Крымский мост
Мост | |
Крымский мост | |
---|---|
Керченский мост | |
Страна | Россия |
Местоположение | Керченский пролив |
Строительство | 2016—2019 годы |
Состояние | действующий |
Кры́мский мост (также называют Ке́рченский мост) — транспортный мостовой переход через Керченский пролив, соединяющий Керченский и Таманский полуострова через остров Тузла и Тузлинскую косу[1].
Состоит из двух параллельных мостов — автодорожного, являющегося частью дороги А-290 (Керчь — Новороссийск)[2], и железнодорожного моста на линии, соединяющий Краснодарский край с Крымом.
Мостовой переход имеет протяжённость почти 19 км и является самым длинным из когда-либо построенных в истории России; также считается самым длинным в Европе[3]. Регулярное автомобильное движение по Крымскому мосту было открыто в мае 2018 года[4]; первый пассажирский поезд «Санкт-Петербург−Севастополь» по его железнодорожной части прошёл в декабре 2019 года[5].
История строительства
Первые попытки
Первая попытка строительства моста между Керченским и Таманским полуостровами была предпринята в 1903 году императором Николаем II, и к его проектированию был приглашён известный русский инженер В. Д. Менделеев, сын Д. И. Менделеева, но Первая мировая война и начавшаяся Октябрьская революция нарушила эти планы[3][6]. К вопросу строительства этого моста вернулся И. В. Сталин в конце 1930-х годов, но в этот раз реализации проекта помешала Великая Отечественная война[7].
Во время войны строить мост решил Гитлер — это было необходимо для оперативной доставки грузов и техники для решения военных задач немецкой армии. Приказ о строительстве был отдан в начале 1943 года, и сначала была построена подвесная канатная дорога, запущенная 14 июня 1943 года[6]. Затем предполагалось сооружение железнодорожного моста, но этому помешало наступление Советской армии на южном театре военных действий.
Иосиф Виссарионович вернулся к проекту моста, называемого Керченским, уже в ходе войны, когда город Керчь был освобождён 11 апреля 1944 года в ходе Крымской наступательной операции. Место для строительства было выбрано между косой Чушка и восточным мысом Керченского полуострова, и 25 января 1944 года Государственный комитет обороны СССР принял постановление о строительстве железнодорожного моста через Керченский пролив. Первый поезд от станции Крым до станции Кавказ по мосту, сооружённому на деревянных и металлических сваях, проехал 3 ноября 1944 года к очередной годовщине Великого Октября[8]. Зимой 1944/45 годов на Азовском море сильно ухудшились погодные условия, его поверхность покрылась льдом. 18-20 февраля 1945 года под действием сильного ветра и течения началось движение льда. К концу февраля ледоходом были разрушены 42 опоры, часть из которых упали в море. Великая Отечественная война подходила к концу, восстанавливать мост не стали[8].
После окончания войны, в 1949 году, советскими специалистами был спроектирован новый мост, где учли предыдущие ошибки. Предполагалось, что Керченский мост будет совмещенным двухуровневым — по нижнему уровню моста должна была проходить двухколейная железнодорожная ветка, а по верхнему уровню — автомобильная трасса с двухсторонним движением. Проект нового моста был создан в ноябре 1949 года[8]. Причины, по которым он не был реализован и был сдан в государственный архив под грифом «секретно» — неизвестны[9].
Новый мост
После распада СССР Крым остался в составе Украины, сообщение с полуостровом со стороны России через Азовское море осуществлялось по Керченской паромной переправе, которая начала действовать в 1954 году. Переправа эксплуатировалась круглосуточно в течение всего года. Работало также прежнее самое короткое сообщение между Россией и Крымом по железной дороге, проходящей по югу Украины (Приднепровская и Южная железные дороги).
Предпринимались попытки строительства моста и во время существования СССР, и после распада страны. Вопрос о строительстве моста обсуждался между Украиной и Россией, последнее соглашение между правительством России и кабинетом министров Украины о совместных действиях по организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив было подписано 17 декабря 2013 года[10][11].
В 2014 году Крым был присоединён к Российской Федерации, и задача создания моста для сообщения с Крымским полуостровом стала актуальной, несмотря на то, что Керченская переправа продолжала функционировать. Решение этого вопроса было поставлено Президентом России В. В. Путиным перед Министерством транспорта РФ 19 марта 2014 года[12]. Сооружением транспортного мостового перехода занялось «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань»» — подразделение Федерального дорожного агентства Российской Федерации.
Для строительства было предложено четыре варианта проекта: три из них предполагали строительство перехода от косы Чушка, четвёртый вариант предлагал маршрут выхода в Крым от Таманского полуострова через Тузлинскую косу и остров Тузла — он и был принят для реализации[13]. Исполнителем работ по проектированию и строительству перехода через Керченский пролив была назначена компания «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга[14], по заказу которой разработку проектной документации осуществило ЗАО «Гипростроймост — Санкт-Петербург». В апреле 2015 года началось возведение временных вспомогательных технических сооружений для предстоящего строительства. В феврале 2016 года проект прошёл экспертизы, и было получено разрешение на строительство мостового перехода[15].
Сначала для строительства Крымского моста были построены временные мосты, чтобы строительство основного велось с обеих сторон навстречу друг к другу. По словам начальника управления по специальным проектам компании «Стройгазмонтаж» Леонида Рыженькина:[16]
«Временные мосты возводятся с таким расчетом, что по ним смогут передвигаться краны грузоподъемностью до 250 тонн, буровые машины и другая тяжелая строительная техника, а на третьем рабочем мосту — от фарватера до Керченского берега — предполагается ещё и узкоколейка для движения мотовоза».
К началу 2016 года временные мосты были готовы, и в феврале началось строительство самого Крымского моста. Сначала велись работы по погружению свай в основание опор, при этом использовались специальные забивные трубчатые сваи большой длины и большого диаметра[17]. Опоры возводились одновременно для автомобильного и железнодорожного мостов. Затем на опоры начали устанавливаться пролётные конструкции. 29 августа 2017 года завершилась операция по транспортировке и установке железнодорожной арки над центральным судоходным пролётом. 12 октября 2017 года окончилась операция по транспортировке и установке автодорожной арки. Продолжалось возведение оставшихся опор автодорожного и железнодорожного мостов и их пролётных конструкций. 26 апреля 2018 года была завершена укладка асфальта на автодорожном мосту, он прошёл приёмочные обследования[18], что стало основанием для введения этой части мостового перехода в эксплуатацию[19].
Строительство железнодорожного моста продолжалось и после окончания строительства автодорожного моста. В первой половине ноября 2018 года было завершено формирование опор, 24 марта 2019 года окончена сборка железнодорожных пролётов моста, и к 18 июля были уложены рельсы двупутной дороги[20]. 18 декабря 2019 года строительство железнодорожной части Крымского моста было официально завершено, и был подписан акт приёмки моста в эксплуатацию[21][22].
С окончанием строительства Крымского моста, временные мосты были разобраны, часть их конструкций была использована в городе Каменск-Шахтинский для создания также временного моста в связи с закрытием на капитальный ремонт одного из двух мостов Каменского мостового перехода на автомобильной трассе М4 «Дон» (по направлению из Москвы на юг)[23][24].
Эксплуатация
15 мая 2018 года состоялась торжественная церемония открытия автодорожного моста через Керченский пролив с участием Президента России. 16 мая было открыто движение для транспорта с максимальной разрешённой массой менее 3,5 тонн.[25]. 1 октября мост был открыт и для автомобилей с максимальной разрешённой массой свыше 3,5 тонн.[26] Остался запрет на перевозку через мост опасных грузов.
23 декабря 2019 года было запущено движение по железнодорожной части Крымского моста. Первый пассажирский поезд «Санкт-Петербург−Севастополь», вышедший с Московского вокзала Санкт-Петербурга 23 декабря, в ночь на 25 декабря проехал по мосту. Эшелон был торжественно встречен в Симферополе представителями Правительства Крыма во главе с Сергеем Аксёновым, который вместе с временно исполняющим обязанности губернатора Севастополя Михаилом Развозжаевым проследовали[27] в этом поезде в пункт назначения[28]. Грузовое движение по железнодорожному мосту открылось 30 июня 2020 года.
Участок железнодорожного пути, где находится мост, входит в состав Крымской железной дороги. Предполагается электрификация этого участка дороги. Поезда, следующие в Крым, принадлежат перевозчику «Гранд Сервис Экспресс»[29], планируется запустить на полуостров и поезда «РЖД»[30].
Происшествия
- 8 сентября 2018 года во время шторма ветер сорвал с якоря плавучий кран, находившийся на стоянке. Экипаж судна не смог взять его под контроль, кран прибило к 227-й опоре автодорожного моста, в результате чего были повреждены одна мачта освещения и часть барьерного ограждения моста[31]. Для устранения повреждений понадобились одни сутки[32].
- 4 октября 2018 года на морском участке строительства железнодорожного моста, между Тузлинскими косой и островом, во время опускания на опоры один пролёт упал в мелководной части моря.[33] В середине октября упавший пролёт был поднят из воды, повторно не устанавливался и был заменён новой конструкцией[34][35].
- Утром 8 октября 2022 года в результате взрыва грузовика на автомобильной части моста были разрушены два его пролёта и произошло возгорание цистерн с горючим на железнодорожном мосту[36]. Движение по обеим полосам автодорожного моста восстановлено в декабре 2022 года[37]. Полностью все строительные работы на автодорожном мосту должны были закончиться к концу марта 2023 года[38], но уже 23 февраля мост был полностью открыт для автомобильного движения[39][40]. На железнодорожной части работы планируют завершить в сентябре 2023 года.
- В ночь на 17 июля 2023 года украинские надводные беспилотники атаковали Крымский мост. В результате атаки автомобильная часть моста получила повреждения. Движение машин по мосту было временно приостановлено[41]. В результате атаки на Крымский мост погибли два человека – мужчина и женщина, ехавшие по нему в машине. Их несовершеннолетняя дочь получила ранения[42].
Примечания
- ↑ Гипростроймост. Транспортный переход через Керченский пролив .
- ↑ Вера Данилина. Керченский мост станет частью трассы М-25 . За рулём (5 мая 2015). Дата обращения: 13 мая 2015.
- ↑ 3,0 3,1 Как строили Крымский мост и чем уникален в плане архитектуры и инфраструктуры
- ↑ «Исторический» проект: как Путин открыл Крымский мост
- ↑ По Крымскому мосту проехал первый пассажирский поезд
- ↑ 6,0 6,1 Крымский мост — часть великого шёлкового пути
- ↑ Сталинский проект Керченского моста
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Почему разрушился первый Крымский мост в 1945 году?
- ↑ Почему Сталин забраковал проект керченского моста?
- ↑ Крымский мост: финальная точка интеграции с Россией
- ↑ Медведев и Янукович договорились о строительстве моста через Керченский пролив . Дата обращения: 21 мая 2018.
- ↑ Керченский мост будет автомобильным и железнодорожным . ТАСС (19 марта 2014). Дата обращения: 8 февраля 2018.
- ↑ Из четырёх вариантов моста в Крым эксперты выбрали два — журнал «За рулём» . Дата обращения: 6 июня 2018.
- ↑ Кто будет строить керченский мост
- ↑ Илья Изотов (Симферополь). Главгосэкспертиза утвердила проект Керченского моста . Российская газета (19 февраля 2016). Дата обращения: 7 августа 2018.
- ↑ Вспомогательные мосты
- ↑ Началось возведение свайных фундаментов моста через Керченский пролив
- ↑ Автодорожная часть моста через Керченский пролив прошла приёмочные обследования . Interfax-Russia.ru (26 апреля 2018). Дата обращения: 8 июня 2018.
- ↑ У строителей приняли автодорожную часть Крымского моста . ТАСС. Дата обращения: 9 мая 2018.
- ↑ Железнодорожная часть Крымского моста: Цифры и факты
- ↑ Строительство железнодорожной части Крымского моста официально завершено . ТАСС (18 декабря 2019). Дата обращения: 18 декабря 2019.
- ↑ Ростехнадзор подтвердил завершение строительства ж/д части Крымского моста . Interfax-Russia.ru (18 декабря 2019). Дата обращения: 18 декабря 2019.
- ↑ Открылось движение по временному мосту через Северский Донец в Ростовской области . Дата обращения: 10 августа 2019. Архивировано 10 августа 2019 года.
- ↑ Временный Крымский мост переедет на М-4 в Ростовскую область . Дата обращения: 10 августа 2019. Архивировано 10 августа 2019 года.
- ↑ Автодорожная часть Крымского моста открылась для движения автомобилей . ТАСС. Дата обращения: 16 мая 2018.
- ↑ За месяц по Крымскому мосту проехали почти полмиллиона автомобилей . КерчьИНФО — новости Керчи (1 октября 2018). — «1 октября в 00:00 сняты ограничения на движение транспортных средств максимальной массой свыше 3,5 тонн, действовавшие на автодорожных подходах к Крымскому мосту как со стороны Тамани, так и со стороны Крыма». Дата обращения: 1 октября 2018.
- ↑ Севастополь встретил первый поезд из Санкт-Петербурга
- ↑ В Севастополе встретили первый пассажирский поезд из Санкт-Петербурга
- ↑ "Гранд Сервис Экспресс" станет оператором пассажирских поездов в Крым . Интерфакс-Туризм (5 ноября 2019). Дата обращения: 7 ноября 2019.
- ↑ РЖД приоткрывают окно в Крым.
- ↑ РБК: Плавучий кран врезался в опору Крымского моста
- ↑ Движение по всем полосам Крымского моста возобновили после инцидента с краном . Interfax.ru (8 сентября 2018). Дата обращения: 5 октября 2018.
- ↑ ТАСС: Фрагмент пролёта железнодорожной части Крымского моста съехал в воду при монтаже
- ↑ Строители подняли съехавший в воду пролёт Крымского моста . Interfax.ru (24 октября 2018). Дата обращения: 24 октября 2018.
- ↑ Пролёт железнодорожного моста в Крым упал в воду . www.kommersant.ru (4 октября 2018). — «На место упавшего пролётного строения будет установлено новое. На это, по предварительным оценкам, понадобится 30–45 суток.». Дата обращения: 23 августа 2019.
- ↑ Что известно о Крымском мосте и его восстановлении после теракта
- ↑ Движение автомобилей по обеим полосам Крымского моста восстановят к 20 декабря
- ↑ Хуснуллин назвал сроки восстановления движения по Крымскому мосту
- ↑ Крымский мост полностью открыли для автомобильного движения после теракта
- ↑ Все полосы Крымского моста открыли для движения раньше срока
- ↑ Теракт на Крымском мосту. Главное . rbc. Дата обращения: 13 февраля 2024.
- ↑ Украина второй раз за год совершила атаку на Крымский мост, в результате которой погибли люди . vedomosti. Дата обращения: 13 февраля 2024.
Литература
- Руденко М. С. Мост через Керченский пролив // Транспортное строительство — 1991 — № 6.
Ссылки
- Хронология стройки века. Как появился мост в Керченском проливе
- Три «Боинга» болтов и сваи в 35 «этажей»: интересные факты о Крымском мосте
- Три года с открытия Крымского моста: 10 фактов о легендарном сооружении