Местный референдум в Российской Федерации

Материал из «Знание.Вики»

Местный референдум в РФ — голосование граждан по вопросам местного значения. Местный референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Местный референдум проводится на всей территории муниципального образования либо на территории отдельного поселения или группы поселений, входящих в состав единого муниципального образования.

Конституция РФ относит референдум и свободные выборы к высшему непосредственному выражению власти народа (ст. 3). Она признает право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ст. 32)[1].

История развития местного референдума

Что касается истории развития и становления местного самоуправления, то здесь прежде всего надо иметь ввиду, что не во все периоды существования Руси, России, СССР и Российской Федерации можно было говорить о существовании местного самоуправления[2]. Данный аспект полностью применим и в отношении местных референдумов.

Местные референдумы в древней и средневековой Руси

Псковское вече — высший законодательный и распорядительный орган Псковской республики, представлявший собой форму феодальной демократии. Его центром служил местный детинец, в котором находились как вечевой архив близ храма Святой Троицы, так и площадь, на которой осуществлялись собрания. Первые упоминания о нём относятся к 50-м годам XV века. Встречается в псковских летописях 66 раз.

Первым аналогом местного референдума в древней и средневековой Руси и во всех народах славянского происхождения до образования государственной власти раннефеодального общества являлось вече — народное собрание для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.

Родоначальником референдума является укоренившаяся на всей территории государства Российского традиция обсуждать наиболее важные вопросы на вечевом собрании, при этом мнение каждого присутствующего подтверждалось неким подобием голосования и заносилось в официальный документ, который, при возникновении надобности, мог прилагаться к челобитной (челобитью), подаваемой самому государю или государевым сподвижникам.

Местные референдумы в период Московского государства

Период формирования Московского государства внес свои коррективы в соотношение представительных и исполнительных органов местного са­моуправления и, соответственно, решения вопросов местного значения. Непосредственная форма осуществления местного самоуправления (вече) в этот период фактически была ликвидирована. Поэтому решение вопросов местного значения осуществлялось исключительно через выборные исполнительные органы.

В целом в компетенции органов местного самоуправления находились вопросы постройки и ремонта общественных зданий, содержание в чисто­те улиц, организация ночных караулов, сбор городских податей. За всем этим осуществлялся пристальный надзор со стороны Земского Двора, или Приказа.

Наиболее полно выражена компетенция местного самоуправления че­рез полномочия и предметы ведения выборных должностных лиц: городо­вых приказчиков, старост, сотских, десятских, целовальников, дворских. Кроме городовых приказчиков, от земщины были еще выборные ста­росты. Их было несколько разрядов. К первому принадлежали земские старосты. Они были в тех городах, которые не имели городовых приказчи­ков и выполняли те же функции, что и приказчики. Все земские дела осу­ществлял староста в земской избе, которая выступала в роли координационного центра самоуправления.

Дореволюционный период

В России вопрос о референдуме снова возник как теоретический вопрос на рубеже XIX—XX веков, когда стремительно развивавшаяся Россия остро ощущала узость и анахронизм существовавшей тогда формы правления — царского самодержавия. В годы, предшествующие революционным событиям 1905 года русская общественная и юридическая мысль искала пути и способы реформирования политической системы с целью сделать её более современной и эффективной. Именно тогда на повестку дня встали вопросы демократии, правового государства, равных всеобщих и прямых выборов, федерализма. Тогда в России впервые заговорили об институтах парламента и президента, о многих других идеях, которые в то время были новыми и для Запада. Тем не менее, русские учёные юристы на достаточно высоком научном уровне обсуждали проблемы сущности референдума и возможности введения его в России.

Совет солдатских депутатов — коллегиальный представительный орган власти, сформированный явочным порядком в Петрограде в первые дни Февральской революции и претендовавший на высшую власть не только в Петрограде, но и во всей России. До созыва I Всероссийского съезда советов рабочих и солдатских депутатов (3 (16) июня — 24 июня (7 июля) 1917 года) Петросовет являлся всероссийским центром революционной демократии, органом революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства.

Период после Октябрьской революции

В практическом плане вопрос о введении института референдума в России активно обсуждался после февраля 1917 г., но был решён отрицательно. В частности, Особая комиссия по составлению проектов основных законов при Временном правительстве официально высказалась против этого института, ссылаясь не только на отсутствие демократического опыта в стране, но и аргументы структурно-организационного характера. Большинство членов Особой комиссии считали, что образование верхней палаты будущего российского парламента снимает необходимость референдума, применимость которого к русским условиям более чем сомнительна.

Период СССР

Смена режима в России после октябрьского переворота в 1917 году послужила толчком для развития института референдума лишь в сфере международных вопросов, и никак не отразилась на ситуации внутри государства.

Политический режим И. В. Сталина не допускал участия граждан в непосредственном решении наиболее важных государственных вопросов. Формула «референдума», хоть и была известна, но на практике не использовалась. В Конституции СССР 1924 года, например, не было ни единого упоминания о непосредственном участии народа в решении спорных политических проблем страны.

Понятие всенародного референдума впервые было дано в Конституции СССР 1936 года, при этом референдум определялся не как голосование, а как всенародный опрос, проводимый по требованию одной из союзных республик (ст. 49)[3]. Для решения вопросов местного значения подобная форма не предусматривалось.

Аналогичная норма была включена в Конституцию РСФСР 1937 г. (ст. 33)[4]. Референдум как дефиниция теории права, истории государства и права, а также конституционного права может быть определен как публично-значимая форма непосредственного народовластия, олицетворяющая собой совокупность отношений, обеспечивающих участие в управлении государством, субъектами федерации и муниципальными образованиями законодательно установленного круга субъектов, наделенных право выражения своего мнения, признаваемого официальной властью. Существовавший в СССР порядок проведения референдума объясним с позиции жесткой централизации власти (все наиболее важные вопросы разрешались директивами «сверху», с позиции господствующей коммунистической идеологии и руководящей роли КПСС).

Конституция СССР 1977 г.[5]провозгласила, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум) (ст.5), сохранив преемственность с Конституцией СССР 1936 г.[3]

Закон о референдуме был впервые принят в нашей стране 16.10.1990, и касался он также вопросов государственного значения[6].

Приглашение на референдум СССР.jpg

17 марта 1991 года, состоялся референдум о сохранении Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Впервые советские граждане получили возможность выразить свое мнение о будущем страны.

Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?

76,4 % проголосовавших ответили «да» на поставленный вопрос.

События тех дней до сих пор все оценивают по-разному. Одни считают, что воля большинства, отдавшего голос за сохранение Союза, была в дальнейшем предана; по мнению других, государство в той форме, в которой оно существовало, уже ничто не могло бы спасти.

Местные референдумы в России

В современной России применение института местных референдумов началось в 2003 году с принятием Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статья 22 которого посвящена вопросу местного референдума[7].

Порядок проведения местного референдума на территории РФ

Местный референдум проводится на всей территории муниципального образования.

Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования:

  1. По инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме.
  2. По инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом.
  3. По инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно[7].

Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум.

В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.

В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.

Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации[7].

Порядок организации подготовки и проведения местного референдума, а также гарантии прав граждан на участие в местном референдуме подробно регламентируются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[8], а также Законом об общих принципах организации местного самоуправления[7], законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Вопросы референдума не должны противоречить действующему законодательству, ограничивать или отменять права и свободы человека и гражданина, их конституционные гарантии[9].

Примечания

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Правовая система "Консультант Плюс". Дата обращения: 8 июня 2023.
  2. Чаннов С.Е. [ru Муниципальное право : учебник и практикум для вузов] / С. Е. Чаннов. — М.: Издательство Юрайт, 2023. — 307 с. — ISBN 978-5-534-16104-5.
  3. 3,0 3,1 Конституция СССР 1936 года. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Дата обращения: 8 июня 2023.
  4. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г.). Дата обращения: 8 июня 2023.
  5. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.). Информационно-правовой портал "Гарант". Дата обращения: 8 июня 2023.
  6. Закон РСФСР от 16.10.90 N 241-I "О референдуме РСФСР". Контур Норматив. Дата обращения: 8 июня 2023.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.22 "Местный референдум". Информационно-правовая система "Гарант". Дата обращения: 8 июня 2023.
  8. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ. Правовая система Консультант Плюс. Дата обращения: 8 июня 2023.
  9. Овчинников И. И. [ru Муниципальное право : Учебник и практикум для академического бакалавриата] / И. И. Овчинников, А. Н. Писарев. — М.: Издательство "Юрайт", 2017. — 361 с. — ISBN 978-5-9916-9731-6.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!


Ссылки