Межконтинентальный перелёт Москва — Антарктида — Москва
Межконтинентальный перелёт Москва — Антарктида — Москва — первый трансконтинентальный перелёт советских самолётов в Антарктиду, совершённый в 1961—1962 годах.[1]
Перелёт самолетов Управления полярной авиации Ил-18 и Ан-12 в Антарктиду проходил с декабря 1961 по февраль 1962 года. Полёт, протяженностью 26 423 километров, пролегал через четыре континента и два океана: Москва — Ташкент — Дели (Индия) — Рангун (Бирма) — Дарвин (Австралия) — Сидней (Австралия) — Крайстчерч (Новая Зеландия) — Мак-Мердо (Антарктида) — Мирный (Антарктида). На воздушных суднах Ил-18 (командир Александр Поляков) и Ан-12 (командир Борис Осипов) на полярный континент были доставлены участники 7-й Советской Антарктической экспедиции (САЭ).[2]
История
После первых советских антарктических экспедиций стало понятно, что путь к Южному полюсу водным путём обходится дорого и занимает почти два месяца. Выручить могли воздушные перелеты, тем более, что в стране эксплуатировались надёжные турбовинтовые самолёты. Стало ясно, что надо делать ставку на самолеты, чтобы полнее использовать короткий летний сезон для трансконтинентальных переходов и доставки личного состава. В 1961 году было принято решение направить в Антарктиду два тяжелых самолета — Ил-18 и Ан-12. Первый — пассажирский, для перевозки личного состава; второй — грузовой, в лыжно-колесном варианте, для обеспечения горючим советских станций.[3]
15 декабря 1961 года самолёты вылетели в Антарктиду. 25 декабря 1961 оба воздушных судна совершили посадку в оазисе Бангера (залив Транскрипции). Отсюда же самолеты вылетели в обратный путь 24 января 1962 года. Обратный путь проходил по тому же маршруту, исключая станцию Мак-Мердо. Путь через четыре континента и два океана самолет Ан-12 совершил за 48 часов 27 минут, Ил-18 — за 44 часа 46 минут. Перелет проходил на высоте 8000—9000 метров. 2 февраля 1962 года самолеты вернулись в Москву. Так советские полярники проложили воздушную трассу Москва—Мирный общей протяженностью 25045 километров.[1]
Всего в перелете участвовало 33 человека, среди них — группа ученых-исследователей. Зафиксировать перелет на пленку было поручено кинооператору Центральной студии документальных фильмов Марку Трояновскому.[4]
В Советском Союзе Ил-18 и Ан-12 продолжали эксплуатироваться для полётов в Антарктиду. С 1986 года по настоящее время рейсы в Антарктиду совершают тяжёлые транспортные самолёты Ил-76ТД.
Награды
В московском вечернем выпуске газеты «Известия», № 162 (14016), 10 июля 1962 года был напечатан УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР О ПРИСВОЕНИИ ЗВАНИЯ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА КОМАНДИРАМ КОРАБЛЕЙ «ИЛ-18» и «АН-12» ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА «За образцовое выполнение задания по перелету в Антарктиду и проявленные при этом мужество и высокое летное мастерство присвоить звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали „Серп и Молот“ командирам кораблей Гражданского воздушного флота»:[5]
А также УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР О НАГРАЖДЕНИИ ОРДЕНАМИ СССР ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ САМОЛЕТОВ «ИЛ-18» И «АН-12» ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА «За успешное выполнение задания по перелету в Антарктиду и проявленные при атом мужество и мастерство в освоении авиационной техники наградить членов экипажей»:[5]
- ОРДЕНОМ ЛЕНИНА
- Ступишина Михаила Протасовича — командира корабля.
- Рогова Петра Григорьевича — командира корабля.
- Долматова Михаила Александровича — штурмана.
- Стешкина Владимира Алексеевича — штурмана.
- ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
- Островенко Дмитрия Филимоновича — бортинженера.
- Гончарова Павла Ивановича — бортмеханика.
- Пишкова Николая Николаевича — бортинженера.
- Найкина Ивана Семеновича — бортмеханика.
- Шевелева Марка Ивановича — начальника Управления полярной авиации ГВФ.
- ОРДЕНОМ «ЗНАК ПОЧЕТА»
- Колганова Василия Евдокимовича — техника.
- Сергеева Виктора Михайловича — бортмеханика.
- Романова Николая Васильевича — бортмеханика.
- Меньшикова Владимира Васильевича — бортрадиста.
- Старкова Николая Ивановича — бортрадиста.
- Фомина Петра Михайловича — инженера.