Курчатов, Игорь Васильевич

Материал из «Знание.Вики»
Игорь Курчатов
Игорь Курчатов в 1948 годуИгорь Курчатов в 1948 году
Место рождения Сим
Научная сфера сегнетоэлектричество, ядерная физика
Место работы ЛПИ имени М. И. Калинина, ЛФТИ, Лаборатория № 2 АН СССР, ИАЭ
Альма-матер Таврический университет
Учёное звание академик АН СССР (1943)
Научный руководитель Виталий Хлопин
Известен как «отец» атомной бомбы СССР
Награды и премии
Герой Социалистического Труда — 1949 Герой Социалистического Труда — 1951 Герой Социалистического Труда — 1954
Орден Ленина Орден Ленина Орден Ленина Орден Ленина
Орден Ленина Орден Трудового Красного Знамени Орден Трудового Красного Знамени SU Medal For the Defence of Sevastopol ribbon.svg
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» SU Medal In Commemoration of the 800th Anniversary of Moscow ribbon.svg
Золотая медаль им. Л. Эйлера АН СССР
Серебряная медаль Мира имени Жолио-Кюри (1959)

И́горь Васи́льевич Курча́тов (30 декабря 1902 (12 января 1903) [1], Симский Завод, Уфимская губерния, Российская империя — 7 февраля 1960, Москва, СССР) — советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Трижды Герой Социалистического Труда. Академик АН СССР и АН Узбекской ССР, доктор физико-математических наук, профессор. Основатель и первый директор Института атомной энергии. Лауреат Ленинской премии и четырёх Сталинских премий.

Биография

Родился в семье почётного гражданина города Сим[2], Василия Алексеевича Курчатова (1869—1941), работавшего помощником лесничего по лесо- и землеустройству в Симской горно-заводской даче, а позже — землемером-землеустроителем в Симбирской и Таврической губерниях. Мать — Мария Васильевна Курчатова (в девичестве — Остроумова) [3] (1875—1942) работала до замужества учительницей в церковно-приходской школе. Русский[4].

После 1908 года семья переехала в Симбирск, где отец служил в землеустроительной комиссии, а Игорь в 1911 году поступил в казённую мужскую гимназию. В 1912 они перебрались в Симферополь. Семья бедствовала, поэтому Игорь одновременно с учёбой в Симферопольской мужской казённой гимназии окончил вечернюю ремесленную школу, получил специальность слесаря и работал на небольшом механическом заводе Тиссена. Летом он работал в землеустроительных экспедициях.

По всем предметам имелись отличные оценки. Однако золотой медали Игорь Курчатов не получил: в условиях войны власти перестали их выдавать. В сентябре 1920 года И. В. Курчатов поступил в Таврический университет на физико-математический факультет. К лету 1923 г., несмотря на голод и нужду, он досрочно и с отличными успехами окончил университет. Летом подрабатывал то на строительстве железной дороги, то сторожем, то воспитателем. Поступил на 3 курс кораблестроительного факультета Петроградского политехнического института.

Летом 1924 года работал в гидрометеорологическом центре в Феодосии. В Павловской магнитно-метеорологической обсерватории под руководством профессора В. Оболенского выполнил первую научную работу [5]. После Петроградского политехнического института в ноябре поступил ассистентом на кафедру физики Азербайджанского политехнического института в Баку. В 1925 году по рекомендации профессора С. Н. Усатого, с которым Курчатов работал в Баку, стал научным сотрудником в Физико-техническом институте в Ленинграде под руководством академика А. Ф. Иоффе.

3 февраля 1927 года женился на Марине Дмитриевне Синельниковой — сестре своего коллеги и приятеля Кирилла Синельникова, с которым он был знаком ещё со времён работы в Баку [5]. Начал вести преподавательскую деятельность как сверхштатный доцент ЛФТИ. В 1927—1929 годах читал специальные курсы по физике диэлектриков на кафедре техники высоких напряжений физико-математическом факультете Ленинградского индустриального института. С 1935 года стал работать профессором в Педагогическом институте имени М. Н. Покровского. В 1937 году назначен руководителем кафедры теоретической физики в Педагогическом институте имени М. Н. Покровского. С 1 октября 1930 года — заведующий физическим отделом Ленинградского физико-технического института. Одним из первых (в 1932 году) в СССР приступил к изучению физики атомного ядра. В это время И. В. Курчатов был сотрудником физического отдела Радиевого института, руководимого В. Г. Хлопиным, и одновременно возглавил лабораторию по изучению атомного ядра, созданную в ЛФТИ по инициативе А. Ф. Иоффе. В 1936 году И. В. Курчатовым, Б. В. Курчатовым, Л. И. Русиновым и Л. В. Мысовским в Радиевом институте было открыто явление изомерии искусственно созданных ядер.

В первый период Великой Отечественной войны разрабатывал метод размагничивания кораблей для защиты от магнитных морских мин (вместе с А. П. Александровым). 9 августа 1941 года Курчатов и Александров приезжают в Севастополь и организуют размагничивание кораблей Черноморского флота [6]. Созданная А. П. Александровым и И. В. Курчатовым «система ЛФТИ» была установлена в течение Великой Отечественной войны на сотнях кораблей и обеспечила полную защиту от немецких магнитных мин [7]. За эту работу Курчатов был удостоен Сталинской премии за 1942 год.

С 1942 году работал в Казани, затем в Москве. 29 сентября 1943 года избран действительным членом Академии наук СССР. Курчатова считают родоначальником советского атомного проекта, он вёл его с самого старта, 28 сентября 1942 года, до собственной смерти. В период 1943—1945-х годов работы велись в рамках Лаборатории № 2 АН СССР и носили исключительно исследовательский характер. Курировал работы лично И. В. Сталин, текущими вопросами занимался нарком химической промышленности М. Г. Первухин [8].

В 1943 году возникла необходимость привлечения дополнительных специалистов, и И. В. Курчатов вызвал некоторых учёных из эвакуации. 8 декабря 1944 года было подписано постановление ГКО за № ГКО-7102сс/ов «О мероприятиях по обеспечению развития добычи и переработки урановых руд», И. В. Курчатову удалось усилить лабораторию путём демобилизации из Красной армии и Военно-морского флота специалистов, необходимых для работы Лаборатории № 2. С выходом постановления Государственного комитета обороны № 9887сс/оп от 20 августа 1945 года за подписью И. В. Сталина был создан Специальный комитет при ГКО, который должен был создать атомную отрасль. В тот же день было организовано Первое управление, которое возглавил Б. Л. Ванников, Курчатов возглавил научную часть проекта. Курчатов входил в состав технического совета [9].

После встречи И. В. Курчатова с высшими лицами государства в 1946 году, Сталиным были подписаны около шестидесяти документов, определивших развитие атомной науки и техники. В результате отрасль стала приоритетной, резко повысился уровень жизни физиков-ядерщиков [10]. Для отработки технологий производства атомного топлива были построены реактор Ф-1 [11]. По результатам практических экспериментов были построены промышленный реактор А-1, комбинат «Маяк» с заводом Б и заводом В.

Спустя несколько лет после войны возглавляемая им (под кураторством Лаврентия Берии) военная ядерная программа СССР принесла первые плоды: 29 августа 1949 года был произведён взрыв РДС-1 — первой советской атомной бомбы. 29 октября 1949 года Сталин подписал постановление СМ СССР № 5070-1944сс/оп [12]: Под руководством Харитона и Сахарова была разработана также первая в СССР водородная бомба РДС-6с мощностью 400 кт, подорванная 12 августа 1953 года. Позже именно Курчатовский коллектив разработал термоядерную бомбу АН602 (Царь-бомба) рекордной мощности 58 мегатонн.

В середине 1950-х годов Курчатов активно занимался проблемой управляемого термоядерного синтеза. В 1956 году он с группой советских учёных посетил Британский ядерный центрruen «Харуэлл» и высказал предложение о международном сотрудничестве учёных в этой области [13]. Параллельно с решением военной проблемы возглавлял решение задачи по мирному использованию атомной энергии. Результатом работ коллектива стала разработка, строительство и запуск 26 июня 1954 года Обнинской АЭС. Она стала первой в мире атомной электростанцией.

В феврале 1960 года Курчатов отдыхал в подмосковном санатории Барвиха. 7 февраля 1960 года академик Юлий Харитон приехал навестить своего друга. Прогуливаясь по аллеям санаторского парка, они присели на скамейку. Вдруг во время разговора возникла пауза, и когда Харитон посмотрел на Курчатова, тот был уже мёртв. Смерть наступила в результате тромбоэмболии коронарного сосуда. Тело учёного было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Литература

  1. Биография Игоря Курчатова. РИА «Новости» (12 января 2013).
  2. Уфаркин Н. В. Курчатов Игорь Васильевич. 21.01.1903 — 07.02.1960. Трижды Герой Социалистического Труда. Патриотический интернет-проект «Герои Страны».
  3. Евгений Рябчиков. Юность Курчатова // Смена, 1983. — № 1341, апрель.
  4. И. В. Курчатов — человек, подаривший стране безопасность. К 100-летию Игоря Васильевича Курчатова // Природа. — 2003. — № 1.
  5. Асташенков П. Т. Курчатов. — М.: «Молодая гвардия», 1968
  6. Кузнецова Р. В. И. В. Курчатов — научный руководитель работ по размагничиванию кораблей на Чёрном, Каспийском и Северном морях (1941,1943 гг.) // История науки и техники: журнал. — 2010. — № 3, спецвыпуск № 1.
  7. Александров А. П. Годы с Курчатовым // Наука и жизнь, 1983, № 2
  8. Черток Б. Е. Глава 4. Становление на родной земле. Три новые технологии — три государственных комитета // Ракеты и люди. — М.: Машиностроение, 1999. — Т. 1. Ракеты и люди.
  9. Распоряжение ГКО СССР от 20 августа 1945 года № 9887сс/ов «О специальном комитете [по использованию атомной энергии] при ГКО»
  10. «На атомной волне»: Советский атомный проект — решающая предпосылка взлёта физики // Научное сообщество физиков СССР. 1950—1960-е годы. Документы, воспоминания, исследования / Составители и редакторы В. П. Визгин и А. В. Кессених. — СПб.: издательство РХГА, 2005. — Т. I. — С. 25. — 720 с.
  11. Ларин Иван Иванович. Реактор Ф-1 был и остаётся первым // Наука и жизнь : Журнал. — М., 2007. — Вып. 8.
  12. Атомный проект СССР. Под общ. ред. Л. Д. Рябева. Т. 2. Кн. 1. — М.: Наука. 1999. — С. 530, 544, 605. — ISBN 5-85165-402-3
  13. Черты эпохи // Научное сообщество физиков СССР. 1950—1960-е годы. Документы, воспоминания, исследования / Составители и редакторы В. П. Визгин и А. В. Кессених. — СПб.: издательство РХГА, 2005. — Т. I. — С. 23. — 720 с.