Комаров, Константин Леонидович
Константин Леонидович Комаров | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата рождения | 22 сентября 1941 (83 года) | ||||||
Место рождения | Новосибирск, СССР | ||||||
Страна | СССР Россия | ||||||
Место работы | НИИЖТ | ||||||
Альма-матер | Новосибирский государственный университет | ||||||
Учёная степень | доктор технических наук | ||||||
Учёное звание | профессор | ||||||
Награды и премии |
|
Константин Леонидович Комаров (род. 22 сентября 1941) — советский и российский учёный, доктор технических наук (1985), профессор (1988); академик Российской академии транспорта, Транспортной академии Украины и Международной академии наук Высшей школы[1]; ректор НИИЖТ−СГУПС в 1990—2004 годах.
Автор и соавтор более 220 научных публикаций, включая монографии, а также двух патентов[2] и одного авторского свидетельства.[3]
Биография
Родился 22 сентября 1941 года в Новосибирске в семье служащих. Его отец — Леонид Федорович Комаров: кандидат технических наук, был заместителем начальника Новосибирского института военных инженеров железнодорожного транспорта, а в 1941 году в течение нескольких месяцев временно исполнял обязанности начальника института. Мать — Антонина Фёдоровна Поликарпова, работала в этом же вузе лаборантом кафедры «Эксплуатация железных дорог».[3]
В 1958 году Константин окончил в Новосибирске среднюю школу № 44 и поступил учиться на факультет «Строительные и путевые машины» Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта (НИИЖТ, ныне Сибирский государственный университет путей сообщения). В 1959 году он перешёл на механико-математический факультет только что открытого Новосибирского государственного университета, который окончил в 1963 году дипломной работой «Исследование ползучести сплошного диска в условиях трещинообразования», которая была рекомендована к опубликованию, а Комаров получил рекомендацию в аспирантуру. Учебу в аспирантуре начал под руководством своего университетского учителя — академика Ю. Н. Работнова. Однако переезд Юрия Николаевича в Москву привёл к тому, что Константин Комаров перешел в 1964 году на работу в НИИЖТ, став ассистентом кафедры «Теоретическая механика». Здесь он написал диссертационную работу «Динамический расчет опор контактной сети электрических железных дорог»[4], которую защитил в январе 1970 года. В апреле этого же года он был утверждён в ученой степени кандидата технических наук, а в июле был избран на должность доцента кафедры «Теоретическая механика».[3]
В феврале 1978 года К. Л. Комаров был избран заведующим кафедрой физики НИИЖТ, проработав в этой должности следующие двенадцать лет. В декабре 1985 года он защитил докторскую диссертацию «Динамика неупругих перекрытий»[5]. В 1986 году получил степень доктора наук, в 1988 году стал профессором. В феврале 1990 года, когда в СССР стали проводить выборы ректоров, впервые в истории НИИЖТ состоялись выборы ректора и Константин Леонидович стал ректором вуза. В период его ректорства НИИЖТ был преобразован в Сибирскую государственную академию путей сообщения (1993), а в июне 1998 года — в Сибирский государственный университет путей сообщения. Вузом Комаров руководил по 2004 год. Оставив пост ректора университета, он перешел на должность заведующего кафедрой «Системный анализ и управление проектами», которой продолжает руководить по настоящее время. Учёный подготовил двенадцать кандидатов наук, по четырем докторским диссертациям он являлся научным консультантом.[3]
Наряду с научно-педагогической, Константин Комаров занимался общественной деятельностью: в 1983—1985 годах избирался депутатом Заельцовского районного совета народных депутатов Новосибирска, в 1994—2005 годах являлся депутат Новосибирского областного совета. Он входил в состав Общественного совета по стратегии и инновационному развитию городского хозяйства Новосибирска, руководил рабочей группой по транспортно-логистическому развитию Новосибирска. Также был избран председателем Сибирского отделения Академии транспорта Российской Федерации и был заместителем председателя Координационного совета по транспорту Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». В 2002 году Константин Леонидович был включен в состав рабочей группы Президиума Государственного совета РФ по вопросам стратегии развития транспортной системы России.[3]
Награды
Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2001) и медалями, в числе которых «100 лет Транссибирской магистрали» (2001), «XXX лет Байкало-Амурской магистрали» (2004).
В 1997 году удостоен почетного звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».
Также награждён нагрудными знаками «Почетному железнодорожнику» (1991), «Почетный транспортный строитель» (1994), «Почетный работник транспорта России» (2003).
К. Л. Комарову были присуждены премии имени Н. Е. Жуковского (2001) и А. Н. Косыгина (2002), является кавалером Золотого почетного знака «Общественное признание»[6].
В 2016 году ему был вручен знак «За добросовестный труд (СГУПС-НИИЖТ) „50 лет“»[7].
Примечания
- ↑ Константин Комаров: «В моей зачетной книжке расписались 10 академиков и 23 члена-корреспондента АН»
- ↑ Изобретатель Комаров Константин Леонидович
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Профессора Сибирского государственного университета путей сообщения
- ↑ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук
- ↑ Диссертация доктора технических наук
- ↑ Комаров Константин Леонидович
- ↑ Юбилей К. Л. Комарова — ректора НИИЖТа-СГУПС
Ссылки
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 22 сентября
- Родившиеся в 1941 году
- Родившиеся в Новосибирске
- Доктора технических наук
- Кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени
- Награждённые медалью «XXX лет Байкало-Амурской магистрали»
- Награждённые юбилейной медалью «100 лет Транссибирской магистрали»
- Почётные железнодорожники
- Награждённые знаком «Почётный транспортный строитель»
- Заслуженные деятели науки Российской Федерации
- Учёные по алфавиту