Климов, Владимир Яковлевич

Материал из «Знание.Вики»
(перенаправлено с «Климов»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Владимир Яковлевич Климов
Владимир Яковлевич Климов.jpg
Дата рождения 23 сентября 1892(1892-09-23)
Место рождения Москва
Дата смерти 9 сентября 1962(1962-09-09) (69 лет)
Место смерти Москва
Страна  Российская империя
 СССР
Научная сфера аэрогазодинамика
Место работы КБ (им. Климова)
Альма-матер МВТУ имени Н. Э. Баумана
Награды и премии

Влади́мир Я́ковлевич Кли́мов (23 сентября 18929 сентября 1962) — советский учёный в области авиационного моторостроения, конструктор авиационных двигателей, генерал-майор инженерно-авиационной службы (1944), академик АН СССР (1953). Дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1957). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949).

Биография

В. Я. Климов родился 11 (23) июля 1892 года в Москве. Семья Климовых произошла из крестьян-отходников Владимирской губернии. Отец — Яков Алексеевич Климов из крестьянин д. Аннино Владимирской губернии. С детского возраста отправился в Москву на заработки, поднялся от ученика до хозяина артели мастеровых, работал по строительным подрядам, разбогател, купил в Москве участок земли и построив на нём доходный дом[1], стал домовладельцем.

Мать — Прасковья Васильевна Устинова из крестьянской семьи соседней деревни Еросово. В семье воспитывалось восемь детей — все они получили хорошее образование.[2]

В 1903 году Владимир Яковлевич поступил в Комиссаровское техническое училище, после которого учился в Императорском Московском техническом училище. В 1918 году окончил МВТУ имени Н. Э. Баумана.

Трудовую деятельность начал в октябре 1917 года. Основные должности, которые он занимал: инженер-конструктор на Коломенском заводе; с 1918 года работал в Совете народного хозяйства, занимаясь авиационными двигателями; возглавлял комиссии, которые занимались закупками лицензий на зарубежные двигатели в Париже и Берлине; преподавал в МВТУ (1918—1928), Ломоносовском институте (1922—1928) и Академии Военно-Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского; заведовал кафедрой в Московском авиационном институте по проектированию авиационных двигателей (1954—1928).[3] Помимо этого, он участвовал в разработках различных двигателей, таких как М-12, М-13, М-23, М-100, М-105, ВК-107, ВК-108 и другие. Разработанные им двигатели устанавливались на бомбардировщиках, которые успешно воевали во Второй мировой.[4]

С августа 1935 года — главный конструктор авиационного завода № 26 в Рыбинске Ярославской области.

С началом Великой Отечественной войны завод № 26 был эвакуирован в Уфу, где Климов проработал все военные годы. С 1946 года возглавил ОКБ в Ленинграде, а с 1947 г., одновременно, — Московское ОКБ-45.

В послевоенный период в ОКБ под руководством Климова разработан ряд воздушно-реактивных двигателей. В 19471949 создаются первые отечественные двигатели с центробежными компрессорами для реактивных самолётов. В 1951 году на основе английского двигателя «Nene» был создан ВК-1Ф — один из первых в мире турбореактивных двигателей, оснащённых форсажной камерой, который устанавливался на истребителях. Помимо конструирования, ученый занимался исследовательской деятельностью: изучал теорию смазки.[5] Он является автором научных статей по изучению внутреннего процесса и динамики авиационных двигателей, по расчету прочности их отдельных элементов.[3]

В 1960 году ушёл на заслуженный отдых. Последние годы жизни прожил в Москве. Владимир Яковлевич Климов скончался 9 сентября 1962 года. Похоронен учёный в столице на Новодевичьем кладбище рядом с женой.[4]

Награды

  • дважды Герой Социалистического Труда (28.10.1940, медаль № 9; 12.07.1957);
  • пять орденов Ленина (29.12.1936; 28.10.1940; 30.12.1943; 02.07.1945; 23.07.1952);
  • орден Суворова 1-й степени (16.09.1945);
  • орден Суворова 2-й степени (19.08.1944);
  • орден Отечественной войны I степени (10.06.1945);
  • орден Трудового Красного Знамени (05.03.1939);
  • медаль «За боевые заслуги» (05.11.1954);
  • Сталинская премия первой степени (1941 год) - за разработку нового авиационного мотора;
  • Сталинская премия второй степени (1943 год) - за усовершенствование авиационного мотора;
  • Сталинская премия первой степени (1946 год) - за создание нового образца авиационного мотора;
  • Сталинская премия первой степени (1949 год) - за создание двигателя;

Память

Именем В. Я. Климова названо Научно-производственное объединение им. Климова (в настоящее время АО «ОДК-Климов» в составе Объединённой двигателестроительной корпорации - АО «ОДК», холдинговой компании ГК «Ростех» в сфере двигателестроитения). 23 октября 2017 года на территории предприятия был открыт памятник В. Я. Климову. На здании завода, выходящем на площадь, установлена мемориальная доска. Ежегодно предприятие проводит конкурс им. В. Я. Климова среди петербургских студентов 3-4 курсов бакалавриата, специалитета и магистратуры дневных отделений вузов и техникумов - «климовские» стипендии.[6]

Имя носит площадь на пересечении Большого Сампсониевского пр. и Кантемировской ул. в Выборгском районе Санкт-Петербурга.[4]

Бюст В. Я. Климова установлен в Москве в начале улицы Авиамоторной, на которой расположен ЦИАМ им. Баранова.

В 2002 году именем Владимира Яковлевича Климова была названа улица в Шевченском районе города Запорожье. Также в Запорожье есть парк академика Климова.

В Санкт-Петербурге 23 октября 2017 года Владимиру Климову на территории двигателе-строительного завода «Климов» открыли памятник.[4]

Примечания

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!