Питбайк

Материал из «Знание.Вики»
Питбайк

Питба́йк (англ.pitbike) — упрощённая версия мотоцикла, более компактная и лёгкая для внедорожной и дорожной езды, которая не требует регистрации в государственной инспекции безопасности дорожного движения. Стоимость питбайка ниже стоимости мотоцикла[1].

История появления

История появления питбайка началась с эволюции велосипеда. Самые первые питбайки появились в середине XX века в Южной Калифорнии (США). Они заменили медленные велосипеды, которые использовались для передвижения по пит-лайну. Пит-лайн — часть гоночной трассы, площадка, где ремонтируют и обслуживают технику, которая участвует в гонке. Отсюда и возникло название pitbike — байк для технического бокса. Именно на них передвигался технический персонал.

Маленькие и быстрые мотоциклы заменили медленные велосипеды в США в 50-х — 60-х годах. Мощность их двигателя составляла 5 лошадиных сил.

В середине 60-х годов в США появились японские питбайки Honda Super Cub 50. Именно с них началось всемирное распространение японских мотоциклов.

Популярным питбайком для обслуживания трасс в то время был Honda Z50 Mini Trail. Эта модель начала выпускаться в США в 1968 году. А в Японии этот экземпляр сошёл массово с конвейера в 1961 году. Он был небольшого размера, получил прозвище monkey bike, так как посадка на нём выглядела по-обезьяньи. Он покорил всех своими небольшими габаритами, стоил недорого и был прост в обслуживании.

Питбайки начали массово продаваться в конце 1960-х годов. Этот новый вид транспорта стал интересен не только взрослым, но и детям[1].

Первые питбайки, которые были адаптированы для езды по мотокроссовым трассам появились в начале 2000-х годов. Сегодня термин питбайк означает уже другие характеристики. Это уже мини - мотоцикл для спортивных дисциплин: мотокросс, эндуро, супермото и фристайл.

Разновидности питбайков

Питбайки делятся на три большие группы. Между собой они различаются мощностью и настройками двигателя, размером колёс и комплектацией.

  1. Эндуро — гонка по полному бездорожью с участками разного рельефа. На эндуро-питбайке должны быть колёса маленького диаметра, 17 и 14 дюймов, высокопрофильная резина, короткая колёсная база, низкая высота по седлу, небольшой вес, двигатель объёмом 150-250 кубов, равномерное распределение крутящего момента[2].
  2. Кроссовые питбайки используют для гонок по подготовленной трассе. На кроссовом питбайке должны быть крупные колёса, высокая посадка в седле, вынесенная вперёд вилка, жёсткая подвеска, короткие передачи, резкий отклик на ручку газа и настройка двигателя на быстрый выход на высокие обороты, двигатель объёмом 250-450 кубов и мощностью от 25 до 50 лошадиных сил, маленький объём бензобака, в комплектации обычно нет подставки, фары, электростартера, защиты рук[2].
  3. Универсальные. Они предназначены для любительского катания по бездорожью. По характеристикам универсальные питбайки ближе к эндуро, только проще. Объём двигателя 125-150 кубов, мощность 15-20 лошадиных сил. Большинство универсальных моделей относятся к обычным мотоциклам. На них уже выдаётся паспорт транспортного средства (ПТС), нужны водительские права, регистрация в государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД). На таких питбайках можно ездить по обычным автомобильным дорогам[2].

Соревнования

Питбайки как вид транспорта могут участвовать в ряде соревнований. Там можно попробовать свои силы в роли мотогонщика.

  1. Кантри. Езда по любой пересечённой местности в любое время года. Заезд массовый, участвуют в нём все, у кого есть питбайк. Особых требований к технике или её параметрам не предъявляется, можно гнать на любом питбайке.
  2. Мини мотокросс. Заезд по мотокроссовой трассе со сложными рельефами, трамплинами, всевозможными препятствиями на пути гонщика. Используется техника с диаметром колёс 14/12 или 17/14 дюймов. Повышенные требования предъявляются к качеству покрышек и подвескам. Обязательно наличие защитной экипировки у гонщика, так как эта дисциплина одна из самых травмоопасных.
  3. Супермото. Заезд на любом ровном покрытии, обычно проводится на приспособленных для этих гонок трассах. Чаще всего для этого используют байки с диаметром колёс 12 или 14 дюймов, а также специальные покрышки Slick, которые обеспечивают максимальное сцепление с дорожным покрытием.
  4. Мотофристайл. Одна из новых дисциплин. Это состязание предъявляет достаточно высокие требования к качеству техники, так как райдеру приходится выполнять различные трюки, прыжки с трамплинов с акробатическими элементами. Эта дисциплина опасна, без подготовки и тренировок там делать нечего.
  5. Парк. Тоже недавно возникшее направление. Здесь гонщики катаются в специальных Скейт или BMX парках. Задача водителя — выполнять трюки, различные фигуры в прыжке. Для участия в подобном состязании вес пита максимально снижается. Как правило, используются аппараты с 12-дюймовыми колёсам. На этих байках нет вообще ничего, кроме рамы, колёс, двигателя, даже фары головного света отсутствуют[3].

В России каждый год проводится Кубок России по эндуро на мотоциклах. Допускаются к соревнованиям дети с 16 лет.

Гонки на питбайках в России имеют большую популярность. Они дошли до дисциплины супермото, класс МиниМотард — это самый доступный вид гонок по кольцу с грязевой секцией. В 2014 году состоялся Кубок России в этом классе, в 2015 году прошёл Чемпионат России. [4].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Питбайки - история, особенности, производители. Мото - эксперт. Дата обращения: 8 июня 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Какие есть виды питбайков и чем они отличаются. BSE Russia. Дата обращения: 9 июня 2024.
  3. Всё о питбайках. Вне дорог. Дата обращения: 8 июня 2024.
  4. Эндуро на мотоциклах. Федерация мотоциклетного спорта России. Дата обращения: 9 июня 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!