Петрова-Званцева, Вера Николаевна
Вера Николаевна Петрова-Званцева | |
---|---|
| |
Имя при рождении | Вера Николаевна Петрова |
Дата рождения | 31 августа (12 сентября) 1875 |
Место рождения |
Саратов, Российская империя |
Дата смерти | 11 февраля 1944 (68 лет) |
Место смерти | Москва, СССР |
Страна | Российская империя СССР |
Профессии | оперная певица |
Певческий голос | меццо-сопрано |
Награды | |
Медиафайлы на Викискладе |
Вера Николаевна Петрова-Званцева (урождённая Петрова; 31 августа (12 сентября) 1875, по другим данным 1878[1] или 1876[2] год — 11 февраля 1944) — русская и советская оперная певица (меццо-сопрано) и педагог вокала, профессор; Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931).
В своё время певицу называли «Шаляпиным в юбке»[3].
Биография
Родилась в Саратове 31 августа (12 сентября по новому стилю) 1875 года в семье служащего.
Окончив гимназию, стала заниматься вокалом. Первый её педагог в Саратове — Софья Григорьевна Логинова (урождённая Трирогова, 1851 — после 1912)[4] — оперная певица контральто, преподаватель пения, которая в своё время брала уроки у знаменитой певицы Дарьи Михайловны Леоновой.
С 1891 года Вера Петрова начала концертную деятельность. Для продолжения профессиональной работы требовалась более высокая подготовка, на которую не хватало материальных средств, и молодая певица зарабатывала концертными выступлениями. В 1894 году она дала в Саратове большой концерт, принёсший некоторые средства, и она уехала учиться в Московской консерватории. Причем по рекомендации В. Сафонова была сразу зачислена на 3-й курс. Её педагогами были: по вокалу — В. Зарудная, по гармонии — М. М. Ипполитов-Иванов, по сценическому мастерству — И. Булдин[4].
В 1897 году, по окончании консерватории[1][5], поступила в Орле в антрепризу Оперное товарищество Н. Унковского (дебютировала в партии Вани — «Жизнь за царя» М. Глинки), выступала в разных городах (Елец, Курск); в 1898—1899[4] или в 1898−1900 годах[2] — солистка Тифлисской оперы (ныне — Грузинский театр оперы и балета им. Палиашвили). Осенью 1899 года, по рекомендации своего педагога Ипполитова-Иванова, принята в Московскую частную русскую оперу С. И. Мамонтова (дебютировала в партии Любаши — «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)[4].
В 1901 году вместе с Михаилом Ипполитовым-Ивановым и Варварой Зарудной стала инициатором создания театрального «Товарищества артистов московской частной оперы». В 1904 году «Товарищество артистов московской частной оперы» было закрыто и влилось в созданный С. И. Зиминым Театр Зимина, куда перешла Петрова-Званцева и где с некоторыми перерывами проработала до 1923 года, то есть почти до самого конца, когда театр Зимина был преобразован в филиал Большого театра (Вокально-энциклопедический словарь даёт другие даты её работы в театре Зимина: 1905—1918 годы.[1]).
В продолжение всего творческого периода, работая на разных оперных сценах, певица постоянно гастролировала по российским городам (Киев, Тифлис, Нижний Новгород, Харьков, Одесса, Рига, города Поволжья) и за рубежом (Япония — в 1908 году вместе с певцом Н. А. Шевелёвым, Франция — по приглашению известного французского дирижёра Э. Колонна, Германия — в Берлине выступала в опере в «Кармен»)[4].
Музыкальная энциклопедия пишет о певице:[2]
«Обладала голосом широкого диапазона (as-h 2), большой силы и необычайной лёгкости; отличалась ярким драм. талантом и темпераментом, искусством перевоплощения. В обширном репертуаре певицы были самые разнохарактерные партии; наиболее близки П.-З. сильные, драм. образы».
Пружанский А. М. отмечает, что по свидетельству критики, созданный ею образ Кармен «ознаменовал большой сдвиг в оперном театре, характерный для начавшейся в начале XX века борьбы за реализм на оперной сцене». Сам автор словаря про певицу пишет:[6][4]
«Обладала мощным, ровным голосом теплого тембра и обширного диапазона (от ля-бемоль малой до си 2-й октавы), ярким артистическим темпераментом. Исполнение отличалось свободой сценического поведения, хотя порой игра приобретала черты экзальтации, особенно в драматических партиях. Художественному росту певицы во многом способствовал Н. Н. Званцев, готовивший с ней партии».
Там же приводятся цитаты о творчестве певицы, в частности, слова Н. Кочетова:
«Будет ли опера музыкальной драмой или она превратится в какую-либо иную форму искусства, но когда слушаешь таких певиц, как Петрова-Званцева, — хочется верить, что опера останется не спортом, не состязанием певцов на силу голоса, не дивертисментом в костюмах, но глубоко содержательной, вдохновенной сценической формой театрального искусства».
Оперную сцену певица оставила в 1922 году[2], какое-то время ещё продолжала выступать с концертами. Один из последних концертов артистки состоялся в феврале 1927 года.
Умерла в Москве 11 февраля 1944 года и была похоронена на Новодевичьем кладбище города.[7]
Личная жизнь
Муж: оперный певец, режиссёр оперных спектаклей, профессор Московской консерватории Н. Н. Званцев, настоящая фамилия которого Званцов[8]. Выйдя замуж, певица добавила к собственной фамилии Петрова его псевдоним Званцев, став Петровой-Званцевой.
- Дети[9]:
- Евгения (1897—1974) — служащая завода грамзаписи;
- Татьяна (1913—1994) — замужем за Г. В. Логвиновичем (доктор технических наук, академик АН Украины; начальник отдела гидродинамики НИЦ ЦАГИ, заместитель председателя Научного совета РАН по механике);
- София (данные отсутствуют).
Русский художник К. Петров-Водкин в 1913 году написал портрет певицы.
Деятельность
Концертная
Концертная деятельность певицы включала произведения И. С. Баха, Р. Вагнера, С. Василенко (из произведений последнего она исполняла поэмы «Девушка пела» и «Тар» (первая исполнительница, 1909), «Вдова» (первая исполнительница в Берлине, 6 февраля 1912, п/у автора) и сольные партии в сюите «Заклинания» (1911) и т. д.).
В марте 1909 года и феврале 1912 года с большим успехом концертировала в Берлине (под управлением С. Василенко), с исполнением произведений Николая Римского-Корсакова и Петра Чайковского. В 1912 году пела в концерте в Лейпциге.
Петрова-Званцева записывалась на грампластинки (свыше 40 произведений) в Москве («Колумбия»/Columbia, 1903; «Граммофон», 1907—1910) и Петербурге («Пате»/Pathé, 1905); на фирмах «Музтрест» (1907, 1910) и «Зонофон» (1908).
Певице посвятили свои романсы М. М. Ипполитов-Иванов («Псалмопевец Давид» (О царь, скорбит душа моя). Op. 40 № 1, «Царь Саул» (Душа изнывает моя). Op. 40 № 2, «Легенда о Мёртвом море». Op. 40 № 3 из цикла «Три библейских стихотворения» на стихи К. Р., издано в Москве: Юргенсон, 1904); Н. Миклашевский («О, не сердись», 1909) и С. Василенко («Говори мне, мой милый», 1921)[4].
Оперная
В. Н. Петрова-Званцева обладала сильным, ровным голосом теплого тембра и обширного диапазона, а также ярким артистическим темпераментом. Её исполенние отличалось свободой сценичечского поведения; иногда приобретая черты экзальтации, особенно в драматических партиях. Репертуар артистки включал около 40 партий (сопрано и меццо-сопрано). Её искусство высоко ценили А. Аренский, Э. Колонн, С. Кругликов, А. Никиш, Н. Римский-Корсаков, Р. Штраус.[10]
Педагогическая
Руководила оперным классом в московской Народной консерватории. В 1912—1930[4] или в 1916—1932 гг.[2], а по другим данным — в 1916—1931 гг.[11], преподавала в Московской консерватории (с 1926 года — профессор[4]). В те же годы в конце 1920-х — 1930-х годов работала в техникумах им. В. В. Стасова и А. К. Глазунова, где вела классы сценической постановки.
Среди её учеников: Е. Богословская, К. Васькова, В. Волчанецкая, А. Глухоедова, Н. Дмитриевская, С. Крылова, М. Шутова.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Вокально-энциклопедический словарь. Петрова-Званцева Вера Николаевна
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Петрова-Званцева В. Н. // Окунев — Симович. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1978. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 4).
- ↑ «Шаляпин в юбке» − Так называли ныне забытую звезду дореволюционной оперы Веру Петрову-Званцеву
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 Отечественные певцы 1750—1917. Петрова-Званцева Вера Николаевна
- ↑ Классическая музыка.ru // ВЕРА НИКОЛАЕВНА ПЕТРОВА-ЗВАНЦЕВА . Дата обращения: 3 марта 2011. Архивировано 14 декабря 2010 года.
- ↑ «Московский листок», 1900, № 1.
- ↑ Могила Званцевых, Логвинович
- ↑ Вокально-энциклопедический словарь. Званцев Николай Николаевич
- ↑ Российское генеалогическое древо — Z Архивировано 23 марта 2011 года.
- ↑ Вера Николаевна Петрова-Званцева
- ↑ Петрова-Званцева // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 12 сентября
- Родившиеся в 1875 году
- Родившиеся в Саратове
- Умершие 11 февраля
- Умершие в 1944 году
- Умершие в Москве
- Певцы и певицы по алфавиту
- Оперные певцы и певицы Российской империи
- Оперные певцы и певицы СССР
- Оперные певцы и певицы XIX века
- Оперные певцы и певицы XX века
- Заслуженные деятели искусств РСФСР
- Музыканты по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Сопрано
- Выпускники Московской консерватории
- Преподаватели Московской консерватории
- Похороненные на Новодевичьем кладбище