Молодёжная (антарктическая станция)
Антарктическая станция | |
Молодёжная | |
---|---|
Статус | действующая сезонная |
Страна | СССР → Россия, Белоруссия |
Дата основания | февраль 1962 года |
Синоптический индекс | 89592 |
Высота метеоплощадки | 39,9 м |
Координаты | 67°39′56″ ю. ш. 45°50′26″ в. д. / 67.6656° ю. ш. 45.8406° в. д. (G) (O) (Я) |
|
Молодёжная — советская, затем российско-белорусская антарктическая станция; с 2006 года функционирует как сезонная база.
Температура самых холодных месяцев (июль-август) — минус 19 °C, температура января — около 0 °C.
История
Открыта Владиславом Гербовичем в феврале 1962 года на побережье моря Космонавтов.
Долгое время станция «Молодёжная», будучи самым масштабным объектом подобного рода, считалась столицей Советской Антарктиды. На базе функционировало около семидесяти построек, выстроенных в улицы. На ней могло одновременно жить и работать до 150 человек. Здесь находились не только жилые комплексы и научно-исследовательские лаборатории, но также нефтебаза и аэродром, способный принимать такие крупные самолёты, как ИЛ-76[1].
В 1990-е годы в районе станции производились некоторые научные исследования и природоохранные мероприятия по выполнению требований Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике. Молодёжная была Законсервирована в 1999 году: 9 июля на станции был спущен российский флаг[2], после чего зимовочный состав отбыл на судне «Академик Фёдоров» на родину.
С 2006 года вместе с российскими полярниками здесь работала Белорусская антарктическая экспедиция[3]. На март 2013 года здесь работало 16 российских полярников и 3 белорусских[4]. Первоначально белорусские полярники жили и работали в 18 км от станции «Молодёжная», в районе горы Вечерняя в старых постройках времён СССР.
В 2016 году 8-й Белорусской антарктической экспедицией в том же месте были построены жилые модули. В настоящий момент белорусская станция Гора Вечерняя является самостоятельной и ближайшей к станции «Молодёжная» полярной станцией.[5]
Аэродром
Для обслуживания станции авиацией возле неё сооружались взлётно-посадочные полосы (ВПП). Так в 1967 году существовало две ВПП длиной по 1,5 км и одна длиной 3 км[6]. В конце 1970-х годов на леднике в 12 км восточнее станции специалистами «Ленаэропроекта» велось сооружение аэродрома, способного принимать тяжёлые типы воздушных судов. Взлётно-посадочная полоса аэродрома создавалась путём многослойного намораживания и уплотнения фирна поверхности ледника.
В конце 1979 года ВПП была готова. Её длина составляла 2560 м, ширина 42 м, боковые полосы безопасности по 50 м, также имелись концевые полосы безопасности. В феврале 1980 года на новую полосу сел Ил-18Д, доставивший полярников[6]. После чего началась регулярные ежегодные перелёты из Ленинграда в Антарктиду для смены полярников и доставки части грузов. В 1980-е годы продолжилось совершенствование взлётно-посадочной полосы, и в 1986 году она приняла первый Ил-76[6].
Примечания
- ↑ Наша Антарктика: 7 легендарных советских и российских антарктических станций Архивная копия от 18 апреля 2021 на Wayback Machine // Novate.ru
- ↑ К 40-летию станции «Молодёжная» в Антарктиде . // РИА «Новости» (14 января 2003). — «44-я научная экспедиция под руководством Леонида Сергеевича Алексеева на «Молодёжной» оказалась последней: 9 июля 1999 года флаг РФ на станции был приспущен, после чего зимовочный состав отбыл на судне «Академик Фёдоров», а сама станция была законсервирована». Дата обращения: 5 сентября 2010. Архивировано 29 июля 2023 года.
- ↑ Беларусь в Антарктике. Зачем стране собственная полярная станция и какой она будет?
- ↑ Вести с Молодёжной: в Антарктиде внутри камней найдена жизнь
- ↑ Белорусы в Антарктике: над чем работают ученые и зачем полярникам своя нефтебаза
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Болосов А. Н. Полярная авиация России 1946—2014 гг.. — Паулсен, 2014. — С. 212. — 468 с. — ISBN 978-5-98797-086-7.
Литература
- Саватюгин Л. М., Преображенская М. А. 10.4 Станция Молодёжная // Российские исследования в Антарктике. — СПб.: Гидрометеоиздат, 1999. — Т. 1 : (Первая—Двадцатая советская антарктическая экспедиция). — С. 132—139. — ISBN 5-286-01265-5.