Потешные Петра I в кружале
![]() | |
Андрей Рябушкин | |
Потешные Петра I в кружале. 1892 год | |
холст, масло. 106 × 235 см | |
Государственная Третьяковская галерея, Москва | |
инв. 1544 |
«Потешные Петра I в кружале» — картина русского живописца Андрея Рябушкина, написанная в 1892 году[1][2]; это его первое историческое полотно[3]. Оно было приобретено у автора русским меценатом и коллекционером П. М. Третьяковым в 1892 году.
Потешные войска или просто Потешные — особое формирование войск и сил для обучения и воспитания солдат «армии нового строя» и их командиров из подданных Русского царства, созданное царевичем Петром Алексеевичем. Выходцы из потешных войск, как называл их сам царь, впоследствии полностью изменили старую армию России[4].
Интерес к русской истории XVII столетия зародился у Рябушкина еще во время учебы в Императорской Академии художеств. В 1889 году художник писал композитору и художнику Илье Тюменеву:[3]
«Мне хотелось бы знать, с какого века в Москве и по какой были царевы кабаки и когда начали быть кружечные дворы (кружало) и что это за дворы?»
Непосредственно к работе мастер приступил не ранее января 1891 года, он долго размышлял над сюжетом, читал труды Сергея Соловьёва и Михаила Погодина, посещал московские трактиры и кабаки, создавал графические зарисовки (1891, Государственный Русский музей), а в сентябре этого же года отправил Тюменеву длинное письмо на 16 страницах, где подробно изложил сюжет будущей картины.[3]
Событие в основе картины
В основе произведения Андрея Рябушкина — размышления об исторических судьбах России: старая Русь и новаторская деятельность Петра I.
В тесном темном кружале (питейном доме) собрались посетители. Одни одеты в старые зипуны и кафтаны, другие — потешные войска Петра I (представители «армии нового строя») — в мундиры, сшитые на иноземный лад. На полотне обозначены две противоположные группы, акцентированные двумя деревянными опорными столбами. Центральным героем первой группы является молодой капрал в треуголке, демонстративно курящий длинную трубку. Он даже не снял своей треуголки, хотя все остальные присутствующие без шапок[5]. Во второй группе особое внимание привлекает почтенный бородатый мужик в армяке.[3]
Симпатия художника на стороне московского люда. Левая (от капрала) группа находится в глубине. Герой картины сдержан, но в его взгляде чувствуется отчуждение и напряженность. Своим внешним видом и позой он подчеркивает, что выдержит неприязнь и любопытство окружающих. Две противоборствующие группы Рябушкин выделяет не только композиционно, но и цветом: зеленый цвет кафтанов потешных противопоставлен теплым коричневатым оттенкам одежды московской группы.[3] Сюжет картины не совсем ясен, но скорее всего, в этом полотне художник хотел показать тот разлад в среде русских людей, который был вызван реформаторской деятельностью Петра I[5].
Произведение Рябушкина получило высокое признание современников. Илья Репин писал Третьякову: «…очень много воображения. Так переносит в эпоху. Так все неожиданно, не искано и правдиво — хорошая вещь!» А критик Владимир Стасов замечал: «…Кто знает, быть может г. Рябушкину суждено быть настоящим „историческим живописцем“ старой русской истории».[3]
Примечания
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |