарушенного владения, если со времени нарушения прошло не более 6 месяцев;
- иски «о праве участия частного» (иски, связанные с использованием сервитутов), если со времени нарушения прошло не более года.
Кроме того, мировой судья мог принять к своему рассмотрению всякий спор, если обе стороны просили его решить их дело «по совести» (ст. 30 Устава гражданского судопроизводства). В компетенцию мировых судей входили дела по охране наследственного имущества, независимо от его вида и стоимости (статьи 1401, 1402, 1403, 1422 Устава гражданского судопроизводства)[8]. В местностях, где не предусматривалось учреждение должности нотариуса, или таковая не была никем замещена, все нотариальные полномочия переходили также к мировым судьям (статья 2 Положения о нотариальной части)[9]. Из компетенции мировых судей исключались иски крестьян ценою до 100 рублей, а также иски, связанные с интересами казенных учреждений, спорами о привилегиях на открытия и изобретения.
Уголовная подсудность мировых судей определялась целым рядом нормативных актов, основным был Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями[10]. В соответствии с Уставом уголовного судопроизводства (статья 33) критерием подсудности уголовного дела мировому судье являлись вид и мера наказания: мировые судьи рассматривали дела о проступках и преступлениях, за которые предусматривались такие санкции как выговор, замечание или внушение, денежное взыскание не свыше трёхсот рублей, арест не свыше трёх месяцев, заключение в тюрьме не свыше одного года[11].
По замыслу законодателя почётные мировые судьи должны были выполнять следующие функции[5]:
- вести разбор перечисленных выше категорий дел при обращении к ним сторон, разгружая тем самым мирового судью;
- заменять заболевшего или ушедшего в отпуск участкового мирового судью;
- участвовать в заседании съезда;
- исполнять при избрании должности председателя, непременного члена съезда.
Почётные мировые судьи привлекались для выполнения дополнительных функций мировой юстиции: могли участвовать в освидетельствовании лиц, быть попечителями по надзору за осужденными по приговорам мировых судей и прочее (опять же освобождая от выполнения данных функций участковых мировых судей)[5].
Почётные мировые судьи в неземских губерниях
В классическом виде институт почётных мировых судей был введён в 34 губерниях Европейской части России. На национальных окраинах, губерниях Европейского Севера, Сибири, Дальнего Востока реализация Судебных уставов Александра II началась гораздо позднее и с особенностями, обусловленными социально-экономическим развитием регионов, реализацией земской реформы. Как правило, мировые судьи не избирались земствами, а назначались, нередко отказывались от съезда мировых судей, расширяли функции мировой юстиции.
Так, в Сибири почётные мировые судьи назначались министром юстиции на срок 3 года. Почётные мировые судьи не осуществляли правосудия самостоятельно, а только приглашались для пополнения состава окружного суда в качестве как мирового съезда, так и суда первой степени[12]. В губерниях Закавказья и почётные, и участковые мировые судьи также назначались, но наместником. Съезды мировых судей не создавались, вышестоящей инстанцией был окружной суд[13]. В прибалтийских губерниях вводились и мировые судьи, и их съезды. Почётные мировые судьи назначались министром юстиции на 3 года, участковые — бессрочно[14]. В Архангельской губернии почётные мировые судьи были введены позднее участковых и добавочных, однако в отличие от последних избирались и утверждались министром юстиции[15]. К кандидатам на должности почётных мировых судей в указанных губерниях, требования по владению имуществом были ниже, чем в земских губерниях, или не предъявлялись вовсе.
Институт почётных мировых судей в конце XIX—XX веке
С введением Положения о земских участковых начальниках 1889 года и до принятия закона 15 июня 1912 года система выборной мировой юстиции сохранялась только в столицах, в некоторых больших городах (Кишинёв, Казань, Нижний Новгород, Саратов, Харьков, Одесса) и в области Войска Донского[16]. В остальных губерниях, где по Судебной реформе 1864 года была введена мировая юстиция, действуют участковые земские начальники. Однако почётные мировые судьи продолжали избираться и далее. В соответствии с Положением о земских участковых начальниках почётные мировые судьи входили в состав судебного присутствия уездного съезда, непосредственный надзор за ними возлагался на окружной суд[6].
Закон «О преобразовании местного суда» 1912 года предполагал восстановление мировой юстиции в России. Акт также предусматривал и институт почётных мировых судей практически в том же виде, что и по Судебным уставам 1864 года. Почётный мировой судья не получал вознаграждения за свою деятельность, обязан был рассматривать дела в случае обращения к нему сторон, когда находился в судебном мировом округе, в порядке установленной очерёдности принимал участие в заседании мирового съезда, в случае необходимости пополнял присутствие окружного суда[17].
Все дореволюционные судебные учреждения прекратили своё существование в результате принятия Декрета о суде № 1, действие института мировых судей было приостановлено, взамен вводились так называемые местные суды, избираемые на демократических выборах. Почётные судьи не предусматривались[18]. В советский период идея суда по малозначительным спорам и правонарушениям не нашла своей поддержки, действовал единый народный суд. Почётные мировые судьи упоминались в Концепции судебной реформы 1991 года, предлагавшей изучить вопрос о введении института «…почётных (неоплачиваемых) мировых судей из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование и не связанных ни с адвокатской практикой, ни с отечественным „истеблишментом“ (преподаватели вузов, бывшие сотрудники правоохранительных органов, научные сотрудники)». Они бы привлекались для решения по просьбам сторон для решения мелких конфликтов, склоняя стороны к примирению[19]. Действующий федеральный закон о мировых судьях не предусматривает создания почётных мировых судей[20].
Оценка института почётных мировых судей в научной литературе
Должность почётного мирового судьи в отечественной историографии вызывала споры. В советский период деятельность почётных мировых судей оценивалась негативно, считалось, что данный институт был создан для большей гарантии «классовой выдержанности» политики, проводимой царским правительством[21]. В современной юридической науке мнения относительно почётных мировых судей диаметрально противоположны. Часть исследователей считают, что институт почётных мировых судей призван был улучшить деятельность мировой юстиции: вводились грамотные, достойные, уважаемые люди, которые безвозмездно исполняли свои миротворческие обязанности[22]. Другие, напротив, указывают на практическую бесполезность данного института [23]. Третьи утверждают, что в институте почётных мировых судей была вынужденная «техническая» необходимость ввиду нехватки кадров для мировой юстиции и загруженности судей[24].
В исследованиях, построенных на архивных документах, указывается, что к почётным мировым судьям стороны обращались не часто, в основном в тех случаях, когда почётным мировым судьей был известный в регионе общественный деятель, или участковый мировой судья в отставке. Почётные мировые судьи заседали в съезде мировых судей (нередко создавая необходимый кворум), иногда исполняли обязанности председателя или непременного члена, но чаще уклонялись от активной работы в системе мировой юстиции[6][25].
Известные почётные мировые судьи
В почётные мировые судьи нередко избирались значимые для региона люди, ставшие впоследствии известными на всю страну, среди них, например:
- Анненков Иван Александрович — российский политический и общественный деятель, участник движения декабристов[26];
- Вернадский Владимир Иванович — учёный-естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель[27];
- Добровольский Николай Александрович — министр юстиции, генерал-прокурор[28];
- Иловайский Сергей Иванович — юрист, учёный, специалист по финансовому праву[29];
- Кони Анатолий Фёдорович — юрист, общественный деятель, литератор[30];
- Корф Николай Александрович — российский общественный деятель и публицист, организатор земских школ[31];
- Станкевич Андрей Афанасьевич — государственный деятель[32];
- Тимирязев Василий Аркадьевич — литератор, журналист, театральный рецензент и переводчик-полиглот.
Литература
- Дорошков В.В. Мировой судья: исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. — Москва: Норма, 2004. — 319 с. — ISBN 5-89123-800-4.
- Институт мировых судей : учебное пособие / Кузнецова Е.В., Батова О.С., Дербина О.В.. — Вологда: Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 2018. — 189 с. — ISBN 978-5-94991-444-1.
- Институт мирового судьи : история, теория, законодательство, практика / Зотов Д.В.. — Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2019. — 510 с. — ISBN 978-5-9273-2968-7.
- Лонская С.В. Мировая юстиция в России: Монография. — Калининград, 2000. — 215 с. — ISBN 5-88874-192-2.
- Мировая юстиция в России: создание, деятельность, историческая миссия : монография. / Попова А.Д., Лонская С.В.. — Москва: Проспект, 2016. — 552 с. — ISBN 978-5-392-20083-2.
Примечания
- ↑ Лонская, 2000, с. 24—30.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Учреждение судебных установлений 1864 года . Гарант: информационно-правовая система. Дата обращения: 1 июля 2024.
- ↑ Лонская, 2000, с. 56—57.
- ↑ Российское законодательство X-XX веков : в 9 т. Т. 8: Судебная реформа / д. ю. н., проф. Б. В. Виленский. — Москва: Юридическая литература, 1991. — С. 87. — 495 с.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Кузнецова Е.В. Мировая юстиция в пореформенной России (1864-1917 гг.): особенности организации в Вологодской губернии : дисс. ... к.ю.н. 12.00.01. — М., 2010. — С. 67—87. — 210 с.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Кузнецова Е. В. Провинциальный почетный мировой судья: социально-профессиональный портрет // История государства и права. — 2015. — № 11. — С. 42—47. — ISSN 1812-3805. Архивировано 23 ноября 2024 года.
- ↑ Щедрина Ю.В. К вопросу о способах наделения полномочиями мировых судей в нормотворческой деятельности России во второй половине XIX - начале XX века // Новый ракурс. — 2022. — № 3. — С. 85.
- ↑ 8,0 8,1 Устав гражданского судопроизводства // Судебные уставы 20 ноября 1864 года, с изложением рассуждений, на коих они основаны. Часть первая . Консультант Плюс: Классика российского права (проект). Дата обращения: 29 июня 2024.
- ↑ Положение о нотариальной части 1866 года (по изд. 1892 г.) . Официальный интернет-портал правовой информации. Дата обращения: 30 июля 2024.
- ↑ Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 года . Национальная электронная библиотека. Дата обращения: 29 июня 2024.
- ↑ Устав уголовного судопроизводства 1864 года . Гарант: информационная правовая система. Дата обращения: 29 июня 2024.
- ↑ Бузмакова О.Г. Судебная власть в Сибири в конце XIX – начале XX века: Автор. дисс. канд. ист. наук.. — Томск: Томский государственный университет, 2004. — С. 17—18. — 27 с.
- ↑ Давидян Г.М. Организация правосудия в Закавказье в XIX В. : судебные реформы // Вестник Московского университета. Серия 11. Право.. — 2015. — № 2. — С. 80—81.
- ↑ Зайнутдинова Г. Ш. Особенности реализации судебной реформы 1864 г. В Остзейском крае // Вестник экономики, права и социологии. — 2014. — № 2. — С. 126.
- ↑ Чижов Ю.А. Проведение судебной реформы 1864 года в Архангельской губернии // Вестник ЧГУ. — 2010. — № 4.
- ↑ Краковский К. П. Земские начальники и мировая юстиция (реформа местного суда 1889 года) // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. — 2017. — № 1. — С. 53—95. — ISSN 2309-1592.
- ↑ О преобразовании местного суда: закон 15 июня 1912 года . Электронная библиотека исторических документов. Дата обращения: 20 июля 2024.
- ↑ О суде: декрет Совета народных комиссаров от 5 декабря (22 ноября) 1917 г. . Гарант: информационная правовая система. Дата обращения: 20 июля 2024.
- ↑ О концепции судебной реформы в РСФСР : постановение Верховного совета РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801-1 . Гарант: информационная правовая система. Дата обращения: 20 июля 2024.
- ↑ О мировых судьях в Российской Федерации : федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ . Консультант Плюс. Дата обращения: 28 июля 2024.
- ↑ Мировой судья: словарная статья // Юридический словарь [Текст] / Глав. ред.: С. Н. Братусь [и др.]. — Москва : Госюриздат, 1953. — 784 с.
- ↑ Шатовкина Р. В. Организация и деятельность мировых судей в Российской Федерации: автореф. дисс. ... к.ю.н. 12.00.01. — 2002. — С. 11. — 25 с.
- ↑ Лонская, 2000, с. 91—93.
- ↑ Каширский С.В. Становление и функционирование мировых судов в судебной системе России : дисс. ... к.ю.н. 12.00.01. — М.,, 2005. — С. 54—55. — 190 с.
- ↑ Попп И.А. Почетные мировые судьи Пермской губернии в 1870-1880-х гг. : к проблемам организации и деятельности // Проблемы истории, философии и культуры. — 2010. — № 2 (28). — С. 109—123.
- ↑ Анненков Иван Александрович . БРЭ. Дата обращения: 30 августа 2024. Архивировано 30 августа 2024 года.
- ↑ Тетюхин И.Н. В. И. Вернадский - почётный мировой судья // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2010. — № 4. — ISSN 1810-0201.
- ↑ Добровольский Николай Александрович . Генеральная прокуратура Российской Федерации. Дата обращения: 24 августа 2024.
- ↑ Иловайский Сергей Иванович (1861 — 1907) . Томский государственный университет. Дата обращения: 30 августа 2024.
- ↑ Родился выдающийся судебный деятель и литератор Анатолий Фёдорович Кони . Президентская библиотека. Дата обращения: 30 августа 2024.
- ↑ Корф Николай Александрович . Аналитическая служба МГУ имени М.В. Ломоносова,. Дата обращения: 30 августа 2024.
- ↑ Станкевич Андрей Афанасьевич . Воронежская энциклопедия. Дата обращения: 30 августа 2024.
Эта статья входит в число готовых статей и является кандидатом в хорошие с 3 сентября 2024. |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |