Метафорические ассоциативные карты

Материал из «Знание.Вики»
Метафорические ассоциативные карты (МАК)

Метафори́ческие ассоциати́вные ка́рты (МАК) — инструмент психологической диагностики и терапии, небольшие цветные или чёрно-белые карточки с изображениями на различные темы: портреты, ресурсные состояния, фобии, сказочные сюжеты и прочее. МАК активно используют в консультировании, психотерапии, коучинге, педагогике, в индивидуальной или групповой работе с детьми и взрослыми для решения различных проблем: потеря смысла жизни, сложный выбор, тревожность, зависимость и созависимость, конфликтность, низкая самооценка, фобии, проблемы в сфере детско-родительских отношений и другие[1][2].

Метафорические ассоциативные карты относятся к инструментам проективных методик. Активно используются с различными видами арт-терапии[3].

История создания МАК

Первая колода метафорических ассоциативных карт была создана в 1975 году и не имела отношения к психологии или психотерапии. Авторство принадлежит профессору искусствоведения и художнику из Канады Эли Раману. На картах художник изобразил пейзажные зарисовки и повседневные ситуации — играющих детей, птицу, летящую по небу, приём у врача и другое. Целью Эли Рамана было принести искусство в массы, сделать его доступным обычным людям[4].

Через 8 лет Эли Раман познакомился с немецким психотерапевтом Моритцом Эгетмейером, который обратил внимание на ассоциативные возможности МАК. Каждый, кто смотрел на карту, видел в них отражение какой-то своей жизненной ситуации или внутреннего состояния. Также психотерапевт отметил, что благодаря ассоциациям человек погружается в свое подсознание и обнаруживает там ответы на волнующие вопросы[1].

В 1983 году Эли Раман и Мориц Эгетмейер заключили договор на выпуск первой колоды МАК, которой было дано название «Oh» по аналогии с восклицанием, выражающим эмоции удивления от увиденного. Данная колода вышла в свет в 1985 году в Германии и стала распространяться по всему миру уже как психологический инструмент[5]. На сегодняшний день метафорические ассоциативные карты переведены на многие языки, в том числе и на русский[3].

Виды колод МАК

На сегодняшний день существуют следующие основные виды МАК-колод[6]:

  • Сюжетные — на них изображены различные ситуации, какой-либо сюжет. Сюжетные карты отражают типичные ситуации из жизни человека, поэтому их ещё называют универсальными. Они подходят для работы с любой темой. Примеры колод: «Oh», «Saga», «1001», «Эмоции судьбы», «Philosophy», «Habitat» и другие.
  • Абстрактные — на них могут быть изображены абстрактные геометрически фигуры, цветовые пятна, линии, мазки, точки и прочее. Такие карты подходят для работы с переживаниями, чувствами, развивают ассоциативное мышление. Пример колод: «Abstractions», «Вселенная внутри», «Ecco», «Порталы» и другие.
  • Портретные (портреты, архетипы, субличности) — на них содержатся изображения людей, животных, человекоподобных персонажей. На картах может быть изображена только портретная зона, либо полный рост персонажа. Такие карты подходят для работы с эмоциональным состоянием, собственными ролями и масками, а также ролями и масками других людей. Примеры колод: «Характер и Личность», «Персона», «Мой внутренний ребёнок», «Персонита», «Лица», «Люди и звери», «Тотем», «Тотемные животные», «Богини Древней Греции», «Архетипы», «Субличности» и другие.
  • Ресурсные — на них, как правило, изображены положительные истории, эмоции. Такие карты имеют целью показать человеку его ресурс, сильные стороны и как их использовать для достижения целей. Пример колод: «Ресурсы и силы», «Всё в моих руках», «70 ресурсов женщины», «В поисках смысла», «Точка опоры» и другие.
  • Текстовые — на них вместо изображения содержится текст (вопрос, цитата или афоризм). Данные колоды подходят для тренировки осознанного отношения к какой-либо проблеме или жизни в целом, для самопомощи в трудных обстоятельствах, приобретения уверенности в себе. Пример колод: «Метафорические цитаты», «Вопросы», «В стране ответов», «Инсайт: решения» и другие.
  • Специальные — это тематические, узконаправленные колоды для решения разнообразных вопросов (в области отношений, фобий, кризисов, денег, психосоматики и прочего).

Принцип действия МАК

В основе работы с метафорическими ассоциативными картами лежит проективный метод психодиагностики. Его суть заключается в том, что человек проецирует во внешний мир свои внутренние, порой неосознаваемые чувства. Происходит это через субъективные ассоциации, возникающие у человека, наблюдающего то, что изображено на МАК. В целом можно сказать, что механизм работы метафорических карт основан на таких психологических законах, как закон проекции; закон диссоциации (описывая карту, человек воспринимает свою проблему как нечто стороннее, не имеющее к нему отношение); закон метафоры (всё, что изображено на метафорической ассоциативной карте, воспринимается как скрытое сравнение с тем, что истинно тревожит человека, и эта метафора позволяет достаточно быстро проникнуть в бессознательный мир человеческой психики)[7][2].

МАК — это знаки, которые обретают своё значение лишь в момент интерпретации. Уникальность действия этого инструмента заключается в том, что каждый человек актуализирует свои собственные смыслы[5].

"Именно человек является источником смыслообразования, а МАК являются лишь новым средством осознания смыслов, значимых для человека"

Примечания

  1. 1,0 1,1 Казанцева Е. В. Метафорические ассоциативные карты как «магическая» психотерапевтическая практика // Концепт : научно-методический электронный журнал. — 2017. — Январь (№ 1).
  2. 2,0 2,1 Чурсинова О. В. (дата обращения: 03.04.2024) Метафорические ассоциативные карты как эффективный инструмент педагога-психолога в работе с девиантными подростками // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 8—1.
  3. 3,0 3,1 Воронкова Э. Ю. (дата обращения: 02.04.2024). Метафорические ассоциативные карты как инструмент успешной консультативной работы психолога со студентами // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 119.
  4. История метафорических ассоциативных карт. Учебный центр практической психологии «СЕНТИО». Дата обращения: 2 апреля 2024.
  5. 5,0 5,1 Калакуцкая А. А. Проблемы использования метафорических ассоциативных карт в диагностической работе психолога и пути их решения // Психология сегодня: актуальные исследования и перспективы : материалы Всероссийского психологического форума : в 2 томах (Екатеринбург, 28–30 сентября 2022 года) : сборник. — Издательство Уральского университета, 2022. — Т. 2. — С. 69—72.. — ISSN 978-5-7996-3579-4.
  6. Уфимцева Мария. Неповторимые и особенные. Классификация колод МАК // Сайт психологов B17.ru.
  7. Ланцевская Н. Ю. Ассоциация как средство развития креативной письменной речи. — Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2021. — С. 21. — 61 с. — ISBN 978-5-87818-635-3.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!