Крыжовник (рассказ)

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Крыжовник
Крыжовник
Издание
Жанр рассказ
Автор Антон Павлович Чехов
Язык оригинала русский
Дата написания 1898
Дата первой публикации 1898
Издательство Адольф Маркс (1903)

«Крыжо́вник» — рассказ Антона Павловича Чехова, опубликованный в журнале «Русская мысль» в 1898 году[1]. Рассказ входит в «Маленькую трилогию», состоящую из рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». В рассказе говорится о человеке, который всю свою жизнь подчинил материальной идее — желанию иметь усадьбу с кустами крыжовника[2][3].

История создания

Анатолий Кони, известный юрист, рассказал Антону Павловичу Чехову историю петербургского чиновника, который откладывал деньги для создания парадного мундира с золотыми вышивками. Однако, когда мундир был наконец сшит, ни одного бала или приёма не было, чтобы его надеть. Позже выяснилось, что золото на мундире потускнело от нафталина. Этот первоначальный замысел напоминал историю из рассказа «Крыжовник», где главный герой мечтал о поместье, усаженном кустами крыжовника[4].

Первый набросок «Крыжовника» в записках Чехова выглядит так[5]:

Крыжовник Х служит в департаменте, страшно скуп, копит деньги. Мечта: женится, купит имение, будет спать на солнышке… Есть свои щи. Прошло 25, 40, 45 лет. Уже он отказался от женитьбы, мечтает об имении. Наконец 60. Читает многообещающие соблазнительные объявления о сотнях, десятинах, рощах, реках, прудах, мельницах. Отставка. Покупает через комиссионера именьишко на пруде. Обходит свой сад и чувствует, что чего-то не достаёт. Останавливается на мысли, что не достаёт крыжовника, посылает в питомник. Через два-три года у него рак желудка и подходит смерть, ему подают на тарелке его крыжовник. Он поглядел равнодушно…А. П. Чехов

Записные книжки Чехова свидетельствуют об эволюции его работы над произведением. В окончательном варианте герой жив, но его жизнь ограничивала иллюзорная мечта. В историю Иван Иваныча о своём брате Николае Иваныче писателем была добавлена сюжетная подробность: герой женится из-за денег и доводит свою жену до смерти. Этим Чехов подчеркнул вину Николая Иваныча, переступившего через Евангельский закон любви к ближнему[6].

Персонажи

Иван Иваныч Чимша-Гималайский — рассказчик, он повествует о жизни брата Николая, выражает мысли автора.

Николай Иваныч Чимша-Гималайский — младший брат Ивана Иваныча. С юности служил в казенной палате. У него узкий кругозор, одержим мещанской мечтой об усадьбе с деревенскими радостями, для которой копил деньги и жил очень скудно. По своей природе Николай был кротким и добрым, но в стремлении к приобретению усадьбы, человек менялся. Так, он женился по расчету, использовал женщину в своих целях и походя погубил её.

Буркин — учитель гимназии, приятель Ивана Ивановича. Рассказ о мелком чиновнике, задавшемся целью приобрести усадьбу, не впечатлил его. В обстановке гостиной с портретами в золотых рамах и коврами Буркин не был расположен к восприятию идей Ивана Иваныча, не мог разделить его переживания по поводу эгоистичных счастливцев, не замечающих чужих бед.

Алёхин Павел Константинович — помещик 40 лет. Он поднимает хозяйство своего имения и работает вровень с крестьянами. Алехин гостеприимен, но, вставший до зари и уставший от хозяйственных забот, он не имеет сил и желания вникать, справедливо ли, умно ли то, что говорит Иван Иваныч.

Буркин и Алёхин — хорошие люди, но у каждого из них свой «футляр».

Пелагея — горничная в доме Алёхина, молодая женщина с броской красотой. Пелагея умело поддерживает чистоту и порядок, делает все быстро, тихо. Автор отмечает её деликатность[4].

Сюжет

Друзья Иван Иваныч и Буркин, оказавшись под дождем, решили укрыться у своего знакомого Павла Алёхина, чья усадьба находилась неподалёку. Хозяин выглядел неопрятно: лицо пыльное, грязная одежда, неровно подстриженные волосы, приличная полнота. Тем не менее, он тёпло встретил гостей, предложил им ополоснуться, переодеться и налить чаю. Во время чаепития разговор завертели, и Иван Иваныч рассказал историю своего брата Николая Иваныча Чимша-Гималайского.

После отца братьям пришлось отказаться от своей фамилии из-за долгов. Николай с юных лет работал в казённой палате и мечтал о своей усадьбе, где он собирался выращивать крыжовник. Для этой цели он копил деньги, живя скромно и даже заключив брак по расчёту. Он экономил даже на еде, что привело к скорому концу его жены. Николай же всё же достиг цели, приобрёл имение, высадил крыжовник и стал помещиком.

Посетив брата позже, Иван Иваныч заметил его изменения в худшую сторону. Николай стал старше, заколебался, приобрёл странную привычку говорить бессмысленные фразы. Тем не менее, он был счастлив и удовлетворён своей жизнью, угощая брата крыжовником.

После визита Иван Иваныч задумался о смысле жизни. Он не мог понять, как можно чувствовать себя счастливым, не замечая страданий других. Для него основной смысл жизни заключался не в личном счастье, а в добре, которое приносит каждый человек.

Буркину и Алёхину не понравился рассказ Ивана Иваныча о чиновнике и его любви к крыжовнику. Они предпочли обсуждать более земные вещи, как женщины, крупа, сено. Однако в силу позднего времени все отправились спать[2].

Критика

«Крыжовник» был высоко оценён некоторыми критиками, В. И. Немирович-Данченко находил, что в нём есть очень хорошие мысли[7]. В письме Чехову он отмечал: «Несмотря на работу до одури и нервной одышки, я успеваю читать. Сейчас закрыл книгу на рассказе „О любви“. „Крыжовник“ хорошо. Хорошо, потому что есть и присущий тебе колорит, как в общем тоне и фоне, так и в языке, и ещё потому, что очень хорошие мысли».

Наталия Душина писала автору: «Когда я прочла „Крыжовник“, мне жутко стало и жалко его, бесконечно жалко бедного, одинокого, черствого душой человека. „Любовь“ тоже пережила я вместе с теми, которые были так близки душой друг к другу, а с виду должны были казаться чужими. И страшно то, что жить всё ж таки надо было и жизнь шла своим обычным ходом и даже разлука пережилась, и пришлось дальше жить, те же занятия пошли, те же мелочи, а сознание, что нет любимого человека, наполняло душу, и казалось, жить нельзя, а жилось».

Н. Н. Гусев присылал из ссылки Л. Н. Толстому выдержку из рассказа «Крыжовник»: «Счастья нет и не должно быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом». Толстой в письме писал Гусеву: "Как хороша Ваша выписка из Чехова! Она просится в «Круг чтения»[8].

Экранизация

По мотивам рассказа «Крыжовник» в 1967 году снят одноимённый телевизионный фильм[9]. Режиссёры: Леонид Пчёлкин, Всеволод Платов, Лидия Ишимбаева. В ролях:

Примечания

  1. Чехов А. П. Крыжовник. chehov-lit.ru. Дата обращения: 18 февраля 2024.
  2. 2,0 2,1 А.П.Чехов. Крыжовник. knIQ.ru. Дата обращения: 17 февраля 2024.
  3. Чехов А. П. Крыжовник. ФЭБ. Дата обращения: 18 февраля 2024.
  4. 4,0 4,1 А.П.Чехов. А.П.Чехов. «Крыжовник»: краткое содержание и анализ. knIQ.ru. Дата обращения: 17 февраля 2024.
  5. А.П.Чехов. Крыжовник. Интернет библиотека Алексея Комарова. Дата обращения: 17 февраля 2024.
  6. Иванова М. А. «Не всякое добро есть добро» (по рассказу А. П. Чехова «Крыжовник») // Вестник Ульяновского государственного технического университета : журнал. — 2021. — № 2. — С. 10—15.
  7. Чехов. Рассказы. Примечания..
  8. А.П.Чехов. Рассказы и повести 1898-1903 гг. Lib.ru. Дата обращения: 17 февраля 2024.
  9. Крыжовник (ТВ, 1967). Кинопоиск. Дата обращения: 18 февраля 2024.

Ссылки