Орлята России (проект)

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
«Орлята России»
Членство добровольное
Официальный язык русский
Руководители
Председатель правления движения Кравцов Сергей Сергеевич
Председатель наблюдательного совета движения Министр просвещения Российской Федерации
Документ [1]
Основание
Дата основания 1 сентября 2023 года
Сайт https://https://orlyatarussia.ru

«Орля́та Росси́и» — масштабный всероссийский проект для начальной школы по воспитанию активных граждан нашей страны, объединяющий миллионы детей, учителей и родителей. Смысловым девизом проекта стала фраза «Учимся! Растём! Мечтаем ВМЕСТЕ!».

Старт проекта был дан в 2021 году. Смысл данного проекта в том, чтобы совместно с товарищами совершать различные добрые дела, юные орлята учатся быть добрыми, смелыми, честными, ответственными и совершать хорошие поступки на пользу общества[1].

История проекта

Необходимость проекта связана с возобновлением в начальной школе системы общественного воспитания, опираясь на опыт и достижения отечественной педагогики, признанной одной из лучших в мире.

Первые младшие группы при пионерских отрядах появились в 1923 году в Москве. В 1924 году этим группам было решено присвоить единое название — «октябрята», поскольку в них принимались дети — ровесники Октябрьской революции 1917 года, возраст которых составлял на тот момент 7 лет. Название «октябрята» младшие группы школьников при пионерских дружинах носили до 1991 года.

Октябрёнок — это маленький смелый первооткрыватель. Он готов идти новыми дорогами, узнавать мир, справляться с трудностями на пути к поставленной цели. Его жизнь полна интересных встреч, добрых дел, невероятных приключений и удивительных открытий.

В Советском Союзе так называли детей в возрасте от 7 до 10 лет, младшие школьники 1-3 классов[2].

В начальных классах закладываются духовно-нравственные основы личности человека. Ребёнок приобретает опыт общения со сверстниками, наставниками, учителями и лидерами мнений, который формирует его как личность в дальнейшем. Учитывая это, в основу проекта была положена идея развития ребёнка через коллективную творческую деятельность[3].

Понятие «Коллективно Творческое Дело» было введено в обиход Ивановым Игорем Петровичем (академик  Российской Академии образования, автор методики Коллективных Творческих Дел), как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы, детская группа, создавала его впервые[4].                      

В основе лежит 3 основные идеи:

  • Коллективное (совместная работа взрослых и детей);.
  • Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности взрослых и детей);.
  • Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни)..

Коллективная творческая деятельность (КТД) –это создание положительного эмоционального настроя, сплочение коллектива, знакомство детей друг с другом, выявление способностей и интересов детей, выявление лидера[5].

КТД – это форма работы, которая направлена на:

  • Развитие творческих способностей;
  • Развитие интеллектуальных способностей;.
  • Реализацию коммуникационных потребностей;.
  • Обучение правилам и формам совместной работы.
Эмблема Министерства просвещения Российской Федерации

Основным регулирующим органом является Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) — федеральный орган исполнительной власти России в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.

В течение 2022 года была создана система треков и подготовлены учебно-методические комплексы:

  • программа повышения квалификации учителей начальных классов по подготовке к реализации проекта;
  • пособие с программой смен «Содружество Орлят России» для детских лагерей;
  • программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» рекомендована Министерством просвещения для внеурочной деятельности в рамках обновлённых ФГОС НОО и ФГОС ООО (Письмо от 05.07.2022 № ТВ-1290/03).

Разработка программы

Министерство просвещения России реализует функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания. Минпросвещения России не имеет в своей структуре как представительств за рубежом, так и территориальных органов в субъектах Российской Федерации. Всероссийский детский центр «Орлёнок» и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский детский юношеский центр» с сентября 2021 год реализуют программу развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»[6][7].

Всероссийское признание

Участниками программы являются более 100 тысяч классов из всех регионов Российской Федерации, а это более миллиона детей и взрослых. Учебно-методический материал, разработанный командой проекта, широко используется учителями в течение учебного года во внеурочной деятельности. Реализация первого этапа проекта подтвердила, что востребованы и важны заложенные в «Орлятах России» смыслы. Важны для детей, для взрослых, для всей нашей страны.

Миссия и направления проекта

Миссия

Программа направлена на формирование социально-значимых ценностей обучающихся — Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание. Проект объединил детей, учителей, родителей и старших подростков, которые выступают в роли наставников для младших школьников. В основе проекта — забота и дело. Все Орлята России живут по законам добра, чести и справедливости. Они гордятся своей Родиной, вместе и сообща заботятся об окружающем мире, держат слово, любознательны и готовы узнавать новое.

Направления

Баннеры треки Орлят России

«Орлята» в активной деятельности познают разные стороны окружающего мира и людей посредством прохождения семи треков проекта:

  1. «Орлёнок — Лидер». В рамках данной программы школьники учатся командной работе, дружбе, получают лидерские навыки. Всё это проходит в формате интересных игр. Символом данного трека является конструктор «Лидер».
  2. «Орлёнок — Хранитель исторической памяти». В нём дети узнают историю своей Родины, в том числе и малой, историю своей семьи. С помощью этой категории ребята учатся любить Родину, а также сохраняют историческую память. В этом им помогают различные патриотические фильмы, сценки, книги и уроки памяти. Альбом «Мы — хранители» становится наглядным символом этого трека.
  3. «Орлёнок — Мастер». Ценностями являются труд и мастерство. В рамках этого трека дети делают различные поделки, рисуют, вырезают открытки. В общем, стараются проявлять свои творческие способности. Символ мастеров — Шкатулка мастера.
  4. «Орлёнок — Эрудит». Смысл состоит в том, чтобы научить и заинтересовать детей в получении новых знаний. В этом треке учителя проводят различные квизы, викторины, открытые уроки, организовывают экскурсии в музеи и библиотеки. Символом этой категории является конверт-копилка.
  5. «Орлёнок — Спортсмен». Суть этого трека заключается в популяризации здорового образа жизни и спорта. Ведь очень важно, чтобы дети росли физически развитыми и здоровыми. Ребята участвуют в весёлых стартах, различных спортивных играх и викторинах, посвящённых здоровью и спорту. Более того, в этом детям помогает символ трека — ЗОЖик.
  6. «Орлёнок — Доброволец». Благодаря этому треку дети получают такие качества, как доброта, забота, сопереживание. Ребята вместе с учителем и наставником помогают приютам, детским домам. Также они участвуют в субботниках, помогают организовывать различные мероприятия. Круг Добра является символом добровольцев.
  7. Баннеры треки Орлята России
    «Орлёнок — Эколог». Школьники учатся любить природу, Родину и бережно относиться к экологии. Всё это возможно благодаря открытым урокам на тему экологии, экскурсиям в заповедники и парки, мастер-классам по созданию кормушек. Символом данной категории является Рюкзачок эколога.[8]

Самые активные участники программы примут участие в тематических сменах во Всероссийском детском центре «Орлёнок» и Всероссийском детском центре «Океан»[9].

Торжественное вступление в Орлята России

Торжественное посвящение в Орлята России для всех её участников — знаковое событие. В этот праздничный день рядом с Орлятами находятся учителя, родители, старшеклассники-наставники, приглашенные гости, которые разделяют с ними радость вступления в движение. Это торжественное мероприятие особенно важно для ребят, поскольку их ждёт много нового, познавательного, интересного и полезного.

Вступая в «Орлята России», дети принимают на себя обязанности своим поведением соответствовать этому гордому званию. С этого момента Орлята носят на груди значок как знак принадлежности к большой и славной орлятской семье и соблюдают её Законы. Орлятский значок символизирует единство всех Орлят и означает, что ребята, которые его носят своими делами и поступками служат примером для других, помогают создавать в классе интересную жизнь, являются верными и преданными друзьями. Младший школьник, принятый в Орлята, понимает, что теперь он — не просто ученик, он — в большой и дружной команде Орлят России и отвечает не только за себя, но и за товарищей по классу. Орлята России учатся дружбе, взаимовыручке, делают добрые дела, с пользой проводят свободное время. Торжественная церемония посвящения в Орлята России проводится в период вступления класса в программу[10].

Авторы и создатели движения

Основными авторами проекта являются:

Книга вожатого

Основным изданием на данный момент времени является «Книгой вожатого», которая содержит в себе лучшие педагогические практики и будет полезна как педагогам, так и родителям. «Книга вожатого» была создана Министерством просвещения РФ и ФГБОУ «ВДЦ «Орлёнок» в Год педагога и наставника в России. Она является результатом сотрудничества опытных специалистов по работе с детьми, педагогов, вожатых и психологов. Каждый из них внёс свой вклад в создание этого руководства для всех тех, кто хочет повысить свою экспертизу в области взаимодействия с детьми и подростками. Книга содержит множество ценных советов, методик и примеров, которые помогут вам стать другом, наставником и опытным взрослым рядом с ребёнком. Одной из главных целей создания книги является поддержка и развитие педагогической культуры в России. Всё описанное в ней проверено многолетним опытом и практикой. [12].

Примечания

  1. Орлята России. Всероссийский детский центр «Орлёнок» (май 2021). Дата обращения: 2 июня 2024.
  2. Октябрята (1 января 2015). Дата обращения: 7 июня 2024.
  3. Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика (1 января 1989). Дата обращения: 7 июня 2024.
  4. Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика. Дата обращения: 12 июня 2024.
  5. Методика проведения КТД (1 января 2023). Дата обращения: 7 июня 2024.
  6. Движение Первых. Орлята России (1 февраля 2022). Дата обращения: 4 июня 2024.
  7. О Министерстве (20). Дата обращения: 4 июня 2024.
  8. Институт воспитания | ФГБНУ ИИДСВ. Орлята России: Нас выбрало время!. Институт воспитания | ФГБНУ ИИДСВ (25 февраля 2024). Дата обращения: 4 июня 2024.
  9. РДДМ. Продолжается регистрация классов-команд в программу «Орлята России». РДДМ (23 июня 2023). Дата обращения: 4 июня 2024.
  10. Сценарий торжественной церемонии «Посвящение в Орлята» (22 сентября 2023). Дата обращения: 7 июня 2024.
  11. Векторы развития. Вестник Образования (12 мая 2022). Дата обращения: 2 июня 2024.
  12. ВДЦ Орлёнок. Книга вожатого (16 января 2024). Дата обращения: 4 июня 2024.

Ссылки