Конюс, Наталья Георгиевна

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Наталья Георгиевна Конюс
Конюс Наталья Георгиевна.jpg
Имя при рождении Наталья Георгиевна Конюс
Дата рождения 19 июня (2 июля) 1914(1914-07-02)
Место рождения Люберцы,
Московская губерния,
Российская империя
Дата смерти 24 декабря 1989(1989-12-24) (75 лет)
Место смерти Москва, СССР
Гражданство  Российская империя
 СССР
Профессия артистка балета, балетмейстер,
балетный педагог
Театр Большой театр,
Музыкальный театра Станиславского и Немировича-Данченко
Награды Заслуженный артист РСФСР — 1979 Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»

Ната́лья Гео́ргиевна Коню́с (19 июня [2 июля1914, ЛюберцыРоссийская империя — 24 декабря 1989, Москва, СССР) — советская артистка балета, балетмейстер и педагог, Заслуженная артистка РСФСР (1979)[1].

Биография

Родилась 19 июня (2 июля) 1914 года в Люберцах в семье композитора Георгия Конюса[2].

Окончила Московское хореографическое училище (1931 году), ученица Василия Тихомирова. В 19311932 годах гастролировала по миру в составе труппы Иды Рубинштейн и «Русского балета Монте-Карло».

По возвращении в СССР танцевала в Большом театре (19321943 годы) и Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (19431960).

Могила Конюсов

Ещё до завершения карьеры танцовщицы Наталья Конюс окончила Государственный институт театрального искусства (1958 году) как балетмейстер, осуществила ряд балетных постановок в разных городах Советского Союза.

Она в 1958 году очень перенесла на таджикскую сцену классическую версию балета Адольф Адана «Жизель». В 19621963 годах главный балетмейстер Театра оперы и балета имени Айни в Душанбе. Сыграла заметную роль в становлении таджикского балета. В 1963 году ею был поставлен балет «Тропою грома» на музыку Кара Караева. В 1970 году Наталью Георгиевну пригласили для постановки третьей редакции балета Сергей Баласаняна «Лейли и Меджнун». И она создала сложную в танцевальном отношении хореографическую постановку. Балет «Лейли и Меджнун» специально создавался для Малики Сабировой и Музафара Бурханова[3]. Спектакль получился на редкость органичным во всех отношениях и был достойно оценен на Всесоюзном конкурсе в честь 100-летия Владимира Ленина. В балете Наталья Конюс в основном сосредоточилась на хореографии. При этом она опиралась на модернизированный классический танец, в отличие от постановок 1950-х годов, когда значение придавалось деталям быта[3].

В 19641989 годах преподавала на кафедре хореографии ГИТИСа (с 1973 года доцент). Автор курса «классическое наследие»[4].

Член ВКП(б)/КПСС с 1950 года. Автор монографии «Хореографический текст балета Жизель»[4].

Умерла в Москве 24 декабря 1989 года и была похоронена на Новодевичьем кладбище города[5] рядом с родными.

Наталья Конюс была замужем за штурманом полярной авиации — Валентином Ивановичем Аккуратовым.

Литература

Примечания

  1. Конюс, Наталья Георгиевна // Русский балет: Энциклопедия. — М.: Согласие, 1997.
  2. Батагова Т. Гимн классике // Музыкант-Классик. — 2008. — № 6. — С. 21—25.
  3. 3,0 3,1 Хасанова М.М. Деятельность музыкальных учреждений Таджикистана в ХХ-начале ХХI вв.. — Душанбе, 2023. — С. 155.
  4. 4,0 4,1 Наталья Конюс. Кино-театр.ру. Дата обращения: 15 августа 2024.
  5. Конюс Наталья Георгиевна (1914 – 1989). Московские могилы. Дата обращения: 15 августа 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!