Михеев, Сергей Викторович
Сергей Викторович Михеев | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата рождения | 22 декабря 1938 (85 лет) | ||||||
Место рождения | Хабаровск, СССР, РСФСР | ||||||
Научная сфера | авиастроение | ||||||
Место работы | ОАО «Камов» | ||||||
Альма-матер | МАИ | ||||||
Учёная степень | доктор технических наук (1984) | ||||||
Учёное звание | академик РАН (2011) | ||||||
Известен как | создатель Ка-50 | ||||||
Награды и премии |
|
Серге́й Ви́кторович Михе́ев (род. 22 декабря 1938, Хабаровск) — советский и российский авиаконструктор, генеральный конструктор ОАО «Камов». Доктор технических наук (1984), академик РАН (2011). Герой Российской Федерации (1997), заслуженный деятель науки Российской Федерации (2009). Лауреат Ленинской премии и Государственной премии Российской Федерации.
Биография
Сергей Викторович Михеев родился 22 декабря 1938 года в городе Хабаровске Хабаровского края в рабочей семье Виктора Степановича Михеева (1913—1987) и Евдокии Петровны Леоновой (1919—1989). В 1952—1957 годах семья жила на Крайнем Севере — в Певеке и Анадыре, куда отец был направлен после окончания краевой партийной работы[1]. Школу окончил в Анадыре в 1956 году. В Доме пионеров увлекся авиамоделизмом. В те времена по отдалённым местам СССР можно было перемещаться, в основном, с помощью авиации, и, поскольку отца Михеева несколько раз переводили по служебным делам, то налетаться ещё в детстве пришлось достаточно. И Сергей твёрдо решил стать авиаконструктором[2]. В 1962 году Михеев окончил Московский авиационный институт. Вертолётостроением Сергей Михеев увлекся на последних курсах института. Дипломный проект написал по тяжёлому четырёхвинтовому вертолёту-крану. Защищался в ОКБ, которым руководил Николай Ильич Камов, он же лично присутствовал на защите. Его защита длилась необычно долго — как он узнал впоследствии, в конструкторском бюро Камова как раз занимались такой разработкой, поэтому и задавали бывшему студенту множество вопросов. Тогда же старейший советский конструктор вертолётов обратил внимание на талантливого выпускника МАИ: Михеева взяли в ОКБ без проблем[2].
Михеев быстро продвигался по карьерной лестнице, за 12 лет вырос от начальника бригады до ведущего конструктора, начальника ведущего отдела ОКБ. В 1974 году он был назначен главным конструктором Ухтомского вертолётного завода, в 1987 году — генеральным конструктором ВНТК имени Н. И. Камова. С 1994 года — президент и генеральный конструктор ОАО «Камов»[1].
В 2008 году АО «Камов» стало частью холдинга «Вертолёты России», объединяющего все вертолётостроительные предприятия страны.
Под руководством Михеева был создан целый ряд уникальных машин. Это лёгкие боевые вертолёты: корабельные Ка-27, Ка-29, Ка-31; были спроектированы уникальные боевые ударные вертолёты Ка-50 «Черная акула» и Ка-52 «Аллигатор», лёгкие боевые вертолёты: корабельные Ка-27, Ка-29, Ка-31; многоцелевой военный Ка-60 «Касатка»; многоцелевой гражданский Ка-32А; беспилотные машины и множество другой вертолётной техники[3].
Указом Президента Российской Федерации от 22 августа 1997 года за выдающиеся заслуги перед государством, мужество и героизм, проявленные при создании и испытании уникальной авиационной техники, Сергею Викторовичу Михееву присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия — медали «Золотая Звезда».
Автор более 150 научных работ, из них 8 монографий, 76 авторских свидетельств и патентов[1].
Общественная деятельность
В 1990—1993 годах был депутатом Верховного Совета РСФСР, РФ. Входил в Совет по промышленной политике при правительстве РФ[4]. Член вертолётных обществ России, Европы и США. С 1997 года — член Научного совета при Совбезе РФ, член межведомственной комиссии Совбеза по проблемам оборонно-промышленного комплекса[5].
Почётные звания и награды
- Герой Российской Федерации (1997)
- Орден Ленина
- Орден Октябрьской Революции
- Ленинская премия (1982)
- Государственная премия Российской Федерации за создание и внедрение в серийное производство одноместного боевого вертолета Ка-50 (1996)
- Премия имени А. Н. Туполева Российской академии наук (1997) — «За комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию боевых и гражданских вертолетов»[6]
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Михеев Сергей Викторович . warheroes.ru. Дата обращения: 1 августа 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Герой России Сергей Михеев и его вертолёты с трудной судьбой . topwar.ru. Дата обращения: 1 августа 2024.
- ↑ Человек дня: Сергей Михеев . polit.ru. Дата обращения: 1 августа 2024.
- ↑ Михеев, Сергей Викторович . tass.ru. Дата обращения: 1 августа 2024.
- ↑ Михеев, Сергей Викторович // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М.: Бизнессофт, ИДДК, 2007.
- ↑ Премия имени А. Н. Туполева . Дата обращения: 1 августа 2024. Архивировано 1 августа 2024 года.
Ссылки
- Семёнов С. М., Терешкова Н. А. Михеев Сергей Викторович
- «Чёрный Призрак» д/ф о «Чёрной акуле» и её создателе С. В. Михееве
- Генконструктор КБ Камова С. Михеев о последних днях КБ Камова и Миля / Андрей Угланов. 28 декабря 2019 г.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 22 декабря
- Родившиеся в 1938 году
- Доктора технических наук
- Действительные члены РАН
- Герои Российской Федерации
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Октябрьской Революции
- Заслуженные деятели науки Российской Федерации
- Лауреаты Ленинской премии
- Лауреаты Государственной премии РФ
- Учёные по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Все статьи
- Авиаконструкторы по алфавиту
- Авиаконструкторы СССР
- Авиаконструкторы России
- Машиностроители России
- Выпускники Московского авиационного института
- Члены Верховного совета России (1990—1993)
- Лауреаты премии имени А. Н. Туполева
- Преподаватели Московского авиационного института