Крёстный отец (фильм)
Крёстный отец | |
---|---|
англ. The Godfather | |
Жанр | эпический фильм, криминальная драма, гангстерский фильм |
Режиссёр | Фрэнсис Форд Коппола |
Продюсер | Альберт Радди |
На основе | одноимённого романа Марио Пьюзо |
Автор сценария |
Марио Пьюзо, Фрэнсис Форд Коппола |
В главных ролях |
Марлон Брандо, Аль Пачино, Джеймс Каан, Ричард Кастеллано, Роберт Дюваль, Стерлинг Хэйден, Джон Марли, Ричард Конте, Дайан Китон |
Оператор | Гордон Уиллис |
Композитор | Нино Рота |
Художник-постановщик | Дин Тавуларис |
Кинокомпания | Paramount Pictures, Alfran Productions |
Дистрибьютор | Paramount Pictures |
Длительность | 175 минут (2 часа 55 минут)[1] |
Бюджет | 6 000 000 $[1] |
Сборы | 250 341 816 $[1] |
Страна | США |
Язык | английский |
Год | 1972 |
IMDb | IMDb |
«Крёстный оте́ц» (англ. The Godfather) — американский эпический, криминальный драматический и гангстерский фильм 1972 года режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы по сценарию Марио Пьюзо на основе его одноимённого романа, рассказывающего о семье Корлеоне при патриархе Вито Корлеоне, ставшем крупной фигурой в американской организованной преступности. В главных ролях сыграли Марлон Брандо, Аль Пачино, Джеймс Каан, Ричард Кастеллано, Роберт Дюваль, Стерлинг Хэйден, Джон Марли, Ричард Конте и Дайан Китон. Премьера фильма состоялась 14 марта 1972 года в Государственном театре Лоу, а 24 марта фильм был широко выпущен в США. Эта новелла стала первой картиной из серии одноимённых фильмов.
«Крёстный отец» был признан самой кассовой картиной всех времён, получив прибыль в размере более двухсот пятидесяти миллионов долларов при бюджете в шесть миллионов. «Крёстный отец» имеет тридцать наград и тридцать одну номинацию, в том числе девять номинаций на кинопремию «Оскар», из которых три стали победными: лучший фильм, лучшая мужская роль и лучший адаптированный сценарий; фильм в пяти номинациях был удостоен премии «Золотой глобус», кинопремии «BAFTA» за лучшую музыку к фильму и музыкальной премии «Грэмми» за лучший саундтрек для визуальных медиа, а также множества других наград .
«Крёстный отец» входит в число величайших фильмов всех времен[2] и в число десяти лучших фильмов года по версии Национального совета кинокритиков США[3]. В 1990 году «Крёстный отец» был выбран для сохранения в Американском национальном реестре фильмов, став национальным достоянием США[3]. В 1997 году Американский институт киноискусства поставил картину на третье место в списке величайших фильмов в истории американского кино[4] а также в число лидеров среди десяти лучших гангстерских фильмов[5].
История создания
Сюжет фильма был основан на романе Марио Пьюзо «Крёстный отец», опубликованном в 1969 году[6]. Пьюзо в этом романе хотел создать что-то эпичное, захватывающее дух, в основе которого криминальная итало-американская семья, со множеством сюжетных линий, крутых парней с пистолетами, азартных игр и секса. Фамилию семьи он взял из нон-фикшена про сицилийскую мафию — город Корлеоне считался одним из самых опасных на Сицилии[7]. Произведение стало самым продаваемым опубликованным произведением в истории[6] и некоторое время остававшийся в списках бестселлеров журнала «The New York Times»[8][9]. В марте 1967 года Paramount Pictures под руководством Роберта Эванса провела встречу с Пьюзо. По воспоминаниям Эванса в его студийный кабинет вошёл полный нервный мужчина, словно сошедший со страниц романов Фёдора Достоевского[7][10]. Как оказалось, Пьюзо вдохновлялся творчеством Достоевского, в том числе его романом «Братья Карамазовы»[11]. Поторговавшись, Пьюзо продал права на свой недописанный роман за двенадцать с половиной тысяч долларов при условии получения ещё пятидесяти тысяч после экранизации[7]. После выхода романа, член криминальной семьи Гамбини Сэмми Гравано, был уверен, что автора консультировали серьёзные люди из мафии. Гравано говорил что «Он не мог сам написать сцену первого убийства Майкла Корлеоне, такое так не придумаешь»[7][10]. Сам Пьюзо говорил: «Мне стыдно говорить, но „Крестного отца“ я написал исключительно по своим литературным изысканиям. Я никогда не встречал настоящего кристально честного гангстера»[11].
После того как Берт Ланкастер захотел выкупить проект за миллион долларов, глава Paramount Pictures Роберт Эванс решает, что пришло время для экранизации книги Пьюзо, хотя считалось, что фильмы про мафию не окупаются. Вышедшая в 1968 году криминальная сага Мартина Ритта «Братство» с Кирком Дугласом в главной роли провалилась в прокате и нанесла ещё один удар по студии Paramount. Решающим фактором стал вопрос конкуренции между Ланкастером и Эвансом, который никак не хотел ему уступить[7]. Костюмная драма про 1940-е годы, снятая в Нью-Йорке, казалась слишком дорогой и студия Paramount решила перенести действие в современность и снимать всё в павильонах студии. Режиссёра для проекта оказалось найти довольно сложно — практически все известные режиссёры (от Артура Пенна и Коста-Гавраса до Питера Йейтса и Отто Премингера) либо были заняты другими проектами, либо отказывались от работы, а от давшего согласие Сэма Пекинпа студия сама отказалась[7]. Руководство студии Paramount решило, что фильм про итало-американцев должен снимать именно итало-американец, и потому выбор студии пал на молодого и ещё не очень известного режиссёра Фрэнсиса Форда Копполу[7][12]. Вначале Коппола, прочитав книгу, ответил категоричным отказом, но потом, учитывая бедственное финансовое положение своей компании Zoetrope Studio и послушав совета своего друга Джорджа Лукаса, Коппола был вынужден согласиться. Со второго раза роман Пьюзо впечатлил его намного больше. Он как итальянец из интеллигентной семьи разглядел за сексом и насилием не только семейную сагу, но и метафору рождения американского капитализма. Главным его условием было, что фильм будут снимать на натуре, а действие не станут переносить из 1940-х в 1970-е годы. Студия Paramount вынуждена была согласиться. В результате бюджет картины увеличился с запланированных двух млн долларов до шести[7][9][10][12][13].
Вместе с Копполой над сценарием фильма работал и автор романа Марио Пьюзо, однако работа эта проходила у них по отдельности. Работая над книгой, Коппола хотел, чтобы темы культуры, характера, власти и семьи были на переднем плане, в то время как Пьюзо хотел сохранить аспекты своего романа. 29 марта 1971 года был закончен окончательный сценарий к фильму, который содержал 163 страницы[8][9][13][14]. Сценарий фильма был поддержан Итало-американской лигой гражданских прав (англ. Italian-American Civil Rights League) во главе с боссом нью-йоркской мафии Джозефом Коломбо, после исключения из сценария терминов «мафия» и «коза ностра»[15][16][17].
Кастинг актёров на роли в фильме был не простым. Пьюзо первым проявил интерес к тому, чтобы Марлон Брандо сыграл дона Вито Корлеоне, отправив письмо Брандо, в котором он писал, что тот является «единственным актёром, который может сыграть крёстного отца», Коппола также был не против этого актёра[18]. На предложение Копполы взять на роль дона Корлеоне Марлона Брандо, директор студии Стэнли Джаффе заявил что: «Пока я возглавляю компанию, этому не бывать»[7], тем более что он видел на эту роль Эрнеста Боргнайна или Орсона Уэллса[19][20]. Все знали о тяжёлом характере Брандо и его нежелании слушаться режиссёров. Коппола ответил комедийным скетчем, схватился за живот и свалился на пол в импровизированном припадке. В результате Джаффе уступил, не рассчитывая на заинтересованность того в проекте. Однако тот неожиданно легко согласился и даже придумал для своего героя челюсть, усы и голос. Манеру говорить почти шёпотом Коппола позаимствовал у реального итальянского мафиози Фрэнка Костелло[7]. Прототипом же главного героя Вито Корлеоне был знаменитый гангстер Джозеф «Джо» Бонанно из криминальной семьи Бонанно[11].
На одну из главных ролей Майкла Корлеоне Коппола предложил никому не известного актёра Аля Пачино считавшего, что у того «лицо как карта Сицилии». Глава студии Роберт Эванс резко высказался: «Ладно, снимай своего карлика, если ты так уверен». Но пренебрежительное отношение поменялось после просмотра отснятой сцены, где Майкл Корлеоне убивает врагов своего отца — мафиози Солоццо и комиссара полиции Маккласки. После этой сцены Аль Пачино смог убедить всех[7]. Эту роль могли сыграть такие известные актёры как Роберт Редфорд, Уоррен Битти, Джек Николсон, Дастин Хоффман и Роберт де Ниро[11]. На роль Тома Хейгена Коппола изначально видел Роберта Дюваля и после просмотра он получил эту роль[13].
На роль Сони Карлеоне был приглашён Джеймс Каан, роль Фредо получил Джон Казале, Констанцию сыграла Талия Шайр, а роль Кэтрин получила Дайан Китон[8][9][13]. Роль Джонни Фонтейне получил известный певец Эл Мартино, хотя Коппола видел на этой роли певца Вика Дэймона. На съёмках Мартино так неубедительно жаловался и плакал на встрече с доном Корлеоне, что взбешенный Марлон Брандо решил сымпровизировать и дал ему настоящую пощечину и рявкнул: «Веди себя как мужчина». Ошеломлённый певец скорчил такую гримасу, что это стало лучшим дублем и вошло в фильм[7]. На роль подручного дона Карлеоне Луку Брази продюсер «Крёстного отца» Эл Руди взял профессионального рестлера и борца Ленни Монтана[7]. В картине также сыграли члены семьи Копполы: роль Конни Корлеоне получила его сестра Талия Шир, а роль новорождённого сына Конни и Карло сыграла его дочь София[13][21].
Съёмки картины начались 29 марта 1971 года и закончились 7 августа. В основном съёмки велись в Нью-Йорке и некоторое время в Калифорнии и итальянской Сицилии[10][13][22].
Основной сюжет картины
Основное действие картины начинает разворачиваться летом 1945 года во время праздничного приёма в доме дона Вито Корлеоне в честь свадьбы его дочери Констанции и Карло Рицци. В это время дон Вито являлся главой мафиозного клана Корлеоне, известный всем как «Крёстный отец». Личный юрист семейства и консильери Том Хэген принимают поздравления и слушают просьбы от друзей и партнёров, которые те высказывают, зная, что «ни один сицилиец не сможет отказать в просьбе в день свадьбы своей дочери». Тем временем любимый младший сын дона Корлеоне, герой прошедшей войны Майкл, честно рассказывает своей подруге Кей Адамс истории о специфической профессии своего отца и его окружающих. Среди приглашённых гостей на празднике появляется крёстник дона и известный певец Джонни Фонтэйн, прибывший из Голливуда, чтобы попросить дона Вито помочь получить роль в фильме, которая оживит его угасающую карьеру. Фонтэйн говорит, что глава киностудии Джек Вольц не даёт ему роль, на что Вито Корлеоне отвечает, что «сделает ему предложение, от которого тот не сможет отказаться» и посылает Хэгена в Калифорнию устранить проблему. Глава киностудии Джек Вольц вначале резко, а потом узнав, кого представляет Хэген более мягко, настаивает на своей позиции и говорит, что ни за что не даст роль Фонтейну, потому что тот отбил у него его любовницу — восходящую кинозвезду. На следующее утро Вольц в ужасе обнаруживает у себя в постели отрубленную голову племенного скакуна, приобретённого им за шестисот тысяч долларов. В результате угроз и манипуляций Вольц уступает и Фонтейн получает роль[10].
Семья Корлеоне за долгие годы упорной работы практически монополизировала связи, обеспечивающие политическое прикрытие сицилийским преступным кланам. Такое положение дел не устраивает остальные кланы, ведь с каждым годом клан Корлеоне становится всё более влиятельным и могущественным. Реализуя тщательно спланированный и продуманный план, они начинают наступление на клан Корлеоне. Операция начинается якобы с просьбы недавно прибывшего из Европы дилера, занимающегося импортом наркотиков Вёрджила «Турка» Солоццо, поддерживаемого кланом Татталья. Солоццо вежливо, но достаточно настойчиво просит дона Корлеоне оказать юридическое и политическое прикрытие в торговле наркотиками, являющимся новым перспективным направлением. В обмен на это Солоццо предлагает возможность частично финансировать наркоторговлю и долю в тридцать процентов. Дон Корлеоне понимает, что всё было решено без его клана и его ставят перед фактом. Дон Корлеоне отказывается, объясняя это тем, что его политическое влияние было бы дискредитировано причастностью к торговле наркотиками. Дон Корлеоне понимает, что без политического прикрытия, которое может обеспечить только его клан, наркобизнес Солоццо обойтись не может. Так же он понимает что отказав Солоццо от участия в наркобизнесе, семья Корлеоне ослабляет свои позиции и вынуждает Солоццо и клан Татталья устранять преграду на их пути. Желая предупредить следующие действия конкурирующих кланов и Солоццо, Дон Корлеоне, не желая ждать их следующего хода, посылает своего лучшего бойца Луку Брази войти в доверие Солоццо и клану Таталья. Враждебный клан безошибочно угадывает ход Корлеоне и убивает Луку Брази. После этого война фактически была объявлена. Накануне Рождества на дона Корлеоне совершается покушение, в него стреляет киллер, выпустивший в дона из револьвера пять пуль. Средний сын дона Корлеоне Фредо, заменяющий заболевшего охранника не смог защитить своего отца. Основная сила клана Корлеоне была в личных связях дона Корлеоне, и с его смертью монополия на политическое прикрытие была бы разрушена, а клан Корлеоне лишился бы своего главного козыря. Уверенные в смерти дона Корлеоне, Солоццо и Татталья, демонстрируя силу, похищают приёмного сына и юриста семьи дона Корлеоне Хэгена, чтобы передать через него свои условия для временно принявшего на себя обязанности главы семьи старшего сына Корлеоне, Сонни. Однако дон Корлеоне выжил после покушения. Взбешённый покушением на отца, Сонни отказывается вести переговоры и ставит клану Татталья ультиматум, что либо они выдают для расправы Солоццо, либо семья Корлеоне объявляет войну всем. Сонни до сих пор не понимает, что дело совсем не в Солоццо, а война уже давно объявлена. Клан Корлеоне собирается на совет. Младший сын дона Корлеоне Майкл отстранённо наблюдает за первыми распоряжениями Сонни в качестве главы семьи. Первыми распоряжениями Сонни являются приказ убить охранника дона, который оказался больным в день покушения, и найти пропавшего Луку Брази. Татталья отказываются выдать Солоццо и вместо этого, демонстрируя силу и провоцируя Сонни, посылают дону Корлеоне доказательство смерти Луки Брази в виде дохлой рыбы, завёрнутой в бронежилет Брази[10].
Майкл навещает дона Корлеоне в больнице и обнаруживает, что охрана из полицейских кем-то снята и отца никто не охраняет. Понимая, что на отца прямо сейчас будет совершено повторное покушение, он перемещает его в другую палату, предупреждает по телефону Сонни о беззащитности отца, а сам в роли охранника становится перед входом в больницу. С помощью подошедшего пекаря Энцо, который чувствует себя обязанным дону, он вводит в заблуждение людей Солоццо, которые подъезжают к больнице, чтобы добить Корлеоне. Люди Солоццо уезжают, увидев, что дона всё-таки охраняют. Вместо них приезжают полицейские во главе с коррумпированным капитаном полиции Марком Маккласки, который в ответ на обвинение в связях с Солоццо наносит Майклу сильный удар в лицо. В это время появляется Хэген с новыми охранниками для дона Корлеоне. Эта ситуация приводит Маккласки в бешенство и вынуждает его покинуть больницу. Капореджиме клана Корлеоне Тессио сообщает Майклу, что они устранили сына главы семейства Бруно Татталья, после чего разрушительная война группировок началась с новой силой. Майкл понимает, что вспыльчивый и склонный к непродуманным действиям Сонни не способен успешно противостоять объединённым вражеским кланам и вынужден включиться в борьбу. Солоццо понимает, что атака провалилась, дон Корлеоне жив, а клан Корлеоне уже оправился от вероломного нападения и вскоре обрушит всю свою боевую и политическую мощь на своих обидчиков. Однако дон Корлеоне без сознания и в любую минуту может умереть. Солоццо ищет возможности немедленно обсудить ситуацию и предложить новые, более выгодные условия клану Корлеоне. Солоццо предлагает использовать для переговоров Майкла, так как всем известно, что он не участвует в семейном бизнесе клана Корлеоне. Майкл неожиданно предлагает эффективный способ нанести ощутимый удар врагам и изменить расстановку сил. Майкл хочет лично убить Солоццо и капитана Маккласки на этой встрече. Это поначалу веселит Сонни и капореджиме клана Корлеоне Клеменца; однако Майкл убеждает их в серьёзности и хладнокровности своих намерений заявляя что: «Ничего личного. Это только бизнес».
Во время встречи с Солоццо в закусочной Майкл выходит в туалет, где достаёт из тайника заранее спрятанный там револьвер, после чего подходя к ним, стреляет из него в голову Солоццо и Маккласки, после чего подаётся в бега на Сицилию. В это время война семьи Корлеоне с объединившимися против них пятью криминальными семействами находится в самом разгаре. Дон Корлеоне после выздоровления возвращается домой из больницы и с удивлением узнаёт о последних событиях и что именно его младший сын Майкл убил Солоццо и капитана Маккласки. Он очень огорчён этим известием, так как не хотел компрометировать Майкла участием в семейном бизнесе. Возможность легальной карьеры Майкла навсегда разрушена, а сам Майкл находится за границей в бегах. Резиденция семьи Корлеоне превращена в крепость, и враждебные кланы, неся ощутимые потери, ищут возможности подобраться к непримиримому Сони Корлеоне. Спустя несколько месяцев Сонни начинает замечать неладное в семейных отношениях своей сестры Констанции. Её муж Карло Рицци последовательно унижает и избивает её. Скорый на расправу Сонни жёстко избивает Карло посреди улицы за то, что тот бил беременную Констанцию, и прилюдно предупреждает его, что если такое повторится, то он его убьёт. Несмотря на это предупреждение, Рицци вновь избивает Констанцию. Разъярённый Сонни без охраны мчится к сестре, но на въезде на платную дорогу он попадает в подготовленную засаду и его расстреливают киллеры из враждующих группировок. Находясь на Сицилии Майкл влюбляется и женится на местной девушке Аполлонии Вителли, которая погибает во время попытки завести автомобиль, в который была заложена бомба, предназначавшаяся для Майкла[10].
Дон Корлеоне ещё не оправился от ранений, но, лишившись преемника и старшего сына и узнав о покушении на Майкла, был вынужден вернуться к делам и спасать своё шаткое положение. Он организует встречу глав пяти криминальных семейств с целью положить конец войне. За причину беспрепятственного окончания войны он принимает то, что его сын Сони и сын Татталья мертвы и семья Корлеоне отмщена. На встрече дон Корлеоне говорит, что продолжение войны не только приведёт всех к разорению, но и также что её окончание это единственная возможность для его младшего сына Майкла безопасно вернуться домой. Изменив ради этого своим принципам, дон Корлеоне соглашается поддержать дело Татталья относительно импорта наркотиков, при условии, что оно будет управляемо и наркотики не будут продаваться детям. Вторым его условием является требование гарантии безопасного возвращения Майкла. После обсуждения различных вопросов на встрече глав кланов и оценке поведения и реакций участников, дон говорит Хэгену, что организатором атаки на семью на самом деле были не Солоццо и клан Татталья, а клан Барзини во главе с Эмилио Барзини[10].
Майкл возвращается из Сицилии. Дон Корлеоне готовит Майкла к вступлению в должность, на своё место. Через год после своего возвращения, Майкл встречается со своей прежней подругой Кэтрин Адамс и предлагает ей выйти за него замуж. После смерти Сонни дон Корлеоне практически удаляется от дел, средний брат Фредо совершенно не способен к управлению, и Майкл фактически становится главой всего преступного синдиката, но он обещает Кэтрин в течении пяти лет сделать бизнес своего отца полностью легальным. В расстановке сил клана Корлеоне происходят перемены. Все дела ведёт Майкл, дон Корлеоне берёт на себя обязанности советника, а Том Хэген, который не справился с ситуацией после покушения на дона Корлеоне, отстраняется от дел и становится адвокатом клана. Хэген высказывает дону недовольство относительно своего нынешнего положения и политики Майкла, но Вито подтверждает, что теперь всё решает Майкл. Связанный обещанием отца не вести враждебных действий против вражеских кланов, Майкл не может бездействовать, глядя, как конкуренты прибирают к рукам бизнес семьи. Майкл применяет революционную стратегию и переводит бизнес семьи на другую территорию, в Неваду. В Лас-Вегасе Майкл встречается с крупным владельцем сети гостиниц и казино Мо Грином, достаточно жёстко ставит его перед фактом, что клан Корлеоне решил перевести свой бизнес в Неваду, и предлагает выкупить долю Мо Грина в казино. Мо не соглашается принять предложение и ставит себя под удар. Искать причину вины Мо Грина долго не пришлось, тот позволил себе ударить Фредо на публике. Фредо пытается сгладить ситуацию, выгораживая Мо, однако Майкл остаётся непреклонен[10].
Майкл возвращается в Нью-Йорк. Дон Корлеоне разгадывает замыслы конкурентов и говорит, что после его смерти Барзини вызовет Майкла на встречу, во время которой Майкла убьют. Человек, который передаст предложение является предателем. Вскоре дон Корлеоне умирает от сердечного приступа во время игры в саду со своим внуком Энтони. На похоронах предсказания Вито сбываются, Сальваторе Тессио передаёт Майклу предложение о встрече от Барзини. Майкл соглашается быть крёстным отцом сына Карло Риццы и Кристины. Во время церемонии крещения люди Майкла уничтожают всех до единого главарей пяти враждебных семейств. Вилли Чиччи расстрелял дона Кунео; Клеменца убивает дона Страччи; Рокко Лампоне расстреливает дона Татталья; Альберт Нери уничтожает дона Барзини; Свою пулю от киллеров Майкла получает и Мо Грин. Тессио понимает, что заговор раскрыт. Он говорит Хэгену, что его поступок это «всего лишь бизнес», просит о прощении, но Хэген ему отказывает. Тессио уезжает с людьми Майкла навстречу своей смерти. Майкл обещает Карло Риццу, что если тот признается в соучастии в убийстве Сонни, он не будет мстить мужу своей сестры и отцу крёстника. Карло верит Майклу и признаётся в том, кто его нанял. Майкл даёт Карло билет на самолёт до Лас-Вегаса. Карло садится в машину, чтобы ехать в аэропорт, но тут же погибает от удавки Клеменца. Констанция во всеуслышание обвиняет Майкла в убийстве мужа и связывает его со всеми смертями, о которых пишут в газетах. Кэтрин начинает расспрашивать его относительно смерти Карло Рицца, но Майкл отказывается ей отвечать. Она настаивает, Майкл сдаётся и даёт право на единственный вопрос относительно его дел, она повторяет вопрос, и тогда он отвечает, что «это неправда». Кэтрин, поверив ему, успокаивается. Картина заканчивается тем, что Кэтрин, только что заверенная мужем в непричастности последнего к смерти Карло Рицца и других, видит через дверной проём кабинета, как Клеменца целует руку Майкла, приветствуя его, как нового дона Корлеоне…[10]
Премьера и успех
В день премьеры Коппола, нервничая говорил: «Думаю, провал неизбежен. Что я сделал? Взял популярный, полный пикантности и „клубнички“ роман, и превратил его в бесконечную болтовню шайки бандитов в полутемных интерьерах»[11]. Однако это не подтвердилось. Впервые фильм был показан сотрудникам Paramount Pictures в конце декабря 1971 года и январе 1972 года. Мировая премьера фильма состоялась 14 марта 1972 года в Государственном театре Лоу, а 24 марта фильм был широко выпущен в США; уже 29 марта премьера прошла в триста шестнадцати американских кинотеатрах[13]. Для мафиози был устроен специальный тайный показ; на киностудии об этом «проступке» продюсеров не знали, однако гости были в восторге. Фильм стал для американских гангстеров культовым[11]. 16 ноября 1974 года театральная версия фильма вышла на NBC которой телевизионные права были проданы за рекордные десять миллионов долларов за один показ в течение двух ночей[23]. Фильм стал блокбастером, побив множество кассовых рекордов и в 1972 году став самым кассовым фильмом года[24]. За первую неделю фильм собрал около пятисот шестидесяти восьми тысячи долларов только в Нью-Йорке и Торонто, что сделало его самым кассовым в американском прокате за неделю[25]. За первые пять дней кассовых сборов в США фильм собрал более шести с половиной миллионов долларов, в результате которого его валовой доход составил более семи миллионов долларов[26], уже через неделю валовый доход фильма достиг более семнадцати миллионов долларов[27], а недельный валовой доход составил около десяти миллионов долларов, что являлось отраслевым рекордом[28]. Более года фильм находился на первом месте в США, собрав сто один миллион долларов, что является самым быстрым фильмом, достигшим этой суммы[29][30]. В итоге фильм по всему миру заработал более 250 млн долларов при бюджете в шесть миллионов[1], тем самым став самой кассовой картиной всех времён[10] [31][32][33][34][35][36][37].
Фильм был признан значительным как в США, так и во всём мире[38]. Фильм считается одним из величайших и самых влиятельных фильмов, когда-либо снятых, а также вехой гангстерского кино[10][39]. «Крёстный отец» имеет тридцать наград и тридцать одну номинацию, в том числе получив девять номинаций на кинопремию «Оскар», из которых три стали победными: лучший фильм, лучшая мужская роль и лучший адаптированный сценарий; фильм был удостоен премии «Золотой глобус», получив шесть номинаций, из которых пять стали победными, а также кинопремии «BAFTA» за лучшую музыку к фильму и музыкальной премии «Грэмми» за лучший саундтрек для визуальных медиа, а также множества других наград[3]. Американский институт киноискусства поставил картину на третье место в списке величайших фильмов в истории американского кино[4] и на первое место среди десяти лучших гангстерских фильмов[5], так же цитата Вито Корлеоне в фильме «Я собираюсь сделать ему предложение, от которого не сможет отказаться» (англ. I’m gonna make him an offer he can’t refuse) заняла второе место среди ста известных цитат из американских фильмов за сто лет[40]. «Крёстный отец» входит в число величайших фильмов всех времен[2] и входит в число десяти лучших фильмов года по версии Национального совета кинокритиков США[3]. В 1990 году «Крёстный отец» был выбран для сохранения в Американском национальном реестре фильмов став национальным достоянием США[3].
В Советском Союзе роман Пьюзо впервые был опубликован в журнале «Знамя» в 1987 году. Фильм «Крёстный отец» был одним из главных хитов подпольного советского видеорынка и до 1989 года картина находилась в чёрном списке МВД СССР как «пропагандирующая культ насилия». В 1990 году Советский Союз пересмотрел свою политику по отношению к фильму и были выкуплены все части трилогии за 200 тысяч долларов. В это же время состоялась презентация фильма в кинотеатре «Россия», где ведущим был был Никита Михалков[11].
В 2022 году в честь 50-летнего юбилея «Крёстного отца» кинокомпания Paramount Pictures выпустила в ограниченный прокат первый фильм трилогии, отреставрированный под руководством режиссёра Форда Копполы. Команда Копполы потратила около тысячи часов на цветокоррекцию и восстановление оригинальных аудиодорожек, ещё четыре тысячи ушло на улучшение изображения. 24 февраля сеансы обновлённой версии фильма пройдут по всему миру, включая Россию. 22 марта фильм вышел на Blu-ray-дисках и цифровом формате в 4K HDR-видео[41].
Съёмочная группа
Основной творческий коллектив
- Режиссёр: Фрэнсис Форд Коппола
- Сценаристы: Марио Пьюзо, Фрэнсис Форд Коппола
- Продюсеры: Альберт Радди, Фрэнсис Форд Коппола, Грэй Фредериксон, Роберт Эванс
- Композитор: Нино Рота
- Оператор: Гордон Уиллис
- Художник-постановщик: Дин Тавуларис, Уоррен Клаймер
- Кастинг-директора: Фред Рус, Луис Диджиамо, Андреа Истман[42]
В ролях
- Марлон Брандо — Дон Вито Корлеоне
- Аль Пачино — Майкл Корлеоне
- Джеймс Каан — Сантино «Сонни» Корлеоне
- Роберт Дюваль — Томас «Том» Хейген
- Джон Казале — Фредерико «Фредо» Корлеоне
- Талия Шайр — Констанция Корлеоне-Рицци
- Дайан Китон — Кэтрин Адамс-Корлеоне
- Ричард Кастеллано — Питер Клеменца
- Эйб Вигода — Сальваторе Тессио
- Аль Леттьери — Вирджил «Турок» Соллоццо
- Джанни Руссо — Карло Рицци
- Стерлинг Хэйден — капитан Марк Маккласки
- Ленни Монтана — Лука Брази
- Ричард Конте — Дон Эмилио Барзини
- Эл Мартино — Джонни Фонтейн
- Джон Марли — Джек Вольц
- Алекс Рокко — Мо Грин
- Моргана Кинг — Кармелла Корлеоне
- Коррадо Гайпа — Дон Томмазино
- Виктор Рендина — Дон Филипп Татталья
- Симонетта Стефанелли — Аполлония Вителли-Корлеоне
- Том Роски — Рокко Лампоне
- Джо Спинелл — Уилли Чиччи
- Ричард Брайт — Альберт «Аль» Нери
- Тони Джорджо — Бруно Татталья
- Анджело Инфанти — Фабрицио
- Франко Читти — Кало[42]
Награды и номинации
К настоящему времени фильм «Крёстный отец» имеет 30 побед и 31 номинацию[3]
- Награды
- 1973 — «Оскар»
- 1973 — «BAFTA»
- 1973 — «Золотой глобус»
- Лучший фильм — драма (Фрэнсис Форд Коппола, Альберт Рудди)
- Лучшая режиссёрская работа (Фрэнсис Форд Коппола)
- Лучший сценарий (Марио Пьюзо, Фрэнсис Форд Коппола)
- Лучшая музыка к фильму (Нино Рота)
- 1973 — «Грэмми»
- 1973 — «NSFC Award»
- Лучший актёр (Аль Пачино)
- 1973 — «DGA Awards»
- Лучшая режиссура — художественный фильм (Фрэнсис Форд Коппола)
- 1973 — «WGA Awards»
- Лучший адаптированный сценарий — драма (Марио Пьюзо, Фрэнсис Форд Коппола)
- 1973 — «NBR Award»
- Лучший актёр второго плана (Аль Пачино)
- Десятка лучших фильмов
- 1973 — «KCFCC Award»
- Лучший актёр (Марлон Брандо)
- Лучший режиссёр (Фрэнсис Форд Коппола)
- 1973 — «NYFCC Award»
- Лучший актёр второго плана (Роберт Дюваль)
- 1973 — «WGA Award»
- Лучшая драма, адаптированная из другой среды (Марио Пьюзо, Фрэнсис Форд Коппола)
- «OFTA Film Award»
- 1973 — «Давид ди Донателло»
- За лучший иностранный фильм (Фрэнсис Форд Коппола)
- За актёрскую игру (Аль Пачино)
- 1973 — «Золотой экран»
- 2001 — «Golden Schmoes Awards»
- Лучший DVD года
- 2002 — «Sierra Award»
- Лучший DVD-диск
- 2008 — «Золотой Спутник»
- Лучший Классический DVD
- Лучший Blu-ray Disc в целом
- 2009 — «Сатурн»
- Номинации
- 1973 — «Оскар»
- Лучшая режиссура (Фрэнсис Форд Коппола)
- Лучшая мужская роль второго плана (Джеймс Каан, Роберт Дюваль, Аль Пачино)
- Лучшая музыка к фильму (Нино Рота)
- Лучший монтаж (Уильям Рейнольдс, Питер Зиннер)
- Лучший дизайн костюмов (Анна Хилл Джонстоун)
- Лучший звук (Бад Гренцбах, Ричард Портман, Кристофер Ньюман)
- 1973 — «BAFTA»
- Лучшая мужская роль (Марлон Брандо)
- Лучшая мужская роль второго плана (Роберт Дюваль)
- Самый многообещающий дебютант, исполнивший главную роль (Аль Пачино)
- Лучший дизайн костюмов (Анна Хилл Джонстоун)
- 1973 — «Золотой глобус»
- Лучшая мужская роль — драма (Марлон Брандо, Аль Пачино)
- Лучшему актёру второго плана в кинофильме (Джеймс Каан)
- 1973 — «Грэмми»
- Лучшая инструментальная композиция (Нино Рота)
- 1973 — «NSFC Award»
- Лучший фильм
- Лучший режиссёр (Фрэнсис Форд Коппола)
- Лучший актёр (Марлон Брандо)
- Лучший актёр второго плана (Роберт Дюваль)
- 1973 — «NYFCC Award»
- Лучший фильм
- Лучший режиссёр (Фрэнсис Форд Коппола)
- Лучший актёр (Марлон Брандо)
- 1973 — «ACE Awards»
- Лучший Смонтированный художественный фильм (Питер Циннер)
- 1973 — «Kinema Junpo Awards»
- Лучший фильм на иностранном языке (Фрэнсис Форд Коппола)
- 2002 — «OFCS Award»
- Лучший общий DVD
- 2023 — «IFMCA Award»
- Лучший Архивный релиз (Нино Рота (автор музыки), Дэн Голдвассер (продюсер альбома; автор оформления альбома), Нил С. Булк (альбом, спродюсированный), Тимоти Грейвинг (примечания автора))
Саундтрек к фильму
В октябре 1971 года режиссёр Фрэнсис Форд Коппола специально прилетев в Рим нанял итальянского композитора Нино Роту для создания музыки к фильму, одноимённый саундтрек, а также самую известную композицию из этого трека «Love Theme from The Godfather» («Speak Softly Love»; с англ. — «Говори тихо, любовь моя»). При этом Коппола привёз свой фильм чтобы Рота соотнёс музыку к фильму. Писав новую музыку, Рота взял некоторые части из своей музыки к фильму «Фортунелла» 1958 года, чтобы создать итальянское чувство и вызвать темы трагического фильма[10]. За основу композиции «The Godfather Waltz» (Вальс крестного отца) Рот взял Первую симфонию Яна Сибелиуса[43]. Прослушав музыку исполнительный директор Paramount Pictures Роберт Эванс счёл музыку слишком «высокострой» и не хотел её использовать. Коппола считал, что музыка Роты придала фильму ещё больше итальянского ощущения, поэтому Эвансу пришлось согласится с режиссёром. При этом, отец режиссёра Кармайн Коппола, создал дополнительную музыку к фильму, сыгранную оркестром во время первой свадебной сцены. Саундтрек к фильму был выпущен в 1972 году лейблом Paramount Records и в 1991 году лейблом MCA Records на CD[10]. Альбом содержит более тридцати минут музыки из фильма, большинство из которых написаны Ротой, а также песни Кармайна Копполы, Джонни Фэрроу и Марти Саймса[44][45][46]. К апрелю 1972 года на рынке было двадцать девять записей музыки Нино Роты, в частности, были записаны песни «The Godfather Waltz», «Speak Softly, Love» и «Love Theme from The Godfather»[47][48].
Слова к песне «Love Theme from The Godfather» сочинил поэт Ларри Кьюзик на музыку композитора Нино Роту[10]. Наибольшей популярности песня достигла в исполнении Энди Уильямса, поднявшись до сорок третьей позиции в Billboard Hot 100 и седьмого места в хит-параде Easy Listening[49][50]. В 1973 году музыка была номинирована на премию «Оскар» за лучшую музыку к фильму, однако номинация была снята после того, как было определено, что песня «Love Theme from The Godfather» была переписанной версией музыки Нино Роты из фильма 1958 года «Фортунелла»[51][52]. Так же композиция была удостоена премии «BAFTA» за лучшую музыку к фильму[53], премии «Золотой глобус» за лучшую музыку к фильму[54] и престижной музыкальной премии «Грэмми» за лучший саундтрек для визуальных медиа[55].
Песню «Speak Softly Love» на мелодию Нино Рота из фильма «Крестный отец» пели так же Муслим Магомаев — на итальянском, София Ротару — на украинском, Ренат Ибрагимов, Эмиль Горовец и Нина Бродская — на русском языках[11].
- Список композиций саундтрека
- Первая сторона
Название | Автор | Время |
---|---|---|
Main Title (The Godfather Waltz) | Нино Рота | 3:04 |
I Have But One Heart | Джонни Фэрроу, Марти Саймс | 3:00 |
The Pickup | Нино Рота | 2:56 |
Connie’s Wedding | Кармайн Коппола | 1:33 |
The Halls of Fear | Нино Рота | 2:12 |
Sicilian Pastorale | Нино Рота | 3:03 |
- Вторая сторона
Название | Автор | Время |
---|---|---|
Love Theme from The Godfather | Нино Рота | 2:37 |
The Godfather Waltz | Нино Рота | 3:35 |
Apollonia | Нино Рота | 1:22 |
The New Godfather | Нино Рота | 2:00 |
The Baptism | Нино Рота | 1:51 |
The Godfather Finale | Нино Рота | 3:50 |
- Текст песни «Speak Softly Love»
Speak Softly Love |
Parla più piano |
Любовь не знает и не любит громких слов |
Литература
- Коуви, Питер. Крёстный отец. История создания культового фильма = The Godfather propetries, including all artwork, photography, scrip excerpts and all related element / Пер. с англ. А. Жирнов. — М.: БОМБОРА, 2016. — 160 с. — (Подарочные издания. Кино). — ISBN 978-5-04-092906-1.
- Мусский И. А. Крёстный отец // 100 великих зарубежных фильмов. — М.: Вече, 2008. — С. 354—361. — 480 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9533-2750-3.
- Плахов, Андрей. Фрэнсис Форд Коппола // Режиссеры настоящего: в 2 т. — СПб.: Сеанс, 2008. — Т. 1. Визионеры и мегаломаны. — С. 142—163. — 312 с. — (Дом кино). — ISBN 978-5-901586-24-2.
- Block, Alex Ben. George Lucas’s Blockbusting: A Decade-by-Decade Survey of Timeless Movies Including Untold Secrets of Their Financial and Cultural Success / Alex Ben Block, Lucy Autrey Wilson. — New York, New York : HarperCollins, 2010. — ISBN 978-0-06-177889-6
- Coppola, Francis F. The Godfather Notebook. — Regan Arts, 2016. — ISBN 978-1-68245-074-1
- Cowie, Peter. The Godfather Book. — London, England : Faber and Faber Limited, 1997. — ISBN 978-0-571-19011-9
- Von Gunden, Kenneth. Postmodern Auteurs: Coppola, Lucas, De Palma, Spielberg and Scorsese. — McFarland & Company, 1991. — ISBN 978-0-89950-618-0.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Крёстный отец: кассовые сборы . Box Office Mojo. Дата обращения: 12 октября 2023.
- ↑ 2,0 2,1 The Godfather, Part II . Rotten Tomatoes. Fandango Media. Дата обращения: 11 июня 2019. Архивировано 12 ноября 2023 года.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Крёстный отец . IMDb. Дата обращения: 12 октября 2023.
- ↑ 4,0 4,1 «Citizen Kane Stands the Test of Time» Архивировано 11 ноября 2023 года.. American Film Institute
- ↑ 5,0 5,1 AFI обнародовала ТОП-10 самых лучших американских фильмов (недоступная ссылка). Siteua.org (18 июня 2008). Дата обращения: 24 ноября 2023. Архивировано 24 ноября 2023 года.
- ↑ 6,0 6,1 Наследие крестного отца: Нерассказанная история создания классической трилогии «Крестный отец» с никогда ранее не публиковавшимися производственными кадрами / Харлан Лебо, Лондон: Simon and Schuster, 2005. — 286. — ISBN 978-0-7432-8777-7
- ↑ 7,00 7,01 7,02 7,03 7,04 7,05 7,06 7,07 7,08 7,09 7,10 7,11 7,12 «Крестному отцу» — 50 лет. Как создавался великий фильм, спасший кино . pravilamag.ru. Дата обращения: 12 октября 2023.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Lebo Harlan. The Godfather Legacy: The Untold Story of the Making of the Classic Godfather Trilogy Featuring Never-Before-Published Production Stills. — London, England : Simon & Schuster, 2005. — ISBN 978-0-7432-8777-7
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 Jones Jenny M. The Annotated Godfather: The Complete Screenplay. — New York : Black Dog & Leventhal, 2007. — ISBN 978-1-57912-739-8
- ↑ 10,00 10,01 10,02 10,03 10,04 10,05 10,06 10,07 10,08 10,09 10,10 10,11 10,12 10,13 10,14 Коуви, Питер. Крёстный отец. История создания культового фильма = The Godfather propetries, including all artwork, photography, scrip excerpts and all related element / Пер. с англ. А. Жирнов. — М.: БОМБОРА, 2016. — 160 с. — (Подарочные издания. Кино). — ISBN 978-5-04-092906-1.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 11,6 11,7 Великая ода мафии. 50 фактов о фильме «Крәстный отец» . Аргументы и факты. Дата обращения: 12 октября 2023.
- ↑ 12,0 12,1 Phillips Gene D. Godfather: The Intimate Francis Ford Coppola. — Lexington, Kentucky : University Press of Kentucky, 2004. — ISBN 978-0-8131-4671-3
- ↑ 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 13,5 13,6 Lebo Harlan. The Godfather Legacy: The Untold Story of the Making of the Classic Godfather Trilogy. — London, England : Simon & Schuster, 1997. — ISBN 978-0-684-83647-8.
- ↑ Cowie Peter. The Godfather Book. — London, England : Faber and Faber Limited, 1997. — ISBN 978-0-571-19011-9.
- ↑ Gage, Nicholas A Few Family Murders, but That's Show Biz . The New York Times (19 марта 1972). Дата обращения: 15 ноября 2023. Архивировано 15 ноября 2023 года.
- ↑ Parker, Jerry They're Having a Ball Making 'Godfather' 2 (27 июня 1971). Дата обращения: 15 ноября 2023. Архивировано 15 ноября 2023 года.
- ↑ Parker, Jerry About 'The Godfather'... It's Definitely Not Irish-American 13 (30 мая 1971). Дата обращения: 15 ноября 2023. Архивировано 15 ноября 2023 года.
- ↑ Santopietro Tom. The Godfather Effect: Changing Hollywood, America, and Me. — New York, New York : Thomas Dunne Books, 2012. — ISBN 978-1-250-00513-7
- ↑ Williams Joe. Hollywood Myths: The Shocking Truths Behind Film’s Most Incredible Secrets and Scandals. — Minneapolis, Minnesota : MBI Pub. Co. and Voyageur Press, 2012. — ISBN 978-1-250-03249-2
- ↑ An alternate Godfather could have starred Robert Redford and Elvis Pressley . NPR (14 марта 2022). Дата обращения: 19 октября 2023. Архивировано 18 октября 2023 года.
- ↑ Sofia Coppola Mimics Hollywood Life in 'Somewhere' . NPR (20 декабря 2010). Дата обращения: 15 ноября 2023. Архивировано 15 ноября 2023 года.
- ↑ Cowie Peter. The Godfather Book. — London, England : Faber and Faber Limited, 1997. — ISBN 978-0-571-19011-9
- ↑ Murphy, A.D. «Frank Yablans Resigns Par Presidency» / Variety, November 13, 1974
- ↑ Frederick, Robert B. «'Godfather': & Rest of Pack» / Variety, November 13, 1974
- ↑ «50 Top-Grossing Films». Variety: 21. March 29, 1972.
- ↑ «'Godfather' B.O. $7,397,164». Daily Variety: 1. March 30, 1972.
- ↑ «The Godfather is now a phenomenon (advert)». Variety: 12—13. April 5, 1972.
- ↑ Green, Abel (April 5, 1972). «'Godfather': Boon To All Pix». Variety: 3.
- ↑ «'Godfather-Part II' Preems March 24, '74». Variety: 1. August 2, 1972.
- ↑ «Motion Picture History Has Been Made (advertisement)». Variety: 10. August 2, 1972.
- ↑ Newsweek. — 1974. — Т. 84. — С. 74.. — «The original Godfather has grossed a mind-boggling $285 million…»
- ↑ Von Gunden, Kenneth. Postmodern auteurs: Coppola, Lucas, De Palma, Spielberg, and Scorsese. — McFarland & Company, 1991. — С. 36. — ISBN 9780899506180.. — «Since The Godfather had earned over $85 million in U.S.-Canada rentals (the worldwide box-office gross was $285 million), a sequel, according to the usual formula, could be expected to earn approximately two-thirds of the original’s box-office take (ultimately Godfather II had rentals of $30 million).».
- ↑ The Godfather (Re-issue) (англ.). Box office. — «North America: $1,267,249». Дата обращения: 29 ноября 2023. Архивировано 29 ноября 2023 года.
- ↑ The Godfather (англ.). Box office. — «Worldwide Gross: $245,066,044». Дата обращения: 29 ноября 2023. Архивировано 29 ноября 2023 года.
- ↑ Dirks, Tim Top Films of All-Time: Part 1 – Box-Office Blockbusters (англ.). Filmsite.org. Дата обращения: 29 ноября 2023. Архивировано 29 ноября 2023 года.
- ↑ Alex Ben Block (editor), Lucy Autrey Wilson (editor). George Lucas’s Blockbusting: A Decade-By-Decade Survey of Timeless Movies Including Untold Secrets of Their Financial and Cultural Success (англ.). — HarperCollins, 2010. — ISBN 978-0-06-177889-6
- ↑ The New Times. — 1974. — Т. 2.. — «Coppola is King Midas, the most individually powerful U.S. filmmaker .» His credits include directing the first Godfather (worldwide earnings: $142 million, ahead of Gone with the Wind, The Sound of Music and The Exorcist)
- ↑ AFI's 100 Years... 100 Movies (10th Anniversary Edition) (англ.). Дата обращения: 7 января 2009. Архивировано 11 октября 2023 года.
- ↑ Gambino, Megan What is The Godfather Effect? . Smithsonian (31 января 2012). Дата обращения: 10 сентября 2018. Архивировано 10 сентября 2018 года.
- ↑ 100 лет AFI...100 цитат из фильмов . IMDb. Дата обращения: 12 октября 2023.
- ↑ Paramount перевыпустит «Крёстного отца» в 4K в честь 50-летия фильма . Gamemag. Дата обращения: 5 декабря 2023.
- ↑ 42,0 42,1 Крёстный отец . kino-teatr.ru. Дата обращения: 12 октября 2023.
- ↑ Classical Hour: Sibelius' First Symphony . Oslo Philharmonic. Дата обращения: 4 ноября 2023. Архивировано 4 ноября 2023 года.
- ↑ Curd, Zach Nino Rota – The Godfather [Original Soundtrack] . Allmusic. All Media Network. Дата обращения: 20 июля 2014. Архивировано 20 ноября 2023 года.
- ↑ Nino Rota – The Godfather [Original Soundtrack] . Allmusic. All Media Network. Дата обращения: 20 июля 2014. Архивировано 20 ноября 2023 года.
- ↑ The Godfather . Filmtracks. Christian Clemmensen (Filmtracks Publications) (3 октября 2009). Дата обращения: 20 ноября 2023. Архивировано 20 ноября 2023 года.
- ↑ 'Godfather' Music Starts Landslide 6-C (29 апреля 1972). Дата обращения: 20 ноября 2023. Архивировано 20 ноября 2023 года.
- ↑ 29 Recordings of 'Godfather' Music Listed 34 (14 мая 1972). Дата обращения: 20 ноября 2023. Архивировано 20 ноября 2023 года.
- ↑ Joel Whitburn. Joel Whitburn Presents Billboard Top Adult Songs, 1961-2006. — Record Research, 2007. — 424 p. — ISBN 0898201691. — ISBN 978-0898201697.
- ↑ Joel Whitburn's Top Pop Singles, 1955-2008 / Editor Joel Whitburn. — 12th Edition. — Record Research, 2009. — 1340 p. — ISBN 0898201802. — ISBN 978-0898201802.
- ↑ Cruz, Gilbert The Anniversary You Can't Refuse: 40 Things You Didn't Know About The Godfather . Дата обращения: 4 декабря 2022. Архивировано 12 октября 2018 года.
- ↑ Vote Settles Oscar Tunes (March 17, 1973). Дата обращения: 1 декабря 2023.
- ↑ База данных по всем номинантам и победителям (англ.). Дата обращения: 4 февраля 2012. Архивировано 22 ноября 2023 года.
- ↑ GOLDEN GLOBE AWARDS: база данных по всем номинантам и победителям (англ.). Архивировано 12 ноября 2023 года.
- ↑ Grammy Award Nominees 1973 – Grammy Award Winners 1973 . www.awardsandshows.com. Дата обращения: 27 ноября 2023. Архивировано 27 ноября 2023 года.
Ссылки
- Крёстный отец . IMDb. Дата обращения: 12 октября 2023.
- Крёстный отец . kino-teatr.ru. Дата обращения: 12 октября 2023.
- «Крестному отцу» — 50 лет. Как создавался великий фильм, спасший кино . pravilamag.ru. Дата обращения: 12 октября 2023.
- Великая ода мафии. 50 фактов о фильме «Крестный отец» . Аргументы и факты. Дата обращения: 12 октября 2023.
Эта статья входит в число избранных статей русскоязычного раздела Знание.Вики. |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Фильмы по алфавиту
- Фильмы — лауреаты премии «Оскар»
- Фильмы — лауреаты премии «Золотой глобус» за лучший фильм — драма
- Избранные статьи о кинематографе
- Знание.Вики:Избранные статьи по алфавиту
- Фильмы-драмы США
- Гангстерские фильмы
- Фильмы Фрэнсиса Форда Копполы
- Фильмы о сицилийцах
- Фильмы о мафии
- Криминальные драмы США
- Фильмы про сицилийскую мафию
- Фильмы о Нью-Йорке
- Фильмы по сценариям Марио Пьюзо
- Национальный реестр фильмов
- Фильмы об иммигрантах
- Кинотрилогии
- Фильмы Paramount Pictures
- Фильмы США 1972 года
- Фильмы Италии 1972 года
- Экранизации романов США
- Фильмы о «Крёстном отце»
- Кинофильмы, имеющие телеверсии
- Фильмы по сценариям Фрэнсиса Форда Копполы