Лещёв, Александр Алексеевич
| Александр Алексеевич Лещёв | |
|---|---|
![]() | |
| Дата рождения | 23 августа 1858 |
| Место рождения | Шадринск, Российская империя |
| Дата смерти | 27 февраля 1914 (55 лет) |
| Место смерти | Пермь, Российская империя |
| Гражданство | Российская империя |
| Подданство |
|
| Род деятельности | купец |
| Отец | Алексей Семенович Лещёв |
| Мать | Антонина |
| Супруг(а) | Александра Николаева Хохлова (первый брак), Александра Фёдоровна Жирякова (второй брак) |
| Дети | Анатолий, Зинаида, Тамара, Евдокия, Маргарита |
| Награды и премии |
|
Алекса́ндр Алексе́евич Лещёв (23 августа 1858[1], Шадринск, Российская империя — 27 февраля 1914, Пермь, Российская империя) — русский купец 2-й гильдии, гласный Шадринской городской Думы, общественный деятель, почётный гражданин города Шадринска. Инициатор и участник проведения железной дороги Екатеринбург – Шадринск[2].
Биография
Александр Алексеевич родился в 1858 году. Отец — Алексей Семёнович Лещёв, купец 2 гильдии, был гласным городской Думы, кандидатом в члены городской Управы, умер 19 февраля 1874 года. Мать — Антонина, дед — Семён Сергеевич Лещёв, шадринский купец 2 гильдии.
В 1872 году Александр Лещёв закончил Шадринское уездное училище. Был дважды женат, имел от этих браков 5 детей: сына Анатолия от первого брака и четырёх дочерей Зинаиду, Тамару, Евдокию, Маргариту — от второго. С Александрой Фёдоровной он прожил долгую и счастливую жизнь, а 10 января 1913 года Лещёвы отметили 25-летие супружества. Дети получили образование, в том числе и музыкальное[3].
Александр Алексеевич Лещёв был состоятельным человеком, в городе он владел лавкой, конторой, кладовыми, землёй, полукаменным двухэтажным домом по Московской (ныне Февральской) улице. Торговал хлебом, чаем, сахаром, крупой, гильзами со своего гильзового заведения[2]. Это давало оборот 3500 рублей, прибыль в 500 рублей. Затем вместе с купцом Жиряковым он открыл торговый дом Лещёва — Жирякова со съестными лавками и годовым оборотом в 20 тысяч рублей[4]. В городскую казну Александр Лещёв платил 9 руб. 20 копеек: 45 копеек с недвижимого имущества и 8 руб. 75 коп. с гильдийских и промышленных документов.
С 1888 года он избирался Гласным городской Думы на четыре срока подряд (16 лет). Был торговым депутатом с января 1886 года по январь 1892 года; состоял попечителем по постройке каменного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы; с 1898 года по 22 декабря 1900 года являлся членом городской Управы и заступающим место Городского Головы. Практически всю жизнь он был попечителем разных заведений: Александровской богадельни в Шадринске, губернского училищного совета, Красномыльского начального училища, приюта в Канашах, Сухринского сельского народного училища. С 1892 года — директор попечительского общества о тюрьмах в Шадринске, а также пожизненный член благотворительной комиссии по призрению бедных. За такую активную деятельность Александр Алексеевич Лещёв был награждён золотой и двумя серебряными медалями с надписью «За усердие» для ношения на шее на Станиславской и Анненской лентах.
Главной деятельностью купца стали проекты, связанные со строительством железной дороги в Шадринском районе. Друзья и товарищи называли Лещёва «неутомимым хлопотуном». Его первая поездка в Санкт-Петербург для подачи ходатайства о прокладке железнодорожной линии Островская — Шадринск произошла в 1893 году. К этому времени уже была завершена постройка Екатеринбургско — Тюменской железной дороги, что дало сибирским купцам возможность напрямую доставлять товары в Нижний Новгород и Москву, обходя Крестовскую ярмарку. Это обернулось снижением доходов шадринских торговцев и ухудшением состояния города.
Надо сказать, что ещё в 1886 году Шадринским городским обществом, уездным земством в качестве поверенного для ходатайства о получении концессии на строительство железной дороги был приглашён гражданский инженер Владислав Антонович Щицинский. Ему удалось добиться концессии на строительство дороги, выданной правительством 7 мая 1889 года сроком на 4 года. Став концессионером, он отказался передать её другому лицу, выдвинув такие тяжёлые условия к желающим построить железную дорогу, что само строительство оказалось рискованным предприятием. Концессия была просрочена[5].
В Петербург была отправлена депутация уполномоченных купцов 2-й гильдии в составе городского головы Амплия Гавриловича Ушкова, Виктора Павловича Ногина и Александра Алексеевича Лещёва. Эти купцы в Петербурге через нотариуса Дмитрия Балласа лишили Владислава Антоновича Щицинского доверенности. И вплоть до марта 1913 года, когда шадринцы торжественно встретили первый паровоз, Александр Алексеевич Лещёв занимался делами строительства железной дороги, будучи сначала членом, а потом председателем железнодорожной комиссии.
В 1903 году правительство поддержало ходатайство Шадринского общества о соединении рельсовых путей Екатеринбург — Шадринск — Курган. В 1904 году строительство дороги Синарская — Шадринск было приостановлено из-за русско-японской войны. Лещёв, как председатель железной комиссии, снова отправился в Петербург. В 1911 году строительство возобновилось. 25 марта 1913 года город встретил первый поезд. Лещёв был состоятельным человеком, но частые поездки в Петербург подорвали его здоровье и привели к разорению.
Смерть
Скончался Александр Алексеевич Лещёв в Пермской лечебнице для душевнобольных, оставив долг в 2100 рублей. Шадринская городская Дума 27 февраля 1914 года выделила 300 рублей для перевозки тела Александра Лещёва из Перми в Шадринск. Гроб с телом покойного до Покровской церкви несли на руках, во дворе этой церкви он и был похоронен[2].
Память
Именем Лещёва названа улица Шадринска, а на здании вокзала установлена мемориальная доска: «Александру Алексеевичу Лещёву — строителю железной дороги»[6]. По указанию министра железнодорожных путей станцию Замараевская переименовали в Лещёвскую.
Награды
- Золотая медаль «За усердие» для ношения на шее на Станиславской ленте, награждён за труды и пожертвования по службе директора Шадринского тюремного отделения, 6 (19) декабря 1907 года. Серебряная медаль
- «За усердие» для ношения на Аннинской ленте, 7 (19) ноября 1896 года, за полезную деятельность попечителя начальных народных училищ и школ.
- Серебряная медаль «За усердие» для ношения на шее на Станиславской ленте, январь 1891 года.
- Почётный гражданин города Шадринска, 1903 год «…за труды по ходатайству о проведении на г. Шадринск железной дороги» и была вручена икона с изображением святого князя Александра Невского.
Примечания
- ↑ Александр Алексеевич Лещёв – Почётный гражданин города Шадринска, купец, меценат, общественный деятель. Туристско-информационный центр города Шадринска. Дата обращения: 30 декабря 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Александр Алексеевич Лещёв — Почётный гражданин города Шадринска, купец, меценат, общественный деятель. Туристско-информационный центр города Шадринска. Дата обращения: 24 декабря 2024.
- ↑ Бякова Л. А. Государственный архив в г.Шадринске. Государственный архив в г. Шадринске. Дата обращения: 24 декабря 2024.
- ↑ Парфёнова С. А. Вклад купца А. А. Лещёва и инженера В. А. Щицинского в строительство железной дороги в Шадринске в начале XX века // Общество: философия, история, культура : статья. — 2019. — № 9 (65).
- ↑ Парфенова С. А. В. А. Щицинский и А. А. Лещёв в истории Шадринска // Шадринская провинция: Материалы второй региональной краеведческой конференции. — С. 85—86.
- ↑ На Воскресенском кладбище города Шадринска состоялось открытие мемориала купцу 2-й гильдии, гласному Шадринской городской Думы, общественному деятелю, почётному гражданину города Шадринска Александру Алексеевичу Лещёву (1858-1914). 05.07.2019 г.. Шадринская епархия. Дата обращения: 24 декабря 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
