Колпакова, Ирина Александровна

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Ирина Колпакова
Имя при рождении Ирина Александровна Колпакова
Дата рождения 22 мая 1933(1933-05-22) (91 год)
Место рождения Ленинград, РСФСР, СССР
Профессия артистка балета, балетмейстер, актриса, хореограф, балетный педагог
Театр Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова
Награды

Ири́на Алекса́ндровна Колпако́ва (род. 22 мая 1933, Ленинград, СССР) — советская и российская артистка балета, балетмейстер, актриса, хореограф и балетный педагог; народная артистка РСФСР (1960), народная артистка СССР (1965). Герой Социалистического Труда (1983).

С 1951 по 1989 год являлась примой-балериной Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Лауреат Государственной премии СССР в области искусства (1980). Профессор Академии русского балета имени А. Я. Вагановой1995). Член правления Союза театральных деятелей РСФСР (19861992).

Биография

Родилась 22 мая 1933 года в Ленинграде в семье служащих. Её отец Александр Герасимович Колпаков (1902—1942) был преподавателем математики Ленинградского государственного университета, а мать Леонтина Карловна Перм была экономистом. В 1941 году после начала Великой Отечественной войны она вместе с семьёй была эвакуирована из блокадного Ленинграда в город Молотов (ныне Пермь)[1].

Творческая деятельность

После окончания войны вновь переехали в Ленинград. В 1951 году окончила Ленинградское хореографическое училище по балетному классу народной артистки РСФСР Агриппины Вагановой. С 1951 по 1989 год Колпакова являлась примой-балериной Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр). Главные партии и статус примы-балерины она получает с первых лет работы. Танцует в классических балетах, участвует в новаторских постановках Юрия Григоровича[2]. На сцене исполнила множество балетных партий, в том числе: Фея Флёр де Фарин, Фея Нежности, Принцесса Флорина и Принцесса Аврора в «Спящей красавице», Два лебедя и Па-де-труа I акта в «Лебедином озере» и Маша в «Щелкунчике» Петра Чайковского под руководством хореографов Мариуса Петипа, Льва Иванова и Василия Вайнонена, Гран-па в «Баядерке» и Повелительница дриад в «Дон Кихоте» Людвига Минкуса в редакции Владимира Пономарёва, Сверстница в «Ромео и Джульетте» и Золушка в «одноимённом балете», Катерина в «Каменном цветке» Сергея Прокофьева в хореографии Леонида Лавровского и Юрия Григоровича, Сильфида в «Шопениане» на музыку Фредерика Шопена в хореографии Михаила Фокина, Мария в «Бахчисарайском фонтане» Бориса Асафьева в хореографии Ростислава Захарова, Менада в «Спартаке» Арама Хачатуряна в хореографии Леонида Якобсона, Панночка в «Тарасе Бульбе» Василия Соловьёва-Седого в хореографии Бориса Фенстера, Тао Хоа в «Красном маке» Рейнгольда Глиэра, Его любимая в «Береге надежды» Андрея Петрова в хореографии Игоря Бельского. Её партнёрами по сцене часто были такие мэтры сцены как Владилен Семёнов, Михаил Барышников и Рудольф Нуреев[2][3][4][5].

В 1957 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР за заслуги в области советского искусства Колпаковская была удостоена звания Заслуженная артистка РСФСР[6], а в 1960 году — Народная артистка РСФСР[7]. В 1965 году Указом Президиума Верховного Совета СССР за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства Колпаковская была удостоена звания Народная артистка СССР[8].

С 1971 по 1995 год Колпакова являлась педагогом-репетитором и балетмейстером-репетитором Театра оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинского театра). В 1982 году окончила балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории по специальности балетмейстер-репетитор, выполнив дипломную работу «Спящей красавице» Петра Чайковского в Вильнюсском театре оперы и балета под руководством Петра Гусева. Участвовала в таких постановках как «Жизель» Адольфа Адана в редакции Мариуса Петипа, «Шопениана» на музыку Фредерика Шопена в хореографии Михаила Фокина, «Пахита» Эдуарда Дельдеве и Людвига Минкуса, «Сильфида» Августа Бурнонвиля в Софии, «Спящая красавица» Чайковского в хореографии Мариуса Петипа поставленного в Минском театре оперы и балета, «Шопениана» на музыку Фредерика Шопена поставленного ей в «Гранд-опере» в Париже. С 1986 года является членом правления Союза театральных деятелей РСФСР[2][3][4][5].

В Ленинградской филармонии Колпакова выступала с 1952 года, будучи постоянной участницей праздничных концертов и балетных вечеров Большого зала. В конце 1960 года она принимала участие в концертах труппы «Камерного балета» Виталия Буяновского, где её партнёром по сцене был народный артист СССР Никита Долгушин, а на сцене им аккомпанировали Исай Браудо[2]. Помимо творческой постоянно занималась и педагогической деятельностью. С конца 1980 года Колпакова преподаёт в труппе Американского театра балета в Нью-Йорке[2]. С 1995 года преподавала в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой являясь профессором кафедры классического танца[2][3][4][5].

1 июля 1983 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся заслуги в развитии советского хореографического искусства и в связи с 200-летием Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова Ирина Колпакова была награждена Медалью «Серп и Молот» высшего звания Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина[9].

Президент России Владимир Путин так высказался об Ирине Колпаковой:

Ваша театральная судьба прочными узами связана с легендарной Мариинкой. Здесь Вы прожили большую, насыщенную творческую жизнь, блистали в ведущих партиях классического и современного репертуара, заслужили высокое признание ценителей и знатоков хореографического искусства. Успех сопутствовал Вам и на педагогическом, наставническом поприще. Многие из Ваших воспитанников представляют сегодня русскую балетную школу на самых престижных концертных площадках мира[10]

Семейная связь

Замужем за народным артистом СССР Владиленом Григорьевичем Семёновым (род. 1932). Дочь Татьяна — дизайнер одежды[1]

Общественная деятельность

С 1974 по 1979 год являлась депутатом Верховного совета СССР IX созыва от Смольнинского избирательного округа города Ленинграда[11]

Творчество

Партии
Постановки
Фильмография

Награды

  • Медаль «Серп и Молот» высшего звания Герой Социалистического Труда (1.07.1983 за №20177) — за выдающиеся заслуги в развитии советского хореографического искусства и в связи с 200-летием Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова[9]
  • Орден Ленина (1.07.1983 за №400433)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (1967 — за заслуги в развитии советского искусства, активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся и многолетнюю плодотворную работу в учреждениях культуры[13], 1971 — за большие успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана[14]
Звания
Премии
  • Государственная премия СССР 1980 года в области литературы, искусства и архитектуры — за исполнение партий классического и современного репертуара в балетных спектаклях последних лет в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова[15]
Музыкальные премии

Оценки и мнения

Директор Службы внешней разведки Российской Федерации Сергей Нарышкин так отметил творческую деятельность Ирины Колпаковой:

Вы посвятили свою жизнь, талант и творческую энергию великому искусству балета. Обладая уникальным исполнительским мастерством, умением на языке танца выражать мысли и чувства, Вы покорили сердца миллионов поклонников и ценителей хореографического искусства. Блестяще созданные Вами образы навсегда вошли в сокровищницу русского балета. Сохраняя любовь к танцу, открывая и совершенствуя новые грани хореографического искусства вместе со своими учениками, Вы состоялись как балетмейстер и педагог, воспитали известных исполнителей, которые сегодня выступают на знаменитых отечественных и зарубежных сценах[16]

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 Колпакова, Ирина Александровна. ТАСС. Дата обращения: 8 марта 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Ирина Колпакова. Санкт-Петербургская филармония. Дата обращения: 8 марта 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Колпакова, Ирина Александровна Большая Российская энциклопедия / научно-редакционный совет: председатель — Ю. С. Осипов и др. — Москва : Большая Российская энциклопедия, Т. 14: Киреев — Конго // [отв. ред. С. Л. Кравец]. — 2009. — 749 с. — ISBN 978-5-85270-345-3
  4. 4,0 4,1 4,2 Музыка: Большой энцикл. слов. / Абаджиев А. и др.; Гл. ред. Г. В. Келдыш. — 2-е (репр.) изд. "Муз. энцикл. слов. " 1990 г. — Москва : Большая рос. энцикл., 1998. — 671 с. — ISBN 5-85270-254-4
  5. 5,0 5,1 5,2 Народные артисты СССР: В 2 т. / Авт.-сост. М. В. Музалевский и В. Л. Иванов. — М.: РИЦ «Кавалер», 2007
  6. 6,0 6,1 Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 марта 1957
  7. 7,0 7,1 Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 марта 1960 года «О присвоении почетных званий РСФСР творческим работникам города Ленинграда»
  8. 8,0 8,1 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1965 года № 4122—VI «О присвоении почетного звания народной артистки СССР Колпаковой И.А.»
  9. 9,0 9,1 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1983 года № 9582—X «О присвоении звания Героя Социалистического Труда народной артистке СССР Колпаковой И.А.»
  10. Ирине Колпаковой, балерине, балетмейстеру и хореографу, народной артистке СССР. Kremlin.ru. Дата обращения: 8 марта 2024.
  11. Депутаты Верховного Совета СССР. 9 созыв. Издание Президиума Верховного Совета СССР. — М., 1974. — 550 с
  12. Колпакова, Ирина Александровна. kino-teatr.ru. Дата обращения: 8 марта 2024.
  13. Ведомости Верховного Совета СССР. — М.: Издание Верховного Совета СССР, 1967. — № 44 (1 ноября). — 681—716 с
  14. Награждение орденами и медалями СССР за большие успехи, достигнутые в выполнении задании пятилетнего плана. Дата обращения: 8 марта 2024.
  15. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 31 октября 1980 года № 975 «О присуждении Государственных премий СССР 1980 года в области литературы, искусства и архитектуры»
  16. Директор СВР С. Е. Нарышкин поздравил Ирину Колпакову с юбилеем. Служба внешней разведки Российской Федерации. Дата обращения: 8 марта 2024.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!