Костович, Огнеслав Степанович
Огнеслав Степанович Костович | |
---|---|
Дата рождения | 1851 год |
Место рождения | Австро-Венгрия |
Дата смерти | 30 декабря 1916 |
Место смерти | Санкт-Петербург, Российская империя |
Гражданство | Российская империя, Сербия |
Род деятельности | Конструктор, изобретатель |
Огнеслав Степанович Костович — сербский и русский конструктор и изобретатель.
Биография
Огнеслав Степанович Костович родился в Австро-Венгрии в 1851 году. Огнеслав Костович по национальности серб, но считается русским конструктором и изобретателем, так как большую часть жизни прожил в России. Происходил из дворянского рода. В октябре 1878 года он подал прошение императору Александру II о получении российского гражданства и использовании своих изобретений в России и вскоре переселился в Россию.
Окончил Высшее техническое училище, а также школу судовождения. После обучения работал в торговом флоте, управляя каботажными судами. Первым подал заявку на изобретение бензинового ДВС с электрическим зажиганием (14 мая 1888 года) и получил на него патент, в том числе в США и в Великобритании. Также является изобретателем фанеры. Во время русско-турецкой войны Костович служил командиром корабля, перевозил русский десант на Дунае и получил звание капитана русского флота. После 1870 года работал в России.
Огнеслав Костович в течение всей своей жизни был увлечен изобретательством и конструированием. В 1879 году Огнеслав Степанович представил на всеобщее обозрение собственные изобретения − летающие модели вертолета и самолёта. А в 1881 году приступил к воплощению разработанной модели − самолёта в натуральную величину, но так и не смог реализовать эту идею. Огнеслав Степанович первым в мире сконструировал многоцилиндровый бензиновый двигатель для дирижабля, а также разработал все узлы и приборы[1].
Память
Огнеслав Костович не был широко знаменитым изобретателем, хотя и стал автором более сотни изобретений. Именно Огнеславу Костовичу принадлежат идеи двигателя внутреннего сгорания, телеграфного аппарата и воздушной торпеды.
После его смерти в одной из газет того времени был опубликован некролог: «…ушел блестящий изобретатель и ученый, человек, по многим причинам заслуживающий, чтобы будущие поколения помнили его необычную судьбу и научный подвиг».
Основные изобретения
В 1882 году Костович сконструировал многоцилиндровый бензиновый двигатель для дирижабля «Россия». Костовичу пришлось самостоятельно разработать все узлы дирижабля, механизмы и приборы. 14 мая 1888 года Костович обратился в российский Департамент торговли и мануфактур с прошением выдать ему привилегию на «усовершенствованный двигатель, действующий бензином, керосином, нефтяным, светильным и другими газами и взрывчатыми веществами». Привилегию изобретателю выдали только через четыре с половиной года — 4 ноября 1892 г. За это время Костович успел запатентовать свой двигатель в США и Великобритании. В восьмицилиндровом двигателе с водяным охлаждением конструкции Костовича впервые использовалось электрическое зажигание[2].
В 1911 году Костович снова начал заниматься летательными аппаратами. В сентябре 1911 г. он подал заявку и получил «Привилегию» на схемы самолётов (триплан и аэрогидроплан).
В 1913—1914 годах О. С. Костович построил двухпоплавковый биплан (испытания не проводились). В 1916 году изобретатель построил моноплан-амфибию.
Примечания
- ↑ Черненко, Геннадий Трофимович. Двигатель для дирижабля «Россия» / Черненко Г. Т. // «Изобретатель и рационализатор». − № 2 (650) − 2004
- ↑ Черненко, Геннадий Трофимович. Жизнь и необыкновенные изобретения капитана Костовича / Г. Т. Черненко. − СПб.: Остров, 2001. − 63 с. − ISBN 5-94500-004-3