Максимов, Пётр Романович

Материал из «Знание.Вики»
Пётр Романович Максимов
Петр Романович Максимов (cropped).jpg
Дата рождения 12 июня 1830(1830-06-12)
Место рождения Область Войска Донского,
Российская империя
Дата смерти 7 июля 1895(1895-07-07) (65 лет)
Место смерти Ростов-на-Дону,
Российская империя
Подданство  Российская империя
Отец Роман Андреевич Максимов
Награды и премии
Шейная золотая медаль «За усердие» Шейная золотая медаль «За усердие» Шейная золотая медаль «За усердие» Шейная золотая медаль «За усердие»
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Пётр Романович Максимов (12 июня 1830 — 7 июля 1895) — русский предприниматель и благотворитель, городской голова Ростова-на-Дону.

Потомственный почётный гражданин, высочайше пожаловано звание Почётного мирового судьи[1].

Биография

Родился 12 июня 1830 года в семье купца 3-й гильдии Романа Андреевича Максимова и его жены Надежды; в семье также росли дети: Мария, Олимпиада, Клеопатра, Любовь, Василий, Владимир. Отец был известным в начале XIX века лесопромышленником и купцом, из волжских губерний доставлял по Волге и Дону лесные плоты, имел лесоторговые биржу и склады на правом берегу Дона выше устья Темерника, сбывал лесные материалы в Области войска Донского и в Приазовье[1].

Деятельность

Промышленник и строитель

Пётр Романович тоже стал главой большой купеческой семьи и продолжил лесное дело отца. Его стараниями оно получило широкий размах и новый качественный уровень. Максимов приобрёл земельные участки в Пермской, Костромской, Нижегородской и Вятской губерниях, организовал заготовку и разработку леса. Основал лесопильные паровые, механические заводы в Ростове-на-Дону, Царицыне[2][3] и Царицынском уезде Саратовской губернии. Сплав леса в плотах по Волге и Дону промышленник заменил перевозками его в сухом виде на баржах, буксируемых пароходами, для чего обзавёлся флотилией буксирных пароходов и барж, став известным судовладельцем. Пётр Максимов был сторонником сооружения Волго-Донского судоходного канала. Он построил железнодорожную ветку по улице Береговой от лесопильного завода до станции «Ростов-Главная», где скрещивались Екатерининская, Курско-Харьковская, Юго-Восточная и Владикавказская железные дороги. И, наконец, организовал в Ростове-на-Дону фабрики по производству деревянной тары, различных ящичных изделий, штукатурной дранки, дрог, тележных ходов, арб. Лесопромышленные операции стали любимым делом Максимова — он задал тон на многие десятилетия, обрёл славу «лесного короля», «царя лесных бирж», своими достижениями в лесопромышленной отрасли «значительно способствовал и общему экономическому росту России»[1].

Построенная им фабрика металлических изделий производила веялки, сортировки, прочие сельскохозяйственные орудия; проволочно-канатный и гвоздильный заводы изготовляли рудничные, тартальные, талевые, трансмиссионные канаты, проволоку, гвозди, заклёпки, шайбы, колючую изгородь. Вместе с купцом И. С. Леванидовым основал у Темерника, близ железнодорожного вокзала паровую мукомольную мельницу. В Грушевском бассейне Пётр Максимов открыл антрацитовый рудник, проложил железнодорожный путь до станции «Алмазная» Юго-Восточной железной дороги, собственными паровозами перевозил ежегодно десять миллионов пудов каменного угля, четыре миллиона пудов кокса. В 1888 году приобрёл право на разработку залежей антрацита близ хутора Комиссарово-Лиховского около станции Лихая, устроил там шахту с современным оборудованием и наладил добычу антрацита. В Славяносербском уезде Екатеринославской губернии вместе с братом Владимиром приобрели более 1290 десятин земли, соорудили рудники по добыче курного каменного угля, устроили фабрику кокса, для чего были установлены печи по известной тогда американской системе «Коппе». Уголь и кокс приобретались металлургическими заводами Екатеринославщины, Приднепровья, Донецкого бассейна, западных, южных и центральных губерний Российской империи[1].

Заинтересовавшись нефтяным делом, Максимов приобрёл нефтяные участки и в 1894 году организовал в Грозном промыслы для добычи нефтяных продуктов, устроил в Ростове-на-Дону огромные резервуары и механизмы для их хранения, очистки, переработки, держал дегтярные склады. На рубеже 1880-х—1890-х годов он арендовал в Кубанской области известные войсковые рыболовные промыслы «Ачуевские», организовал на их базе рыбоперерабатывающую промышленность, продукты которой неоднократно демонстрировались на Всероссийских выставках. Там же он наладил производство рыболовных снастей и других принадлежностей. На берегу Азовского моря в Ивановском, Николаевском и других хуторах Весёло-Вознесенской волости Максимов купил 5872 десятин земли (в некогда имении графа М. И. Платова) и основал производство зерна и сельскохозяйственных продуктов. Продукция и промышленная деятельность Петра Романовича Максимова была отмечена правительственными наградами, медалями, почётными отзывами Всероссийских, региональных промышленных выставок. Его многодесятилетняя деятельность укрепила экономический потенциал не только Донского края, но и всего Юго-Востока Российской империи[1].

Максимов содержал своего архитектора, имел постоянные артели строителей, возводил производственные и жилые здания в российских губерниях, при каменноугольных шахтах Донецкого бассейна, грозненских промыслах, активно застраивал Ростов-на-Дону. Пётр Романович с братом Владимиром создал промышленную и строительную империю, которая охватывала области Донского, Кубанского, Терского казачьих войск, Поволжья, Приазовья, Северного Кавказа, Приднепровья, имела в 1895 году недвижимое и движимое имущество на общую сумму 5735724 рублей. Недвижимое имущество в 2583871 рубльнаходилось в Ростове и Нахичевани, в Ростовском, Черкасском, Таганрогском округах, Царицыне-на-Волге, Царицынском уезде Саратовской губернии, на Кубани и Тереке, в Пермской, Костромской, Нижегородской, Екатеринославской и других губерниях. Движимого имущества в товарах, процентных бумагах, наличных денег было на сумму 3052278 рублей. Современники величали его русским патрицием номер один. Всё это по духовному завещанию Максимова перешло брату Владимиру[1].

Общественная, попечительная и благотворительная деятельность

Энергичного промышленника в 1863 году в первый раз избрали в состав Ростовской-на-Дону городской думы; затем он был её гласным десяти созывов вплоть до 1895 года. Максимов активно участвовал в постановке, рассмотрении вопросов организации городского хозяйства и управления, возглавлял ряд исполнительных думских комиссий. В 1866 году он занял самую ответственную и высокую выборную должность городского общественного управления — был избран городским головой, сменив на этом посту надворного советника А. М. Байкова. Вторично городским головой Максимова избрали в 1871 году, во время городской реформы на основе нового Городового положения 1870 года. Он инициировал, поддержал, реализовал сложные проекты по развитию промышленности, транспорта, финансов, торговли, культуры, благоустройства Ростова-на-Дону. Одновременно Пётр Романович работал в Ростовском уездном земском собрании, куда неоднократно избирался гласным, координировал совместную деятельность органов городского и земского общественного управления. Также он входил в состав учётного и ссудного комитета при ростовской конторе Государственного банка; являлся в 1863—1895 годах товарищем (заместителем) директора созданного при его содействии Городского общественного банка в качестве структурного звена городского управления[1].

Выдающиеся способности П. Р. Макисмов проявил в сфере попечительстве. Много лет он возглавлял попечительские советы Ростовского Петровского реального и технического железнодорожного училищ, был членом попечительского совета открытого городской думой в 1862 году общественного женского училища, преобразованного его стараниями в 1870 году в прогимназию и в 1873 году — в гимназию, способствовал развитию и совершенствованию образования в городе, повышению грамотности ростовчан различных сословий. На посту почётного (главного) члена ростовского уездного попечительства детских приютов бездетный Максимов заботился о детях, оставшихся без родителей, помогал им учиться, приобретать трудовые навыки. Доверили Максимову и церковное попечительство. На протяжении нескольких десятков лет он попечительствовал церковь Казанской иконы Божией Матери, где крестился, был старостой и построил новые помещения. Городская дума избрала Максимова председателем попечительского совета по строительству на Новой площади собора во имя святого Александра Невского, освящённого уже после смерти Петра Романовича[1].

Как благотворитель, П. Р. Макисмов жертвовал огромные суммы на содержание в богадельнях, приютах детей, на призрение одиноких, больных, беспомощных стариков, сирых и увечных, страдающих неизлечимыми болезнями, на строительство и содержание церквей. Он пристроил к церкви Казанской иконы Божьей Матери, возведённой на средства отца, трёхъярусную звонницу — самое высокое здание города в 1860-х годах. В 1870—1880 его же стараниями выросла четырёхъярусная колокольня высотой почти семьдесят пять метров при городском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы (проект А. А. Кампиони и Д. В. Лебедева). В своём завещании он указал выделить 200 тысяч рублей на создание и содержание благотворительного учреждения его имени. По две тысячи рублей Александровскому благотворительному обществу и Петро-Павловской богадельне. Пять тысяч рублей Соборной Рождества Богородичной церкви. Две тысячи рублей Всехсвятской Кладбищенской церкви. По четыре тысячи рублей в течении шести лет на окончание строительства Александро-Невского собора. По полторы тысячи рублей в течение пяти лет ежегодно Казанской церкви. Семь тысяч на постройку в Петровском реальном училище церкви во имя Петра Афонского, а также снабжение её приличной утварью и всеми служебными принадлежностями[1]. А Ростовский Дом трудолюбия, построенный на средства Петра Романовича Максимова, был первым и единственным в Российской империи благотворительным учреждением, названным именем местного купца[4].

Умер 7 июля 1895 года. Панихида была отслужена в соборной Рождественской церкви. Похоронен Пётр Романович был на Новопоселенском (Всехсвятском) кладбище. Теперь там находится Дворец спорта.

Император Александр III за особые труды, полезную деятельность по представлению правительственных органов наградил Максимова званием Потомственного почётного гражданина, несколькими золотыми и серебряными медалями «За усердие» на Андреевской, Аннинской, Владимирской, Станиславской лентах для ношения на шее. Ему было высочайше пожаловано звание Почётного мирового судьи[1].

См. также

Примечания

Ссылки