Портрет композитора М. П. Мусоргского

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Портрет композитора
М. П. Мусоргского
Modest Músorgski, por Iliá Repin.jpg
Илья Ефимович Репин
Портрет композитора М. П. Мусоргского. 1881 год
Холст, масло. 71.8 × 58.5 см
Третьяковская галерея, Москва

Портре́т компози́тора М. П. Му́соргского — картина, написанная Ильёй Ефимовичем Репиным в 1881 году. Это единственный прижизненный портрет композитора. Впервые портрет был показан в 1881 году на IX передвижной выставке, которая состоялась в доме Юсуповых на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Павел Третьяков не видел картину, но приобрёл её заочно, как только узнал, что Илья Репин начал работать над портретом великого русского композитора. Деньги, полученные за портрет, Илья Репин пожертвовал на памятник Модесту Мусоргскому. В настоящее время картина находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва[1].

История создания

Илья Репин познакомился с Модестом Мусоргским в 1871 году благодаря Владимиру Стасову. Музыка Модеста Мусоргского и сам композитор произвели сильное впечатление на художника. Илья Репин писал:

Какая глубина души, изящество мысли и добродушие в поступках…А какое чутье Руси!
Какая способность вытаскивать из летописной пыли живые перлы характеров,
животрепещущих былей и оживлять всю эту силу подлунную.

В 1872 году Илья Репин по просьбе Модеста Мусоргского оформляет обложку его вокального цикла «Детская». Писать портрет композитора Илья Репин собирался ещё в 1873 году, но сильное переутомление, резко отразившееся на здоровье художника, не позволили ему сразу взяться за работу. В апреле 1873 года Илья Репин с семьёй уезжает заграницу. Но и на расстоянии художник и композитор заинтересованно следят друг за другом. Восхищённый картиной «Бурлаки на Волге», Модест Мусоргский доверяет художнику свои заветные замыслы, связанные с «Хованщиной»[2].

Илья Репин же заграницей пользуется каждым случаем послушать музыку любимого композитора, в том числе оперу «Борис Годунов», клавир которой был привезён в Париж вдовой композитора Александра Серова. Илья Репин и Модест Мусоргский изредка переписывались. Это тяготение друг к другу было не только проявлением личной симпатии, оно также основывалось на близости их творчества, на народных темах, которых обоим творцам были так дороги. Позже Владимир Стасов напишет:

Репин — мало того, что большой живописец, он ещё много лет был связан с Мусоргским дружбою
и от всей пламенной души любил и понимал музыкальные творения Мусоргского.
Оттого-то и портрет вышел у него таков, что без волнения и радости не взглянет на него никто из тех,
у кого есть истинное художественное чувство в душе.

Илья Репин приехал в Петербург в конце февраля 1881 года на открытие IX передвижной выставки. От Владимира Стасова он узнаёт, что тяжело больной Мусоргский находится в Николаевском военном госпитале. В начале Великого поста болезнь ненадолго отступает, и Илья Репин едет к Модесту Мусоргскому в госпиталь, находившийся на Конногвардейской улице в доме № 63 (сейчас Суворовский проспект, 63). Здесь в больничной палате на протяжении четырёх дней (со 2 по 5 марта 1881 года) он писал портрет композитора. В перерывах Модест Петрович и Илья Ефимович беседовали на разные темы, читали газеты, обсуждали убийство народовольцами Александра II и последовавшие за этим репрессии. В больнице Модеста Мусоргского навещали друзья и знакомые, он делился с ними своими творческими планами. Получив от Павла Третьякова деньги за портрет, купленный заочно, Илья Репин собирается отправить их на лечение Модеста Мусоргского. Но никакое лечение не могло уже помочь. Модест Мусоргский умирает 16 марта 1881 года. Узнав об этом, Илья Репин отдаёт свой гонорар на сооружение надгробного памятника композитору в Александро-Невской лавре[3].

Портрет Модеста Мусоргского впервые был представлен на IX передвижной выставке в Санкт-Петербурге и вызвал восторженные отзывы у всех, кто знал композитора. Владимир Стасов рассказывал, что Иван Крамской, увидев впервые эту картину, долго от неё не отходил, а затем произнёс: «Что это нынче Репин делает, просто непостижимо! Тут у него какие-то неслыханные приемы, сроду никем не пробованные… Но как нарисовано всё, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано! Посмотрите эти глаза! Они глядят как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, — а много ли на свете портретов с таким выражением? А тело, а щёки, лоб, нос, рот — живое, совсем живое лицо, да ещё всё в свету, от первой и до последней чёрточки, всё в солнце, без одной тени — какое создание!»[4].

Описание картины

Вышитую косоворотку и халат прислала Модесту Мусоргскому в больницу Мальвина Рафаиловна Кюи. В этом халате и изобразил его Илья Репин. На портрете Модеста Мусоргский изображён без прикрас. Перед нами тяжело больной человек в серо-зеленоватом халате с малиновыми отворотами. Светлый фон, состоящий из мельчайших мазков голубого, лилового и серого, даёт нам возможность сосредоточиться на лице композитора. В его глазах читаются и воспоминания о свершённом, и печаль от того, что не всё, что хотелось, было осуществлено[5].

Портрет Модеста Мусоргского является одним из лучших произведений Илья Репина. Он потрясает не только поразительным сходством, но и глубочайшим проникновением во внутренний мир человека[6].

Ссылки

Примечания

  1. Портрет композитора М.П.Мусоргского. Третьяковская галерея. Моя Третьяковка. Дата обращения: 7 сентября 2023.
  2. Гордеева Е. М. М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников. — М.: Музыка, 1989. — С. 263—264. — 319 с.
  3. Прибульская Г. И. Репин в Петербурге. — Л.: Лениздат, 1970. — С. 135—137. — 295 с.
  4. Белошапкина Янина. Портрет Мусоргского. журнал «Искусство», №24 (2008). Дата обращения: 7 сентября 2023.
  5. Орлова А. А. Мусоргский в Петербурге. — Л.: Лениздат, 1974. — С. 219—223. — 240 с.
  6. История всей жизни в одном портрете. Культурология.РФ. Дата обращения: 7 сентября 2023.