Мифические существа шахтёрского фольклора
Мифические существа шахтёрского фольклора — появились в тех странах и регионах, где горное дело было одной из ведущих отраслей хозяйствования.
Горное дело — это отрасль хозяйства, связанная с обнаружением и добычей целого ряда различных полезных ископаемых, стала экономически значимой для целого ряда европейских регионов (Германия, Чехия, Польша, Австрия, Франция, Англия), северо-и южноамериканских (США, Боливия, Бразилия, Аргентина) стран, и, конечно, России (Урал, Алтай, Башкирия, Донбасс)[1]. Горняцкие сверхъестественные духи не имеют божественного статуса, а потому относятся к существам низшей мифологии[2]. Горняки воспринимают горных духов как своих покровителей, помощников и защитников. Здоровье и жизнь горняков постоянно подвергались опасности, отсюда их глубокая набожность. Мифологические верования шахтёров часто сильнее официальной религии, и эта черта у горняков выражена куда сильнее, чем у представителей любой другой рабочей профессии[3]. Есть в этой вере нечто языческое. Профессиональный фольклор горняков разнообразен: у каждого добывающего региона свои собственные ду́хи, со своей историей и характером.
Обзор мифологических существ шахтёрского фольклора
Шахтёрских мифологических персонажей представляется возможным разделить на три большие группы: ду́хи мужского пола, ду́хи женского пола и зооморфные персонажи. В таблице 1 представлены горные духи и существа, которые соответствуют тому или иному добывающему региону (стране).
Таблица 1 — Мифические существа шахтёрского фольклора
Страна/регион | Наименование горного духа / существа | ||
---|---|---|---|
мужского пола | женского пола | зооморфный персонаж | |
Россия, Урал | Горный | Хозяйка Медной горы
Огневушка-поскакушка Горная матка девка Азовка |
Ящерица
Полоз Серебряный олень Кошка с огненными ушами Рогатая лошадь с чугунными копытами Синий паучок Змея-медянка |
Россия, Алтай | Горный Батюшка Горный Хозяин) | ||
Россия, Донбасс | Добрый Шубин | Синий заяц | |
Германия | Горный Монах
Горный дух Гномы Кобольд Никель (Медный дьявол) |
Горная девушка
Девушка из Илльбурга |
Олень золотые рога
Козёл с золотыми рогами Мышь Свинка золотая щетинка Змея |
Австрия | Человек-из-Венеции
серые человечки звенящий человек охранники руды |
Девушка-из-Пустоши
Девушка в Хохбурде |
|
Польша | Скарбник
Пустецкий |
Мышь | |
Чехия | Пермоник
Коваричек (Клепачок) Пустецкий |
Мышь
Великий полоз | |
Англия, Уэльс | Стуканцы, нокеры
Дух Газон |
||
Франция | Шахтёры, которые приходят из других мест
Маленький шахтёр (нокер) |
Белая женщина |
Горные ду́хи мужского пола
Главные горные духи
Горный[4] обитал на Урале. Горняки приписывали ему разные шорохи и звуки, которые слышали в шахте. Горный давал о себе знать свистом, криком, хохотом, конским топотом и иными звуками. Гулкий, глухой звук представлял Горного как огромное существо, седобородого старца. Хохочущий гортанный голос ассоциировался с обликом злого колдуна, любившего попугать рабочих. Внешний вид Горного зависел от того, какое полезное ископаемое добывали горняки:
- если добывали уголь, то Горный виделся как старик с короткой седой бородой, одетый в чёрную или тёмно-серую рубаху;
- на медных рудниках Горный представал перед людьми как маленький человечек с зелёными волосами и в зелёной одежде. Его появление и исчезновение сопровождалось «сернистым туманом»;
- в местах добычи драгоценных металлов Горный появлялся в ярких одеждах;
- Горный мог принимать облик животных, птиц или природных стихий.
Горный появляется перед людьми, когда хочет им сообщить что-то важное или напугать. Умеет разгадывать скрытые замыслы людей, не любит когда над ним шутят, не прощает лицемерия и жадности. Заботиться о том, чтобы его богатства не оскудели, не любит когда добывают слишком много. Он наказывает стяжателей, эксплуататоров и заступается за несправедливо обиженных.
Горный Батюшка (Горный Хозяин) почитается шахтёрами Алтая[5]. Он представляется как штайгер-начальник горняков, при этом имеет конкретное имя — Борзов или Игловский[4]. Имеет внешний вид человека огромного роста с двумя головами[6]. Наличие двух голов в мифологиях многих стран символизирует необузданные (хтонические) силы природы. Хтонические силы невозможно контролировать: они пугают и одновременно вызывают уважение. Горный Батюшка ассоциировался с традиционными устройствами, использовавшимися при добыче полезных ископаемых, однако, никакого атрибута, указывающего на власть над подземными богатствами (кирка, обушок, лопата, шахтёрская лампа и прочие) Горный Батюшка не имеет. Он обитает не только в шахте, но и показывается на поверхности, и возле машины для промывки золота. Как и прочие подобные персонажи, помогает достойным людям и наказывает плохих. Он предупреждает о предстоящей катастрофе и помогает её избежать. Указывает на залежи полезных ископаемых, помогает отыскать месторождение. Чтобы задобрить Хозяина Земли, сибирские шахтёры приносили ему качественный табак с трубкой.
Добрый Шубин - покровитель шахтёров Донбасса[7]. Поверья о Шубине известны только на шахтах Донецкого бассейна.
Шубин имеет образ старого шахтёра с ярко горящими глазами, волосатыми копытами. Исходя из названия духа, очевидно, что Шубин покрыт густой шерстью. Обилие волос на теле — характерная черта восточнославянских мифических существ (лешего, домового, полевого, банщика). Любит пугать рабочих: то засмеётся громко, то закашляет, то за ногу схватит. Отличается добротой, щедростью, и одновременно раздражительностью и злобностью. Обладает огромной силой. Попавшим в завалы шахтёрам может помочь выбраться, но может также и с пути под землёй сбить, запутать. Предпочитает находится в заброшенных шахтных выработках, так как желает оставаться незамеченным. Доброжелателен к честным и трудолюбивым рабочим, и жесток к угнетателям шахтёров.
Есть несколько версий происхождения Доброго Шубина:
- Шубин — это специальный рабочий-газожёг, который выжигал скопления метана на шахте. В XIX веке такой рабочий ходил в овчинном тулупе, вывернутом мехом внутрь, с обезжиренной кожей, и буквально факелом поджигал газо-воздушную смесь в выработках, предупреждая взрывы газа;
- Шубин — это фамилия одного горного мастера, который умел предугадывать опасные ситуации;
- Шубин — это душа погибшего горняка, блуждающая по забоям.
Горный (Рудничный) монах[8] — это седоволосый старик гигантского роста. Глаза его размером с тележное колесо и сверкают пламенем. Он одет в чёрный балахон с капюшоном, который обычно носят монахи, но может носить и одежду обычного горняка. Представление горного духа в монашеском одеянии является отголоском средневековых времён Германии, поскольку тогда рудники в горах часто принадлежали монашеским орденам. По другой версии, этот Монах в прежние времена когда-то был мастером, который любил горное дело, и, будучи при смерти, попросил Бога дать ему возможность до Судного Дня бродить по горным выработкам и наблюдать за горными работами. Горняцкий светильник в руках Горного монаха способен гореть невероятно ярко, излучать синеватое пламы, не гаснуть даже при сильнейшем ветре[9]. По обыкновению стоял у входа в шахту со своим светильником и встречал шахтёров перед спуском. Или мог выйти из массива горных пород и предстать перед рабочими, или наоборот — мгновенно скрыться от них в твёрдой породе. Перемещается по шахте или очень быстро, молниеносно, или очень медленно. Внимательно присматривает не только за подземными богатствами, но и за теми, кто их добывает. По настроению он помогает шахтёрам и делает им подарки. Если Монах в добром расположении духа и благосклонен к рабочему, то показывается в человеческом облике в одежде горного мастера с серебряной шахтёрской лампой в руках. Счастливчикам Горный монах указывает места залегания золота и серебра, сам добывает руду — его часовая производительность труда равна производительности труда обычного шахтёра за неделю[10]!
Горный дух — представитель мифологии шахтёров Германии, Чехии. Обитает Горный дух в глубине шахты, в комнате с драгоценными камнями, слиткам золота и серебра. Имеет два облика:
- маленького человечка, появляющегося из внезапно раздвинувшейся скалы. Такое появление сопровождается яркой вспышкой света или различными странными физическими явлениями;
- работник, стоящий возле лебёдки.
По своему желанию может работника поощрить или наказать. Поощряет, будучи в хорошем настроении. Однако, за свою помощь требует определённую плату. За нарушение договора жестоко наказывает.
Скарбник (от древнеславянского «сокровище») — это персонаж мифологии польских шахтёров. Этот дух заботится и беспокоится о подземных богатствах. Считается исконным обитателем угольных шахт Силезии и своего рода правителем подземного царства, забиравшим в свой мир души погибших шахтёров[11]. Трудолюбивых шахтёров предупреждал об опасностях (обвале, пожаре, наводнении в шахте), показывал где найти богатый пласт. К ленивым шахтёрам, и к тем, кто приносил вред шахте, настроен агрессивно, мстил, наказывал. Имеет несколько образов:
- маленький человечек (гном)[12];
- шахтёр невысокого роста с белой бородой с лампой в руке[13] ;
- штайгера-начальника горняков огромного роста[14];
- владыки подземного мира, одетого в пурпурную мантию и золотую корону в горняцким обушком в руке[14].
Временами оставался невидимым, но давал о себе знать стуком, кашлем или иным шумом. Способен превращаться в любое животное по своему желанию: козла, лошади, собаки, мыши, лягушки, паука, мухи. Шахтёр, встретив такое животное в шахте, должен считать себя предупреждённым об опасности. Происхождение духа точно не известно. По одной из версий, Скарбник — бывший горняк, по-настоящему любивший трудиться под землёй. Умирая, он попросил Бога разрешить ему навсегда остаться рядом с земными сокровищами.
Царство Скарбника: «Высокие черные базальтовые скалы, смыкаясь вверху, образовывали величественный свод над подземным садом. Причудливые деревья и кусты, диковинные цветы переливались всевозможными красками и благоухали так, что дух захватывало. Птицы были несравнимо красивее земных.<…> На зелёных газонах били фонтаны. Разинутые пасти чудовищ из яшмы выбрасывали струи лучезарной воды. <…> настоящее серебро лилось в бассейны, а не чистая, сверкающая в свете звёзд и луны вода. На высокой тёмной скале, среди зелени верб, черёмух, яблонь и вишен, возносился дворец, сияющий радугой[14]».
Пустецкий обитает в польских и чешских шахтах. Он выглядит как шахтёр в новенькой форме с длинной синей бородой. В руках у него серебряная кирка. На голове каска с золотой карбидной лампой, горящей странным красным цветом. Временами превращается в маленькую мышь и сильно визжит, тем самым предупреждает шахтёров о надвигающейся опасности. Пустецкий не любит, когда в шахте свистят, свистунов он наказывает. Считается добрым и заботливым. Помогает трудолюбивым шахтёрам, он не только предупреждает их об опасности, но и выводит на поверхность заблудившихся.
Второстепенные горные духи
Согласно мифологии австрийских и немецких горняков в шахтах проживают гномы. Их обязательным атрибутом является кирка, которой они отделяют полезные ископаемые от массива. Среди гномов присутствуют злобные духи — Кобольд и Никель.
Кобольд — горный дух, похож на гнома, но в отличие от него в шахте живёт, но не работает. Имеет рыжую бороду и всегда носит с собой лампу. Предпочитает появляться перед шахтёрами в красной шапке. Бегает по выработкам и стучит ногами. Умеет разговаривать с крысами. Боится солнечного света, так как боится превратиться в камень. По своему желанию может помочь заблудившемуся шахтёры выйти на поверхность или завести его в самую тёмную заброшенную выработку. В давние времена считали, что Кобольд заколдовывал серебряную руду, так как при попытке её плавить выделялся ядовитый газ и люди умирали. Позже выяснилось, что во всём виноват металл кобальт (названный по имени духа), минералы которого похожи на серебряную руду и содержат примесь ядовитого мышьяка. Кобольд имеет злобный нрав. Любит устроить камнепад или завал, перерезать верёвки, гасить лампы на шахтёрских касках. Предпочитают появляться перед шахтёрами в красных шапках.
Никель или «Медный дьявол» заколдовывал медную руду так, что из неё невозможно было выплавить медь. Горняки того времени ошибочно принимали никелевую руду за медную. В целях задобрить Никеля, шахтёры приносили ему пиво и сладости.
Пермоник (от нем. Bergmann — горняк) — персонаж чешской и словацкой мифологии, обитающий в шахте и её охраняющий Пермоник характеризуется большой головой, широкими плечами, короткими ногами, а в руке он носит фонарик.. Ему приписывались непонятные звуки под землёй, напоминавшие стук. Услышать в шахте стук Пермоника означало удачу, а вот встреча с ним сулила несчастья.
Непонятные звуки в чешской традиции приписывались подобным персонажам, таким как Коваричек (Клепачёк).
Человек-из-Венеции (нем. Venediger Mann) встречается в мифологии Австрии. Представал перед людьми в облике маленького человечка с лопаткой, которой он сгребал золото[15].
В Тироле (Австрия) обитали «серые человечки[16]» — карлики с длинными бородами, одетые как горняки . Они причиняли вред тем, кто их дразнил. Помогали тем рабочим, которые их не боялись. За помощь следовало обязательно отблагодарить «серого человечка» добрым словом, иначе горнорабочего ждало наказание в виде обрушения шахты. Ещё одним персонажем в австрийской мифологии упоминается «звенящий человек». По преданию он был крестьянином, который всю жизнь звенел косой и серпом. После его смерти люди продолжали слышать звон, но не видели того, кто эти звуки издаёт.
Охранники руды — горные духи в Тироле (Австрия), представляются в образе воинов огромного роста, закованных в броню. Дают знать о себе людям громкими звуками, напоминающими выстрелы из оружия. Эти персонажи ценят храбрость как человеческую добродетель, показывают месторождение руды тем, кто их не боится[17].
В Англии (Корноуолл) в шахтах обитали нокеры или стуканцы (от англ. knockers — те, кто стучит). Нокеры обитали в шахтах, появлялись перед людьми в виде карликов, похожих одеждой и повадками на заправских шахтёров. Это искусные рудокопы, которым известны местонахождения жил в толще скал. К шахтёрам настроены по-дружески. Эти духи помогают найти богатые жилы тем, кто пришёлся по нраву. Стуканцы стучат своими молоточками в заброшенных выработках. Если стучат дробно и в разнобой, то следует ожидать опасности. Горняки делились своими тормозками со стуканцами, а если жадничали, то мифологические создания еду просто воровали.
Коблернай — гоблины из шахт Уэльса, похожие на стуканцев. Одеты как горняки, но очень уродливы. Существа добродушные, считается большой удачей с ними встретиться. Своим стуком указывают на место, где проходит богатая жила. Если над ними смеются, то бросаются камнями, только это не причиняет никакого вреда. У них очень занятой вид, но на самом деле они вовсе не работают.
Синяя Шапка (Синий Колпак) — дух, обитающий в уэльских шахтах, трудолюбивый, но работает за оплату. Синяя Шапка работает в шахте откатчиком, толкает вагонетки. Временами шахтёры видят голубой огонёк, который опускается на заполненную вагонетку, и та начинает своим ходом двигаться к подъёмнику, да так быстро, словно её толкает жилистый работяга. Синяя Шапка ценит свой труд, и справедливо требует оплаты. Поэтому раз в две недели заработанные им деньги оставляют шахтёры где-нибудь в тёмном уголке шахты. Если положат меньше причитающегося, то Синяя Шапка не возьмёт ни гроша, а если больше — то излишек останется лежать нетронутым.
Дух Газон относится к злым существам английского горного фольклора, он связан со взрывами рудничного газа.
Во Франции горные духи представлены «шахтёрами, приходящими из других мест». Выглядят они как гномы в шахтёрской спецодежде. Когда рудная жила истощается, они исчезают.
Фрапеус или маленький шахтёр (frapeurs, petit mineur) — доброе существо из старого фольклора горняков Франции и Бельгии. Даёт о себе знать стуками. Подобен стуканцу (нокеру) в Англии.
Горные ду́хи женского пола
Девушка из Илльбурга (Германия) представляется как девушка с ключами, одетая во всё белое. Горный дух обычно молчит, общается жестами. Обитает на поверхности. Иногда даёт о себе знать чиханием. Если горняк услышал этот звук, должен был трижды сказать «Бог тебе в помощь».
Горная девушка по немецким легендам живёт в горе, владеет свиньями, а сама может превращаться в змею. Она показывается людям то в облике безобразном, то в виде прекрасной женщины. Ей подобна Белая женщина в легендах французских горняков.
Девушка в Хохбурге (Тироль, Австрия) — девушка со связкой ключей, которая рукой указывала на месторождение полезных ископаемых. Место обитания этого персонажа — замок, где есть зал с камином, в котором много угольков. Обязательный атрибут — связка ключей — символизирует власть над подземными богатствами; ключи открывают доступ к подземным богатствам.
Девушка -из-Пустоши (Австрия) — удивительно красивая девушка, расчёсывающая золотые волосы. Волосы олицетворяют власть над подземным миром. Образ связан с залежами золота.
Хозяйка Медной горы[18] — персонаж уральских легенд, получила широкую известность благодаря сказками Бажова П. П. Это владычица подземных богатств, является то в образе девушки, то превращается в ящерицу. Хозяйка хороша собой, привлекательна, невысокого роста. Её платье эксклюзивное в своем роде, сотканное из шёлкового малахита. У девушки длинная коса чёрно-сизого цвета, которая прилеплена к её спине и украшена лентами не то красного, не то зелёного цвета. Цвет платья периодически меняется: иногда оно блестит, словно стекло, а иногда сверкает алмазной осыпью. В образе ящерицы девушка выглядит иначе: вместо рук появляются лапы зелёного цвета, высовывается хвост, «по хребтине до половины чёрная полоска» и голова человека. Очень редко показывается людям. Сильная и властная, она сама распоряжается тем, кому показать подземные залежи природных богатств, а кому — нет. Не любит унижающих простых рабочих начальников, в основном, помогает бедным и добрым людям. Образ хозяйки противоречив. Отрицательные и положительные качества сливаются воедино. Казалось бы, она красивая, щедрая, обаятельная и величественная, но встреча с ней не сулит ничего хорошего.
Горная матка[19] — этот персонаж встречается в уральской традиции. Название духа связано с термином «рудная матка» или «железистая матка», то есть рудное тело, сосредоточие залежи железной руды. Горная матка — это существо женского пола, живущее где-то в центре месторождения и распоряжающееся подземными богатствами. Горная матка живёт в особой комнате, которая находится в шахте. Комната изнутри обита чёрным бархатом с золотом и украшена драгоценными камнями. Она не любит шума в шахте. Строгая, но справедливая, милосердна к слабым и невинно страдающим.
Девка Азовка — также персонаж уральского фольклора, который обитает там, где есть подземные богатства и указывает на их местонахождение.
Огневушка-поскакушка[20] — озорная рыжеволосая девушка с весёлыми глазами, в голубом сарафане и голубым платочком. Если Огневушка показывается в костре, то одежда у неё светлая, в дыму же одежда становится темнее. Рост Поскакушки постоянно меняется. Появление этой озорной плясуньи означает, что где-то рядом на поверхность выходит горкой золотой песок. Любит посмеяться над золотоискателями. Своей пляской способна превратить зиму в лето. Не в меру любопытных зрителей может наказать, запорошив глаза снегом. У Поскакушки есть волшебная лопатка, которая помогает выбраться из заснеженного леса и вывести человека на нужную дорогу.
Зооморфные персонажи в шахтёрской мифологии
Животные, показывающие месторождения полезных ископаемых
Многочисленные волшебные животные горняцких мифов и легенд играют роль пособников в геологоразведке полезных ископаемых.
Синий туман в образе Синего паучка с невероятно длинными лапами, имеющими свойство далеко вытягиваться по земле, согласно уральского фольклора, указывает на месторождения полезных ископаемых. Синий паучок считался хранителем богатства.
Олень с серебряными копытцами[21] или олень с золотыми рожками показывают избранным людям места богатых залежей полезных ископаемых. Горняки Урала верили, что места, где прошёл Серебряный олень, содержат ценные ископаемые . В немецки горных легендах упоминается Олень Золотые рога или козёл с золотыми рогами.
У Хозяйки Медной горы[18] в подчинении находились ящерицы. Сама Хозяйка могла превращаться в ящерицу, отличительной её чертой была корона на голове.
Земляная кошка с огненными ушами по легендам русских золотоискателей охраняет клады. Обитает там, где медь с золотыми вкраплениями залегает. Как пишет П. Бажов: «Уши люди много раз видели, а кошку не доводилось — она под землёй ходит». В основе данного образа лежит природное явление — сернистый огонёк, выходящий из земли.
Змея является хранительницей подземных богатств, подземных кладов, особенно золота. Змеи лежат на золоте и охраняют его от людей. Гигантский змей полоз считался у русского населения змеиным царём. Корона на его голове представлялась символом царского достоинства. Полоз[19] по мифологии горнозаводского населения Урала указывал на нахождение под землёй золота. Если человек хороший, то Полоз покажет ему где золото, а если плохой — наведёт на ложный след. Существует поверье: там, где имеются скопления змей, на тех местах находятся богатые рудные жилы.
Образ свиньи (Свинка-золотая щетинка) связан с народными поверьями кладоискателей.
Синий заяц обитает в заброшенных шахтах. Увидеть его могут лишь смелые и умные работяги. Заяц олицетворяет профессиональную удачу и некую высшую справедливость.
Животные, предупреждающие об опасностях и помогающие горнякам.
Мышь — в неё любит превращаться и визжать Пустецкий: так он предупреждал шахтёров об опасности. Мышь, олицетворяющая горного духа, встречается в немецких, чешских и польских легендах горнорабочих.
Рогатая лошадь с чугунными копытами - такой облик принимают злые силы, не допускающие человека к кладу.
Английские горняки в Уэльсе заметили, что перед катастрофой на шахте появляется белый кролик.
Синий заяц обитает в заброшенных шахтах. Заяц олицетворяет профессиональную удачу и некую высшую справедливость. Синего зайца никто не видел. Не всякому дано его встретить: трус не дойдёт, глупый не увидит. Только придёт такое время, когда заяц сам покажется людям, и тогда наступит справедливость, и шахта перестанет быть каторгой[22].
Вместо выводов
Представления о горных духах складывались, вероятнее всего, по слуховому восприятию[23]. Это были попытки истолковать разные шорохи и звуки, сопровождаемые оседанием пород, движением газов, воздуха, грозившим людям катастрофой. Эти звуки влекли за собой визуальные характеристики того, кто эти звуки издаёт: то ли существо огромного размера, то ли карликового.
Важное сходство данных персонажей — противоречивость. Они помогают только достойным людям, которые не проявляют жадности при нахождении подземных богатств, соблюдают договорённости с горным духом, ведут праведный образ жизни, а наказывают людей с дурным нравом, нарушающих общепринятые нормы.
По отношению мифических существ к горнякам, намечаются следующие виды:
- существа-враги человека, причиняющие ему зло;
- существа, благожелательные к рабочим и им помогающие;
- нейтрально настроенные к человеку существа.
Такая градация весьма условна, поскольку большинство персонажей обладают двойственным характером, противоречивым.
Примечания
- ↑ Мурзин А. А. Народные верования горняков Чехии и Польши: анализ фольклорных источников о горном деле // Культура и искусство. — 2017. — Июнь. — С. 20—31.
- ↑ Токарев С.А. [file:///E:/BOOKS/Художественная/Мифы/Mify_narodov_mira_pod_red_S_A_Tokareva.pdf Мифы народов мира. Энциклопедия]. — М.,: Электронное издание, 2008 (Советская энциклопедия, 1980). — 1144 с.
- ↑ Бакс К. Богатства земных недр. — М.,: Прогресс, 1986. — С. 383.
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 Ахметшин Б. Г. Образы Хозяина и Хозяйки подземных богатств в фольклоре горняков Башкирии (по материалам фольклорных экспедиций Башкирского университета) // Фольклор народов РСФСР: современное состояние фольклорных традиций и их взаимодействие : Межвуз. науч. сб., Уфа. — 1989. — С. 32.
- ↑ Феоктистова И. К. Повествования о Горном Батюшке в сборниках А. Мисюрева: вопросы жанра и формы бытования // Вестн. Ом. ун-та. — 2011. — № 3. — С. 226—231.
- ↑ Мисюрев А. А. Про горного батюшку. Легенды Горной Колывани. — Барнаул: Алт. кн. из-во, 1989. — 294 с. — ISBN ISBN 5-7405-0001-X.
- ↑ Завгородняя М. Шубин - дух, живущий в шахтах Донбасса (03.03.2021). Дата обращения: 5 июня 2023.
- ↑ Татьяна Коливай. По следам немецких легенд. Горный монах. . proza.ru. Дата обращения: 4 июня 2023.
- ↑ Бенджамин Торп. Нордическая мифология. — М.,: Вече, 2022. — 560 с. — ISBN 978-5-4484-2539-4.
- ↑ Братья Гримм. По следам немецких сказок. Горный монах . Предание о Горном монахе в Гарце.. Дата обращения: 4 июня 2023.
- ↑ Скарбник . Mythological Creation. Дата обращения: 4 июня 2023.
- ↑ Польские народные легенды и сказки. Скарбник помогает рудокопам. — М.: Худ. лит., 1965.
- ↑ Польские народные легенды и сказки. Горный обушок Владыки недр. — М.: Худ. лит., 1965.
- ↑ Перейти обратно: 14,0 14,1 14,2 Польские народные легенды и сказки. В царстве Скарбника-Властелина гор.. — М.,: Худ. лит., 1965.
- ↑ Das Goldplatzl bei Barbian . Projekt Gutenberg. Дата обращения: 4 июня 2023.
- ↑ SAGEN.at - DIE GRAUEN MÄNNLEIN . Дата обращения: 4 июня 2023.
- ↑ «НИЗШАЯ МИФОЛОГИЯ» ГОРНОРАБОЧИХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН И РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ - Духовная культура горняков Европы и России: верования и празднично-обрядовые практики (сравнительны . StudRef. Дата обращения: 4 июня 2023.
- ↑ Перейти обратно: 18,0 18,1 Бажов П. П. Малахитовая шкатулка (сборник). — М.,: Речь, 2020. — 136 с. — ISBN 978-5-9268-3039-9.
- ↑ Перейти обратно: 19,0 19,1 Кругляшова В. П. Предания и легенды Урала: Фольклорные рассказы.. — Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1991. — 288 с. — ISBN ISBN 5-7529-0295-9.
- ↑ Бажов П. П. Огневушка-Поскакушка. — СПб.,: Акварель, 2023. — 48 с. — ISBN 978-5-6049784-9-8.
- ↑ Бажов П. П. Серебряное копытце. — М.,: Яблоко, 2018. — 43 с. — ISBN 978-5-0004044-6-1.
- ↑ Горбатов Б. Донбасс. — Донецк: Донбасс, 1980.
- ↑ А. А. Мурзин. Образы горных духов в немецком фольклоре // Человек в мире культуры. — 2014. — С. 35—37.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |